Методика Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности

Найдено 1 определение:

Методика «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности»

ДОРС). А. Б. Леонова, С. Б. Величковская. ДОРС является модифицированной версией теста BMS-II, разработанной немецкими психологами П. Рихтером и Х. Э. Платом для оценки степени тяжести труда работников разных видов массовых производств. В методике ДОРС используется сходный тестовый материал для выявления отличительных признаков разных видов состояний сниженной работоспособности. Однако данная методика ориентирована на индивидуализированную диагностику степени выраженности синдромов этих состояний в профессиональной деятельности отдельных специалистов или небольших групп лиц, занятых выполнением общих трудовых задач. Концептуальной базой методики являются обоснованные в трудах В. Н. Мясищева (1935) и ряда представителей немецкой школы психотехников положений о необходимости дифференциации состояний, возникающих в процессе выполнения деятельности и О. и имеющих сходство по внеш. проявлениям (снижение качества и производительности труда, нарастание ошибок и пр.), но принципиально отличающихся по факторам и механизмам их развития, включая различия мотивационно-потребностных установок субъекта деятельности. К числу осн. видов этих состояний относят: (а) утомление; (б) монотонию; (в) психич. пресыщение ; (г) напряжение или стресс. Развитие названных состояний ведет не только к снижению уровня работоспособности, но и влияет на качественные характеристики поведения и эмоциональный тон переживаний, провоцируя серьезные изменения в способах межличностных коммуникаций и О. В состав методики ДОРС входят 40 коротких утверждений, отражающих наиболее типичные признаки перечисленных видов состояний, по 10 пунктов на каждый из них. Для ответов респондентов используются 4-балльные оценочные шкалы, числовые оценки по к-рым легко соотносятся с простыми вербальными характеристиками интенсивности или частоты переживаний: «нет, это совсем не так» (1 балл), «пожалуй, так» (2 балла), «верно» (3 балла), «совершенно верно» (4 балла). Вербальные формулировки в тексте опросника даны как в «прямой», так и «обратной» форме, что учитывается при переводе «сырых» ответов респондентов в значения показателей по осн. содержательным шкалам методики. Содержательные шкалы: (А) утомление, (Б) монотония, (В) пресыщение, (Г) стресс. С помощью формул, включающих нормировочные коэффициенты, по каждой из шкал рассчитываются индексы соответствующего вида состояния, к-рые являются осн. показателями методики с легко сопоставляемыми количественными оценками, варьирующими в диапазоне от 10 до 40 баллов. Такой способ подсчета значений индексов по всем 4 видам состояний обеспечивает простоту репрезентации в графической форме «профиля» состояний сниженной работоспособности, позволяющем наглядно показать доминирование тех негативных состояний, к-рых оказывают наиболее значимое воздействие на регуляцию деятельности и поведения человека в конкретной ситуации. Методика ДОРС применяется в практике психол. и организационного консультирования, оптимизации профессиональной среды, включая снятие факторов риска для психич. здоровья сотрудников и групповых взаимодействий. Лит.: Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояния / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 2. Казань, 2002. А. Б. Леонова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методики изучения состояния духовно-нравственных качеств личности подростков профильных спортивных к

Глазкова Татьяна Николаевна
Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков. Подробно показано изучение эмпатийных тенденций подростков, а также оценка уровня духовнонравственных качеств учащихся учителями, работающими в данном классе.
Скачать PDF

Интегративно-дифференциальный подход к исследованию состояния выгорания у врачей

Молчанова Людмила Николаевна
Использование интегративно-дифференциального подхода к исследованию состояния выгорания обеспечивает возможность изучения трансформации данного состояния в свойства, а также её причины и специфики.
Скачать PDF

Характеристика дискриминативной способности методики MMPI при решении задач дифференциальной диагнос

Брябрина Татьяна Викторовна, Беребин М.А.
Статья посвящена изучению соматоформного расстройства и проблеме его дифференциальной диагностики с невротическими расстройствами и нормой. Исследование проведено на материалах теста MMPI, выполненного на 140 испытуемых. Изучены дифференциально-диагностические возможности теста MMPI посредством анализа усредненного профиля и математико-статистического анализа.
Скачать PDF

Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущ

Зайцева Ольга Игоревна
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования балансного состояния социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности студентов. На основе когнитивной теории Фрица Хайдера разработан инструментарий исследования, позволяющий измерить состояние социальной установки. Представлены результаты исследования студентов, обучающихся по специальности связи с общественностью, с помощью которых организована экспериментальная работа по изучению состояния социальной установки.
Скачать PDF

Методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к мат

Иванов Николай Владимирович
В статье рассматриваются проблемы психологической подготовки футбольного арбитра к матчу. Представлена разработанная автором методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра накануне матча, утром в день матча и непосредственно перед выходом на футбольное поле, эффективность которой подтверждена результатами самоэксперимента.
Скачать PDF

Дифференциально-диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма э

Бабиянц Каринэ Артемовна
В статье рассматриваются диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности», приводятся результаты пилотажного исследования типов фрустрационных реакций, связанных с ситуацией проявления экстремизма в молодежной среде, ситуацией угрозы террористического акта и вовлечения в экстремистскую группировку. Анализируются дифференциальные данные (типы реакций относительно возрастной, половой и профессиональной принадлежности).
Скачать PDF

Дифференциально-диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма э

Бабиянц Каринэ Артемовна
В статье рассматриваются диагностические возможности методики «Устранение причин и фактов роста экстремизма этноконфессиональной направленности», приводятся результаты пилотажного исследования типов фрустрационных реакций, связанных с ситуацией проявления экстремизма в молодежной среде, ситуацией угрозы террористического акта и вовлечения в экстремистскую группировку. Анализируются дифференциальные данные (типы реакций относительно возрастной, половой и профессиональной принадлежности).
Скачать PDF

Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека

Зиналиева Н.К., Нартова А. Е.
В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт практики свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно, что означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно
Скачать PDF

Оценка состояния регуляции активации у первоклассников с помощью методики ran/ras

Ахутина Татьяна Васильевна, Пронина Елена Александровна
Методика RAN/RAS (Rapid Automatized Naming/Rapid Alternating Stimulus быстрое автоматизированное называние/быстрые альтернативные стимулы) успешно используется многими психологами, главным образом, для прогнозирования риска дислексий, так как включает в себя речевой компонент и требует хороших визуально-вербальных связей. Однако проведенные исследования продемонстрировали, что низкая скорость называния является эффективным индикатором нейрокогнитивных проблем переработки информации в целом, то есть трудностей обучения вообще, а не только трудностей чтения (Waber, Wolf et al., 2000; Waber, 2011). Было предложено два объяснения этого факта: нарушение управляющего психического контроля (executive mental control) (Denckla and Cutting, 1999) и сложности автоматизации, иначе говоря, трудности перехода от энергозатратного контролируемого выполнения задания к менее энергоемкому (Waber, 2011, Janisma et al., 2001). Вторая интерпретация, обсуждающая проблемы энергетических ресурсов когнитивного функционирования, близка к представлениям о слабости процессов поддержания активности мозга. Однако применение данной методики для оценки состояния функций активации ранее описано не было. С точки зрения концепции А.Р. Лурия о трех блоках мозга (Лурия, 1973) методика RAN/RAS может рассматриваться как чувствительная к слабости первого блока, функцией которого является поддержание активности корковых структур. Целью нашего исследования является доказательство возможности оценки регуляции активации с помощью методики RAN/RAS. Эта задача актуальна, потому что методических средств определения слабости I блока при нейропсихологическом обследовании явно недостаточно, несмотря на то, что проблемы энергетического блока занимают первое место по частоте встречаемости у детей с трудностями обучения (Ахутина, Пылаева, 2008).
Скачать PDF

Содержание методики развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры

Романова Наталья Николаевна
В статье рассмотрена проблема развития рефлексии эмоциональных состояний студентов вуза физкультурно-спортивного профиля, показана важность данной способности в работе будущего педагога физической культуры, представлено содержание авторской методики, основанной на применении арт-технологий в образовательном процессе, а именно: указана классификация технологий творческого самовыражения, предложены принципы применения каждой категории арт-технологий – изучение базовых эмоций на основе фототехник, диагностика индивидуальных особенностей личности на основе техник коллажа, исследование психических свойств и специфики проявления эмоций на основе рисуночных техник (графических методов), показана возможность регуляции эмоциональных состояний техниками пассивной музыкальной терапии, предложена методика выявления стиля поведения в конфликтной ситуации, индивидуальной социальной позиции (ведущий-ведомый), стиль управления партнером на основе танцевально-двигательных техник.
Скачать PDF

Методика развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры

Романова Н.Н.
В статье рассмотрена проблема развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры. Обоснована эффективность авторской методики развития изучаемого процесса, реализованной в рамках спецкурса «Психорегуляция». Перечислены диагностические тесты, на основе которых был выявлен уровень развития рефлексивных способностей. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Методы исследования: анализ научной литературы, методы математической статистики, психологическое тестирование. Материалы. Уровень развития рефлексии эмоциональных состояний определен на основе следующих критериев: эмоциональная осведомленность, умение распознавать эмоции, умение управлять своими эмоциями, социальная эмпатия, толерантность. Диагностический инструментарий подобран с учетом структуры изучаемого понятия, целью опытной работы. Результаты. Констатирующий эксперимент показал отсутствие достоверных отличий по результатам группового сравнения (тесты «Диагностика эмоционального интеллекта», «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности», «Диагностика социальной эмпатии», «Толерантность»), диапазон t-расчетного 0,66-1,8. В конце формирующего эксперимента были получены достоверные отличия, представлена доказательная база эффективности эксперимента, диапазон t-расчетного 2,3-5,4. Заключение. Включение в образовательный процесс арт-технологий, направленных на раскрытие ресурсного потенциала личности, реализованных в ходе групповой тренинговой работы, проработка предлагаемого материала каждым студентом лично, позволяют достичь поставленной цели и получить достоверные, стабильные, положительные изменения относительно каждого критерия и показателя рефлексии эмоциональных состояний.
Скачать PDF

Состояния задержки психического развития у детей младшего школьного возраста: дифференциальная психо

В статье рассматривается возможность психологической дифференциации состояний задержки психического развития (ЗПР) у детей младшего школьного возраста с помощью комплекса из четырех психодиагностических методик (психодиагностическая тетрада). Описаны методики и теоретическое обоснование их использования, как взаимосвязанных элементов диагностической батареи. Результаты исследования группы детей с ЗПР сопоставлены с результатами, полученными при исследовании группы детей с нормальным психическим развитием, успешно усваивающих программу обучения.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: