ВЕРНЬЕР Вероисповедание

Верование

Найдено 1 определение:

Верование

лат. verus - истинный) - религиозное убеждение, основанное на представлении о существовании Бога, потустороннего, загробного мира. В Бога, например, веруют, а не верят ему, верить или нет можно лишь людям, которые что-то говорят, в том числе и о Боге. Существует богатейшая мифология о том, как устроен этот потустронний мир, и многие люди легко или охотно принимают вымыслы теологов за отражение некоей реальности, тем более, что деятельное участие в формировании этой мифологии принимали многие поколения талантливых художников, писателей и поэтов. Верующий в Бога человек может, однако, не верить священникам и теологам, если узнает, что последние в реальной жизни ведут себя отнюдь не лучшим образом. Как можно верить, к примеру, православному первосвященнику, который носит такие дорогие часы, что на эти деньги можно было бы построить школу. Вдобавок к этому пока что ни один служитель культа не представил заверенной в небесной канцелярии доверенности, из которой недвусмысленно следует, что он имеет право говорить от имени Бога и что этому служителю следует всецело доверять. Некоторые считают, что верующими являются все люди, различия касаются лишь объектов верования.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 2

Социальные верования: адаптация методик Дж. Даккита

Гулевич Ольга Александровна, Аникеенок Ольга Александровна, Безменова Ирина Константиновна
Социальные верования — это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж. Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст = 20.24, SDвозраст = 4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований.
Скачать PDF

Социальные верования и оценка военного вмешательства в дела других стран: роль авторитаризма и нацио

Гулевич Ольга Александровна, Неврюев Андрей Николаевич
Международные конфликты происходят на протяжении всей истории человечества и при- водят к серьезным экономическим и политическим последствиям. Стремясь защитить свои интересы, руководители стран используют разные способы взаимодействия: от мир- ных переговоров до военных действий. В психологических исследованиях уделяется боль- шое внимание факторам, оказывающим влияние на поддержку военного вмешательства в дела других стран как способа разрешения международных конфликтов. Однако данные исследования обладают двумя основными ограничениями. Во-первых, в них рассматри- ваются аттитюды к военному вмешательству своей страны (ингруппы), но не к аналогич- ным действиям других стран (аутгрупп). Во-вторых, в качестве основного предиктора аттитюдов к военному вмешательству изучается авторитаризм, но не национальная иден- тификация. В данном исследовании были рассмотрены два пути формирования аттитюдов к военному вмешательству в дела других стран. В соответствии с теорией авторитарной личности мы предположили, что вера в опасный мир предсказывает уровень авторитаризма, который, в свою очередь, предсказывает отношение к военному вмешательству своей страны (ингруппы) и других стран (аутгрупп). В то же время в соответствии с теорией социальной идентичности мы предположили, что вера в добрый мир предсказывает силу национальной идентификации, которая, в свою очередь, также предсказывает аттитюды к использованию военной силы для разрешения международного конфликта. В исследова- нии приняли участие 844 жителя России. Они заполняли онлайн-версию опросника, кото- рый включал в себя шкалы для измерения веры в опасный и добрый мир, правого автори- таризма, национальной идентификации, а также аттитюдов к вводу на территорию Украины войск России, ООН и НАТО. Для проверки гипотез использовалось моделирова- ние структурными уравнениями. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Они показали, что чем больше россияне верили в опасный мир, тем выше был уровень авторитаризма. Чем больше они верили в добрый мир, тем выше был уровень национальной идентификации. Чем выше был уровень авторитаризма и национальной идентификации, тем больше они поддерживали введение на Украину российских войск и тем меньше — войск ООН и НАТО.
Скачать PDF