Оценка деятельности это что такое Оценка деятельности: определение — Психология.НЭС
Оценка гештальттерапии Оценка задним числом

Оценка деятельности

Найдено 1 определение:

Оценка деятельности

performance appraisal) Орг-ции занимаются тем или иным видом деятельности. При О. д. орг-ции и ее подразделений используются такие показатели, как прибыль, объем продаж, количество произведенных изделий, количество бракованных изделий, себестоимость продукции, время простоя, число и степень тяжести несчастных случаев, количество и продолжительность невыходов на работу и т. д. С помощью аналогичных показателей оценивают работу отдельных членов орг-ции. О. д. используются при принятии административных решений, консультировании, обучении и переподготовке работников, планировании челов. ресурсов и валидизации процедур отбора. К ним прибегают при определении надбавок к зарплате, принятии решений о повышении в должности или об увольнении работника. Системы О. д. вызывают много нареканий. Распространенной практикой здесь яв-ся частые изменения методов, используемых для получения оценок, и даже полный отказ от них (проведение оценки "на глазок"). История. Неформальные О. д. применялись на протяжении всей истории человечества. Формальные системы оценки используются начиная по крайней мере с III в. н. э. Первое применение их в промышленности связывают с именем Р. Оуэна, к-рый ввел их в Шотландии в начале XIX в. Вооруженные силы США впервые прибегли к О. д. в 1813 г., а федеральное правительство использует их при аттестации своего гражданского персонала начиная с 1842 г. В течение XX в. развитие систем О. д. происходило относительно быстрыми темпами. В разработке и применении этих систем активную роль играли психологи. В последние годы психологи уделяют первостепенное внимание применению таких систем на практике и участвуют в программах по совершенствованию их использования. После принятия Закона о гражданских правах 1964 г. системы О. д. стали предметом судебных разбирательств. В ряде своих постановлений федеральные суды выносили решения, гласящие, что такие системы ущемляют права меньшинств и других групп, защищенных законом. Методы. Для оценивания деятельности было разработано множество методов. Исходя из результатов опросов частных и государственных орг-ции, методы, применяемые в настоящее время, можно сгруппировать следующим образом: описания (essays) рейтинговые шкалы, комбинированные оценки на основе описаний и рейтинговых шкал, оценки, основанные на целях. Описания - это, по существу, повествовательные отчеты (в свободной форме) о работе конкретных сотрудников. В них описывается и оценивается выполнение работы. Рейтинговые шкалы предназначены для количественной оценки выполнения работы, - либо в целом, либо по отдельным параметрам, либо в виде комбинации того и другого. Оценки, основанные на целях, используют в сочетании с подходами целевого управления, или управления по целям (management-by-objectives, MBO), к-рые в последние годы взяты на вооружение многими орг-циями. Было разработано несколько категорий рейтинговых шкал. Наиболее распространены так называемые "графические" рейтинговые шкалы, требующие от оценщика квалифицировать работу оцениваемого относительно некоторой характеристики, напр., "честности". Другой, более сложный, метод рейтинга называется "принудительным выбором". При использовании этого метода от оценщика требуется выбрать из двух или более слов или фраз то или ту, к-рые точнее всего характеризуют оцениваемого чел. Слова или фразы, предлагаемые на выбор, определяются статистическим путем, так же и численные значения, приписываемые каждому слову или фразе. Третий метод рейтинга, разработанный еще в период Второй мировой войны, называют методом "критических требований" или, чаще, методом "критических случаев". Этот метод основан на описаниях поведения, к-рое характеризует либо эффективное, либо неэффективное выполнение работы. Когда описания этих критических случаев собраны и отредактированы с учетом конкретной профессии, они составляют основу контрольного перечня вариантов поведения - критических требований, к-рые могут быть использованы при оценивании деятельности. Рейтинговые шкалы с поведенческой привязкой (behaviorally anchored rating scales, BARS) - относительно новая разновидность рейтинговых шкал. Этот метод предполагает участие оценщиков в разработке шкал, процедуру, называемую "ретрансляцией", мат. шкалирование, тщательное наблюдение за деятельностью и регистрацию результатов наблюдений оценщиками. Шкалы наблюдаемого поведения (behavioral observation scales, BOS) - последнее новшество в области рейтинговых шкал. Сначала, с помощью метода критических случаев, выявляются образцы поведения, играющие значимую роль в эффективном выполнении к.-л. профессиональной деятельности. Затем эти образцы поведения группируются в определенные категории либо знакомыми с данной работой людьми, либо посредством статистического метода, называемого факторным анализом. Пункты шкалы, описывающие образцы поведения, формулируются таким образом, чтобы можно было оценить частоту, с какой эти образцы встречаются в деятельности оцениваемого работника. Метод получения количественных показателей предусматривает получение суммарной оценки по каждой категории выполнения работы и итоговой суммарной оценки по всем категориям. Оценщики, использующие этот метод, вынуждены во время своих наблюдений сосредоточиваться на конкретных образцах поведения, имеющих решающее значение для эффективной деятельности, и фиксировать результаты наблюдений. Все методы О.д., осн. на использовании рейтинговых шкал, находятся в зависимости от чел. или людей, выносящих суждения о деятельности. Следовательно, они по своей сути субъективны. В отличие от них, методы оценки, основанной на целях, ориентированы на сбор сведений, которые дают объективную информ. о деятельности, напр., объем продаж, количество и качество произведенных товаров или процент невыходов на работу. Исследования. Общепризнанно, что оценщики склонны допускать множество ошибок. К числу распространенных ошибок относится гало-эффект, или тенденция оценивать чел. одинаково по всем заданным характеристикам, несмотря на то что оцениваемый может по-разному выполнять различные аспекты работы. Др. распространенной ошибкой является "ошибка снисходительности" - тенденция оценивать всех аттестуемых более высоко, чем это позволяют сделать их индивидуальные трудовые показатели. Распространенной практикой в орг-циях яв-ся аттестация начальниками своих подчиненных. Возможны и альтернативные источники оценки, напр., сослуживцы, подчиненные, посторонние лица и сам аттестуемый. Для надлежащей разработки и валидизации системы оценки требуется значительный объем исслед. Все процедуры здесь отличаются технической сложностью и требуют участия профессионалов. К сожалению, многие системы оценки разрабатываются людьми, не обладающими необходимыми знаниями и навыками, в результате чего валидность таких систем становится объектом серьезной критики. После внедрения системы оценки орг-ция может посчитать необходимым определить, насколько данная система соответствует своему назначению. Такая оценка требует проведения исслед., к-рое может повлечь за собой обширный сбор и анализ данных. Использование О. д. при консультировании работников - относительно новое изобретение. После серии исслед., проведенных в компании "Дженерал электрик", стало очевидно, что и оценка работы сотрудников, и консультирование их в отношении того, как им улучшить свои трудовые показатели, могут вызывать затруднения у менеджера, стремящегося реализовать эти цели. Исслед. со всей определенностью показали, что, если необходимо добиться улучшения выполнения работы, крайне важны совместная постановка целей начальником и подчиненным и воздержание от критики работы последнего. Применение. Внедрение и применение системы О. д. требует больших усилий и использования мн. ресурсов орг-ции. О. д. вызывает к жизни множество вопросов, и может потребоваться серьезная совместная подготовка, если практики и исследователи собираются действовать в виде единой команды. Оценочные системы чаще опираются все же на рейтинги выполнения работы, к-рые не могут не быть субъективными. Многочисленные попытки сделать рейтинги более объективными оказались малоуспешными, если не полностью неудачными. Однако объективные методы О. д. также имеют свои недостатки. Судебные разбирательства, связанные с дискриминационными аспектами систем О. д., - относительно новое явление. Хотя трудно предсказать, какое развитие получат правовые аспекты О. д. в будущем, представляется, что орг-ции и все, кто использует такие системы, в частности психологи, должны познакомиться с позицией, занимаемой судами, и идти в ногу с развитием событий. См. также Прикладные исследования, Профессиографический анализ, Моральный дух в организациях Д. Л. Грант
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Оценка деятельности — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Оценка экстремальной ситуации и успешность деятельности

Погорелов А. Г.
Скачать PDF

Восприятие и оценка социальных ситуаций в профессиональной деятельности спецподразделений МВД России

Винокуров Игорь Борисович
Восприятие и оценка проблемных социальных ситуаций в профессиональной деятельности рассматриваются как одна из актуальных проблем социальной психологии. Особое внимание обращено на выявление специфических факторов, адекватность отражения которых влияет на принятие решений о служебно-боевом применении специальных подразделений милиции.
Скачать PDF

Оценка жизненного самоосуществления как предмет рефлексивной деятельности человека

Четошникова Екатерина Викторовна
Исследуется проблема жизненного самоосуществления как аспекта самореализации личности; изучаются особенности рефлексивной деятельности человека. На заключительном этапе, представленном в форме рефлексивного семинара, получены результаты, подтверждающие наличие взаимосвязи ценностных предпочтений с общей эмоциональной направленностью личности, определяющей оценку жизненного самоосуществления человека на разных этапах профессиональной подготовки. Выделены перспективные направления работы.
Скачать PDF

Психологические критерии оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда

Чечурова Юлия Юрьевна
Целью данного исследования является выявление важнейших критериев оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда, что в период экономического кризиса выступает необходимым условием поддержания и развития организации на рынке. Сбор эмпирических данных осуществлялся по оригинальной авторской программе, включающей проективные методы; оригинальную авторскую методику психодиагностики критериев оценки организационной деятельности; глубинное интервью экспертов; комплексный системный анализ. Результаты показали, что критерии, используемые для оценивания организационной деятельности, неизбежно зависят от конкретного контекста, и, следовательно, не являются однозначными, т.е. разные стороны имеют свои цели и интересы в осуществлении и результатах деятельности. Соответственно любая оценка должна охватить специфические ресурсы точки зрения главных менеджеров, линейных менеджеров, сотрудников и клиентов организации.
Скачать PDF

Связь видов организационной идентификации с оценкой эффективности деятельности руководителя и реализ

Бурмистрова О.Н.
Дается обзор нового подхода к рассмотрению понятия «организационная идентификация». Анализируются такие виды организационной идентификации, как: дезидентификация, амбивалентная и нейтральная идентификация. Предлагаются результаты исследования связи организационной идентификации сотрудников и оценки ими эффективности деятельности руководителя.
Скачать PDF

Социальная перцепция граффити и оценка неинституциональной изобразительной деятельности авторов граф

Белкин А.М.
Статья посвящена исследованию особенностей социальной перцепции граффити и оценки неинституциональной изобразительной деятельности авторов граффити. Выявлена специфика социальной установки по отношению к авторам граффити, ее составляющие — эстетический и смысловой компоненты социального оценивания граффити. Представлены результаты эксперимента, в ходе которого определялась специфика эмоциональной оценки окружающего социального пространства в зависимости от наличия или отсутствия семантического контекста и степени его осознанности респондентами.
Скачать PDF

Оценка эффективности деятельности менеджера с учетом психоэмоциональной специфики его труда

Попова Татьяна Владимировна, Мохов Вениамин Геннадьевич, Никонова Анастасия Евгеньевна
Рассмотрены особенности нейродинамических функций у будущих и действующих менеджеров. Показано, что у студентов скорость большинства психомоторных реакций выше, чем у менеджеров. Наиболее стабильной является функция распределения внимания, что свидетельствует о важности ее для профессии. Даны рекомендации по определению экономической эффективности деятельности менеджера с учетом ее психофизиологического обеспечения.
Скачать PDF

Критерии оценки и прогностическая модель эффективности профессиональной деятельности руководителей О

Гайворонская Ирина Борисовна
В данной статье описывается разработанная автором методика оценки успешности деятельности руководителей ОВД. В результате исследования личности успешных руководителей разработана факторная модель эффективного управленца. Предлагается формула для прогноза успешности деятельности сотрудников ОВД, выдвигающихся на руководящие должности.In given article the technique of an estimation of success of activity of heads of OVD developed by the author is described. As a result of research of the person of successful heads the factorial model of the effective manager is developed. The formula for the forecast of success of activity of employees of the OVD which are put forward on supervising posts is offered.
Скачать PDF

Психофизиологическое тестирование как способ оценки эффективности учебной деятельности студентов

Черемушникова Ирина Ивановна, Нотова Светлана Викторовна, Барышева Елена Сергеевна, Давыдова Наталья Олеговна, Гривко Наталья Владимировна, Сманцер Татьяна Александровна
В статье представлены результаты изучения типологических особенностей психомоторных по7 казателей студентов, в форме индивидуальных профилей с определением их взаимосвязи с лично7 стными характеристиками человека. Теппинг7тест рассматривается, как инструмент изучения пси7 хофизиологических особенностей учебной деятельности студентов, а методика с применением таб7 лиц «Шульте Платонова», как достоверный метод определения уровня их работоспособности.
Скачать PDF

Роль психического состояния тревожности в оценке успешности профессиональной деятельности футбольных

Мяконьков В. Б.
Успешность профессиональной деятельности футбольных арбитров определяется не только физической и теоретической подготовкой, но в том числе и психологической подготовкой, в основе которой лежит формирование профессионально важных качеств ПВК. В проведенном исследовании выявлены показатели личностной тревожности у футбольных арбитров высшей квалификации, а также определены уровни отклонения от нормы данного показателя.
Скачать PDF

Роль мотивационного критерия в оценке психологической готовности к военно-профессиональной деятельно

Маркелова Татьяна Владимировна
Скачать PDF