НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Предыдущий термин:
НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Следующий термин:
НЕРВНАЯ СКЛАДКА

Содержание:

Найдено 11 определений термина НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

греч. neuron - нерв и systema -целое, составленное из частей) - совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

СИСТЕМА НЕРВНАЯ

совокупность нервных образований у позвоночных животных и человека, посредством коих реализуется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря ей обеспечивается функционирование организма как единого целого:

1) контакты с внешним миром;

2) реализация целей;

3) координация работы внутренних органов;

4) целостная адаптация организма.

В качестве основного структурного и функционального элемента системы нервной выступает нейрон. Выделяются:

1) система нервная центральная - коя состоит из мозга головного и спинного;

2) система нервная периферическая - коя состоит из нервов, отходящих от мозга головного и спинного, из межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела системы нервной вегетативной;

3) система нервная вегетативная - структуры системы нервной, обеспечивающие управление вегетативными функциями организма.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

англ. nervous system) - совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: 1) обеспечение контактов с внешним миром (восприятие информации, организация реакций организма - от простых ответов на раздражители до сложных поведенческих актов); 2) реализация целей и намерений человека; 3) интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности (см. Гомеостаз); 4) организация целостного функционирования и развития организма.

Структурно-функциональным элементом Н. с. является нейрон - нервная клетка, состоящая из тела, дендритов (рецепторный и интегрирующий аппарат нейрона) и аксона (его эфферентная часть). На концевых разветвлениях аксона находятся специальные образования, контактирующие с телом и дендритами др. нейронов, - синапсы. Синапсы бывают 2 видов - возбудительные и тормозные, с их помощью происходит соответственно передача или блокада проходящей по волокну импульсной посылки на нейрон-адресат.

Взаимодействие постсинаптических возбудительных и тормозных эффектов на одном нейроне создает многообусловленность ответа клетки, являющейся простейшим элементом интеграции. Нейроны, дифференцированные по структуре и функции, объединены в нейронные модули (нейронные ансамбли) - след. ступень интеграции, обеспечивающая высокую пластичность организации функций мозга (см. Пластичность н. с).

Н. с. делится на центральную и периферическую. Ц. н. с. состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике. Головной мозг, особенно его кора, - важнейший орган психической деятельности. Спинной мозг осуществляет г. о. прирожденные формы поведения. Периферическая Н. с. состоит из нервов, отходящих от головного и Спинного мозга (т. н. черепно-мозговые и спинномозговые нервы), межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной Н. с. - скоплений нервных клеток (ганглиев) с подходящими к ним (преганглионарными) и отходящими от них (постганглионарными) нервами.

Управление вегетативными функциями организма (пищеварение, кровообращение, дыхание, обмен веществ и т. д.) осуществляет вегетативная Н. с, которая делится на симпатический и парасимпатический отделы: 1 -й отдел мобилизует функции организма в состоянии повышенного психического напряжения, 2-й - обеспечивает функционирование внутренних органов в нормальных условиях. Си. Блоки мозга, Глубокие структуры мозга, Кора головного мозга, Нейрон-детектор, Свойства н. с. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СИСТЕМА НЕРВНАЯ

nervous system) - совокупность анатомических структур, образованных нервной тканью. Нервная система состоит из множества нейронов, передающих информацию в виде нервных импульсов в различные участки тела и получающих ее от них для поддержания активной жизнедеятельности организма. Нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему; к периферической относятся парные спинномозговые и черепные нервы с их корешками, их ветви, нервные окончания и ганглии. Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему также условно подразделяют на две части: соматическую (анимальную) и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система иннервирует главным образом органы сомы (тело, поперечнополосатые, или скелетные, мышцы, кожу) и некоторые внутренние органы (язык, гортань, глотка), обеспечивает связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует все внутренности, железы, в том числе и эндокринные, гладкие мышцы органов и кожи, сосуды и сердце, регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная нервная система, в свою очередь, подразделяется на две части: парасимпатическую и симпатическую. В каждой из них, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы (ред.). Основной структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон (нервная клетка).

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Нервная система

Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв и systema - соединение.

Категория. Иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных.

Специфика. За счет ее работы обеспечиваются:

- контакты с внешним миром;

- реализация целей;

- координация работы внутренних органов;

- целостная адаптация организма.

В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон.

Виды:

- центральная нервная система, которая состоит из головного и спинного мозга,

- периферическая нервная система, состоящая из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов;

- периферический отдел вегетативной нервной системы.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Собирательное обозначение полной системы структур и органов, состоящих из нервной ткани. В зависимости от того, что находится в центре внимания, используются различные схемы выделения частей нервной системы. Наиболее распространенным является анатомическое разделение на центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую нервную систему (все остальное). Другая систематика основывается на функциях, разделяя нервную систему на соматическую нервную систему и автономную нервную систему, первая служит для осуществления произвольных, сознательных сенсорных и моторных функций, а последняя – для висцеральных, автоматических, непроизвольных.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

нервная система

(от греч. neuron – нерв и systema – целое составленное из частей) – совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Н.с. обеспечивает функционирование организма как единого целого. Н.с. включает центральную, периферическую и вегетативную.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Система нервная

Система, обеспечивающая интеграцию функций всех органов и тканей, их трофику, связь с внешним миром, чувствительность, движения, сознание, чередование бодрствования и сна, состояние эмоциональных и психических процессов, включая проявления высшей нервной деятельности, развитие которой определяет особенности личности человека. С.н. делится прежде всего на центральную, представленную мозговой тканью (головной и спинной мозг), и периферическую, включающую в себя все остальные структуры нервной системы.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

от греч. systema - (целое), составленное из частей, соединение] - морфофункциональная совокупность отдельных нейронов и других структур нервной ткани животных и человека, объединяющая деятельность всех органов и систем организма и обеспечивающая его постоянную взаимосвязь с внешней средой. У высокоорганизованных животных различают центральную Н. с. (ЦНС) и периферическую Н. с

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

от греч. neuron — нерв и system — целое, составленное из частей) — совокупность нервных образований человека и животных, объединяющая деятельность всех органов и обеспечивающая функционирование организма как единого целого. Н. с. регулирует и координирует все функции организма, являясь материальным субстратом психики человека и животных. Структурным и функциональным элементом Н. с. являются специальные нервные клетки — нейроны. Основной функцией нейронов является возбуждение, распространяемое в виде кратковременных электрических сигналов — нервных импульсов. Н. с, делится на центральную, периферическую и вегетативную. Ц. н. с. состоит из головного и спинного мозга. Основной функцией головного мозга является осуществление различных форм психической деятельности. Спинной мозг осуществляет прирожденные формы поведения. Периферическая Н. с. представлена афферентными (чувствительными) нервами, передающими импульсы от рецепторов к Ц. н. с, и эфферентными (двигательными) нервами, передающими импульсы от Ц. н. с. к мышцам. Вегетативная Н. с. осуществляет управление вегетативными процессами в организме (дыхание, кровообращение, пищеварение, обмен веществ и т. п.). Н. с. обладает целым рядом специфических свойств (см. Свойства нервной системы), которые в ряде случаев определяют профессиональную пригодность человека и поэтому должны учитываться при проведении профессионального отбора. Деятельность Ц. н. с. подчиняется рефлекторному принципу (см. Рефлекс). Важную роль в нормальном протекании процессов в Ц. н. с. играет обратная связь — информация о результатах выполнения данной реакции. Характер рефлекторной реакции определяется как анатомическими факторами, так и функциональными — состоянием Ц. н. с: если какой-то нервный центр находится в состоянии повышенной возбуждаемости, наносимое раздражение может вызвать в первую очередь возбуждение этого центра по принципу доминанты.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Система нервная

нервная структура, которую образуют нервные клетки, проводящие пути, рецепторы и вспомогательные элементы. Нервная система осуществляет регуляцию и координацию деятельности всех органов и систем организма в процессах взаимодействия организма с внешним миром, а также обеспечивает психическое функционирование.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»

Клевцова Н.А.
Скачать PDF

Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности

Стрижов Евгений Юрьевич
В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов.
Скачать PDF

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей

Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Методическое обеспечение систем психофизиологического сопровождения напряженных видов деятельности и

Лучинин А. В., Черчаго А. Я.
Скачать PDF

Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государс

Катасонов С.В., Титова Н.Н., Жукова Валентина Федоровна
Определена значимость сценарного прогнозирования. Проанализированы категории для определения различных типов социально-трудовых отношений. В качестве основной задачи работы представлено построение сценарных прогнозов существующих противоречий, которые являются основным фактором возникновения конфликтов. Сделан вывод о том, что используемые ранее методы сценарного прогнозирования в исследовании социально-трудовых отношений, рассматривали прогноз с предметных позиций права, экономики. Предлагаемая методика позволяет рассмотреть взаимосвязь экономики и права на формальную и неформальную мотивационную составляющую определяющую отношение людей к принятым решениям, сформировать прогноз поведения участников трудовых отношений на макроэкономическом уровне в различных ситуациях, а так же рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативно-правовых актов.
Скачать PDF

Влияние сравнительно-анатомических, биогеографических и систематических исследований на российскую т

Хе В.Х.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!