АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
человеко-машинная система, предназначенная для управления технологическими процессами (АСУТП), предприятиями (АСУП), отраслями народного хозяйства (ОАСУ). В первой из них деятельность человека носит операторский характер, в последних двух — управленческий. Поэтому АСУТП представляют большой интерес для инженерной психологии, АСУП и ОАСУ— для психологии управления (см. Психологическое обеспечение АСУ, Автоматизация управленческого труда). АСУТП применяют для решения таких задач управления технологическими процессами, для которых по тем или иным причинам часть вопросов, связанных с принятием решения, нельзя формализовать, в силу чего выполнение указанных функций возлагается на человека. Этим и отличаются автоматизированные системы от автоматических, функционирование которых осуществляется без участия человека. В АСУТП выполнение всех формализованных операций по сбору, первичной обработке, хранению информации и решению ряда задач управления осуществляется обычно с помощью технических средств. На основе информации о протекании технологического процесса, предварительно подготовленной в форме, наиболее удобной и доступной для восприятия ее человеком — элементом АСУТП, последний и осуществляет принятие того или иного окончательного решения по управлению процессом. Многие АСУТП строятся как иерархические системы управления; в подобных случаях функции верхних уровней иерархии часто выполняет человек. Его роль сводится к выбору различных критериев оценки качества протекания управляемого процесса, а достижение оптимальных значений этих критериев становится целью систем управления низших уровней иерархии, являющихся автоматическими системами управления. Именно массовое внедрение АСУТП в различных отраслях экономики, широкое распространение операторских профессий дали на рубеже 50 —60-х гг. бурный толчок к развитию инженерной психологии. Совершенно иные роль и задачи человека в АСУ организационного типа (АСУП, ОАСУ). Прежде всего эти системы не являются традиционными «человек —машина». Их прежде всего следует рассматривать в качестве социотехнических систем, в которых социальные процессы играют доминирующую роль (А.И. Прохоров). Человек в такой системе выполняет не только и не столько функции управления техникой, как в АСУТП, сколько функции управления другими людьми (коллективами). Причем взаимосвязи по линии человек — человек являются здесь доминирующими, хотя они в условиях организационной АСУ безусловно опосредствуются техническими средствами. Основная задача по учету человеческого (психологического) фактора выступает здесь как конструирование человеческой организации, функционирующей в условиях автоматизации. При решении этой задачи следует учитывать особенности управленческой деятельности, основными из которых, по А.В. Филиппову, являются: 1) планирование, контроль выполнения и коррекция плана; 2) объектом управленческой деятельности является в конечном итоге человек (организация); 3) управленческая деятельность направлена на оптимизацию профессиональной деятельности людей; 4) в функции управления входит доведение решения до исполнителя, причем сам управленец принимает непосредственное участие в исполнении генерируемого им же решения и т. п. В решении этих задач большую роль играет психология.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г