СИСТЕМА это что такое СИСТЕМА: определение — Психология.НЭС
СИСТЕМ, АНАЛИЗ СИСТЕМА ABO

СИСТЕМА

Найдено 16 определений термина СИСТЕМА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИСТЕМА

это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции. Более подробный анализ понятия "система" позволяет выделить следующие общие моменты, присущие любой системе. Во-первых, "система" представляет собой нечто целостное, отличное от окружающей ее среды; во-вторых, эта целостность носит функциональный характер, в-третьих, система представляется дифференцируемой на конечное множество взаимосвязанных элементов, обладающих вполне определенными свойствами; в-четвертых, отдельные, элементы взаимосодействуют в плане общего назначения системы, в-пятых, свойства системы не сводятся к свойствам, образующих ее компонентов; в-шестых, система находится в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой; в-седьмых, система изменяет характер функционирования в зависимости от информации о полученных результатах; в-восьмых, системы могут обладать свойствами адаптивности. Целесообразно отметить, что один и тот же результат может быть достигнут разными системами, а в одной и той же структуре одни и те же элементы могут группироваться в разные системы, в зависимости от целевого назначения.

Система всегда носит функциональный характер, поэтому понятия "система" и "функциональная система" следует рассматривать как синонимы.

Источник: С. Ильинский. Нейролингвистическое программирование. АСТ, Восток-Запад, 2006 г.348

СИСТЕМА

сложный объект - совокупность качественно различных достаточно устойчивых элементов, взаимно связанных сложными и динамическими отношениями. Система как целое не сводится к "сумме своих частей", но проявляет системные свойства, коими не обладает ни одна из составных частей системы. Она подчиняется особым законам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или частных связей, между ними. Это понятие изошло из теории систем, пограничной с математикой и кибернетикой, но стало общенаучным.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СИСТЕМА (ОРГАНИЗМА)

Совокупность органов и тканей, взаимосвязанных анатомически и функционально, отличающихся структурной общностью и эмбриогенетически.

С. АФФЕРЕНТНАЯ. Часть нервной системы, преобразующая энергию поступающих раздражений в нервные импульсы, поступающие в ЦНС.

С. ВЕСТИБУЛОМОЗЖЕЧКОВАЯ. Охватывает вестибулярные ядра ствола головного мозга, вестибулярный отдел мозжечка и их проводящие пути. Регулирует положение тела и его частей в пространстве, сохранение равновесия тела, координацию движений.

С. ЛИМБИЧЕСКАЯ. Включает участки коры головного мозга, расположенные на медиальной поверхности полушарий, связанные с ними проводящими путями базальные ядра, часть ядер гипоталамуса, гипоталамус, поводок. Выполняет функцию регулятора сна и бодрствования, эмоций, мотиваций и других наиболее общих состояний и реакций организма.

С. НЕРВНАЯ. Включает в себя нервные клетки (нейроны) и вспомогательные элементы. Осуществляет регуляцию и координацию всех органов и систем организма в их адаптации к условиям внешней среды.

С. НЕРВНАЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ. Иннервирует внутренние органы, гладкие мышцы, железы, кровеносные и лимфатические сосуды, осуществляет адаптационно-трофическую функцию. Разделяется на симпатическую и парасимпатическую части.

Син.: С. нервная автономная.

С. НЕРВНАЯ ТРОФОТРОПНАЯ. Отдел С. нервной вегетативной, осуществляет функции регуляции анаболизма и поддержания гомеостаза в периоды отдыха.

С. НЕРВНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ. Включает головной и спинной мозг.

С. НЕРВНАЯ ЭРГОТРОПНАЯ. Регулирует катаболизм, осуществляет обеспечение приспособления к изменению условий окружающей среды, физическую и психическую деятельность. Как и С. нервная трофотропная, не связана с определенной структурной основой.

С. ПИРАМИДНАЯ. Включает проводящие пути, идущие от коры прецентральных извилин к двигательным ядрам и передним рогам спинного мозга (пирамидные пути). Участвует в организации произвольных движений.

С. СЕНСОРНАЯ. Включает С. афферентную и органы чувств.

С. СТРИОПАЛЛИДАРНАЯ. Часть экстрапирамидной (ядра полосатого тела и их проводящие, афферентные и эфферентные, пути).

С. ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ Включает проекционные эфферентные пути от коры головного мозга, ядра полосатого тела, некоторые ядра ствола, мозжечок. Руководит координацией движений, осуществляет регуляцию мышечного тонуса.

С. ЭФФЕРЕНТНАЯ. Осуществляет передачу нервных импульсов из ЦНС к исполнительным органам (мышцам, железам и др.).

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

СИСТЕМА

system) - (в анатомии) совокупность органов и тканей, выполняющих в организме определенную физиологическую функцию (например, нервная или дыхательная система).

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

СИСТЕМА

1. В переводе с греческого означает организованное целое. Это значение термина сохраняется в большинстве специализированных контекстов, в которых он встречается. Фактически из-за ширины и разнообразия способов употребления этот термин редко встречается изолированно, он чаще модифицируется или определяется другим (одним или более) термином или фразой, например, кровеносная система, динамическая система, открытая система, нервная система и т.д. 2. Более или менее хорошо структурированный набор идей, предположений, понятий и интерпретативных тенденций, который служит для того, чтобы структурировать данные в определенной научной области, например, система Коперника в астрономии, или любая из школ в психологии, например, бихевиоризм, структурализм и т.д. 3. Более узкое значение – определенным образом организованные или взаимосвязанные вещи (объекты, механизмы, стимулы и т.д.); см. конфигурация.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Система (system)

Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое.

Источник: Теория и практика семейной психотерапии. Глоссарий к книге

Система

это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). В качестве объектов семейной системы, являющихся ее составными частями, выступают подсистемы (супружеская, детско-родительская, сиблинговая и индивидуальная), в то время как атрибуты представляют собой свойства подсистем.

Источник: Психология семейных кризисов. Глоссарий терминов

Система

от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство, качество.

Источник: Современная психология труда: глоссарий

СИСТЕМА

SYSTEM)

Организация из взаимосвязанных элементов, находящихся в динамическом взаимодействии друг с другом.

Источник: Психоаналитические теории развития. Глоссарий

СИСТЕМА

от греч. syst?ma – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «C.» играет важную роль в философии, науке, технике и практической деятельности. Начиная с середины ХХ в. ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой C. проявляет свою целостность. Любая C. м. б. рассмотрена как элемент C. более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве C. более низкого порядка. Для большинства C. характерно наличие процессов передачи информации и управления. K наиболее сложным типам C. относятся целенаправленные С, поведение которых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся C., способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Для многих сложных C. (живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. Конфликт является классической социальной С, имеющей свою структуру, функции, информационную подсистему и др. Конфликт входит как один из компонентов в С. более высокого порядка. Системный подход к исследованию конфликтов является одним из наиболее перспективных на сегодняшнем этапе развития отечественной конфликтологии.

Источник: Словарь конфликтолога

Система

греч. systema – соединение, целое, состоящее из частей). Совокупность каких-либо компонентов, взаимосвязанных и взаимодействующих, имеющих общие происхождение и общие черты строения и выполняемых функций.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

СИСТЕМА

от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение] - 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Выделяют материальные и абстрактные С. Первые подразделяются на С. неорганической природы и живые С. Абстрактные С. - понятия, гипотезы, теории, научные знания о С., лингв. (языковые), формализованные, логические С. и др. 2) физиол. совокупность тканей, органов, их частей, представляющих собой определенное единство и связанных общей функцией (см., напр., Нервная система, Дыхательная система)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

СИСТЕМА

от греч. systema — составленное из частей, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие С. играет важную роль в науке, технике, практической деятельности. Велико его значение для психологии вообще и инженерной психологии в частности. Изучение С. ведется с позиций системного подхода, общей теории систем, системотехники. Большую роль для понимания механизмов С. управления (больших, сложных С.) сыграли кибернетика и ряд смежных с ней технических дисциплин. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимодействии с которой С. проявляет свою целостность. Любая С. может быть рассмотрена как элемент С. более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве С. более низкого порядка. Напр., человек, являясь элементом СЧМ, в качестве входящих в него элементов содержит нервную систему, сердечно-сосудистую систему и др. Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение, морфологию С. и ее поведение, функционирование: отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для большинства С. характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. В наиболее общем плане С. делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые, в свою очередь, включают С. неорганической природы (технические, геологические и др.), живые С, особый класс материальных С. образуют социальные С. Абстрактные С. являются продуктом человеческого мышления (напр., С. психологических понятий, С. стандартов безопасности труда и т. п.). По степени сложности различают простые и сложные С, для последних характерны существование различных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. К наиболее сложным относятся целеустремленные С. По величине и размерам могут быть малые и большие С, причем большая С. не всегда является сложной и наоборот. При использовании других оснований классификации выделяются статичные (не меняющие своего состояния с течением времени) и динамичные (меняющие свое состояние; человек) С.; детерминированные и стохастические (вероятностные) С. Для последней знание значений переменных в данный момент времени позволяет, в отличие от статичных С, только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени. По характеру взаимоотношения С. и среды С. делятся на закрытые — замкнутые (в них не поступает и из них не выделяется вещество, происходит только обмен энергией) и открытые — не замкнутые (в них постоянно происходит ввод—вывод не только энергии, но и вещества). По второму закону термодинамики каждая закрытая С. в конечном итоге достигает состояния равновесия. Рост научно-технического прогресса привел к необходимости разработки и создания автоматизированных С. управления в различных отраслях народного хозяйства. Теоретические вопросы создания таких С. разрабатываются в теориях иерархических, многоуровневых С, целенаправленных С, в своем функционировании стремящихся к достижению определенных целей), самоорганизующихся С. (способных менять свою организацию, структуру) и др. Сложность, многокомпонентность, стохастичность и др. важнейшие особенности современных технических С. потребовали разработки теорий СЧМ, сложных систем, системотехники, системного анализа.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Система

греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1. вообще - любое организованное целое. Термин часто уточняется указанием на то, какая имеено система имеется в виду (например, нервная система, автономная система, открытая система, ситема памяти и т.п); 2. в достаточной степени разработанный и структурированный набор идей, предположений, понятий или интерпретативных тенденций, которые служат тому, чтобы объединять, согласовывать данные в определенной научной области, например, система Коперника в астрономии, бихевиоризм или психоанализ в психологии, систематика психопатологических синдромов; 3. более узкое значение – определенным образом организованные или взаимосвязанные вещи (объекты, стимулы, механизмы и т.д.).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Система (организма)

некое образование организма, которое состоит из органов и тканей, взаимосвязанных анатомически и функционально, отличающее структурным единством и происхождением. Например, сердечно-сосудистая система, мезолимбическая система.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме СИСТЕМА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Система жизненных смыслов личности как психологическое условие выбора варианта жизни в юношеском воз

Шишева А.Г.
Статья посвящена изучению психологических механизмов включения личности в вариант жизни. В качестве посредника между вариантом жизни и личностью рассматривается система жизненных смыслов. Описана авторская методика диагностики актуального варианта жизни.
Скачать PDF

Индивидуальное ассоциативное поле как самоорганизующаяся система

Навалихина А. И.
В статье рассматривается возможность изучения индивидуального ассоциативного поля, представляющего собой незавершенное, открытое и нестабильное образование, как самоорганизующейся системы. Функционируя в нелинейном мире, поле приобретает эмерджентные свойства. В индивидуальном ассоциативном поле находят свое отражение элементы прошлого, будущего и настоящего. Одной из основных характеристик индивидуального ассоциативного поля является его личностность.
Скачать PDF

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеят

Бакаева Т.Н., Дмитриева И.А.
Скачать PDF

Психологическое обеспечение в МВД России как система профессиональной деятельности

Петров В. И.
В статье систематизированы научные подходы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России. Рассмотрены методолого-концептуальные, понятийно-категориальные, организационно-содержательные и критериальные основы системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Дано понятие психологической службы МВД России. Обоснована полисубъектность и стратификация психологической работы.
Скачать PDF

Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудн

Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна
Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.
Скачать PDF

Общественная и субъективная система ценностей

Верейкина Л.В., Морогин В.Г.
Современная жизнь России предъявляет новые требования к человеку, в частности, возрождается интерес к системе ценностей личности. Отсутствие конфликта между общественными и субъективными ценностями помогает не только продуктивно прожить жизнь, но и содействует самоактуализации человека, как смысложизненной потребности. В статье рассматривается возможность формирования субъективной системы ценностей в условиях пролонгированного тренинга.SModern life in Russia places new demands on a person, in particular, interest to a personality's value system is being revived. The absence of confl ict between public and personal values helps not only to live a life productively, but also assists self-actualization of a person, as a life-meaning need. A possibility of forming a personal value system in conditions of a prolong training is being considered in this article.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая концепция и система актуализации творческого потенциала и подготовки к твор

Никольская Ольга Лазаревна
Рассматривается психолого-педагогическая концепция и система актуализации творческого потенциала и пути их реализации как в учебном процессе педагогического вуза, так и в системе повышения квалификации педагогов. Представлена система актуализации творческого потенциала, компонентами которой являются диагностический, образовательный, ресурсный. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется в ходе реализации представленной технологии, форм и методов обучения, обеспечивающих актуализацию творческого потенциала и необходимых для осуществления творческой деятельности.
Скачать PDF

Система психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома

Луговская Татьяна Владимировна
В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая образовательная концепция деятельности детских домов, содействующая развитию прежде всего психосоциальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение психосоциального развития ребенка должно строиться с учетом сложности и целостности процесса психосоциального развития ребенка, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Скачать PDF

Система психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного о

Виноградова Галина Александровна, Брылёва Ульяна Владимировна
Статья содержит результаты введения и реализации системы психологической поддержки профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного образования
Скачать PDF

Безопасность личности: система понятий

Ежевская Татьяна Иннокентьевна
В статье делается попытка постановки проблемы безопасности на современном этапе развития общества, раскрывается система основных понятий безопасности личности, выделяются социально-содержательные компоненты категории «безопасность», приводятся некоторые государственные и международные документы, связанные с проблематикой безопасности личности.
Скачать PDF

Система органов внутренних дел как ресурс и антиресурс совладающего поведения сотрудников

Бурцева Евгения Валерьевна
Рассмотрена система органов внутренних дел как ресурс и антиресурс совладающего поведения, предложены понятия, описывающие поведение совладания с деперсонализирующим влиянием среды.
Скачать PDF

Система отбора в подразделения по борьбе с терроризмом

Назаров Ю.Н., Громов М.А.
Скачать PDF