БУДДИЗМ

Предыдущий термин:
Будда

Следующий термин:
БУДЕСОНИД

Содержание:

Найдено 2 определения термина БУДДИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

БУДДИЗМ

одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Б. проповедует освобождение от страданий в нравственном совершенствовании, отказе от желаний, которые достигаются уходом от активной жизни и достижением высшего просветления – нирваны. В центре Б. – учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Отрешенность от мира, индивидуализм определяют асоциальную сущность Б. Является наиболее последовательным в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике. Основываясь на всеобщей любви людей, Б. не приемлет насилие, особенно войну. В отличие от христианства и ислама, где Бог-творец рассматривается как первопричина всего сущего, буддисты исходят из Вселенской жертвы как первопричины бытия. Перенеся тяготы Вселенской катастрофы и социальных потрясений, люди осознали никчемность борьбы друг с другом, отказались от человеческих пороков и добровольно встали на путь благодеяния и служения Богу. В отличие от христианства, где Богу противопоставляется Сатана – абсолютное воплощение зла, в Б. нет противопоставления добра и зла. По этой причине во многих восточных религиях нет цельной концепции по проблемам войны и мира. Лишь появление оружия массового уничтожения побудило приверженцев Б. высказать более определенно свое отрицательное отношение к войне. По их убеждению, преодолеть это зло можно, строя свою жизнь на любви к ближнему, ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она. В этом заключается подход Б. к предотвращению социальных конфликтов.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Буддизм

одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни. Возник в Др. Индии в VI-V вв. до н.э. Буддизм распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "малая колесница") буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны ("большая колесница"), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению "истинной реальности".

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Найдено научных статей по теме — 10

Буддизм, психоанализ и юнгианство: перспективы развития межкультурного диалога

Сидорова Е. Г.
Скачать PDF

Концептосфера «Сострадание» как отражение диалога Запада (позитивная психология) и Востока (буддизм)

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна
Представленный обзор исследований, посвящённых изучению феномена сострадания, показывает состояние проблемы. В нем затрагиваются три аспекта: неопределенность категориального статуса сострадания, сострадание с позиции позитивной психологии и буддийских практик
Скачать PDF

Ранний буддизм и когнитивная психология

Зарубко Елена Юрьевна, Левкин Вадим Евгеньевич
Статья посвящена сопоставлению раннего буддизма и когнитивной психологии. Авторы стремятся ответить на вопрос о том, какие общие идеи существуют в буддизме и психологии. В статье также рассмотрено, как взгляды, отраженные в буддизме, могут способствовать решению некоторых проблем когнитивной психологии.The authors compare early stages of Buddhism and cognitive psychology and try to trace ideas common both for Buddhism and cognitive psychology, focusing upon the possibility to implement Buddhist ideas for solving cognitive psychology aspects
Скачать PDF

Буддизм и психоанализ: диалог в топологической системе соотнесения

Сидорова Е.Г.
Начальная стадия диалога психоанализ буддизм развивалась в соответствии со стратегией поиска социокультурных универсалий, сближающих Запад и Восток, и в силу этого приобрела иллюзорное качество. в поиске структурной основы компаративного исследования буддизма и психоанализа необходимо сделать шаг в область буддийской философской антропологии, что позволило бы на материале классических философских трактатов реконструировать учение о человеческой психике в буддизме, а затем сопоставить его с психоаналитическими концепциями.
Скачать PDF

Концепт буддизма в аналитической психологии К. Г. Юнга

Сидорова Елена Геннадиевна
Статья посвящена рассмотрению западной концепции буддизма, впервые представленной в юнговской аналитической психологии. Автор вскрывает противоречие как в юнговской методологии постижения буддийской психотехники, так и в его теоретических тезисах о направленности компаративистских исследований культур Востока и Запада; обосновывается авторское убеждение, что Юнг использовал буддизм в качестве иллюстраций своей теории, и таким образом инициировал компаративные исследования в ракурсе обоснования базовой общности формирования коллективного бессознательного вне зависимости от культурного контекста.
Скачать PDF

Особенность практической психической деятельности в буддизме

Деринг В. В.
В наши дни возрастает роль различных психотехник, позволяющих уменьшить негативное воздействие стрессов, конфликтов, психосоматических заболеваний. Восточные системы психофизической тренировки, проверенные тысячелетним опытом применения, весьма эффективны и в современных условиях. Большая их часть развивалась в рамках философско-религиозной системы буддизм. В различных направлениях буддизма создавались свои оригинальные тренировочные комплексы, но принцип гармонии души и тела оставался всегда неизменным
Скачать PDF

Феномен телесности в духовных практиках исихазма и буддизма

Поздняков А.В.
В данной статье автор анализирует мистические практики буддизма и исихазма с точки зрения включенности телесного начала в процесс духовно-нравственного совершенствования.
Скачать PDF

Осмысление счастья с точки зрения буддизма

Комарова Любовь Анатольевна
В данной статье рассматривается понятие «счастье» в религиозно-философском учении Будды. Автор показывает два основных определения счастья с точки зрения буддизма, раскрывает наиболее значимые причины счастья и несчастья человека, исследует взаимосвязь между состраданием и счастьем.
Скачать PDF

Высшие духовные и саморегулятивные способности в древневосточной системе знаний - буддизме: историко

Ожиганова Г.В.
Обосновывается необходимость исследования высших духовных и саморегулятивных ­способностей в контексте древневосточных систем знания. Описываются историко-психологические методы изучения древнего знания. Используются методы истории психологии, предложенные автором: метод выявления резервов научного знания, направленный на восстановление и практическое освоение психологического наследия древности, а также экспериментальный, предполагающий верификацию психологических фактов, феноменов и закономерностей, описанных в древних текстах, с помощью современных научных методов исследования (наблюдения, эксперимента, статистической обработки данных). Рассматриваются психопрактики и философские понятия буддизма с точки зрения современной психологии. Описывается древнейшая буддийская психопрактика «Созерцание ума», связанная с понятием «внимательность, осознанность». Делается вывод, что концепт ума является одним из ключевых в буддийской системе знаний. Понимание ума в древнем буддийском учении сопоставляется с современной трактовкой понятия «ум» в психологической науке, а также раскрывается его содержание благодаря терминам психологии «высшие саморегулятивные способности» и «морально-ценностный аспект духовных способностей». Устанавливается тесная связь высших саморегулятивных способностей и морально-ценностного аспекта духовных способностей, прослеживаемая в буддийской системе знаний. Приводятся результаты эмпирических исследований медитативных психопрактик и их позитивного влияния на саморегуляцию современоого человека.
Скачать PDF

Концепции танатологии тибетского буддизма XIX-XX вв

Середа Екатерина Николаевна
Танатологические руководства, в письменной форме известные на Западе как «книги мертвых», включают в себя тибетскую «Бардо Тхёдол», или «Освобождение в бардо посредством слушания». Считается, что данная книга была впервые записана в VIII в. н. э. и содержит подробное описание этапов, через которые проходит сознание человека, от процесса физического умирания до момента реинкарнации. Особый исследовательский интерес вызывают попытки западных исследователей религиоведов, тибетологов, востоковедов, буддологов, психологов воспринять этот опыт и даже применить практически. Данная статья посвящена описанию и классификации ведущих концепций и трактовок тибетской танатологии, сформулированных европейскими учеными XIX-XX вв. на основе «Бардо Тхёдол». Анализ источников, посвященных интерпретации, переводу и комментированию этой книги, позволяет не только выделить три магистральных подхода к исследованию текстов, подобных «Бардо Тхёдол», но и определить специфические особенности каждого метода. Научно-исторический стремится выявить рационально и эмпирически проверяемый фундамент; психологический настаивает на символической и архетипической реальности, пытается провести параллели между западной психологией и тибетской тантрической системой; антропологический обращает главное внимание на способность человека изменить себя и предлагает практические методы, вычленяет «нерелигиозные» смыслы, которые могут быть использованы не только в философских или исторических исследованиях, но и при медицинский, психотерапевтической, обыденно-бытовой практике общения с людьми. Взятые целокупно, все три подхода дают более или менее целостное описание тибетской танатологии и возможностей ее практического осмысления. Рассмотрены формы, которые принимают данные концепции, а также их буддологическое значение и общекультурное влияние.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!