Хрипотца, говорить с хрипотцой ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

Найдено 1 определение:

ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ

(Э.Мунье)

Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеч. существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть - значит развертываться вовне, выражать себя". Персонализм - это просто метод, перспектива укрепления единства жизни в материальном, духовном и трансцендентном аспектах, в выявлении и преодолении кризисов, возникающих на жизненном пути.

По Мунье, личн. не есть объект, которым оперируют, она - центр переориентации объективной вселенной, субъект созданной ею действительности. Человек, изменяя мир, персонализирует его, наделяет человеч. смыслом и значением, сообщая ему глубинную жизнь.

Материя - это пассивность, инерция, дух же, напротив, - движение, жизнь. Для определения личн. недостаточно сказать, что она есть дух; понятие личн. включает в себя невидимый центр, с которым связано все, предполагающее трансценденцию, т. е. открытие внутр. мира в сторону священного, нацеленность на высшее бытие.

Трансценденция явл. особой сферой человеч. сознания, не имеющей оснований в прошлом и целиком принадлежащей будущему. "Настоящее" личност. бытия понимается не как результат и следствие прошлого, а как "результат" будущего. Самой существенной характеристикой человека явл. его свобода. Искусство открывает мир в его глубокой реальности и каждое бытие в его связи со Всеобщим. Духовное, а стало быть и эстетическое, как осн. показатель собственно человеческого, всегда трансцендентно. Искусство выступает специфич. видом деятельности, осуществляющей связь божественного с человеческим.

Мунье видит основу единства личн. в ее нацеленности на "сверхбытие", являющееся "высшим принципом", "финальным коррективом", в соответствии с которым конституируется личност. бытие. Осн. ошибку 3. Фрейда он усматривает в том, что тот полностью исключил из своих интересов "принцип интериорности", требующий отступления от мира объектов и обращения к самым изначальным зонам человеч. бытия. Изначальное Мунье находит в сверхсознательном, в особой сфере человеч. духа, где чел. устремляется за пределы сознания, мира, истории. Порыв к бытию высшего порядка явл. собственно и исключительно человеч. свойством; это стремление он усматривает в христианском чувстве греховности, аналогию которому видит в адлеровском учении о неполноценности (см. Адлер; Индивидуальная психология).

Оцените определение:

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Взгляд на конфликты и их решение с христианской точки зрения

Архипов В.
Скачать PDF

Древняя Русь и христианство о доминантах общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Конфессиональная дифференциация христианской лексики в толковом словаре (на материале немецкого язык

Плисов Евгений Владимирович
The article is devoted to the stylistically marked lexical units belonging to the religious communication. The research of confessional differentiation (Catholicism, Protestantism, and Orthodoxy) of the Christian vocabulary is based on the study of one of the groups of stylistic markings. The author defines the most frequent thematic lexical groupings and analyses the interrelation of these markings with the other functional-stylistic and spatial-temporal indicators in modern German.
Скачать PDF

Христиански ориентированная психология: проблема становления

Сивоха А.Н.
The article is devoted to formation of one of the sections of modern psychology, which is usually called Christianity-oriented psychology. Problem of interaction of psychology as a science and orthodox theology, which has been discussed by psychologists and priests in recent years, is emphasized.
Скачать PDF

Принцип антропологизма в современной психологии и христианской антропологии

Шеховцова Лариса Филипповна
Целостный подход к человеку, в котором остро нуждается современная практика работы с ним, может быть реализован на основе адекватного понимания природы и сущности феномена «человек». В науке подобный подход представлен в «синтетическом человекознании» Б.Г. Ананьева «психологической антропологии» В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева; в религиозных доктринах христианской антропологией. В статье рассматривается возможность взаимодополнения этих систем знания о человеке и формирование единой, симфонично-синергийной картины.
Скачать PDF

Становление отечественной христианской психологии: проблемы и перспективы

Слободчиков Виктор Иванович
Статья посвящена проблеме места христианской психологии в системе психологического знания. Автор указывает на необходимость различения двух систем этого знания: психологии психики и психологии человека. Психология психики это наука о процессе становления той или иной психической формы; психология человека наука об уже установившихся психических формах, уже присутствующих в нашем сознании и «живущих по своим законам». Автор предлагает различение разных логик исследования и описания его результатов и насчитывает таковых три: первая логика работает с объектным незнанием, незнанием объекта изучения, вторая с незнанием истории и закономерностей становления некоего феномена, третья с незнанием смысла и назначения феномена. Он призывает исследователей и практиков переходить от первой, объектной логики, к третьей, работать на стыке не «души и тела», а «души и духа». Для этого, по мнению автора, необходимо гармонизировать христианскую, психологическую и педагогическую антропологии и, вследствие антропологической парадигмы в системах гуманитарного знания, различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию психологию пути.
Скачать PDF

Сравнительный анализ жизненных ценностей юношей и девушек, активно исповедующих христианство и не за

Нухова М. В.
Скачать PDF

Психология личности и христианская антропология

Черняева С.А.
The article presents a number of views on a personality self-realization, developed by the Christian anthropology — a discipline practically unknown to Russian psychologists. The author examines the concept on philosophical and theological anthropology and formulates some principles of anthropological approach to personality. Comparing antropological and different psychological approaches, the author emphasizes the distinctive character of the Christian antropological view on personality.
Скачать PDF

Христианские ценности в мировоззрении современного студенчества

Ицкович Марк Матусович, Ицкович Татьяна Викторовна
В рамках психолингвистического исследования, проведенного в Уральском федеральном университете в 2015 году, студентам был предложен набор ценностно-смысловых концептов, характерных для русской культуры. В ряд слов-стимулов были включены понятия, отражающие традиционные христианские ценности: Бог, вера, надежда, любовь. Исследование предполагало выявление как сознательных, так и подсознательных реакций респондентов. Анализ полученных результатов показал, что понятия любовь, вера и надежда имеют для респондентов самостоятельную значимость, не связанную с понятием Бог. Существуют значительные расхождения в рациональной оценке ценностной значимости понятия вера на гендерном основании, также выявлено различие в эмоциональной оценке указанных понятий.
Скачать PDF

В поиске оснований христианской психологии. Часть первая

Слободчиков Виктор Иванович
Рассмотрены мировоззренческие и теоретико-методологические основания христианской психологии в системе психологического знания. Предложен общенаучный гуманитарно-антропологический подход к изучению человеческой реальности, предполагающий гармонизацию и синтез трех антропологий: педагогической, психологической и христианской. В свете антропологического единства следует различать три типа психологического знания: психологию психики, психологию человека и православную (христианскую) психологию психологию пути человека. Смыслообразующим центром становления «собственно человеческого в человеке» является его выход на личностный способ бытия в мире.There are considered the world-view and theoretical and methodological grounds for the Christian psychology in the system of psychological knowledge. There is suggested the general scientific classical anthropological approach to study of human reality that presupposes harmonization and synthesis of three anthropologies: pedagogic, psychological and Christian. In the light of the anthropological unity there should be marked out three types of psychological knowledge: psychology of psychics, psychology of a human and the Orthodox (Christian) psychology psychology of a human way. The sense forming centre of establishment of “the humane in a human” is its personal existence way in the world.
Скачать PDF

Христианская психология как научное направление: к истории вопроса

Б.С. Братусь
В статье впервые рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования нового научного направления в постсоветской России – христианской психологии. Показана преемственность этого направления с работами, которые велись в данной области до Октябрьской революции, и связь с трудами по психологии веры зарубежных ученых. Исследуются причины возрождения интереса к психологическим проблемам духовного развития и религиозного мировоззрения. Несмотря на то, что определенные идеи, мысли относительно этих проблем появлялись и при советской власти, возможность же открытого движения в этом направлении возникла только после конца диктата советской идеологии. Появился и рос интерес к исследованиям личности, индивидуальности, к проблемам внутреннего мира человека, который немыслим без учета духовных и религиозных аспектов сознания. Описываются главные вехи истории становления Московской школы христианской психологии: деятельность семинара по христианской психологии и антропологии на психологическом факультете МГУ (1990 г.), создание лаборатории философско-психологических основ развития человека (по сути лаборатории христианской психологии) при Психологическом институте РАН, возникновение направления специализации психологического факультета МГУ – «психологии религии» (начало 1990-х гг.), издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианской психологии» (1995 г.), организация «Челпановский чтений» в Психологическом институте РАО, проблематика которых затрагивала и христианскую тему. Отмечена деятельность ряда подразделений Института педагогических инноваций РАО, начавших разработку практических вопросов христианской педагогики и психологии. Упоминаются международные конференции конца 1990-х – начала 2000-х годов по проблемам психологии религии и другие факты внедрения идей христианской психологии в научную, педагогическую и практическую деятельность в нашей стране.
Скачать PDF

Изучение психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления

Самойлина Татьяна Григорьевна
В статье отмечается актуальность поднятой проблемы, рассматриваются факторы, способствующие стремительному распространению сектантских организаций на территории России. В статье излагаются результаты исследования психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления, описываются психологические методики сбора эмпирического материала. В материалах статьи представлены результаты изучения психологических особенностей рядовых прихожан (адептов), а также руководителей (пасторов, наставников, «старших братьев) религиозных общин, установлены существенные различия личностных черт этих категорий испытуемых, даны обобщенные психологические портреты руководителя и рядового члена христианской религиозной секты. Материалы статьи могут быть использованы в профилактической работе психологических, педагогических и социальных служб, а также в правовых структурах.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16