БУДДИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Буддизм
одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни. Возник в Др. Индии в VI-V вв. до н.э. Буддизм распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "малая колесница") буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны ("большая колесница"), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению "истинной реальности".

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

БУДДИЗМ
одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Б. проповедует освобождение от страданий в нравственном совершенствовании, отказе от желаний, которые достигаются уходом от активной жизни и достижением высшего просветления – нирваны. В центре Б. – учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Отрешенность от мира, индивидуализм определяют асоциальную сущность Б. Является наиболее последовательным в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике. Основываясь на всеобщей любви людей, Б. не приемлет насилие, особенно войну. В отличие от христианства и ислама, где Бог-творец рассматривается как первопричина всего сущего, буддисты исходят из Вселенской жертвы как первопричины бытия. Перенеся тяготы Вселенской катастрофы и социальных потрясений, люди осознали никчемность борьбы друг с другом, отказались от человеческих пороков и добровольно встали на путь благодеяния и служения Богу. В отличие от христианства, где Богу противопоставляется Сатана – абсолютное воплощение зла, в Б. нет противопоставления добра и зла. По этой причине во многих восточных религиях нет цельной концепции по проблемам войны и мира. Лишь появление оружия массового уничтожения побудило приверженцев Б. высказать более определенно свое отрицательное отношение к войне. По их убеждению, преодолеть это зло можно, строя свою жизнь на любви к ближнему, ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она. В этом заключается подход Б. к предотвращению социальных конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
158.82 кб

Буддизм, психоанализ и юнгианство: перспективы развития межкультурного диалога

Сидорова Е. Г.
Читать PDF
83.15 кб

Концептосфера «Сострадание» как отражение диалога Запада (позитивная психология) и Востока (буддизм)

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна
Представленный обзор исследований, посвящённых изучению феномена сострадания, показывает состояние проблемы.
Читать PDF
3.26 мб

Буддизм и психоанализ: диалог в топологической системе соотнесения

Сидорова Е. Г.
Начальная стадия диалога психоанализ буддизм развивалась в соответствии со стратегией поиска социокультурных универсалий, сближающих Запад и Восток, и в силу этого приобрела иллюзорное качество.
Читать PDF
808.62 кб

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ТУВИНЦЕВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ИСПОВЕДУЮЩИХ БУДДИЗМ

Сувакпит Д.Г.
В статье представлены результаты исследования структуры индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм.
Читать PDF
215.61 кб

Буддизм перед лицом глобальных проблем современного мира

Уланов М. С.
Читать PDF
186.88 кб

Буддизм и вера во Вьетнаме

Чан Тхи Ким Оань
Читать PDF
203.84 кб

Буддизм в контексте глобализации

Уланов М. С.
Читать PDF
629.31 кб

Информация о четвертой международной конференции «Буддизм Ваджраяны в России: традиции и новации»

Читать PDF
1.30 мб

Буддизм как мировоззренческая основа восточных искусств повседневности

Е. Н. Чабанец
Читать PDF
161.34 кб

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития

Аюшеева Дулма Владимировна
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявлены перспективы его развития.
Читать PDF
142.40 кб

2006. 01. 057. Симпсон Б. Невероятные дары: тело, буддизм и биоэтика в современной Шри-Ланке. Simpso

Бибикова А. А.
Читать PDF
619.31 кб

Социокультурное пространство России и буддизм

Уланов Мерген Санджиевич, Уланова Галина Владимировна
Статья посвящена исследованию специфики социокультурного пространства России и места в нем буддийского компонента.
Читать PDF
154.68 кб

Буддизм в контексте письменной культуры монгольских народов

Абаева Любовь Лубсановна
В статье рассматриваются актуальные вопросы эволюции письменных традиций и их вариаций среди монгольской метаэтнической общности в контексте адаптации буддийской канонической литературы и классических текстов буддийской теории и п
Читать PDF
276.33 кб

О научной конференции «Буддизм в изменяющемся мире»

Янгутов Л.Е., Урбанаева И.С.
Читать PDF
166.66 кб

Буддизм и христианство в историко-культурном пространстве России Евразии

Абаев Николай Вячеславович

Похожие термины:

  • Дзэн-буддизм

    дзен от санскр., Будда – просветленный)) - медитативная школа в Китае, Японии и других юго-восточных странах, в которой основное внимание уделяется «умиротворению сознания» с целью достижение прос
  • СИСТЕМА ДЗЕН-БУДДИЗМ

    Дзен-буддизм - одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без