ХРИСТИАНСТВО

Найдено 2 определения термина ХРИСТИАНСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ХРИСТИАНСТВО

одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе – вера в Иисуса Христа. Источник вероучения Х. – Священное Предание; главным в нем является Священное Писание (Библия); по значимости за ними следуют др. части Священного Предания (Символ веры, решения Вселенских и Поместных соборов, отдельные творения Отцов Церкви и др.). Х. возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. появилось под влиянием Византии с конца X в. В этот период в Х. назревал конфессиональный конфликт, который разрешился схизмой (разделением церквей). В 1054 г. Х. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе еще одного конфессионального конфликта – Реформации – в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд человек. Вопрос об отношении Х. к проблеме насилия довольно сложен и противоречив. Так, противоречивое отношение к насилию содержится в Книге «Исход» Ветхого Завета, где утверждается, что Бог – муж брани. Встречается призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. Контент-анализ текста Библии показал, что существует примерно равное количество упоминаний различных форм насилия и категорий типа «мир», «согласие». Позднее появляется негативное отношение Х. к войнам. Об этом можно судить по запрещению Соломону строительства святого храма, «потому что пролил много крови на земле». Превращение Х. из гонимой секты в государственную религию Римской империи и ряда др. государств породило противоречие догматов Х. Апогеем трансформации пацифизма раннего Х. в защиту насилия явились Крестовые походы XI-ХIV вв., в ходе которых захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», освобождения Гроба Господня и Святой земли. Далеко не все христиане разделяли официальные позиции церкви. Этот период в истории Х. отмечен всплеском ересей, особенно в католичестве (братство францисканцев, анабаптисты, квакеры и др., которые предприняли небезуспешные попытки вернуться к идеалам раннехристианского пацифизма). В Новейшее время к идеям отрицания насилия обращается официальная католическая и православная церковь. Если раньше четко прослеживались различия между господствующей религией и еретическими движениями, то сегодня создается мировоззренческий консенсус различных течений Х., находящих точки соприкосновения по острым проблемам.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Христианство

одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в I в. н.э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. В результате схизмы (разделения церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Найдено научных статей по теме — 12

Древняя Русь и христианство о доминантах общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не за

Нухова М. В.
Скачать PDF

Взгляд на конфликты и их решение с христианской точки зрения

Архипов В.
Скачать PDF

Конфессиональная дифференциация христианской лексики в толковом словаре (на материале немецкого язык

Плисов Евгений Владимирович
The article is devoted to the stylistically marked lexical units belonging to the religious communication. The research of confessional differentiation (Catholicism, Protestantism, and Orthodoxy) of the Christian vocabulary is based on the study of one of the groups of stylistic markings. The author defines the most frequent thematic lexical groupings and analyses the interrelation of these markings with the other functional-stylistic and spatial-temporal indicators in modern German.
Скачать PDF

Христиански ориентированная психология: проблема становления

Сивоха А.Н.
The article is devoted to formation of one of the sections of modern psychology, which is usually called Christianity-oriented psychology. Problem of interaction of psychology as a science and orthodox theology, which has been discussed by psychologists and priests in recent years, is emphasized.
Скачать PDF

Принцип антропологизма в современной психологии и христианской антропологии

Шеховцова Лариса Филипповна
Целостный подход к человеку, в котором остро нуждается современная практика работы с ним, может быть реализован на основе адекватного понимания природы и сущности феномена «человек». В науке подобный подход представлен в «синтетическом человекознании» Б.Г. Ананьева «психологической антропологии» В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева; в религиозных доктринах христианской антропологией. В статье рассматривается возможность взаимодополнения этих систем знания о человеке и формирование единой, симфонично-синергийной картины.
Скачать PDF

Становление отечественной христианской психологии: проблемы и перспективы

Слободчиков Виктор Иванович
Статья посвящена проблеме места христианской психологии в системе психологического знания. Автор указывает на необходимость различения двух систем этого знания: психологии психики и психологии человека. Психология психики это наука о процессе становления той или иной психической формы; психология человека наука об уже установившихся психических формах, уже присутствующих в нашем сознании и «живущих по своим законам». Автор предлагает различение разных логик исследования и описания его результатов и насчитывает таковых три: первая логика работает с объектным незнанием, незнанием объекта изучения, вторая с незнанием истории и закономерностей становления некоего феномена, третья с незнанием смысла и назначения феномена. Он призывает исследователей и практиков переходить от первой, объектной логики, к третьей, работать на стыке не «души и тела», а «души и духа». Для этого, по мнению автора, необходимо гармонизировать христианскую, психологическую и педагогическую антропологии и, вследствие антропологической парадигмы в системах гуманитарного знания, различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию психологию пути.
Скачать PDF

Психология личности и христианская антропология

Черняева С.А.
The article presents a number of views on a personality self-realization, developed by the Christian anthropology — a discipline practically unknown to Russian psychologists. The author examines the concept on philosophical and theological anthropology and formulates some principles of anthropological approach to personality. Comparing antropological and different psychological approaches, the author emphasizes the distinctive character of the Christian antropological view on personality.
Скачать PDF

Христианские ценности в мировоззрении современного студенчества

Ицкович Марк Матусович, Ицкович Татьяна Викторовна
В рамках психолингвистического исследования, проведенного в Уральском федеральном университете в 2015 году, студентам был предложен набор ценностно-смысловых концептов, характерных для русской культуры. В ряд слов-стимулов были включены понятия, отражающие традиционные христианские ценности: Бог, вера, надежда, любовь. Исследование предполагало выявление как сознательных, так и подсознательных реакций респондентов. Анализ полученных результатов показал, что понятия любовь, вера и надежда имеют для респондентов самостоятельную значимость, не связанную с понятием Бог. Существуют значительные расхождения в рациональной оценке ценностной значимости понятия вера на гендерном основании, также выявлено различие в эмоциональной оценке указанных понятий.
Скачать PDF

В поиске оснований христианской психологии. Часть первая

Слободчиков Виктор Иванович
Рассмотрены мировоззренческие и теоретико-методологические основания христианской психологии в системе психологического знания. Предложен общенаучный гуманитарно-антропологический подход к изучению человеческой реальности, предполагающий гармонизацию и синтез трех антропологий: педагогической, психологической и христианской. В свете антропологического единства следует различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию психологию пути человека. Смыслообразующим центром становления «собственно человеческого в человеке» является его выход на личностный способ бытия в мире.There are considered the world-view and theoretical and methodological grounds for the Christian psychology in the system of psychological knowledge. There is suggested the general scientific classical anthropological approach to study of human reality that presupposes harmonization and synthesis of three anthropologies: pedagogic, psychological and Christian. In the light of the anthropological unity there should be marked out three types of psychological knowledge: psychology of psychics, psychology of a human and the Orthodox (Christian) psychology psychology of a human way. The sense forming centre of establishment of “the humane in a human” is its personal existence way in the world.
Скачать PDF

Христианская психология как научное направление: к истории вопроса

Б.С. Братусь
В статье впервые рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования нового научного направления в постсоветской России – христианской психологии. Показана преемственность этого направления с работами, которые велись в данной области до Октябрьской революции, и связь с трудами по психологии веры зарубежных ученых. Исследуются причины возрождения интереса к психологическим проблемам духовного развития и религиозного мировоззрения. Несмотря на то, что определенные идеи, мысли относительно этих проблем появлялись и при советской власти, возможность же открытого движения в этом направлении возникла только после конца диктата советской идеологии. Появился и рос интерес к исследованиям личности, индивидуальности, к проблемам внутреннего мира человека, который немыслим без учета духовных и религиозных аспектов сознания. Описываются главные вехи истории становления Московской школы христианской психологии: деятельность семинара по христианской психологии и антропологии на психологическом факультете МГУ (1990 г.), создание лаборатории философско-психологических основ развития человека (по сути лаборатории христианской психологии) при Психологическом институте РАН, возникновение направления специализации психологического факультета МГУ – «психологии религии» (начало 1990-х гг.), издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианской психологии» (1995 г.), организация «Челпановский чтений» в Психологическом институте РАО, проблематика которых затрагивала и христианскую тему. Отмечена деятельность ряда подразделений Института педагогических инноваций РАО, начавших разработку практических вопросов христианской педагогики и психологии. Упоминаются международные конференции конца 1990-х – начала 2000-х годов по проблемам психологии религии и другие факты внедрения идей христианской психологии в научную, педагогическую и практическую деятельность в нашей стране.
Скачать PDF

Изучение психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления

Самойлина Татьяна Григорьевна
В статье отмечается актуальность поднятой проблемы, рассматриваются факторы, способствующие стремительному распространению сектантских организаций на территории России. В статье излагаются результаты исследования психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления, описываются психологические методики сбора эмпирического материала. В материалах статьи представлены результаты изучения психологических особенностей рядовых прихожан (адептов), а также руководителей (пасторов, наставников, «старших братьев) религиозных общин, установлены существенные различия личностных черт этих категорий испытуемых, даны обобщенные психологические портреты руководителя и рядового члена христианской религиозной секты. Материалы статьи могут быть использованы в профилактической работе психологических, педагогических и социальных служб, а также в правовых структурах.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: