РЕЛЕВАНТНЫЙ ДРУГОЙ Религиозное поведение

РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА

Найдено 1 определение:

РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА

Religious attitude; religios Einstellung) - психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу.

"Ясно, что под понятием "религия" я не имею в виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой - на вере, на преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим изменениям сознания. Можно сказать, что "религия" - это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного" (CW 11, par. 9; АС. с. 134).

"Религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. В ней осуществляется наблюдение и уяснение неких невидимых и неконтролируемых человеком факторов. Проявления этой установки можно проследить во всей духовной истории. Ее целью является сохранение психического равновесия: естественный человек имеет столь же естественное знание о пересечениях своего сознания с неподвластными ему факторами" (CW 10, раг.512. Русский перевод: АППН. с. 113-166, а также: В. Одапник. Психология политики". 1995, с. 218).

Религиозная установка глубоко отлична от веры, связываемой со специфическим вероучением и вероисповеданием.

"Вероучение и вероисповедание - это выражение определенных коллективных убеждений, тогда как религиозное переживание отражает субъективное отношение к неким метафизическим, то есть внемирским факторам. Конфессиональная жизнь осуществляется в мирской среде и, таким образом, является внутримирским делом, в то время как смысл и предназначение религии лежит во взаимотношении между индивидом и Богом (христианство, иудаизм, ислам) либо на пути спасения и освобождения (буддизм).

Из этого проистекает теперешняя этика, которая - вне индивидуальной ответственности перед Богом - означает лишь конвенциональную мораль.

Являясь не более чем компромиссом с мирской действительностью, вероучения склоняются ко всевозрастающей кодификации своих воззрений и обычаев. Тем самым они настолько овеществляются, что на задний план отходит их подлинно религиозная сущность, а именно живое отношение, непосредственная встреча с внемирским" (CW 10, par. 507).

Юнг полагал, что невроз во второй половине жизни редко вылечивается без развития религиозной установки, побуждаемой спонтанным духовным откровением.

"Дух этот есть автономное психическое событие, затишье после бури, умиротворяющий свет, проливающийся во мраке человеческого разума, и потаенный упорядочивающий принцип царящего в нашей душе хаоса.

Святой Дух - Утешитель, как и Отец, это тихое, вечное и бездонное Единое, в котором любовь Божья и страх Божий сплавлены в бессловесное единство. И именно в этом единстве воссоздается первозданный смысл все еще бессмысленного отцовского мира, проникая в пространство человеческого опыта и рефлексии" (ОИ, с. 79).

Утверждая психологическую точку зрения, Юнг стремился прояснить, что под религией он понимает не свод законов, заповедей, вероучение или догму.

"Бог есть тайна, и все, что мы говорим о нем, говорится и веруется людьми. Мы создаем образы и идеи, но когда я говорю о Боге, я всегда имею в виду образ, который из него сделал человек. Но никто не знает, каков и как выглядит этот образ и может ли он быть Богом" (С. С. Jung. Letters. 1957, vol. 2, p. 383).

Психологическим носителем Бого-образа в человеке Юнг считал самость. Он полагал, что она действует в роли руководящего принципа личности, отражающего потенциальную целостность индивида, побуждая жизнь к большей состязательности и подтверждению смысла. Почти все, что связывает человека с этими атрибутами, может использоваться как символ самости, но некоторые освященные временем фундаментальные формы, такие, как крест и мандола, признаются коллективным выражением высших религиозных ценностей человека; крест символизирует напряжение между крайними противоположностями, а мандала представляет разрешение этого противостояния. Психологически Юнг приписывал трансцендентной функции задачу связи человека и Бога (личности и ее конечного потенциала) через образование символов.

Говоря о своих личных религиозных взглядах, Юнг писал: "Я не верю, но знаю о силе подлинной личностной природы и непреодолимого воздействия. Я называю эту силу Богом" (С. G. Jung. Letters, 1955, vol.2, p. 274).

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам в правосла

Флусова Виктория Сергеевна
Статья посвящена эмпирическому исследованию влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам у православных в Иркутской области
Скачать PDF

О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности

Пузырев Александр Владимирович
Предлагается методика, позволяющая градуировать степень выраженности созидательного и деструктивного начал в человеческой психике. Методика основана на идеях разграничения силы либидо и Танатоса (3. Фрейд), биофилии и некрофилии (Э. Фромм).
Скачать PDF

Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальти психодинамичес

Канаркевич О.С.
Скачать PDF

Динамика психологического состояния личности в процессе развития трезвеннической установки

Юнг В.К.
Скачать PDF

Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием

Буфетов Д. В.
Свойственные детям с психическим недоразвитием нарушения в общении, возникающие на основе низкой познавательной активности, негативно влияют на развитие личности, существенным образом осложняют процесс профессиональной подготовки и интеграции в общество. В статье обобщаются результаты практического исследования, направленного на изучение возможностей установки личности в процессе формирования социальной компетентности детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать PDF

Профессиональная установка курсанта вуза МВД и ее структура

Резепин А. В.
Скачать PDF

Установки курсантов вуза МВД как фактор процесса адаптации к учебно-служебной деятельности

Резепин А.В.
Скачать PDF

Сущность и структура понятия антинаркотической установки подростков

Диордиев Максим Николаевич
Установлены сущность и закономерности формирования антинаркотической установки у подростков. Рассмотрены, разработанные Д.Н. Узнадзе пять основных типов установки. Рассмотрена антинаркотическая установка через ее значение в жизни человека. Дано определение антинаркотической установки у подростков, определены её компоненты. Выделена иерархическая система установки.
Скачать PDF

Ценности современной молодежи и установки на семью и деторождение

Евграфова Ю. А.
Данная статья отражает результаты исследования ценностных ориентаций и установок молодых людей, проживающих на территории Пензенской области, на семью и деторождение. В ходе исследования выявлены значимые и отвергаемые ценности, а также основные социально психологические установки молодежи. По результатам исследования сделан вывод о том, что современная молодежь предпочитает в большей мере достижение успеха в профессиональной сфере, построение карьеры, обучение, чем создание семьи и рождение детей.
Скачать PDF

Самоактуализация как Фактор формирования установки на альтруизм

Коломиец Евгений Анатольевич
В статье приводится анализ современных методологических и практических проблем развития просоциальной мотивации. Исследуется взаимосвязь уровня самоактуализации и установки на альтруизм. Выделены личностные факторы, препятствующие формированию просоциальной мотивации.
Скачать PDF

Установки в отношении мусульман среди православных россиян: эксплицитный и имплицитный аспекты

Артамонов Евгений Юрьевич
Установки в отношении мусульман среди православных (по конфессиональному самоопределению) студентов Пермского государственного университета изучались в контексте имплицитного и эксплицитного социального познания. Для измерения имплицитных установок использовался Тест имплицитных ассоциаций. Имплицитные и эксплицитные социальные установки в отношении мусульман не коррелировали между собой. В то время как эксплицитные установки не отличались значительно от нейтральных, имплицитные установки в отношении мусульман были негативными. При моделировании поведенческой переменной, в отличие от эксплицитных, имплицитные установки предсказывали размер доли "фонда", распределенной в пользу "мусульман Прикамья" и "РПЦ в Прикамье". Имплицитные установки были квадратично связаны с правым авторитаризмом: они становились более положительными при высоком и низком авторитаризме; негативные имплицитные установки в отношении мусульман наблюдались при умеренном правом авторитаризме.
Скачать PDF

Специфика социально-психологической адаптации от выраженности установки на альтруизм/эгоизм

Гайворонская Александра Александровна
Рассматривается результативная сторона социально-психологической адаптации студентов в зависимости от степени выраженности установки на альтруизм/эгоизм. У лиц с преобладанием установок на альтруизм получены высокие значения по таким шкалам социально-психологической адаптации, как принятие других, внешний контроль и ведомость. У лиц с преобладанием установок на эгоизм проявились следующие особенности социально-психологической адаптации: положительное отношение к себе в сочетании с критичным отношением к другим, склонность к доминированию.
Скачать PDF