ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

Найдено 1 определение
ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

(Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеч. существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть - значит развертываться вовне, выражать себя". Персонализм - это просто метод, перспектива укрепления единства жизни в материальном, духовном и трансцендентном аспектах, в выявлении и преодолении кризисов, возникающих на жизненном пути.
По Мунье, личн. не есть объект, которым оперируют, она - центр переориентации объективной вселенной, субъект созданной ею действительности. Человек, изменяя мир, персонализирует его, наделяет человеч. смыслом и значением, сообщая ему глубинную жизнь.
Материя - это пассивность, инерция, дух же, напротив, - движение, жизнь. Для определения личн. недостаточно сказать, что она есть дух; понятие личн. включает в себя невидимый центр, с которым связано все, предполагающее трансценденцию, т. е. открытие внутр. мира в сторону священного, нацеленность на высшее бытие.
Трансценденция явл. особой сферой человеч. сознания, не имеющей оснований в прошлом и целиком принадлежащей будущему. "Настоящее" личност. бытия понимается не как результат и следствие прошлого, а как "результат" будущего. Самой существенной характеристикой человека явл. его свобода. Искусство открывает мир в его глубокой реальности и каждое бытие в его связи со Всеобщим. Духовное, а стало быть и эстетическое, как осн. показатель собственно человеческого, всегда трансцендентно. Искусство выступает специфич. видом деятельности, осуществляющей связь божественного с человеческим.
Мунье видит основу единства личн. в ее нацеленности на "сверхбытие", являющееся "высшим принципом", "финальным коррективом", в соответствии с которым конституируется личност. бытие. Осн. ошибку 3. Фрейда он усматривает в том, что тот полностью исключил из своих интересов "принцип интериорности", требующий отступления от мира объектов и обращения к самым изначальным зонам человеч. бытия. Изначальное Мунье находит в сверхсознательном, в особой сфере человеч. духа, где чел. устремляется за пределы сознания, мира, истории. Порыв к бытию высшего порядка явл. собственно и исключительно человеч. свойством; это стремление он усматривает в христианском чувстве греховности, аналогию которому видит в адлеровском учении о неполноценности (см. Адлер; Индивидуальная психология).

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
95.21 кб

Лейбниц и всеединство в христианском персонализме отца Павла Флоренского Рец. На: Половинкин С. М. Х

Бердникова Александра Юрьевна
Читать PDF
163.01 кб

Библейско-патристические истоки христианского персонализма (философско антропологический аспект хрис

Давыденков О.
Читать PDF
13.34 мб

Персонализм и особенности социальной стратегии (христианский персонализм П. А. Флоренского в контекс

Половинкин Сергей Михайлович
Статья посвящена исследованию сложного вопроса о месте персонализма в философских построениях о. П.А. Флоренского, а также месте самого Флоренского в истории русской мысли.
Читать PDF
456.15 кб

Отец Павел Флоренский как персоналист (рецензия на книгу: С. М. Половинкин. Христианский персонализм

Резвых Татьяна Николаевна
В статье разбирается интерпретация творчества о. П. Флоренского, осуществленная С.М.