СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
СІСТЭМНЫ ПАДЫХОД / SYSTEM APPROACH– направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин). За рубежом развивался в трудах А. Д. Холла, Р. И. Фейджина, Л. фон Берталанфи, Г. Саймона, П. Друкера, А. Чандлера и др. В отечественной науке С. п. разрабатывался И. В. Блаубергом, В. А. Лекторским, А. А. Малиновским, В. Н. Садовским, А. И. Уемовым, Г. П. Щедровицким, Э. Г. Юдиным и др. К основным понятиям С. п. относятся: система (совокупность элементов, действующих совместно и выполняющих общую функцию); структура (последовательность и архитектура взаимосвязей и элементов системы, которая обусловливает свойства и системы и ее стабильность); процесс (динамическое, целенаправленное изменение системы во времени); функция (выполнение определенной задачи элемента в системе в рамках общей цели); состояние– положение, свойства и функ - цио нирование системы относительно предшествующих и последующих); системный эффект, или эмерджентность,– появление у системы свойств, не присущих ее элементам в отдельности; структурная оптимизация– целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Реализация С. п. предполагает изучение ряда характеристик системы: ее состава (элементов, компонентов), структуры (взаимосвязей элементов); функций, выполняемых системой, целей, которые преследует система, ресурсов, которые она потребляет, и их источников, интегративных аспектов, обусловливающих целостность системы и появление у нее системных свойств; внешних связей системы, истории развития системы. В обобщенном виде исследование данных характеристик отражено в требовании реализации С. п. посредством пяти аспектов: онтологического, структурного, функционального, генетического, интегративного.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. С. п. представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. С. п. приходит на смену широко распространенным ранее концепциям механицизма и по своим задачам противостоит им. Наиболее широкое применение методы С. п. находят при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и др. систем, больших технических систем, СЧМ и т. д. Теоретической базой для разработки таких методов является принцип системности. К числу важнейших задач С. п. относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств системы; 3) исследование структуры теорий систем и различных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данные системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в С. п. придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. п. является то, что не только объект, но и сам процесс исследования рассматривается как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое цедое различных моделей объекта. Системные объекты, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п.— детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
методологический принцип, который по своему месту в иерархии уровней методологии науки выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук. Важным этапом в развитии С. п. стала общая теория систем австрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы в самых разных исследованиях выступают: целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания. С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности. Одной из самых широких систем, в которой осуществляется жизнь человека, является биосфера. Биоэнергетические процессы и обмен веществ в ходе жизни – системообразующее основание биосферы как системы. Эта система в свою очередь входит в систему солнечной галактики и зависит от изменений солнечной активности. В повседневной жизни биоэнергетические свойства человека дают знать о себе (люди, часто жалуясь на неважное самочувствие, тоску и даже депрессию, связывают это с перепадами погоды). Системное видение человека как биоэнергетического существа в биосфере приводит не только к рождению новых наук, но и к изменению «технологии» обращения с человеком. Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, порождаемых в ходе его жизнедеятельности в обществе. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправленная совместная деятельность. Теоретико-методологический анализ психических явлений как системы предпринимался неоднократно. Б. Ф. Ломов (1984) исходит из основных принципов С. п., из их приложения к психологии: многомерности, многоуровневого (иерархического) строения, существования системных свойств («пирамиды свойств»), динамичности и развития психических явлений. Большое внимание уделяется проблеме многоуровневого строения системы психических явлений. В ней выделяются три неразрывно связанные подсистемы, обладающие различными функциональными качествами (познавательная, регулятивная и коммуникативная), каждая из которых может быть расчленена. Регулятивная и особенно коммуникативная подсистемы изучены пока слабо, подробно рассмотрено иерархическое строение познавательных процессов: от относительно простых сенсорно-перцептивных к уровню представлений и далее к высокому уровню речемыслительных процессов, понятийного мышления, интеллекта. Системно исследована иерархия свойств личности. Эрик Берн, американский психолог и психиатр, развивал идеи о том, что человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая энергетическая система, она все время пытается прийти в состояние покоя. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически и психически. Потребность к равновесию и снятию напряжения называется Э. Берном желанием. Одна из самых интересных задач современной психологии – распознание и изучение желаний и их связей. Надо удовлетворить наши желания, не вступая в конфликт с самим собой. Беспокойство – это признак напряжения; оно убывает, когда восстанавливается энергетическое равновесие. Два самых мощных стремления человека – к созиданию и к разрушению.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.