ДУХОВНОСТЬ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДУХОВНОСТЬ

система высших нематериальных ценностей.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ДУХОВНОСТЬ
родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

духовность

индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субьекта двух фундаментальных – познания и жить, действовать "для других".

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Духовность
содержание внутреннего мира человека, приобщенного к природным и культурным ценностям: литературе, изобразительному искусству, музыке, красоте природы. Отражает уровень развития человека как личности. Потеря Д. ведет к деградации личности.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ДУХОВНОСТЬ
с материалистической точки зрения духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать "для других".

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДУХОВНОСТЬ
термин, употребляемый в гуманитарных областях знания. Д. - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Складывается обычно в результате влияния материальной и духовной культуры.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ДУХОВНОСТЬ
достижение человеком (в психологии и акмеологии - личностью) высшего уровня развития, предполагающего преобладание духовных потребностей, присвоение духовных ценностей, т. е. идеального, ценностного плана и уровня жизни, дающей не только способность преодоления трудностей, но и способность возвышать и усиливать сущность других людей отношением, своим примером, своей жизнью. Д. связана с мудростью,
способностью с позиций человечности отнестись к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно.
Д. - индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта двух фундаментальных - познания и жить, действовать «для других». Д. - компонент акме личности.

Источник: Акмеологический словарь.

ДУХОВНОСТЬ
высшие стороны внутреннего мира, проявляющиеся в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Д. основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря Д. равнозначна потере человечности. Длительный кризис Д. у отдельной личности ведет к ее деградации. Д. несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Д. может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности. Может быть частично неосознана – о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы. Общество, система образования должны заботиться о наращивании духовного потенциала каждого, о приобщении к материальной и духовной культуре. Д. связана с мудростью, способностью с позиций человечности относиться к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно. Д. – индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта (двух фундаментальных – познания и жить, действовать «для других»). Д. – компонент акме личности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ДУХОВНОСТЬ
высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была впервые поставлена в описательной или «понимающей» психологии конца ХIХ – начала ХХ в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Общим для современных подходов исследования Д. является признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Д. является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне Д. на смену иерархии личных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей приходит ориентация на общечеловеческие духовные ценности. Духовные ценности мотивируют «свободу для», а их неиерархические взаимоотношения создают возможность свободного выбора между ними. Т. о., Д. выступает предпосылкой личностной свободы и ответственности. Неразвитость Д. у людей – основная глубинная причина подавляющего большинства социальных и внутриличностных конфликтов. Человек, обладающий Д., не способен генерировать и развивать деструктивные конфликты. Дефицит Д. не только провоцирует многие конфликты, но и таит в себе угрозу самому существованию цивилизации.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ДУХОВНОСТЬ
ДУХОЎНАСЦЬ / SPIRITUALITY– в общем смысле– совокупность проявлений духа в мире и человеке. В психологии– высшие стороны внутреннего мира, выражающиеся в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Д. основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря Д. равнозначна потере человечности. Длительный кризис Д. у отдельной личности ведет к ее деградации. Д. несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Д. может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности. Может быть частично неосознанна– о таком человеке говорят «сердечный, добрый, искренний от природы». Общество, система образования должны заботиться о наращивании духовного потенциала каждого, о приобщении к материальной и духовной культуре. Д. связана с мудростью, способностью с позиций человечности отнестись к слабостям и ошибкам людей, воодушевляя и укрепляя их душевно и духовно. Д.– индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта (двух фундаментальных– познания и жить, действовать «для других»). Д.– компонент акме личности. Проблема Д. в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX– начале XX в. в рамках понимающей психологии (В. Дильтей, Э. Шпрангер), позже стала предметом изучения аналитической психологии К. Г. Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Психология Д. также рассматривалась в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии; в психосинтезе (Р. Ас са джо ли) Д. связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. А. Маслоу рассматривает Д. в связи с процессами самоактуализации. С. Гроф рассматривает Д. в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В. Франкл считает Д. высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. В христианской психологии Д. рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. В последние годы в непрерывно меняющемся транзитивном обществе на фоне внедрения ценностей потребления, процессов глобализации и информатизации на блюдается трансформация понятия Д. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ДУХОВНОСТЬ (ДУХОВНОЕ, ДУХ)
Д. называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Точнее, Д. - духовно-практическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его.
Д. есть условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л. С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности. Движение к ним "снизу", лишь со стороны предметной деятельности или со стороны фрейдовского Оно, как бы ни была важна их роль в развитии человека, не только бесплодно, но и опасно. Такое движение неотвратимо приводит к человеку-машине, к искусственному интеллекту, к искусственной интеллигенции. Движение снизу обязательно должно быть дополнено движением "сверху", со стороны Духа. Психологи и педагоги, которые поставят себе такую цель, должны будут погрузиться в духовный опыт человечества, с тем чтобы расширить свое сознание и укрепить собственный дух.
Для этого полезно обратиться к след. забытым наукой словосочетаниям не как к странным метафорам, а как к предмету серьезных научных размышлений и исследований.
1-й ряд, оптимистический, вдохновляющий, духотворящий: духосфера, духопроводность; сила духа, памятник духа, печать духа, культура Духа. Эпитет "духовный" прилагается к след. словам: вертикаль, субстанция, материнство, лоно, созревание, близость, потенции, организм, конституция, генофонд, установка, фон, начало, опора, устои, ситуация, зеркало, облик, здоровье, равновесие, единство, измерение, красота, взор, нерв, свет, обоняние, личность, жажда, поиск, руководство, обновление, потребности, способности, практика, производство, оборудование, мастерская, уклад, упражнения, развитие, рост, общение, результат, подвиг, возраст, расцвет, наследие, царство, род, родина, щедрость, самоопределение, самоотречение, аскеза, величие, бытие, жизнь, перспектива, вселенная...
2-й ряд, пессимистический, трагический: нечистый дух, злой дух, нищета духа; здесь эпитет "духовный" прилагается к словам с отрицат. коннотацией: варварство, слабость, слепота, нагота, искушение, ложь, спячка, идол, насилие, геноцид, капитуляция, рабство, рынок, онанизм, ничтожество, маразм, самообнажение, разброд, небытие, смерть, преисподняя...
За этими перечнями стоит онтология (анатомия, физиология, реальные средства, инструменты и функции) духа, зафиксированная в языке, в искусстве, в религии, в бытийных слоях народного сознания, в народной памяти и поведении. От этого богатства отказалась научная психология. Поскольку природа духа есть свобода ("дух дышит, где хочет"), то игнорирование духа - это одна из причин, м. б. даже главная, капитуляции психологии перед явлением свободы, будь то свободная воля, свободное действие или свободная личность.
Краткость 2-го ряда в приведенных перечнях вовсе не означает, что скрывающаяся за ним онтология слабее той, которая скрыта за 1-м. Она слабее, поскольку рано или поздно обнаруживается внутреннее и конечное бессилие энтузиазма и энергии зла. Поэтому она значительно более нетерпелива, агрессивна, коварна, каверзна, пользуется незаконными приемами, далеко выходящими за пределы духовных распрей. А дух долго терпит! Страшится попасть во 2-й ряд.
В этих перечнях все названо, поименовано, без чего не м. б. сознательного пересмотра себя, самопроверки, самоосуждения. Не м. б. ни смирения, ни одоления гордыни и самообожения, ни подвижничества, ни личного и общественного покаяния. Без этого не м. б. ни возрождения, ни выпрямления духа. Наука, философия и религия не обладают монополией на изучение Д. и природы духа. Иное дело, что у теологии имеется огромный опыт в познании духа, а современной науке полезно вначале хотя бы его признать!
Против утилитарной интерпретации духа резко протестовал Г. Г. Шпет: "Только дух в подлинном смысле реализуется - пусть даже материализуется, воплощается и воодушевляется, т. е. осуществляется в той же природе и душевности, но всегда возникает к реальному бытию в формах культуры. Природа просто существует, душа живет и био-графствует, один дух наличествует, чтобы возникать в культуру, ждет, долготерпит, надеется, все переносит, не бесчинствует, не превозносится, не ищет своего... Дух - источник всяческого, в т. ч. и любви. Дух - не метафизический Сезам, не жизненный эликсир, он реален не "в себе", а только в признании. "В себе" он только познается, в себе он только идея. Культура, искусство - реальное осуществление. Дух создается..." (Соч. - М., 1989 - С. 359).
А. С. Пушкин, невзирая на зубоскальство дикарей, на понятном, хотя бы по буквам, для них языке запечатлел раз и навсегда о всяком истинном творческом духе: "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв". Из истории культуры никакие электрификаторы, никакие Сальери отныне уже не вытравят этих слов, и эти слова будут волновать человека, пока не будет упразднен сам язык Пушкина. У Пушкина это было уже спонтанным творчеством духа, манифестацией какого-то забитого и забытого, но не угасшего вовсе порыва рус. духа. Теперь требовалось его "рефлексивное осознание и уяснение" (Шпет).
Эти слова были написаны почти 80 лет назад, а рефлексивное осознание и уяснение проходило на фоне запретов и убийств писателей и поэтов, философов и ученых, в их числе и автора этих слов. Уяснение продолжается и сегодня. И все же Шпет был прав: пушкинские слова вытравить не удалось, не удалось остановить и творчество духа, хотя усилия предпринимались неимоверные. До чего нужно было довести большого философа - М. Момардашвили, чтобы он воскликнул: "Д. - это не болезнь!" Важнейшим признаком Д., как объяснял нам А. А. Ухтомский, является доминанта на лицо другого. Лишь в этом случае о человеке можно говорить как о лице. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.92 кб

Духовность и картина мира человека

Бузунова Л. Г.
В статье раскрывается понятие «картина мира», ее значения в жизни человека. Духовность рассматривается в двух аспектах: как единство души и духа и как субъективный, внутренний мир человека.
Читать PDF
271.51 кб

Духовность как основа воспитания

Задикян А. Б., Терехин В. А.
Читать PDF
261.76 кб

Духовность, саморегуляция и ценности

Леонтьев Д. А.
Читать PDF
1.29 мб

Понятие «Духовность» в современой психологии

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «духовность».
Читать PDF
226.12 кб

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую

Зверев Вадим Олегович
Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи.
Читать PDF
137.87 кб

Деятельность. Знание. Духовность

Зинченко В.
Читать PDF
314.95 кб

Рецензия на книгу Роберта Эммонса «Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности»

Читать PDF
2.22 мб

Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности

А.Н. Двоегпазов
Читать PDF
326.90 кб

Психологические практики как ворота в духовность

Петренко В. Ф.
Читать PDF
113.66 кб

ДУХОВНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Лосева С.Н., Лосева В.И.
Читать PDF
116.07 кб

Духовность и нравственность: историко-психологический анализ

Тарасьян Н. А.
Описаны подходы к понятиям духовность и нравственность; духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.
Читать PDF
261.64 кб

Понятие «Духовность». Сравнительный анализ представлений о духовности у людей с высшим и средним про

Огородникова Татьяна Геннадьевна
В статье рассматривается понятие «духовность» в философии, психологии, религии.
Читать PDF
293.52 кб

Духовность организационного лидерства: анализ зарубежных исследований

Замулин Андрей Леонидович
Современный период изучения лидерства характеризуется попытками создания целостной картины лидерства в организации. В частности, это проявляется в появлении работ по исследованию духовной стороны лидерства.
Читать PDF
69.15 кб

Духовность и социальный характер русского человека

Федоркина Алла Павловна
На основе историко-философского анализа рассмотрены проблемы духовности и социального характера русского человека. Отмечено, что наиболее перспективной методологией исследования указанной проблемы является социальный психоанализ.
Читать PDF
2.91 мб

Духовность как основа культуры и языка

Орлова О. В.

Похожие термины:

  • Духовность в образовании

    Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духо