Оценка

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Оценка
assesment) - процесс сбора и интерпретации релевантной информации о клиенте или предмете.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Оценка
Assessment). Измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Оценка
качественный или количественный показатель измерения индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Оценка
процесс, посредством которого мы оцениваем релевантность стимулов с точки зрения того, насколько они значимы для нашей жизни.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

ОЦЕНКА
измерение или утверждение о величине измеряемого количества, в отношении которого знают, полагают или подозревают наличие некоторой ошибки.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

ОЦЕНКА
Одна из основных проблем групповой социализации. Человек и группа обоюдно рассматривают плюсы и минусы членства в группе данного конкретного человека,

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

ОЦЕНКА
вид суждения об определенном феномене; бывает количественной (напр., глазомер) и качественной (напр., О. личности, ее поведения, жизненной позиции и т.д.). При качественной О. феномена устанавливается связь между ним и ценностной ориентацией личности или группы. В последнем случае О. – вид группового мнения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОЦЕНКА
1. Вообще – определение ценности или значимости чего-нибудь. 2. Более специальное значение: определение того, насколько успешны были
программа, учебная программа, серия экспериментов, лекарственное средство и т.д. в достижении целей, для которых они были изначально предназначены. 3. Одно из трех гипотетических универсальных измерений семантического пространства в теории Осгуда. См. семантический дифференциал.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОЦЕНКА
1. Свободное значение: обоснованное предположение относительно значимости какого-то фактора. 2. В статистике, несколько более точное значение: "лучшее предположение" о значимости какой-то переменной или статистики, основанное на усовершенствованных вычислительных процедурах, которые обеспечивают и оценку значимости, и степень вероятности, что значение попадает в пределы установленного истинного значения. Оценка в этом смысле – это логический вывод относительно популяции, сделанный на основании измерения, проведенного на выборке.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОЦЕНКА
1. Определение рейтинга. Оценка объекта, события или человека (включая себя, так называемая самооценка). Такая оценка часто используются в социальных исследованиях и при изучении личности, чтобы измерить качества и характеристики, которые являются субъективными и для которых не существуют никаких объективных методов измерения. См. рейтиговая шкала и следующие статьи. 2. Иногда употребляется как синоним ранга (1). Эта семантическая эквивалентность происходит от того факта, что в процедурах оценки рейтинга часто используются порядковые шкалы.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Оценка
1) определение ценности или значимости чего-либо, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.). Оценивание — одна из основных функций психики наряду с отражением, организацией поведения и деятельности, саморегуляцией индивида; 2) учет факторов, которые могут оказать влияние на развитие общества, человека, ситуации или динамику поведения, деятельности, отношений и т. д.; 3) определение выраженности какого-либо свойства, характеристики объекта, события или человека, в том числе той или иной особенности у самого оценивающего субъекта. Такая процедура оценки часто используется, когда изучаются личностные качества, характеристики психического состояния, настроения, чувства, комфорт/дискомфорт и др. Распространенная форма такой процедуры — определение при оценивании места на рейтинговой шкале какого-либо качества; 4) в статистике: опирающееся на формализованные критерии предположение, характеризующее вероятность попадания полученного значения в исчисленные пределы истинного значения, вероятность случайности/неслучайности различий между измеренными показателями.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ОЦЕНКА
сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с др., выступающим в качестве критерия. Любая О. – это сравнение. О. без сравнения произвести невозможно. Если человек считает, что он что-л. оценивает без сравнения, то на самом деле он просто не осознает, какие критерии для О. им выбраны на уровне бессознательного. В зависимости от выбираемых критериев О. большинство объектов, явлений, состояний м. б. обоснованно оценены по-разному. Нередко, изменив критерий О., один и тот же объект можно обоснованно оценить противоположно. Различная О. одного и того же объекта по причине использования разных критериев – типичная причина социальных конфликтов. Напр., если в качестве критериев сравнительной оценки СССР и США в 1980 г. брать характеристики материального производства, то Советский Союз по многим (не всем!) показателям отставал от США. Если учитывать темпы роста экономик СССР и США в ХХ в. и конкретные условия развития стран (войны, революция и др.), то отставание СССР далеко не столь очевидно. Если же в качестве критериев брать справедливость общественных отношений, степень эксплуатации человека человеком, нравственные качества, уровень культуры людей, степень материального и социального неравенства различных групп населения, то СССР заметно превосходил США.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Оценка
общеславянск., восходит к kaina – возмездие, воздаяние) – 1. вообще – способ определения ценности или значимости чего- или кого-нибудь. Различают 3 типа значимостей. Теоретическая (гнесеологическая) оценка касается имманентных свойств объектов. Ценностная (аксиологическая) оценка относится к свойствам объектам, способным отвечать или не отвечать потребностям и запросам индивида. Практическая оценка характеризует возможность реализации неких побуждений в определенных действиях; например, данная идея лишена значимости, если она не может быть осуществена на деле. Оценки не конституируют ценности, напротив, именно ценности делают возможными оценки. Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Систему ценностей нельзя локализовать в определенной сфере психической деятельности человека, эта система закрепляется в диспозиционных структурах личности посредством психологических механизмов, которые могут нарушаться под влиянием различных причин, включая психическое расстройство (например, деперсонализацию); 2. определение рейтинга (англ. rating – оценка, выговор, нагоняй), то есть значимости чего-либо в глазах общественного мнения; 3. определение успешности каких-либо проектов, включая лечебные процедуры, эффективность лекарственного препарата и т.п.; 4. обоснованное предположение относительно значимости какого-то фактора; 5 в статистике – «лучшее предположение» о значимости какой-то переменной.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ОЦЕНКИ (тестовые)
оценки, полученные испытуемым в результате тестирования. Непосредственно полученные оценки называются первичными (сырыми) баллами. Обычно ими являются сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при их решении, времени выполнения задания. В некоторых методах (функциональные пробы, методики с качественным анализом и интерпретацией Ш результата) первичные оценки являются окончательными, на основании их осуществляется интерпретация результата и делается заключение. Получение первичных О. представляет обычно формализованную процедуру с четкой регламентацией правил О. результатов выполнения задания (исключение составляют, как правило, лишь проективные методики, где эти правила почти не формализованы). В большинстве психологических тестов первичные О. не являются окончательными: на основании определенных норм и данных стандартизации теста (см. Стандартизация результатов психофизиологических исследований) они переводятся в шкальные О., отражающие в той или иной форме отношение полученного результата к показателям выборки стандартизации. При этом О конкретного испытуемого устанавливается путем установления его места на специальной шкале, которая содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данного задания в выборке стандартизации. В этом смысле шкальные О. имеют четко определенное количественное содержание и могут быть использованы при статистическом анализе. Наиболее широко используются такие виды О., как процент-или Z-оценки, станайны, стэны, стандартный JQ-показатель (см. коэффициент интеллекта). При пользовании шкальными О. следует всегда помнить, что они являются статистическими характеристиками, позволяющими лишь указать на место данного результата в выборке из множества аналогичных по характеру измерений. Поэтому количественная интерпретация тестового результата должна сопровождаться качественным анализом причин его получения с учетом данных о личности испытуемого, данных о текущих условиях обследования надежности и валидности теста. Игнорирование качественных аспектов полученных результатов может привести к существенным ошибкам в интерпретации результатов тестирования.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ОЦЕНКА
АЦЭНКА / EVALUATION– 1) процесс оценивания объема и качества знаний, работы и т. д.; 2) числовой результат процесса оценивания (синоним «отметка») в условных знаках– баллах. При этом значения баллов известно всем участникам процесса оценивания, закреплено в формальных или невормальных источниках. Понятие О. шире чем отметка, поскольку помимо балльной системы предполагает также и оценочные суждения о степени усвоения знаний, навыков, умений, установленных программой, о качестве работы, мастерстве, об уровне прилежания и состояния дисциплины. О. служит своеобразной обратной связью от обучающего к обучаемому. В О. учитываются правильность ответа по содержанию, его полнота, точность формулировок, прочность и стабильность усвоения знаний, их связь с практикой. О. в условиях обучения подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а также труд в мастерских, на практике и т. д. Очень важно, чтобы О. были объективными, т. к. этот фактор в дальнейшем может стимулировать уровень учебной активности. Б. Г. Ананьев исследовал виды и психологический смысл О. в средней школе и выделил уровни их развития: 1) парциальные О. (высказывания о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса); 2) фиксированные О. (отметки); 3) интегрированные О. (целостная педагогическая характеристика, анализ сочетания и соотношения качеств личности школьника). Б. Г. Ананьев также выделил три типа парциальных О.: 1) исходные (24% от общего объема О., выставляемых в школе): отсутствие О.; опосредованная О.; неопределенная О. (в этих О. отсутствуют стимулирующая и ориентирующая функции); 2) отрицательные (42%): замечание (обращение не к знаниям, а к форме поведения); отрицание (слова или фразы, указывающие на неправильность хода решения задачи); порицание (О. не знаний, а личности ученика с включением сарказма, угрозы, нотации и упрека); 3) положительные (34%): согласие; ободрение; одобрение (несут стимулирующую и ориентирующую функции и воздействуют на самооценку, уровень притязаний и эмоционально-волевую сферу ребенка). Традиционная балльная система О. направлена на стимулирование личностного роста и самосовершенствование учащихся (при ее грамотном применении). Современная балльно-рейтинговая система О. знаний в вузах стимулирует не столько мотивы личностного роста, сколько мотивы соперничества, что является менее эффективным с точнки зрения подготовки высококлассных специалистов. При этом в балльно-рейтинговой системе не остается места для вербальных О., что практически ликвидирует их ориентирующую функцию, обратная связь по своему объему и содержательности существенно сокращается. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.43 кб

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями.
Читать PDF
372.72 кб

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А. И., Серая А. А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования.
Читать PDF
153.73 кб

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей.
Читать PDF
437.42 кб

Оценка экстремальной ситуации и успешность деятельности

Погорелов А. Г.
Читать PDF
50.98 кб

Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности

Ляшук А. В.
Читать PDF
207.72 кб

Оценка привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей

Нестерова-маликова К. Г.
Читать PDF
253.93 кб

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений

Шатров Д. В.
Читать PDF
278.54 кб

Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организма слуша

Кондрашов Василий Викторович, Онищенко Александр Николаевич
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма слушателей ординатуры военно-медицинских вузов в различных условиях и режимах профессионального обучения (во время учебного дня, суточного дежурства в клиник
Читать PDF
305.69 кб

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияни
Читать PDF
253.14 кб

Психолого-правовая оценка личности военнослужащих, совершивших преступления против порядка прохожден

Царенко Людмила Сергеевна
Рассматриваются преступления против военной службы, под которыми понимаются общественно опасные деяния предусмотренные уголовным законодательством.
Читать PDF
305.04 кб

Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью Калифорнийского опросника

Котенев И. О.
Читать PDF
198.61 кб

Псевдострахование как форма криминального поведения в страховом деле и его уголовно-правовая оценка

Боровских Р. Н.
Читать PDF
344.50 кб

Оценка и отбор приемных родителей: аналитический обзор зарубежных исследований

Куфтяк Елена Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Оценка профессионального стресса и его влияния на механизмы психологической защиты руководителей

Кобозев Игорь Юрьевич
В статье представлены результаты исследования интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД. Выделены подгруппы с высокой, средней и низкой интенсивностью профессионального стресса.
Читать PDF
275.63 кб

Многомерная оценка основных эндогенных саногенетических факторов у подростков с несоциализированным

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Гончарова Наталия Александровна, Кирьянов Владимир Михайлович
Изложены теоретические принципы и эмпирические результаты многомерной оценки вклада пяти основных компонентов (эндогенных саногенетических факторов) социально-психологической адаптации подростков с несоциализированным расстройство

Похожие термины:

  • Автоматизированная оценка

    computer-assisted assessment) Оценка является одной из наиболее распространенных и важных функций прикл. психол. Она предполагает получение поведенческих и психол. данных и их объединение в целях облегчения п
  • БАЗОВАЯ ОЦЕНКА

    нормальная частота возникновения любой реакции, статистики или другого измерения в единицу времени. Тенденция игнорировать базовую оценку встречается очень часто. Например, лотереи существуют б
  • Оценка частоты событий

    frequency judgment) Среди наиболее интенсивно исследуемых когнитивных функций, оценка частоты появления стимула или события, по-видимому, обладает рядом необычных свойств. В отличие от др. когнитивных фун
  • Оценка задним числом

    Переоценка решения после того, как его уже претворили в жизнь и имеются налицо последствия — причем эта переоценка делается с уверенностью, что эти последствия должны быть известны и до принятия
  • КОНТРОЛЬ-ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

    текущее управление групповой деятельностью людей, предполагающее ее периодическое оценивание и коррекцию, если в этом будет возникать необходимость.
  • КАТЕГОРИИ, ОЦЕНКА

    См. шкалирования, методы.
  • Рыночная оценка

    Market pricing) —форма обмена, когда каждый получает пропорционально тому, что он вложил.
  • Оценка деятельности

    performance appraisal) Орг-ции занимаются тем или иным видом деятельности. При О. д. орг-ции и ее подразделений используются такие показатели, как прибыль, объем продаж, количество произведенных изделий, коли
  • ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    сравнение достигнутых человеком, коллективом, группой результатов деятельности с одним или несколькими критериями оценки. 1. Компетентная О. р. д. – важное условие предупреждения конфликтов, особ
  • Оценка нуждаемости детей в психотерапии

    assessing children for psychotherapy) Процесс оценки нуждаемости ребенка в психотер. обычно начинается с обращения родителей, значимых лиц из окружения ребенка, педагогов, агентств по охране здоровья, мед. работни
  • Опросник Многомерная оценка детской тревожности

    МОДТ). Е. Е. Ромицына. Методика представляет собой многошкальный опросник, позволяющий оценивать характеристики тревожности у детей и подростков, значимые для медико-психолого-пед. практики. Осн. п
  • СТЕПЕНИ, ОЦЕНКА

    См. методы шкалирования.
  • Методика Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности

    ДОРС). А. Б. Леонова, С. Б. Величковская. ДОРС является модифицированной версией теста BMS-II, разработанной немецкими психологами П. Рихтером и Х. Э. Платом для оценки степени тяжести труда работников р
  • ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ

    специализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия кандидатов (их знаний, умений, профессионально важных качеств) требованиям должности и условиям работы.
  • Опросник Оценка доверия к себе. Т. П. Скрипкина

    Предназначен для диагностики уровня выраженности доверия к себе. В основе опросника лежит положение о том, что в разных сферах жизнедеятельности личности люди склонны в разл. степени доверять себ
  • ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ

    выявление с помощью специальных методов конкретных результатов психотерапии, обеспечивающих улучшение состояния клиента. Чтобы оценить эффективность психотерапии, требуется, прежде всего, четк
  • Оценка эмоции

    процесс, посредством которого люди оценивают события, ситуации или происшествия, заставляющие их испытывать эмоции.
  • Методика Оценка эмоционального выражения лиц по фотографии методом „выбора из списка

    С. В. Квасовец. Предназначена для изучения эмоционального состояния человека, его личностных характеристик, относящихся к эмоциональной сфере, индивидуальных особенностей субъективного опыта, с
  • ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    определение соответствия показателей объекта оценки эргономическим требованиям и установление эргономического уровня качества оцениваемого объекта, т. е. степени реализации эргономических тре
  • Оценка гештальттерапии

    Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе, экзистенциальной философии, теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психоло