РЕЛИГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЛИГИЯ
от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Р. – один из основных, наряду с моралью и правом, регуляторов поведения человека. Исторические формы развития Р.: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

РЕЛИГИЯ
В основном — система убеждений с либо институциализированными, либо традиционно определяемыми моделями церемоний. Многими исследователями религия рассматривается как культурно универсальная система, неизменно возникающая в результате потребности понимать человеческое состояние. У большинства, хотя и не у всех, религий имеются некоторые общие характеристики, особенно представление о высшей сущности (одной или неких), обещание доступа к идеальному существованию после смерти.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

РЕЛИГИЯ
согласно З. Фрейду - специфическая форма мировоззрения, образованная как результат насильственного вытеснения бессознательных влечений и действия комплекса Эдипа. Религия выполняет три существенные функции:
1) удовлетворяет любознательность - объясняет происхождение и развитие мира;
2) умаляет страх перед опасностями и превратностями жизни, вселяет уверенность в добром исходе, утешает в несчастии;
3) дает авторитетные предписания, запреты, ограничения, правила и советы для поведения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Религия
В психологическом аспекте Е. рассматривается как способ и форма духовной связи между людьми. Ее функция - объединить индивидуумы в общую веру посредством священных предметов или ритуалов. Это глубокое, вечное и универсальное чувство соответствует, вероятнее всего, чувству беспомощности человека в вечном и безграничном космосе и его необходимости искать в чем-то большей уверенности. Еелигиозная вера, являющаяся реакцией на неуверенность в жизни и страх смерти, успокаивает человека, переживающего экзистенциальную тревожность. Для некоторых людей Р. представляет собой средство сохранения психического равновесия. Часто во время психических расстройств можно наблюдать перемену как в силе, так и в направленности религиозных верований - лица, до того неверующие, становятся очень религиозными или, наоборот, религиозные до того становятся неверующими. В некоторых случаях это, возможно, происходит от непосредственного влияния болезненных психотических переживаний (расстройства в мышлении - сверхзначимых и бредовых мыслей или галлюцинаторных восприятий).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

РЕЛИГИЯ
religion) Относительно представления Фрейда о том, что религиозные идеи являются "иллюзиями, осуществлением самых древних, сильных и самых настоятельных желаний человечества", см. его работу "будущее одной иллюзии" (1927), где он объясняет веру в Бога как ответ на признание человеческой беспомощности: "…ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите - защите через любовь, которая обеспечивалась отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный". Относительно его мнения, что религиозные чувства суть регрессии "к ранней фазе чувства ЭГО" см. работу "НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ" (1930); см. также ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. По поводу протестантских пасторско-психоаналитических взглядов на отношение Фрейда к религии см. psycho-analysis and faith (1963) (письма Зигмунда Фрейда и Оскара Пфистера). После Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентированным на МАТЬ, и новые теологи занимались устранением "оттуда" идеи Бога. В результате сложно оценить место работ Фрейда в современной религиозной ситуации. О параллелях между религиозными и обсессивными РИТУАЛАМИ (см. также НАВЯЗЧИВОСТЬ) см. Freud obsessive actions and religious practices (1907), где он писал: "На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию - как универсальный обсессивный невроз". См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Религия
1. «вера в существование души» (Тайлор, 1871), а также связанные с этим верованияем учреждения и практика (храмы, молитвы и др.); 2. культурно универсальная система убеждений и церемоний, неизменно, у всех народов и в самом начале их истории возникающая в результате потребности понимать и контролировать события внешнего мира, а также внутриличностные процессы; 3. одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 4. любое из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, например, ислам, христианство; 5. результат осознания человеком существования бесконечно сложного мира и веры на обнадеживающе разумно и целесообразно устроенного мира, при этом Бог или некий высший разум является символом всего того бесконечно разнообразного и беспредельного, что все еще неизвестно человеку или понять которое последний в принципе никогда не сможет. При этом роль священнослужителей сводится к минимому или вообще теряется всякое значение. Религия в этом ее представлении отнюдь не противоречит науке и даже наоборот, наука не может рассматриваться как основание для фанатичного атеизма и богоборчества. Такое понимание религии и Бога не обязательно бывает связано с мистикой, обрядами и другой атрибутикой обычного вероисповедения, да именно так чаще всего и бывает, здесь человек лично сам неизменно выступает как представитель или земная ипостась Бога со всеми вытекающими из этого обязанностями и ответственностью за себя и другие живые существа. Нередко таких людей называют атеистами со всеми, какие только возможны, уничижительными метафорами; 6. в психоанализе – вариант или некая параллель обсессивного невроза :»На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию – как универсальный обсессивный невроз» (Фрейд, 1907). В работе «Будущее одной иллюзии (1927) З.Фрейд объясняет веру в бога как реакцию на признание человеческой беспомощности: «...ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите – через любовь, которая обеспечивается отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный». После З.Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентирированным на мать, и протестантские теологи активно занимались устранением «оттуда» идеи Бога.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

РЕЛИГИЯ
мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в сверхъестественное, в существование одного или несколько богов.
   В трудах З. Фрейда содержались различные высказывания о религии. Наиболее полно взгляды на религию отражены в его работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938).
   З. Фрейд определял религию как проецированную во внешний мир психологию. Соответственно ее истоки он исследовал, исходя из психоаналитического понимания природы и особенностей функционирования человеческой психики. Представления верующих о сверхъестественном объяснялись им спецификой вытеснения бессознательных влечений человека. Религиозные верования, по З. Фрейду, – это попытка преодолеть чувственный мир посредством мира желаний. Истоки религиозных чувств древних он видел в обычае отцеубийства на заре становления человечества, веры в Бога – в тоске по отцу, в инфантильных (детских) переживаниях страха, беспомощности, поиске защиты.
   Изучение психических заболеваний привело З. Фрейда к мысли о возможности сравнения навязчивых действий невротиков с религиозными обрядами, совершаемыми верующими людьми. Как те, так и другие отличаются однообразием, повторяемостью, ритуальностью и совершаются бессознательно, неся на себе печать суеверия. З. Фрейд даже утверждал, что на навязчивый невроз можно было бы смотреть как на патологическую копию религии. При таком понимании невроз определяется как индивидуальная религиозность, а религия – как всеобщий невроз навязчивых состояний.
   Исследование в области детской сексуальности побудило З. Фрейда к установлению тесной связи между эдиповым комплексом и верой в Бога. С психоаналитической точки зрения личный бог – это не что иное, как идеализированный отец; религия – общечеловеческий невроз, подобный соответствующему детскому неврозу, коренящемуся в эдиповом комплексе, то есть в амбивалентном отношении ребенка к отцу.
   Изучая взаимоотношения между человеком и культурой, З. Фрейд выдвинул положение о том, что религиозные учения представляют собой иллюзии, порожденные неудовлетворенными желаниями людей, и не являются ни продуктом опыта, ни конечными выводами мышления. Их следует рассматривать в качестве древнейших желаний человечества. Как средство утешения и примирения человека с проблемами и конфликтами его существования эти учения оказываются иллюзорной компенсацией того бессилия, которое он испытывает в природном мире. В соответствии с воззрениями основателя психоанализа религия – это не что иное, как иллюзия, порожденная инфантильной беспомощностью людей в период своего первоначального развития.
   З. Фрейд рассматривал религию в качестве важной составной части «психологического инвентаря культуры», помогающей человеку справиться со своими страхами перед силами природы и неотвратимостью судьбы. На протяжении истории развития человечества религиозные представления имели значительную психологическую ценность для человека. Они основывались на вере. Доказательств им нет. Но насколько они недоказуемы, настолько и неопровержимы.
   Размышляя о религиозном мировоззрении, З. Фрейд не давал оценку истинности религиозных учений. Ему достаточно было подчеркнуть, что по своей психологической природе они оказываются иллюзиями и, как таковые, должны быть устранены из жизни человека.
   По словам З. Фрейда, религия, несомненно, оказала человечеству величайшую услугу в деле усмирения антисоциальных влечений. Ей удавалось спасти многих людей от индивидуального невроза, но делалось это путем включения их в массовое безумие. Кроме того, несмотря на все свои обещания лучшей доли для человека, религия не сделала его ни более счастливым, ни более нравственным. Во всяком случае, безнравственность, констатировал З. Фрейд, во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.
   Не переоцениваем ли мы необходимость религии для человечества? – задавался вопросом З. Фрейд. Мудро ли поступаем, когда безоговорочно верим всему тому, что содержится в священных писаниях? И хотя признание исторической ценности религиозных учений повышает уважение к ним, не следует ли исключить религию при объяснении мотивировок предписаний культуры? Если религия представляет собой универсальный невроз, то не настало ли время, как при психоаналитическом лечении невротиков, заменить результаты иллюзорного отношения к жизни разумной деятельностью человека?
   В поисках ответа на поставленные вопросы З. Фрейд исходил из того, что человечество может обойтись без иллюзорных религиозных утешений. Религия – не вечное достижение, а аналогия невроза, который каждый культурный человек должен преодолеть на своем пути от детства к зрелости. Опорой в его жизнедеятельности должен стать разум. Сосредоточив свои силы не на загробном существовании, а на земной жизни, с помощью науки и разума человек сможет добиться того, чтобы жизнь стала сносной.
   Критическое отношение З. Фрейда к религиозным иллюзиям не означало, что он призывал к насильственному упразднению религии как таковой. Напротив, основатель психоанализа считал, что намерение насильственного ниспровержения ее является абсурдным предприятием, ибо, по словам З. Фрейда, верующий не позволит отнять у себя веру ни доводами разума, ни запретами. Однако новому поколению необходимо воспитание, избавленное от гнета религиозных учений и основанное на разуме.
   З. Фрейд верил в науку, человеческий разум, интеллект. Он считал, что благодаря прогрессу науки и усилиям человеческого разума возможно познание реального мира и сознательное обустройство жизни человека. Для З. Фрейда, как ученого, человеческий разум был сродни богу. Не случайно он неоднократно подчеркивал, что наш бог – это Логос, то есть человеческий разум.
   Предпринятое З. Фрейдом психоаналитическое изучение религии нашло свое дальнейшее отражение в работах ряда психоаналитиков, включая Э. Джонса (1879–1958), Т. Райка (1888–1969), Э. Фромма (1900–1980) и др. Так, в работах «Присущее и чуждое Богу» (1923), «Догма и идея принуждения» (1927) Т. Райк исследовал связь между религией и маниакальным состоянием, инфантильным развитием и набожностью, психической установкой ребенка к отцу и религиозным отношением взрослого человека к Богу. В книге «Догмат о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре» (1963) Э. Фромм предпринял попытку выяснения того, как и каким образом изменения в религиозных концепциях связаны, с одной стороны, с опытом младенческих отношений с отцом или матерью, а с другой – с изменениями в социальной и экономической ситуации.
   Если Т. Райк показал, что религиозный догмат в истории человечества соответствует «невротической одержимости мысли» и является «выражением иррационального маниакального мышления», то, согласно Э. Фромму, победа догмата стала возможной не благодаря внутреннему психологическому конфликту, а в результате стагнации и упадка «экономики и связанных с ней социальных и политических сил». Если З. Фрейд рассматривал религию в качестве проецированной во внешний мир психологии, то для Э. Фромма религия – это «проявление духа конкретно-исторического процесса, специфических социальных и культурных обстоятельств данного общества».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
494.03 кб

Психология и религия в системе реализации духовных образов видений и сновидений при формировании сос

Смаглий Михаил Евгеньевич, Смаглий Евгений Иванович
В работе дан анализ взаимодействия психологии и религии в системе реализации духовных образов посредством анализа символов видений и сновидений, формализуемых в самоотчетах, фантазиях и рисунках испытуемых при формировании психиче
Читать PDF
2.49 мб

Религия и психологическая наука в постсоветской России

Богданов В. А.
A psychological analysis of man's spiritual Ufe is presented. The author combines modern scientific approaches with models developed in trans-personal experiences.
Читать PDF
145.50 кб

Религия, пространство производства удовольствия

Сосланд Александр Иосифович
В статье предлагается новый взгляд на рецепцию религиозного дискурса. Он рассматривается с точки зрения «новой гедонистической логики», разрабатываемой автором в рамках его проекта «аттрактив1анализ».
Читать PDF
100.27 кб

Религия в мировоззрении атеистов (по материалам качественного исследования)

Малявина Светлана Сергеевна
В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования места религии в мировоззрении атеистов, представителей современной молодежи, а именно результаты изучения ценностного отношения, совокупности представлени
Читать PDF
101.59 кб

Религия и межрелигиозное сотрудничество в Албании

Фуррику X.
Читать PDF
186.82 кб

Астрология и религия

Баюткина Анастасия Валерьевна
В статье анализируется взаимосвязь астрологии с религией. Астрология рассматривается как важное культурологическое явление.
Читать PDF
229.25 кб

Об особенностях издания труда В. Й. Мансикки «Религия восточных славян» (М. : ИМЛИ им. А. М. Горьког

Грузнова Е. Б.
Читать PDF
492.31 кб

Религия и психическое здоровье

Кубурич З. , Зотова А.
Вэтой статье мы представим эмпирическое исследование, мотивированное желанием изучить влияние религии на психическое здоровье через сравнение ответов респондентов из числа сербского населения в целом, из числа приверженцев господс
Читать PDF
795.97 кб

Психология, религия и Наука о бессмертии - кто чем напуган?

Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Сергеева Е.А.
Приводятся результаты исследования отношений к смерти у свидетелей Иеговы, участников конференции, посвященной бессмертию, и студентов-психологов.
Читать PDF
527.64 кб

Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия

Гримсолтанова Р.Э., Батыгов З.О.
В статье раскрываются вопросы экзистенциального значения религии в социализации и адаптации молодежи в условиях постконфликтного региона.
Читать PDF
849.40 кб

РЕЛИГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ВЛИЯНИЯ РАДИКАЛЬН

Кантицкий Олег Васильевич
Распространение радикальных и экстремистских течений в пенитенциарных учреждениях является одним из факторов, дезорганизующих работу исправительных учреждений, затрудняющих процессы ресоциализации и социальной адаптации осужденных
Читать PDF
302.60 кб

Религия и культура в современном российском обществе

Новиков А. А.
Читать PDF
1.82 мб

97. 01. 013. Радклифф-Браун А. Р. Религия и общество1. Radcliffe-Brown A. R. Religion and society //

Читать PDF
0.00 байт

Религия как духовная основа культуры в концепции евразийцев

Кексель Елена Николаевна
В рамках культурологической концепции евразийства рассматривается взаимодействие культуры и религии, которое обосновывается с позиции духовного единства.
Читать PDF
79.12 кб

Религия, свобода совести и новые технологии в постсекулярном мире

Минченко Татьяна Петровна
Выделены основные подходы к пониманию постсекулярного как нового пространства, связанного с преобразованием прежнего деления на светское и религиозное.

Похожие термины:

  • РЕЛИГИЯ АВТОРИТАРНАЯ

    согласно Э. Фромму, один из типов теистической или нетеистической (светской) религии, отличающийся признанием некой высшей незримой силы, управляющей судьбами и требующей послушания, почитания и
  • РЕЛИГИЯ: ЧЕРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    совокупность типичных психологических характеристик религиозных верований, к коим, согласно З. Фрейду, относятся: священный характер, косность, нетерпимость и запрет на мысль - в целях самозащиты.
  • Гражданская религия

    civic religion) - квази-религиозные убеждения и ритуалы (например, салютование национальному флагу, спортивные состязания, ношение одежды с символами своей принадлежности к какому-то общественному движ
  • РЕЛИГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

    согласно Э. Фромму - один из типов теистической или нетеистической религии, отличительный признак которой - избрание человека и его силы как центра, родственного всему миру, постигаемого мыслью и л
  • Мораль и религия

    важнейшие стороны культуры, формирующие человека и регулирующие его поведение (отношение к миру) на основе специфических чувств, убеждений, санкций и т.п. - религия (от лат «связывать, соединять») к
  • Религия и психология

    religion and psychology) Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему нек-рые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами еписко
  • ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ

    Со времен первобытного общества медицина и религия были связаны между собой, поскольку во многом именно страдание (болезнь) сформировало у человека религиозное чувство, мысль о Боге. Современная
  • РЕЛИГИЯ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ

    Междисциплинарная область, включающая эту социологов, антропологов, философов, социальных психологов и теологов. Основное внимание здесь уделяется: (а) тем универсальным потребностям человеческ
  • Функционалистская теория религии

    общее название теорий религии, изучающих ее функции. Например, Парсон указывает на следущие мотивационные ориентации религии: 1. обеспечение центральной, в конечном счете объединяющей, системы уб
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНСТИНКТ

    гипотеза о существовании у человека врожденной религиозности.
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ ТРАНС

    См. транс, религиозный.
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

    Отрасль в рамках психологии, занимающаяся происхождением религий, их ролью в жизни людей, природой религиозных установок, религиозным опытом и т.д.
  • КОНФЛИКТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

    фактор потенциальной конфликтности общества; конфликтность, связанная с различным пониманием сущности и форм реализации религиозной потребности различными субъектами социальной жизни. Доказан
  • РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА

    Religious attitude; religios Einstellung) - психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу."Ясно, что под понятием "религи
  • Переживания религиозного обращения

    Категория. Особые, прежде всего эмоциональные, переживания высокой субъективной интенсивности, доходящие до экстаза (восторженность, счастье), связанные личностным принятием религиозных воззрен
  • Мышление религиозное

    1. психологии - общее название особенностей мышления, на которое оказывает влияние религиозная вера или, н исключено, посредством которого индивиды обращаются в религиозную веру. У верующих людей
  • Религиозное поведение

    religious behavior) Религия имеет дело с таким количеством неосязаемых вещей, что научное изучение религии как таковой оказывается почти невозможным. Едва ли не единственный удобный путь для науки подсту
  • ПОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) - вплоть до базовых принципов, религиозное знание - в рамках любой конфессии - обычно направлено на
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ

    согласно З. Фрейду, представления религиозные - высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, что само не обнаруживается и требует веры; они пр
  • СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    с позиций материализма - фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил. Имее