ХРИСТИАНСТВО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Христианство
одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в I в. н.э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. В результате схизмы (разделения церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ХРИСТИАНСТВО
одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе – вера в Иисуса Христа. Источник вероучения Х. – Священное Предание; главным в нем является Священное Писание (Библия); по значимости за ними следуют др. части Священного Предания (Символ веры, решения Вселенских и Поместных соборов, отдельные творения Отцов Церкви и др.). Х. возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. появилось под влиянием Византии с конца X в. В этот период в Х. назревал конфессиональный конфликт, который разрешился схизмой (разделением церквей). В 1054 г. Х. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе еще одного конфессионального конфликта – Реформации – в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд человек. Вопрос об отношении Х. к проблеме насилия довольно сложен и противоречив. Так, противоречивое отношение к насилию содержится в Книге «Исход» Ветхого Завета, где утверждается, что Бог – муж брани. Встречается призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. Контент-анализ текста Библии показал, что существует примерно равное количество упоминаний различных форм насилия и категорий типа «мир», «согласие». Позднее появляется негативное отношение Х. к войнам. Об этом можно судить по запрещению Соломону строительства святого храма, «потому что пролил много крови на земле». Превращение Х. из гонимой секты в государственную религию Римской империи и ряда др. государств породило противоречие догматов Х. Апогеем трансформации пацифизма раннего Х. в защиту насилия явились Крестовые походы XI-ХIV вв., в ходе которых захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», освобождения Гроба Господня и Святой земли. Далеко не все христиане разделяли официальные позиции церкви. Этот период в истории Х. отмечен всплеском ересей, особенно в католичестве (братство францисканцев, анабаптисты, квакеры и др., которые предприняли небезуспешные попытки вернуться к идеалам раннехристианского пацифизма). В Новейшее время к идеям отрицания насилия обращается официальная католическая и православная церковь. Если раньше четко прослеживались различия между господствующей религией и еретическими движениями, то сегодня создается мировоззренческий консенсус различных течений Х., находящих точки соприкосновения по острым проблемам.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ХРИСТИАНСТВО
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. В начале IV в. Х. превратилось в государственную религию Римской империи. Х. отличалось космополитизмом, миссионерством, интернационализмом, человечностью (милосердием, любовью к ближнему, состраданием, всепрощением). Главное в Х. – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцы Х. должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, помогать другим. В процессе своего развития Х. распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. Православие оформилось после разделения церквей (1054 г.). Получило распространение в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Первоначально православие было государственной религией Византийской империи. Основу вероучения православия составляют Библия и Евангелие. Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа. Церкви отводится роль посредницы между Богом и людьми. Католицизм оформился в 1054 г. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Духовенство дает обет безбрачия. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, шумное почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Протестантизм – одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Своим происхождением оно связано с реформацией – широким антикатолическим движением в VI в. в Европе. П. разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии, душе, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и пр. П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. П. снимает различия между священником и мирянином, упраздняет церковную иерархию. Служитель культа П. лишен права исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат (обет безбрачия). Он отверг молитву за умерших, их честь, почитание мощей и икон. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библия провозглашена единственным источником вероучения, была переведена на национальные языки, ее изучение и трактование стало не грехом, как в католицизме, а первичной обязанностью каждого верующего. Французский просветитель Вольтер считал религию необходимой для народа. Тейар де Шарден полагал, что христианство способно соединить мир в одно целое. З. Фрейд подчеркивал позитивную роль религии в истории человечества. Но были и другие мнения. И. Гете говорил: «У кого есть наука … тот не нуждается в религии». Л. Фейербах: «…никакой религии – такова моя религия». Некоторые известные зарубежные психологи (У. Джемс, Г. Олпорт и др.) обосновывали ценность религии как стимула духовного развития и средства психотерапии.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
190.81 кб

Древняя Русь и христианство о доминантах общения

Волкова А. И.
Читать PDF
365.90 кб

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не за

Нухова М. В.
Читать PDF
266.86 кб

Язычество и христианство: два пути возвышения человеческого существа

Новиков И. А.
В статье даётся сравнительный анализ двух идеалов человека: сформировавшегося в пределах античного (языческого) сознания героя, и сформировавшегося в пределах христианского сознания мученика.
Читать PDF
264.52 кб

Христианство и ислам: диалог религиозных культур1

Бабатова А. Ш., Ферзалиев Д. С., Асадова З. Н.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных в свете современных условий развития не только для России, но и для всего сегодняшнего мира проблем - межконфессионального диало- га.
Читать PDF
337.73 кб

Латиноамериканская литература и христианство

Шемякин Я. Г.
Читать PDF
216.13 кб

Христианство как фактор развития науки

Гильманов А. З., Соловьев М. М.
В статье рассматривается влияние христианства на науку. Показывается, что христианство явилось основным фактором рождения науки. Проанализированы принципы христианства на которых основывается наука.
Читать PDF
83.06 кб

Христианство на пороге XXI века

Архимандрит Платон (Игумнов
Читать PDF
166.66 кб

Буддизм и христианство в историко-культурном пространстве России Евразии

Абаев Николай Вячеславович
Читать PDF
84.34 кб

Христианство в современной Центральной Азии

Пейруз Себастьян
Читать PDF
124.75 кб

Христианство в Крыму: культурологический аспект

Сенченко Наталья Анатольевна
В статье анализируются мифы о распространении христианства на Руси через Крым, отмечается роль Крыма в этом событии и значение христианства в развитии культуры Крымского полуострова.
Читать PDF
273.46 кб

Христианство в Шапсугии: исторический аспект

Бузаров Алик Шумафович, Надюков Сагид Асланович
В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христанства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил две волны христианизации.
Читать PDF
155.67 кб

Христианство в Адыгее: история и современность

Музалев Антон Александрович, Шоров Марат Асланович
В статье рассмотрены вопросы проникновения и распространения христианства среди адыгов, основные этапы становления православия в Адыгее. Дано описание современной конфессиональной ситуации на территории республики.
Читать PDF
204.66 кб

Природа и христианство в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена

Цицилина Нина Ивановна
Автор обращается к идеям П. Тейяра де Шардена, разработавшего оригинальную концепцию эволюции, представляющую собой синтез научных и теологических идей.
Читать PDF
110.25 кб

2009. 03. 023. Замулински Б. Христианство и этика веры. Zamulinski B. Christianity and the ethics of

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Христианство в эпоху постмодерна

Добрускин Марк Евсеевич

Похожие термины:

  • ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

    (Э.Мунье)Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеч. существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть - значит развер