СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ это что такое СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ: определение — Психология.НЭС
Сознание раздвоенное СОЗНАНИЕ СВЕРХБОДРСТВУЮЩЕЕ

СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

Найдено 1 определение:

СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

с позиций материализма - фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил. Имеет как познавательные, так и эмоциональные корни: страх перед непонятными силами природы, чувство бессилия перед болезнями, стихийными бедствиями, голодом и пр.

К его зачаткам относятся тотемизм - вера в кровнородственную связь группы людей и покровительствующих им животных, растений, и фетишизм - вера в сверхъестественную силу предметов, вещей и пр. К более зрелой форме относится анимизм - верование в то, что люди, животные, растения и даже предметы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной, обладают особым активным, самостоятельным началом - душой. Стремление понять и объяснить происхождение предметов, явлений природы и самого человека привело к появлению мифологических представлений как специфической формы чувственной конкретизации отвлеченных категорий. Персонифицированный, чувственно-созерцаемый мифологический бог уже у первых древнегреческих философов воплощал абстрактные принципы. В ходе развития классового общества боги все больше уподоблялись земным царям и их приближенным. Религиозные верования систематизировали жрецы и другие служители религиозного культа, они создавали богословские учения и через свою организацию (церковь) на основе этих учений формировали сознание религиозное.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Феномен харизмы в современном религиозном сознании

Швецова Наталья Анатольевна
В статье рассматривается структура религиозного сознания и харизма как особое эмоциональное состояние сознания на современном этапе развития общества. Выявлены истоки харизмы, исторические и современные формы ее проявления, полифункциональность этого духовного феномена, его место в религиозном сознании и культуре.
Скачать PDF

Смысловая сфера сознания религиозных людей: методологические основания исследования

Немцев Алексей Викторович
Проведен методологический анализ подходов к изучению сознания, выявивший актуальность постнеклассической парадигмы, рассматривающей сознание в контексте целостного человека и его жизненного мира. Смысловая сфера сознания предстает как кристаллизованное выражение отношений человека к миру. Для религиозных людей центр тяжести отношений переносится с «отношения к другому человеку» на «отношение к Богу». Обоснована необходимость совмещения количественного и качественного подходов для изучения данного предмета.
Скачать PDF

Исторический аспект проблемы вытеснения религиозного сознания в психоаналитической доктрине З. Фрейд

Ермаков Вячеслав Алексеевич, Бажданова Юлия Викторовна
Авторы статьи, проведя историографическое исследование критики психоаналитического движения, выдвигают гипотезу о том, что психоаналитическая доктрина Фрейда есть не что иное, как составляющая часть масонского проекта, ставящего своей целью вытеснение религиозного сознания. З. Фрейда по праву можно назвать основателем атеизма в психологической науке. Выдвинутые им четыре положения о религии стали догмами атеистически настроенной части человечества. Среди них утверждение о том, что религия, провоцирующая страх у людей, является, скорее, универсальным общечеловеческим неврозом, который можно лечить посредством психоанализа; обоснование возникновения идеи Бога в результате действия эдипова комплекса с целью противостояния сверхмощи природы; мысль об иллюзорности религии (и даже близости к бредовым идеям в психиатрии) вследствие ее недоказуемости; требование о полном изгнании религиозных идей из европейской культуры. Однако в конце ХХ в. президент Международной психоаналитической ассоциации Отто Кернберг заявил о необходимости пересмотра позиции Фрейда, признав религиозность одной из ключевых человеческих потребностей. Положения Фрейда частично были реализованы в сфере медицины и психологии. Примером тому служит существование в аппарате этих наук понятия «Комплекс Бога», преодоление которого возможно во время психоаналитических сеансов. Свидетельством деструктивного социальнопсихологического значения антихристианских манифестаций в психоаналитическом учении Фрейда служат многочисленные работы отечественных и западных ученых. К примеру, психологическая опасность психоанализа была научно подтверждена Г. Айзенком и П. Медаваром, в то время как российские ученые и православные деятели расценивают психоанализ как оккультную теорию с элементами сатанизма. Итогом исследования стал вывод о существовании явления, которое можно обозначить как атеистический невроз (в противовес религиозному неврозу Фрейда), приведшего к ряду культурно-исторических катастроф ХХ в.
Скачать PDF

Ассоциативное сознание в контексте эгоцентричного и альтерцентричного религиозных дискурсов

Акопов Гарник Владимирович, Авдейчев Александр Алексеевич
В статье анализируется место социально-коммуникативной концепции сознания человека в парадигме современной глобализации. Важной областью проявления указанных процессов является религиозная жизнь. В статье излагаются предварительные результаты ассоциативного эксперимента у служителей Церкви и студентов психологического факультета. Приводится сравнительный анализ семантических полей, построенных по результатам исследования.
Скачать PDF

Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религ

Соленов Игорь Владимирович, Гордеева Ольга Владимировна
На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурно-деятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.
Скачать PDF

Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты

Акопов Г.В., Буковцова Н.И., Явкина Е.В.
Скачать PDF

Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты (по материалам м

Акопов Гарник Владимирович, Бакшутова Екатерина Валерьевна, Рулина Татьяна Константиновна
Представлен обзорный материал по Международной конференции «Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты», 15 17 октября 2015 г.
Скачать PDF

Особенности психологического воздействия на сознание и поведение адептов в христианских религиозных

Самойлина Татьяна Григорьевна
Статья посвящена актуальной теме влияния учения и культовых отправлений религиозных сект на сознание людей. в статье дается определение понятий «секта», «религиозная община», «культ секты», приводится характеристика религиозных деструктивных объединений, а также уровней направленности деструктивности: внутренний психологический и внешний социальный. в статье излагаются результаты психологического изучения особенностей организационных и культовых отправлений в четырех религиозных сектантских организациях христианского направления: «Христиане Веры Евангельской», «Свидетели Иеговы», «Церковь Христа», «Церковь Объединения». Описываются общие схемы организации религиозных сект христианского направления, а также особенности проведения религиозных молений, общих собраний и индивидуальных бесед наставников с рядовыми членами христианских общин, во время которых осуществляется влияние на психику рядовых членов сект адептов. в статье приводятся конкретные способы психологического воздействия на сознание и поведение, которые используются руководителями и наставниками религиозных общин. Материалы статьи могут быть использованы в профилактической работе психологических, педагогических и социальных служб, а также в правовых структурах.
Скачать PDF

Негативное проявление диалогичности в экстремистском религиозном сознании

Излученко Татьяна Владимировна, Кудашов Вячеслав Иванович
В статье исследуется внутриличностный аспект актуальной для современной России проблемы религиозного экстремизма возникновение экстремистских идей в религиозном сознании. В статье представлены современные философские и психологические концепции диалогичности сознания как основополагающего свойства личности, обозначены факторы взаимодействия диалогичности и экстремистских идей в религиозном сознании. Целью статьи является указание на возможность негативного проявления диалогичности религиозного сознания. Что при определенных условиях может способствовать развитию экстремистских идей. Специфика экстремистского религиозного сознания и механизмы радикализации религиозного сознания рассмотрены как возможные негативные проявления диалогичности сознания. Диалогичность религиозного сознания представлена инструментом, используемым экстремистскими объединениями с целью формирования своих идей. Авторы анализируют процесс формирования экстремистского религиозного сознания, отмечают наличие предпосылок возникновения экстремистских идей в сознании личности и определяют взаимообусловленность экстремизма и религиозности, указывания на негативное проявление диалогичности. Авторы демонстрируют механизмы использования религиозных учений с целью обоснования экстремизма на примерах деятельности террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и международных религиозных объединений «Нурджулар» и «Ат-Такфир Валь-Хиджра». Формирование представления «Мы Они» является основой для склонения и вовлечения людей в деятельность религиозных экстремистских организаций. В соответствии с политическими задачами данных организаций наказания со стороны государства представляются в качестве проверки на искренность и преданность сообществу, благодаря чему обеспечивается целостность сообщества и его устойчивость перед государственной системой. В результате целенаправленной системной деятельности религиозных экстремистских организаций диалогичность сознания становится инструментом для противопоставления человека окружающему миру, представителям иных взглядов и поиска доказательств правомерности деятельности той или иной экстремисткой организации.
Скачать PDF

Сознание смерти как проблема гуманитарной психологии

Инина Н.В.
Скачать PDF

Особенности правового сознания студентов-юристов

Сатонина Неля Николаевна, Ярушкин Николай Николаевич
Рассматриваются различные аспекты правового сознания. В статье приведены результаты изучения особенностей правового сознания четверокурсников студентов-юристов
Скачать PDF

Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании

Картавенко М.В.
Скачать PDF