ХРИСТИАНСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Христианство
одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в I в. н.э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. В результате схизмы (разделения церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ХРИСТИАНСТВО
одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе – вера в Иисуса Христа. Источник вероучения Х. – Священное Предание; главным в нем является Священное Писание (Библия); по значимости за ними следуют др. части Священного Предания (Символ веры, решения Вселенских и Поместных соборов, отдельные творения Отцов Церкви и др.). Х. возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. появилось под влиянием Византии с конца X в. В этот период в Х. назревал конфессиональный конфликт, который разрешился схизмой (разделением церквей). В 1054 г. Х. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе еще одного конфессионального конфликта – Реформации – в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд человек. Вопрос об отношении Х. к проблеме насилия довольно сложен и противоречив. Так, противоречивое отношение к насилию содержится в Книге «Исход» Ветхого Завета, где утверждается, что Бог – муж брани. Встречается призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. Контент-анализ текста Библии показал, что существует примерно равное количество упоминаний различных форм насилия и категорий типа «мир», «согласие». Позднее появляется негативное отношение Х. к войнам. Об этом можно судить по запрещению Соломону строительства святого храма, «потому что пролил много крови на земле». Превращение Х. из гонимой секты в государственную религию Римской империи и ряда др. государств породило противоречие догматов Х. Апогеем трансформации пацифизма раннего Х. в защиту насилия явились Крестовые походы XI-ХIV вв., в ходе которых захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», освобождения Гроба Господня и Святой земли. Далеко не все христиане разделяли официальные позиции церкви. Этот период в истории Х. отмечен всплеском ересей, особенно в католичестве (братство францисканцев, анабаптисты, квакеры и др., которые предприняли небезуспешные попытки вернуться к идеалам раннехристианского пацифизма). В Новейшее время к идеям отрицания насилия обращается официальная католическая и православная церковь. Если раньше четко прослеживались различия между господствующей религией и еретическими движениями, то сегодня создается мировоззренческий консенсус различных течений Х., находящих точки соприкосновения по острым проблемам.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ХРИСТИАНСТВО
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. В начале IV в. Х. превратилось в государственную религию Римской империи. Х. отличалось космополитизмом, миссионерством, интернационализмом, человечностью (милосердием, любовью к ближнему, состраданием, всепрощением). Главное в Х. – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцы Х. должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, помогать другим. В процессе своего развития Х. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Православие оформилось после разделения церквей (1054 г.). Получило распространение в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Первоначально православие было государственной религией Византийской империи. Основу вероучения православия составляют Библия и Евангелие. Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа. Церкви отводится роль посредницы между Богом и людьми. Католицизм оформился в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Духовенство дает обет безбрачия. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, шумное почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Протестантизм – одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Своим происхождением оно связано с реформацией – широким антикатолическим движением в VI в. в Европе. П. разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии, душе, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и пр. П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. П. снимает различия между священником и мирянином, упраздняет церковную иерархию. Служитель культа П. лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат (обет безбрачия). Он отверг молитву за умерших, их честь, почитание мощей и икон. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библия провозглашена единственным источником вероучения, была переведена на национальные языки, ее изучение и трактование стало не грехом, как в католицизме, а первичной обязанностью каждого верующего. Французский просветитель Вольтер считал религию необходимой для народа. Тейар де Шарден полагал, что христианство способно соединить мир в одно целое. З. Фрейд подчеркивал позитивную роль религии в истории человечества. Но были и другие мнения. И. Гете говорил: «У кого есть наука … тот не нуждается в религии». Л. Фейербах: «…никакой религии – такова моя религия». Некоторые известные зарубежные психологи (У. Джемс, Г. Олпорт и др.) обосновывали ценность религии как стимула духовного развития и средства психотерапии.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Древняя Русь и христианство о доминантах общения

Волкова А. И.
Читать PDF
0.00 байт

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не за

Нухова М. В.
Читать PDF
0.00 байт

Язычество и христианство: два пути возвышения человеческого существа

Новиков И. А.
В статье даётся сравнительный анализ двух идеалов человека: сформировавшегося в пределах античного (языческого) сознания героя, и сформировавшегося в пределах христианского сознания мученика.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
0.00 байт

Латиноамериканская литература и христианство

Шемякин Я. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство как фактор развития науки

Гильманов А. З., Соловьев М. М.
В статье рассматривается влияние христианства на науку. Показывается, что христианство явилось основным фактором рождения науки. Проанализированы принципы христианства на которых основывается наука.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в Крыму: культурологический аспект

Сенченко Наталья Анатольевна
В статье анализируются мифы о распространении христианства на Руси через Крым, отмечается роль Крыма в этом событии и значение христианства в развитии культуры Крымского полуострова.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство на пороге XXI века

Архимандрит Платон (Игумнов
Читать PDF
0.00 байт

Буддизм и христианство в историко-культурном пространстве России Евразии

Абаев Николай Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в Шапсугии: исторический аспект

Бузаров Алик Шумафович, Надюков Сагид Асланович
В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христанства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил две волны христианизации.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в Адыгее: история и современность

Музалев Антон Александрович, Шоров Марат Асланович
В статье рассмотрены вопросы проникновения и распространения христианства среди адыгов, основные этапы становления православия в Адыгее. Дано описание современной конфессиональной ситуации на территории республики.
Читать PDF
0.00 байт

Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена

Цицилина Нина Ивановна
Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

    (Э.Мунье)Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеч. существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть - значит развер