ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
РЕЛИГИИ, ПСИХОЛОГИЯ
Отрасль в рамках психологии, занимающаяся происхождением религий, их ролью в жизни людей, природой религиозных установок, религиозным опытом и т.д.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
раздел психологии, где изучаются психологические источники веры в бога (религии), ее роль в жизни людей, природа религиозных убеждений и религиозного опыта (переживаний) и ряд других вопросов, связанных с религией.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Религии психология
лат. religio - совестливость, благоговение, набожность, святость, прегрешение, добросовестность) – отрасль психологии, занимающаяся исследованием психологических причин происхождения религий, изучением роли религии в жизни людей, природы религиозных установок, особенностей религиозного опыта, его влияния на поведение людей и др.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
отрасль социальной психологии; имеет тенденцию стать самостоятельной психологической наукой. Предмет П. Р.— религиозное сознание и его объективизация в религиозных ритуалах, а задача — научно обоснованная работа по профилактике религиозных предрассудков и суеверий и перевоспитание верующих.
Основная категория П. р.— понятие веры как обязательного компонента религиозного сознания, которому подчинены такие психические явления и понятия, как молитва, грех, жертва, исповедь, религиозные ритуалы, суеверия, неверие.
Основная категория П. р.— понятие веры как обязательного компонента религиозного сознания, которому подчинены такие психические явления и понятия, как молитва, грех, жертва, исповедь, религиозные ритуалы, суеверия, неверие.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Психология религии
направление в психологии, которое в качестве предмета изучения имеет религиозное сознание, поведение и опыт в контексте рассмотрения отношений человека с Богом. При этом особое внимание уделяется исследованию воздействия религиозной веры на духовную жизнь человека.
Психологические исследования религиозной жизни впервые осуществил У. Джемс, который утверждал, что ценность религиозного опыта для человека определяется обретением смысла жизни, происходящего из мира духовного. Духовная природа человека вызывала интерес и у русских мыслителей, так как являлась, по их мнению, носительницей сознания, которое определялось ими как предмет религиозной психологии наряду с душой, а основным методом психологического познания признавалось самопознание. Такое понимание П. р., по сути, раскрывает ее предметное содержание как учение о духе. Однако современное многообразие представлений о духовности создает определенные сложности при определении понятия «дух».
Литература
Дворецкая М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении восточно-христианской церкви эпохи Средневековья: психологический аспект. СПб., 2004.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
Рубинштейн С. Л. Психология Шпрангера как наука о духе // Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
Психологические исследования религиозной жизни впервые осуществил У. Джемс, который утверждал, что ценность религиозного опыта для человека определяется обретением смысла жизни, происходящего из мира духовного. Духовная природа человека вызывала интерес и у русских мыслителей, так как являлась, по их мнению, носительницей сознания, которое определялось ими как предмет религиозной психологии наряду с душой, а основным методом психологического познания признавалось самопознание. Такое понимание П. р., по сути, раскрывает ее предметное содержание как учение о духе. Однако современное многообразие представлений о духовности создает определенные сложности при определении понятия «дух».
Литература
Дворецкая М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении восточно-христианской церкви эпохи Средневековья: психологический аспект. СПб., 2004.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
Рубинштейн С. Л. Психология Шпрангера как наука о духе // Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности сознания религиозного, его структуру и функции. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и представителей различных сект.
Возникла в конце XIX - начале XX в. Накопила значительный материал о содержании сознания религиозного, а также о состояниях эмоциональных и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В ней существует несколько течений, основанных на различных теоретико-методологических основаниях.
Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:
1) теория общая психологии религии - изучает содержание и структуру сознания религиозного, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;
2) психология религии дифференциальная рассматривает сознание религиозное и чувства верующих с учетом конкретной среды социальной и исторической эпохи;
3) психология групп религиозных изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих;
4) психология культа религиозного исследует воздействие религиозных обрядов на психику;
5) психология педагогическая воспитания атеистического разрабатывает принципы формирования мировоззрения атеистического.
Возникла в конце XIX - начале XX в. Накопила значительный материал о содержании сознания религиозного, а также о состояниях эмоциональных и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В ней существует несколько течений, основанных на различных теоретико-методологических основаниях.
Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:
1) теория общая психологии религии - изучает содержание и структуру сознания религиозного, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;
2) психология религии дифференциальная рассматривает сознание религиозное и чувства верующих с учетом конкретной среды социальной и исторической эпохи;
3) психология групп религиозных изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих;
4) психология культа религиозного исследует воздействие религиозных обрядов на психику;
5) психология педагогическая воспитания атеистического разрабатывает принципы формирования мировоззрения атеистического.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Психология религии
лат. religio — совестливое отношение к чему-либо] — отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. П. р. возникла в конце XIX — начале XX в. (В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог (дух), рай, ад, грех и др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. В П. р. существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основаниях. Советская П. р. использует теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: 1 ) общая теория П. р. изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; 2) дифференциальная П. р. рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; 3) психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; 4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека; 5) педагогическая психология атеистического воспитания разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения. В.И. Лебедев
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. П. р. возникла в конце XIX – начале XX в. (В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как Бог (Дух), рай, ад, грех и др., а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. Изучение П. р. включает в себя сбор и классификацию данных, а также построение и верификацию (установление истинности опытным путем) теорий. В первом из этих видов деятельности психология пересекается с феноменологией религии, также занимающейся описанием религиозного опыта и связанных с ним явлений. Наиболее примечательная по психологии религии работа У. Джемса (1842–1910) «Многообразие религиозного опыта», где предпринята попытка объяснить религиозные видения как результат вторжения из сферы бессознательного. У Джемса примеры были взяты из сферы религиозной жизни протестантского христианства, поэтому он оставил нерешенной проблему соотношения индивидуальной психологии и символов различных культур и традиций. Более радикальную позицию занимает американский психолог Дж. Леуба (1868–1946). В работе «Психологическое исследование религии» он предпринял попытку рассмотреть мистический опыт с точки зрения психологии и физиологии по аналогии с опытом, вызванным искусственно при помощи наркотических веществ. Леуба настаивал на натуралистическом объяснении феномена религии и на необходимости научного исследования П. р. В дальнейшем З. Фрейд идею Бога выводил из образа отца, а религиозную веру объяснял инфантилизмом и неврозом. Рассматривая библейскую историю, он пытался интерпретировать ее в соответствии со своей теорией происхождения религии, но библеисты и историки не приняли интерпретации Фрейда. Проблемами П. р. занимались К. Юнг, Э. Фромм и другие. В настоящее время в П. р. существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основах. Советская П. р. использовала теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ПСІХАЛОГІЯ РЭЛІГІІ / PSYCHOLOGY OF RELIGION– отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания и поведения, его структуру и функции, предполагает применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Задача П. р.– исследование того, каким образом и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей, что может быть достигнуто за счет диалога между психологией и теологией. П. р. возникла в конце XIX– начале XX в. (В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов. У. Джемс (1842–1910) в своей работе «Многообразие религиозного опыта» попытался объяснить религиозные видения как результат вторжения из сферы бессознательного. Д. Х. Леуба (1868–1946) в работе «Психологическое исследование религии» предпринял попытку рассмотреть мистический опыт с точки зрения психологии и физиологии, по аналогии с опытом, вызванным искусственно при помощи наркотических веществ. Д. Х. Леуба настаивал на натуралистическом объяснении феномена религии и на необходимости научного исследования П. р. В дальнейшем З. Фрейд идею Бога выводил из образа отца, а религиозную веру объяснял инфантилизмом и неврозом. Проблемами П. р. занимались К. Юнг , Э. Фромм и др. В настоящее время в П. р. существует несколько течений, базирующихся на различных теоретико-методологических основах, что обусловливает широкое разно образие методологического инструментария, используемого в П. р. Известный американский психолог религии Р. Худ выделил следующие методы, используемые в настоящее время в П. р.: опросы и интервью; нарративный анализ; корреляционные исследования и опросы, касающиеся религиозного опыта, авторитарности и религиозного фундаментализма, лабораторных исследований воздействия молитв и пребывания в депривационных камерах, а также паранормального опыта; квазиэкспериментальные исследования когнитивного диссонанса и несбывшихся пророчеств; химическое стимулирование религиозного или духовного опыта с использованием энтеогенов. Отечественная П. р. использовала теоретические положения и методы общей и социальной психологии, социологии, этнографии и истории религии. А. М. Двойнин выделяет следующие этапы развития П. р. в России: 1) психологизация религии (с 1860–1870 гг. по 1918– начало 1920-х гг.); 2) идейная борьба с религией (с 1920-х гг. по 1991 г.); 3) диалог с религией (с 1990 г. по наст. вр.). На сегодняшний день актуальной целью П. р. является обретение собственной идентичности в российском академическом сообществе, а затем и в пространстве мировой науки. Частные задачи: дифференциация П. р. от христианской психологии; формулировка научно-исследовательских программ; инвентаризация продуктивных идей и концепций российской психологии для приложения к современным исследованиям религиозной психики; преодоление изоляционизма и интеграция в международный научный дискурс; проектирование общественного запроса на исследования в области П. р. и др.С. Л. Кандыбович