Оценка
Оценка
assesment) - процесс сбора и интерпретации релевантной информации о клиенте или предмете.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Оценка
Assessment). Измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Оценка
качественный или количественный показатель измерения индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Оценка
процесс, посредством которого мы оцениваем релевантность стимулов с точки зрения того, насколько они значимы для нашей жизни.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
ОЦЕНКА
измерение или утверждение о величине измеряемого количества, в отношении которого знают, полагают или подозревают наличие некоторой ошибки.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ОЦЕНКА
Одна из основных проблем групповой социализации. Человек и группа обоюдно рассматривают плюсы и минусы членства в группе данного конкретного человека,
ОЦЕНКА
вид суждения об определенном феномене; бывает количественной (напр., глазомер) и качественной (напр., О. личности, ее поведения, жизненной позиции и т.д.). При качественной О. феномена устанавливается связь между ним и ценностной ориентацией личности или группы. В последнем случае О. – вид группового мнения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ОЦЕНКА
1. Вообще – определение ценности или значимости чего-нибудь. 2. Более специальное значение: определение того, насколько успешны были
программа, учебная программа, серия экспериментов, лекарственное средство и т.д. в достижении целей, для которых они были изначально предназначены. 3. Одно из трех гипотетических универсальных измерений семантического пространства в теории Осгуда. См. семантический дифференциал.
программа, учебная программа, серия экспериментов, лекарственное средство и т.д. в достижении целей, для которых они были изначально предназначены. 3. Одно из трех гипотетических универсальных измерений семантического пространства в теории Осгуда. См. семантический дифференциал.
ОЦЕНКА
1. Свободное значение: обоснованное предположение относительно значимости какого-то фактора. 2. В статистике, несколько более точное значение: "лучшее предположение" о значимости какой-то переменной или статистики, основанное на усовершенствованных вычислительных процедурах, которые обеспечивают и оценку значимости, и степень вероятности, что значение попадает в пределы установленного истинного значения. Оценка в этом смысле – это логический вывод относительно популяции, сделанный на основании измерения, проведенного на выборке.
ОЦЕНКА
1. Определение рейтинга. Оценка объекта, события или человека (включая себя, так называемая самооценка). Такая оценка часто используются в социальных исследованиях и при изучении личности, чтобы измерить качества и характеристики, которые являются субъективными и для которых не существуют никаких объективных методов измерения. См. рейтиговая шкала и следующие статьи. 2. Иногда употребляется как синоним ранга (1). Эта семантическая эквивалентность происходит от того факта, что в процедурах оценки рейтинга часто используются порядковые шкалы.
Оценка
1) определение ценности или значимости чего-либо, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.). Оценивание — одна из основных функций психики наряду с отражением, организацией поведения и деятельности, саморегуляцией индивида; 2) учет факторов, которые могут оказать влияние на развитие общества, человека, ситуации или динамику поведения, деятельности, отношений и т. д.; 3) определение выраженности какого-либо свойства, характеристики объекта, события или человека, в том числе той или иной особенности у самого оценивающего субъекта. Такая процедура оценки часто используется, когда изучаются личностные качества, характеристики психического состояния, настроения, чувства, комфорт/дискомфорт и др. Распространенная форма такой процедуры — определение при оценивании места на рейтинговой шкале какого-либо качества; 4) в статистике: опирающееся на формализованные критерии предположение, характеризующее вероятность попадания полученного значения в исчисленные пределы истинного значения, вероятность случайности/неслучайности различий между измеренными показателями.
ОЦЕНКА
сравнение одного явления, объекта, состояния и т. п. с др., выступающим в качестве критерия. Любая О. – это сравнение. О. без сравнения произвести невозможно. Если человек считает, что он что-л. оценивает без сравнения, то на самом деле он просто не осознает, какие критерии для О. им выбраны на уровне бессознательного. В зависимости от выбираемых критериев О. большинство объектов, явлений, состояний м. б. обоснованно оценены по-разному. Нередко, изменив критерий О., один и тот же объект можно обоснованно оценить противоположно. Различная О. одного и того же объекта по причине использования разных критериев – типичная причина социальных конфликтов. Напр., если в качестве критериев сравнительной оценки СССР и США в 1980 г. брать характеристики материального производства, то Советский Союз по многим (не всем!) показателям отставал от США. Если учитывать темпы роста экономик СССР и США в ХХ в. и конкретные условия развития стран (войны, революция и др.), то отставание СССР далеко не столь очевидно. Если же в качестве критериев брать справедливость общественных отношений, степень эксплуатации человека человеком, нравственные качества, уровень культуры людей, степень материального и социального неравенства различных групп населения, то СССР заметно превосходил США.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Оценка
общеславянск., восходит к kaina – возмездие, воздаяние) – 1. вообще – способ определения ценности или значимости чего- или кого-нибудь. Различают 3 типа значимостей. Теоретическая (гнесеологическая) оценка касается имманентных свойств объектов. Ценностная (аксиологическая) оценка относится к свойствам объектам, способным отвечать или не отвечать потребностям и запросам индивида. Практическая оценка характеризует возможность реализации неких побуждений в определенных действиях; например, данная идея лишена значимости, если она не может быть осуществена на деле. Оценки не конституируют ценности, напротив, именно ценности делают возможными оценки. Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Систему ценностей нельзя локализовать в определенной сфере психической деятельности человека, эта система закрепляется в диспозиционных структурах личности посредством психологических механизмов, которые могут нарушаться под влиянием различных причин, включая психическое расстройство (например, деперсонализацию); 2. определение рейтинга (англ. rating – оценка, выговор, нагоняй), то есть значимости чего-либо в глазах общественного мнения; 3. определение успешности каких-либо проектов, включая лечебные процедуры, эффективность лекарственного препарата и т.п.; 4. обоснованное предположение относительно значимости какого-то фактора; 5 в статистике – «лучшее предположение» о значимости какой-то переменной.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОЦЕНКИ (тестовые)
оценки, полученные испытуемым в результате тестирования. Непосредственно полученные оценки называются первичными (сырыми) баллами. Обычно ими являются сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при их решении, времени выполнения задания. В некоторых методах (функциональные пробы, методики с качественным анализом и интерпретацией Ш результата) первичные оценки являются окончательными, на основании их осуществляется интерпретация результата и делается заключение. Получение первичных О. представляет обычно формализованную процедуру с четкой регламентацией правил О. результатов выполнения задания (исключение составляют, как правило, лишь проективные методики, где эти правила почти не формализованы). В большинстве психологических тестов первичные О. не являются окончательными: на основании определенных норм и данных стандартизации теста (см. Стандартизация результатов психофизиологических исследований) они переводятся в шкальные О., отражающие в той или иной форме отношение полученного результата к показателям выборки стандартизации. При этом О конкретного испытуемого устанавливается путем установления его места на специальной шкале, которая содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данного задания в выборке стандартизации. В этом смысле шкальные О. имеют четко определенное количественное содержание и могут быть использованы при статистическом анализе. Наиболее широко используются такие виды О., как процент-или Z-оценки, станайны, стэны, стандартный JQ-показатель (см. коэффициент интеллекта). При пользовании шкальными О. следует всегда помнить, что они являются статистическими характеристиками, позволяющими лишь указать на место данного результата в выборке из множества аналогичных по характеру измерений. Поэтому количественная интерпретация тестового результата должна сопровождаться качественным анализом причин его получения с учетом данных о личности испытуемого, данных о текущих условиях обследования надежности и валидности теста. Игнорирование качественных аспектов полученных результатов может привести к существенным ошибкам в интерпретации результатов тестирования.
ОЦЕНКА
АЦЭНКА / EVALUATION– 1) процесс оценивания объема и качества знаний, работы и т. д.; 2) числовой результат процесса оценивания (синоним «отметка») в условных знаках– баллах. При этом значения баллов известно всем участникам процесса оценивания, закреплено в формальных или невормальных источниках. Понятие О. шире чем отметка, поскольку помимо балльной системы предполагает также и оценочные суждения о степени усвоения знаний, навыков, умений, установленных программой, о качестве работы, мастерстве, об уровне прилежания и состояния дисциплины. О. служит своеобразной обратной связью от обучающего к обучаемому. В О. учитываются правильность ответа по содержанию, его полнота, точность формулировок, прочность и стабильность усвоения знаний, их связь с практикой. О. в условиях обучения подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а также труд в мастерских, на практике и т. д. Очень важно, чтобы О. были объективными, т. к. этот фактор в дальнейшем может стимулировать уровень учебной активности. Б. Г. Ананьев исследовал виды и психологический смысл О. в средней школе и выделил уровни их развития: 1) парциальные О. (высказывания о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса); 2) фиксированные О. (отметки); 3) интегрированные О. (целостная педагогическая характеристика, анализ сочетания и соотношения качеств личности школьника). Б. Г. Ананьев также выделил три типа парциальных О.: 1) исходные (24% от общего объема О., выставляемых в школе): отсутствие О.; опосредованная О.; неопределенная О. (в этих О. отсутствуют стимулирующая и ориентирующая функции); 2) отрицательные (42%): замечание (обращение не к знаниям, а к форме поведения); отрицание (слова или фразы, указывающие на неправильность хода решения задачи); порицание (О. не знаний, а личности ученика с включением сарказма, угрозы, нотации и упрека); 3) положительные (34%): согласие; ободрение; одобрение (несут стимулирующую и ориентирующую функции и воздействуют на самооценку, уровень притязаний и эмоционально-волевую сферу ребенка). Традиционная балльная система О. направлена на стимулирование личностного роста и самосовершенствование учащихся (при ее грамотном применении). Современная балльно-рейтинговая система О. знаний в вузах стимулирует не столько мотивы личностного роста, сколько мотивы соперничества, что является менее эффективным с точнки зрения подготовки высококлассных специалистов. При этом в балльно-рейтинговой системе не остается места для вербальных О., что практически ликвидирует их ориентирующую функцию, обратная связь по своему объему и содержательности существенно сокращается. Т. В. Разина