ИСЛАМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСЛАМ
(мусульманство) – одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в. Вероучение И. изложено пророком Мухаммедом в Коране и основывается на 7 догматах: вере в одного бога – Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Все сущее в мире сделано Аллахом и все, что произойдет во Вселенной, предопределено им. Культ И. опирается на произнесение формулы: «Нет божества, кроме Аллаха», и «Мухаммед – посланник божий», на паломничество, пост, благотворительность и др. На Коране основывается шариат (предписанный путь) – свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Примером таких норм являются: ежедневная молитва, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и потребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. При распределении наследства сыну полагалась доля, равная доле двух дочерей. Зафиксированные в Коране нормы наблюдаются и в книгах иудейской и христианской религий.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Ислам
араб. islam - предание, вверение себя (Богу)], монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Основатель - Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии иудаизм и христианство (последнее преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофизитство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому Богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В VIII-IX вв. возникло мистическое течение в исламе - суфизм. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ИСЛАМ
от араб. букв. – покорность) – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. И. складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы И. изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда (пророка, посланника Аллаха). Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны И.), предписанных его приверженцам: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамазан (саум); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание – сунна. Основные направления – суннизм и шиизм. В Х в. создана система теоретического богословия – калам; правовая система И. разработана в шариате. Число последователей И. оценивается почти в миллиард человек. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением И. является государственной религией. Подобно христианству, отношение И. к конфликтам и насилию противоречиво. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха. В священной книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства И. Это связано с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар альислам» – обитель ислама и «дар альхарб» – обитель войны, мир неверных. Не исключает И. военного насилия и между единоверцами. При этом каждый исповедующий И. д. б. исполнен стремления примирить враждующие стороны. Если же это не удается, то необходимо сражаться на стороне справедливости и быть беспристрастным. На практике это приводит к жестоким столкновениям внутри исламского мира. Они особенно часты между двумя ветвями ислама – суннитами и шиитами. Нынешнее поколение стало очевидцем многолетней войны между Ираном и Ираком, оккупации Ираком Кувейта, столкновений внутри Ливана, гражданских войн в Афганистане и др. странах. Кроме того, на протяжении всей истории существования И. многие лидеры использовали его как идеологическое знамя в конфликтах против «неверных» (т. е. сторонников др. религий). В нынешних условиях идеи радикального И. используется в таких проявлениях человеческой деструктивности, как терроризм и экстремизм. В целом же официальный И. связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Ислам на Западе или западный ислам? Разрыв связи между религией и культурой

Руа Оливье
Постоянное присутствие многочисленного мусульманского населения в Европе будет иметь, безусловно, долговременные последствия. Однако остается дискуссионным вопрос о цифрах мусульманского населения.
Читать PDF
0.00 байт

Интегративность как условие углубленного изучения дисциплин «Ислам и этика» и «Ислам и эстетика»

Валеева Земфира Ризаевна, Вычужанова Ляля Камильевна
Статья посвящена исследованию возможностей применения междисциплинарной интеграции в обучении студентов направления «Теология».
Читать PDF
0.00 байт

Пост-ислам или культурный ислам?

Насыров Ильшат
Статья посвящена исследованию последствий секуляризации, процесса ослабления влияния религии на публичную и частную сферы жизни в исламском мире.
Читать PDF
0.00 байт

Северный Кавказ: ислам в деле воспитания молодежи

Койчуев А.А.-Дж.
Читать PDF
0.00 байт

Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004

Шевелев В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Рец. На: Максимов г. , диак. История религий: язычество. Иудаизм. Ислам. - Сергиев Посад: Издательст

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Ислам и глобализация: за и против

Сеидова Гюльчохра Надировна
В статье анализируется характер восприятия и влияния различных аспектов объективного процесса глобализации в мусульманском мире на примере Исламской Республики Иран.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционный ислам в контексте этнической культуры чеченцев

Дохаева Асят Балаудиновна
В статье раскрываются особенности традиционного (суфийского) ислама и его место в этнической культуре чеченцев.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
0.00 байт

Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе *

Рец. на книгу: Акаев В.Х. Ислам: Социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2004. ("Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки", Р/н Д., 2005 г., №1, с.101102.)
Читать PDF
0.00 байт

Кризис Запада и ислам. (интервью)

Померанц Григорий Соломонович
Читать PDF
0.00 байт

2010. 03. 005. Кайа А. Индивиды и институты: ислам в турецкой диаспоре Европы. Kaya A. des individus

Шувалова Н. Б.

Похожие термины:

  • ИЛЬЯСОВ ИСЛАМ ИМРАНОВИЧ

    (р. 1937)-психолог, специалист в области педагогической психологии. Сфера научных интересов: психологические основы учебной деятельности, в том числе структура процесса учения, учение как деятельно
  • Ислам по отношению к наркотикам

    занимает в настоящее время запретительную позицию, так же как к алкоголю. Во время праздника Уразы – мусульманского поста, который длится месяц, – все бросают курить, не пьют спиртного, и даже нарк