РЕЛИГИОЗНЫЙ ТРАНС РЕЛИГИЯ АВТОРИТАРНАЯ

РЕЛИГИЯ

Найдено 6 определений термина РЕЛИГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЛИГИЯ

мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в сверхъестественное, в существование одного или несколько богов.

   В трудах З. Фрейда содержались различные высказывания о религии. Наиболее полно взгляды на религию отражены в его работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938).

   З. Фрейд определял религию как проецированную во внешний мир психологию. Соответственно ее истоки он исследовал, исходя из психоаналитического понимания природы и особенностей функционирования человеческой психики. Представления верующих о сверхъестественном объяснялись им спецификой вытеснения бессознательных влечений человека. Религиозные верования, по З. Фрейду, – это попытка преодолеть чувственный мир посредством мира желаний. Истоки религиозных чувств древних он видел в обычае отцеубийства на заре становления человечества, веры в Бога – в тоске по отцу, в инфантильных (детских) переживаниях страха, беспомощности, поиске защиты.

   Изучение психических заболеваний привело З. Фрейда к мысли о возможности сравнения навязчивых действий невротиков с религиозными обрядами, совершаемыми верующими людьми. Как те, так и другие отличаются однообразием, повторяемостью, ритуальностью и совершаются бессознательно, неся на себе печать суеверия. З. Фрейд даже утверждал, что на навязчивый невроз можно было бы смотреть как на патологическую копию религии. При таком понимании невроз определяется как индивидуальная религиозность, а религия – как всеобщий невроз навязчивых состояний.

   Исследование в области детской сексуальности побудило З. Фрейда к установлению тесной связи между эдиповым комплексом и верой в Бога. С психоаналитической точки зрения личный бог – это не что иное, как идеализированный отец; религия – общечеловеческий невроз, подобный соответствующему детскому неврозу, коренящемуся в эдиповом комплексе, то есть в амбивалентном отношении ребенка к отцу.

   Изучая взаимоотношения между человеком и культурой, З. Фрейд выдвинул положение о том, что религиозные учения представляют собой иллюзии, порожденные неудовлетворенными желаниями людей, и не являются ни продуктом опыта, ни конечными выводами мышления. Их следует рассматривать в качестве древнейших желаний человечества. Как средство утешения и примирения человека с проблемами и конфликтами его существования эти учения оказываются иллюзорной компенсацией того бессилия, которое он испытывает в природном мире. В соответствии с воззрениями основателя психоанализа религия – это не что иное, как иллюзия, порожденная инфантильной беспомощностью людей в период своего первоначального развития.

   З. Фрейд рассматривал религию в качестве важной составной части «психологического инвентаря культуры», помогающей человеку справиться со своими страхами перед силами природы и неотвратимостью судьбы. На протяжении истории развития человечества религиозные представления имели значительную психологическую ценность для человека. Они основывались на вере. Доказательств им нет. Но насколько они недоказуемы, настолько и неопровержимы.

   Размышляя о религиозном мировоззрении, З. Фрейд не давал оценку истинности религиозных учений. Ему достаточно было подчеркнуть, что по своей психологической природе они оказываются иллюзиями и, как таковые, должны быть устранены из жизни человека.

   По словам З. Фрейда, религия, несомненно, оказала человечеству величайшую услугу в деле усмирения антисоциальных влечений. Ей удавалось спасти многих людей от индивидуального невроза, но делалось это путем включения их в массовое безумие. Кроме того, несмотря на все свои обещания лучшей доли для человека, религия не сделала его ни более счастливым, ни более нравственным. Во всяком случае, безнравственность, констатировал З. Фрейд, во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.

   Не переоцениваем ли мы необходимость религии для человечества? – задавался вопросом З. Фрейд. Мудро ли поступаем, когда безоговорочно верим всему тому, что содержится в священных писаниях? И хотя признание исторической ценности религиозных учений повышает уважение к ним, не следует ли исключить религию при объяснении мотивировок предписаний культуры? Если религия представляет собой универсальный невроз, то не настало ли время, как при психоаналитическом лечении невротиков, заменить результаты иллюзорного отношения к жизни разумной деятельностью человека?

   В поисках ответа на поставленные вопросы З. Фрейд исходил из того, что человечество может обойтись без иллюзорных религиозных утешений. Религия – не вечное достижение, а аналогия невроза, который каждый культурный человек должен преодолеть на своем пути от детства к зрелости. Опорой в его жизнедеятельности должен стать разум. Сосредоточив свои силы не на загробном существовании, а на земной жизни, с помощью науки и разума человек сможет добиться того, чтобы жизнь стала сносной.

   Критическое отношение З. Фрейда к религиозным иллюзиям не означало, что он призывал к насильственному упразднению религии как таковой. Напротив, основатель психоанализа считал, что намерение насильственного ниспровержения ее является абсурдным предприятием, ибо, по словам З. Фрейда, верующий не позволит отнять у себя веру ни доводами разума, ни запретами. Однако новому поколению необходимо воспитание, избавленное от гнета религиозных учений и основанное на разуме.

   З. Фрейд верил в науку, человеческий разум, интеллект. Он считал, что благодаря прогрессу науки и усилиям человеческого разума возможно познание реального мира и сознательное обустройство жизни человека. Для З. Фрейда, как ученого, человеческий разум был сродни богу. Не случайно он неоднократно подчеркивал, что наш бог – это Логос, то есть человеческий разум.

   Предпринятое З. Фрейдом психоаналитическое изучение религии нашло свое дальнейшее отражение в работах ряда психоаналитиков, включая Э. Джонса (1879–1958), Т. Райка (1888–1969), Э. Фромма (1900–1980) и др. Так, в работах «Присущее и чуждое Богу» (1923), «Догма и идея принуждения» (1927) Т. Райк исследовал связь между религией и маниакальным состоянием, инфантильным развитием и набожностью, психической установкой ребенка к отцу и религиозным отношением взрослого человека к Богу. В книге «Догмат о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре» (1963) Э. Фромм предпринял попытку выяснения того, как и каким образом изменения в религиозных концепциях связаны, с одной стороны, с опытом младенческих отношений с отцом или матерью, а с другой – с изменениями в социальной и экономической ситуации.

   Если Т. Райк показал, что религиозный догмат в истории человечества соответствует «невротической одержимости мысли» и является «выражением иррационального маниакального мышления», то, согласно Э. Фромму, победа догмата стала возможной не благодаря внутреннему психологическому конфликту, а в результате стагнации и упадка «экономики и связанных с ней социальных и политических сил». Если З. Фрейд рассматривал религию в качестве проецированной во внешний мир психологии, то для Э. Фромма религия – это «проявление духа конкретно-исторического процесса, специфических социальных и культурных обстоятельств данного общества».    

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

РЕЛИГИЯ

от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Р. – один из основных, наряду с моралью и правом, регуляторов поведения человека. Исторические формы развития Р.: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Источник: Словарь конфликтолога

РЕЛИГИЯ

religion) Относительно представления Фрейда о том, что религиозные идеи являются "иллюзиями, осуществлением самых древних, сильных и самых настоятельных желаний человечества", см. его работу "будущее одной иллюзии" (1927), где он объясняет веру в Бога как ответ на признание человеческой беспомощности: "…ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите - защите через любовь, которая обеспечивалась отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный". Относительно его мнения, что религиозные чувства суть регрессии "к ранней фазе чувства ЭГО" см. работу "НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ" (1930); см. также ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. По поводу протестантских пасторско-психоаналитических взглядов на отношение Фрейда к религии см. psycho-analysis and faith (1963) (письма Зигмунда Фрейда и Оскара Пфистера). После Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентированным на МАТЬ, и новые теологи занимались устранением "оттуда" идеи Бога. В результате сложно оценить место работ Фрейда в современной религиозной ситуации. О параллелях между религиозными и обсессивными РИТУАЛАМИ (см. также НАВЯЗЧИВОСТЬ) см. Freud obsessive actions and religious practices (1907), где он писал: "На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию - как универсальный обсессивный невроз". См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

РЕЛИГИЯ

согласно З. Фрейду - специфическая форма мировоззрения, образованная как результат насильственного вытеснения бессознательных влечений и действия комплекса Эдипа. Религия выполняет три существенные функции:

1) удовлетворяет любознательность - объясняет происхождение и развитие мира;

2) умаляет страх перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает в несчастии;

3) дает авторитетные предписания, запреты, ограничения, правила и советы для поведения.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

РЕЛИГИЯ

В основном — система убеждений с либо институциализированными, либо традиционно определяемыми моделями церемоний. Многими исследователями религия рассматривается как культурно универсальная система, неизменно возникающая в результате потребности понимать человеческое состояние. У большинства, хотя и не у всех, религий имеются некоторые общие характеристики, особенно представление о высшей сущности (одной или неких), обещание доступа к идеальному существованию после смерти.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Религия

1. «вера в существование души» (Тайлор, 1871), а также связанные с этим верованияем учреждения и практика (храмы, молитвы и др.); 2. культурно универсальная система убеждений и церемоний, неизменно, у всех народов и в самом начале их истории возникающая в результате потребности понимать и контролировать события внешнего мира, а также внутриличностные процессы; 3. одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 4. любое из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, например, ислам, христианство; 5. результат осознания человеком существования бесконечно сложного мира и веры на обнадеживающе разумно и целесообразно устроенного мира, при этом Бог или некий высший разум является символом всего того бесконечно разнообразного и беспредельного, что все еще неизвестно человеку или понять которое последний в принципе никогда не сможет. При этом роль священнослужителей сводится к минимому или вообще теряется всякое значение. Религия в этом ее представлении отнюдь не противоречит науке и даже наоборот, наука не может рассматриваться как основание для фанатичного атеизма и богоборчества. Такое понимание религии и Бога не обязательно бывает связано с мистикой, обрядами и другой атрибутикой обычного вероисповедения, да именно так чаще всего и бывает, здесь человек лично сам неизменно выступает как представитель или земная ипостась Бога со всеми вытекающими из этого обязанностями и ответственностью за себя и другие живые существа. Нередко таких людей называют атеистами со всеми, какие только возможны, уничижительными метафорами; 6. в психоанализе – вариант или некая параллель обсессивного невроза :»На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию – как универсальный обсессивный невроз» (Фрейд, 1907). В работе «Будущее одной иллюзии (1927) З.Фрейд объясняет веру в бога как реакцию на признание человеческой беспомощности: «...ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите – через любовь, которая обеспечивается отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный». После З.Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентирированным на мать, и протестантские теологи активно занимались устранением «оттуда» идеи Бога.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психология и религия в системе реализации духовных образов видений и сновидений при формировании сос

Смаглий Михаил Евгеньевич, Смаглий Евгений Иванович
В работе дан анализ взаимодействия психологии и религии в системе реализации духовных образов посредством анализа символов видений и сновидений, формализуемых в самоотчетах, фантазиях и рисунках испытуемых при формировании психического состояния уверенности в действиях спортсменов. Показана возможность активизации взаимодействия бессознательного и осознаваемого уровня психики посредством формирования образов. Уверенность является системным психическим состоянием спортсмена.
Скачать PDF

Религия и психологическая наука в постсоветской России

Богданов В. А.
A psychological analysis of man's spiritual Ufe is presented. The author combines modern scientific approaches with models developed in trans-personal experiences.
Скачать PDF

Религия, пространство производства удовольствия

Сосланд Александр Иосифович
В статье предлагается новый взгляд на рецепцию религиозного дискурса. Он рассматривается с точки зрения «новой гедонистической логики», разрабатываемой автором в рамках его проекта «аттрактив1анализ». Обсуждаются ключевые концепты его подхода, такие как «гедонистически1трансгредиентный нарратив» и «цис1транс». В свете этих концептов разбираются отдельные нарративные ситуации, где отчетливо прослеживается связь религиозного и гедонистического.
Скачать PDF

Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования)

Малявина Светлана Сергеевна
В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования места религии в мировоззрении атеистов, представителей современной молодежи, а именно результаты изучения ценностного отношения, совокупности представлений, эмоционального принятия атеистами религии, поведения атеистов в контексте религии. Материалы исследования обнаружили, что особенности ценностного отношения к религии у представителей изучаемой группы характеризуются субъективизмом и номинативностью; их представлениям о религии свойственны поверхностность и бессистемность, при этом их осведомленность в отношении православного христианства несколько выше, чем в отношении других религий; эмоциональное отношение характеризуется неустойчивостью и противоречивостью с преобладанием негативных переживаний. Поведению некоторых атеистов свойственно наличие прошлого религиозного опыта, от которого они хотят отрешиться. Среди современной молодежи есть те, кто идентифицирует себя как атеиста, но его мировоззренческая позиция в отношении религии характеризуется стихийностью, фрагментарностью, демонстративным отвержением, в основе которых лежит опыт поверхностной религиозной инкультурации.
Скачать PDF

Религия и психическое здоровье

Кубурич З., Зотова А.
Вэтой статье мы представим эмпирическое исследование, мотивированное желанием изучить влияние религии на психическое здоровье через сравнение ответов респондентов из числа сербского населения в целом, из числа приверженцев господствующей религии и небольших конфессиональных общин, а также психиатрических пациентов. Выборка состоит из 621 респондента: верующих Сербской Православной Церкви, Адвентистов Седьмого Дня, баптистов, и пятидесятников (N=303); населения в целом (N=225) и пациентов психиатрических клиник (N=94). Использовалась программа обработки данных MMPI-201. Вопросы, на которые пытается ответить данная статья, следующие: на какие переменные, связанные с психическим здоровьем, влияют религии, и приводит ли религия к улучшению или к угрозе психическому здоровью? Каким образом общество устанавливает критерии для оценки «другого» и «отличающегося», и как это отражается на самооценке подростков? Эти и ряд других вопросов, поставленных в процессе работы, открывают возможность практического применения данного исследования.
Скачать PDF

Психология, религия и Наука о бессмертии - кто чем напуган?

Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Сергеева Е.А.
Приводятся результаты исследования отношений к смерти у свидетелей Иеговы, участников конференции, посвященной бессмертию, и студентов-психологов. Поднимается вопрос о суицидальном риске в данных группах и о защитах от страхов смерти, а также о причинах тропизма к тем или иным группам.
Скачать PDF

Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия

Гримсолтанова Р.Э., Батыгов З.О.
В статье раскрываются вопросы экзистенциального значения религии в социализации и адаптации молодежи в условиях постконфликтного региона. Приводится теоретический анализ того, как понимается феномен одержимости джинном (нечистой силой) в трех крупных религиях (иудаизм, христианство, ислам), и что приводится в качестве учения об одержимости человека нечистой силой в Торе, Библии и Коране. Религии ислам, христианство и иудаизм подтверждают существование нечистой силы и ее влияние на человека, также приводится анализ того, в чем главные сходства и различия данного аспекта во всех трех религиях. Примечательно и то, что все три религии предлагают одинаковый метод в изгнании нечистой силы из тела человека. Чрезмерная мифологизация определенных религиозных контентов может служить деструктивной трансформацией и деформацией личности, т. к. на этапе чрезмерной мифологизации религиозность личности начинает приобретать избыточность и носить нетрадиционный религиозный характер. С помощью контент-анализа специально составленной нами анкеты исследуются вопросы, связанные с вероисповеданием в молодежной среде, религиозностью, осведомленностью респондентов в религиозных учениях, связанных с одержимостью человека нечистой силой, аспект восприятия и переживания в молодежной среде мифологического страха, религиозные аспекты в понимании одержимости человека нечистой силой и процесса отчитки. Главным образом, в статье приводятся подробные результаты анкетирования в процентном соотношении реципиентов, испытывающих мифологический страх в гендерных группах юношеского возраста; распределение гендерных групп на подгруппы в зависимости от степени переживания мифологического страха. Приведены количественные и качественные соотношения между гендерными группами и подгруппами.
Скачать PDF

Психологическое консультирование религиозных клиентов

Черняева Светлана Анатольевна
В статье рассматриваются особенности психологического консультирования религиозных клиентов, специфика их ситуаций и мотивации к консультированию. С этой целью представлен психологический анализ религиозности. Выделяются и описываются основные психологические составляющие религиозности.
Скачать PDF

Религиозность как условие личностного самоопределения

Будич Н. Ю.
В статье рассмотрена проблема личностного самоопределения, описаны факторы и условия, его определяющие. Личностная религиозность представлена как одно из условий успешного личностного самоопределения.
Скачать PDF

Психология религии: методологические и историко-психологические перспективы

Сметанова Юлия Валерьевна
Обозначены два пути развития психологии религии: отечественный и западный. Отечественная психология религии, определяемая как «новая» отрасль психологического знания, отличается существенным недостатком в ней конкретных исследований. Исторический путь развития психологии религии определил проблему предмета данной науки и ее методологические особенности. Основные методологические проблемы психологии религии: лексическая проблема языка исследования, проблема специфики респондентов, позиции исследователя, проблема выбора методов. Через обозначение общих подходов (качественный количественный) к организации и проведению исследований в психологии представлены пути решения этих проблем. Логика подходов позволяет предсказывать общие результаты и выводы исследований, реализованных в русле того или иного подхода.
Скачать PDF

«Проблема Микки Мауса» и «Проблема Зевса» в современном когнитивном религиоведении

Сергиенко Роман Александрович
Статья посвящена рассмотрению проблем, которые возникли в рамках современного подхода к исследованию религий и религиозных представлений когнитивного религиоведения: «проблема Микки Мауса» и «проблема Зевса».
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоне

Пфау Татьяна Вильевна
Описываются результаты исследований, посвященных изучению проблемы личности человека с нетрадиционным вероисповеданием. Исследованы особенности социально-психологической адаптации, осознаваемые и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона.
Скачать PDF