ВЕНЫ ЭМИССАРНЫЕ Вера в Бога

ВЕРА

Найдено 9 определений термина ВЕРА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕРА

особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его "Я", определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Оцените определение:

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ВЕРА

убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ВЕРА

— полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

ВЕРА

1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. "Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). С позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. Чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же "вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще". Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. Например, применительно основ нашего бытия вера - это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек - часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ВЕРА

в психологии) (от лат. veritas – истина, verus – истинный) – особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, которые могут стимулировать и направлять последующие деяния человека. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-л. или чему-л., либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Основные виды В.: религиозная, светская, духовная. Распространение религиозной В., сохранение права на В. на протяжении веков было объектом многих религиозных конфликтов. С религиозных позиций В. есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая В. не подвержена сомнениям, не требует доказательств. Объекты В. (представления, факты, явления природной, социальной и духовно-интеллектуальной действительности и т. п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектами знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то В. переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Вера

глубокая и твердая убежденность человека в правильности чего-либо, основанная не столько на аргументах и фактах, сколько на чувстве и интуиции. По этой причине, пользуясь только логикой, бывает трудно изменить веру человека.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Вера

признание чего-л. истинным, несомненным, без испытания, без поиска логических или фактических доказательств.

А если просто слаб, силенки нет, значит, веры нет: когда есть вера, есть и сила (А. Гончаров, Обрыв). Ср. доверие, уверенность, убежденность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Вера

лат. verus- истинный) - 1. уверенность в существовании чего-то в реальности, не имеющая, однако, твердых фактических доказательств, вытекающая из идеалов индивида, его представлений о должном. Например, вера в торжество справедливости, в силу разума; 2. изначальная теория о правдивости источника информации; например, индивид считает, что этот человек в силу своих личных качеств не лжет ни при каких обстоятельствах и ему следует всецело доверять; 3. убеждение в достоверности источника информации; например, индивид уверен в том, что некий человек в достаточной степени обоснованно сообщает именно то, что соответствует истине. Не рекомендуется смешивать с термином верование, имеющим отношение к религиозности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ВЕРА

отношение к событиям, теориям и даже вымыслам (мифы, сказки), когда они принимаются за достоверные без доказательств. На вере основана религия. В этом случае она обычно определяется как мировоззренческое и психологическое принятие основных положений религиозной системы, в той или иной степени противопоставленных неверию.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 4

Сопоставительный анализ слов-концептов «Мнение», «Знание», «Вера»: психосемантический подход

Гибатова Г. Ф., Нурлыгаянов И. Н.
В статье сделана попытка психосемантического исследования содержания слов-концептов «знание», «мнение», «вера». Сконструирован авторский вариант техники семантического дифференциала для изучения психологического значения терминов. Выделены факторные пространства понятий «мнение», «знание», «вера» и раскрыты дифференцирующие критерии.
Скачать PDF

Самосознание и вера: влияние традиционных и нетрадиционных конфессий на личность современной молодеж

Храмова Ксения Вячеславовна, Азаматов Дамир Мустафиевич
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан. Метод или методология проведения работы: для сравнения были выбраны две конфессии: традиционный ислам и секта «Свидетелей Иеговы», в качестве фоновой группы выступали студенты. В качестве методов исследования применялась стандартизированная беседа, проективный метод депривации самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов), методика М. Куна, Т. Макпартленда «20 ответов на самоотношение». Результаты: обнаружены различия формирования самосознания и социальной деятельности у всех трех групп. В частности, выявилось, что идеология представленных религиозных конфессий, четко определяет нормы и правила общественной и личной жизни верующих. В тоже время, социальные идеалы, система семейных и образовательных ценностей «Свидетелей Иеговы», в отличии от мусульман приводит к серьезным искажениям развития личности, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений. Все структурные звенья самосознания верующих юношей и девушек содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознание характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Личность реализует себя лишь в культовой практике и деятельности. Половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Мусульмане и студенты фоновой группы, демонстрируют более выраженные чем «Свидетели Иеговы» способности к рефлексии собственно личностных качеств, что позволяет сделать вывод о более адекватной их адаптации в многообразии социальных отношений. Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на формирование самосознания современного человека в рамках таких наук как: социальная философия, философия религии, социология, психология личности и педагогика
Скачать PDF

Вера как общепсихологический феномен сознания человека

Братусь Борис Сергеевич, Инина Наталия Владимировна
В статье дается теоретическое обоснование рассмотрения веры как обще-психологического явления, необходимого компонента любой сложно организованной человеческой деятельности. Показаны различия и связь религиозной и нерелигиозной форм веры, их специфика при невротических отклонениях личности, суевериях, предрассудках, фанатизме. Предлагается психологическая классификация форм веры на основе степени их осознанности и активности субъекта веры.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF