ДУХОВНОСТЬ

Предыдущий термин:
Духовное я

Следующий термин:
Духовность в образовании

Содержание:

Найдено 6 определений термина ДУХОВНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДУХОВНОСТЬ

система высших нематериальных ценностей.

Оцените определение:

Источник: Юридическая психология словарь терминов

ДУХОВНОСТЬ

с материалистической точки зрения духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать "для других".

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ДУХОВНОСТЬ (ДУХОВНОЕ, ДУХ)

Д. называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Точнее, Д. - духовно-практическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его.

Д. есть условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л. С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности. Движение к ним "снизу", лишь со стороны предметной деятельности или со стороны фрейдовского Оно, как бы ни была важна их роль в развитии человека, не только бесплодно, но и опасно. Такое движение неотвратимо приводит к человеку-машине, к искусственному интеллекту, к искусственной интеллигенции. Движение снизу обязательно должно быть дополнено движением "сверху", со стороны Духа. Психологи и педагоги, которые поставят себе такую цель, должны будут погрузиться в духовный опыт человечества, с тем чтобы расширить свое сознание и укрепить собственный дух.

Для этого полезно обратиться к след. забытым наукой словосочетаниям не как к странным метафорам, а как к предмету серьезных научных размышлений и исследований.

1-й ряд, оптимистический, вдохновляющий, духотворящий: духосфера, духопроводность; сила духа, памятник духа, печать духа, культура Духа. Эпитет "духовный" прилагается к след. словам: вертикаль, субстанция, материнство, лоно, созревание, близость, потенции, организм, конституция, генофонд, установка, фон, начало, опора, устои, ситуация, зеркало, облик, здоровье, равновесие, единство, измерение, красота, взор, нерв, свет, обоняние, личность, жажда, поиск, руководство, обновление, потребности, способности, практика, производство, оборудование, мастерская, уклад, упражнения, развитие, рост, общение, результат, подвиг, возраст, расцвет, наследие, царство, род, родина, щедрость, самоопределение, самоотречение, аскеза, величие, бытие, жизнь, перспектива, вселенная...

2-й ряд, пессимистический, трагический: нечистый дух, злой дух, нищета духа; здесь эпитет "духовный" прилагается к словам с отрицат. коннотацией: варварство, слабость, слепота, нагота, искушение, ложь, спячка, идол, насилие, геноцид, капитуляция, рабство, рынок, онанизм, ничтожество, маразм, самообнажение, разброд, небытие, смерть, преисподняя...

За этими перечнями стоит онтология (анатомия, физиология, реальные средства, инструменты и функции) духа, зафиксированная в языке, в искусстве, в религии, в бытийных слоях народного сознания, в народной памяти и поведении. От этого богатства отказалась научная психология. Поскольку природа духа есть свобода ("дух дышит, где хочет"), то игнорирование духа - это одна из причин, м. б. даже главная, капитуляции психологии перед явлением свободы, будь то свободная воля, свободное действие или свободная личность.

Краткость 2-го ряда в приведенных перечнях вовсе не означает, что скрывающаяся за ним онтология слабее той, которая скрыта за 1-м. Она слабее, поскольку рано или поздно обнаруживается внутреннее и конечное бессилие энтузиазма и энергии зла. Поэтому она значительно более нетерпелива, агрессивна, коварна, каверзна, пользуется незаконными приемами, далеко выходящими за пределы духовных распрей. А дух долго терпит! Страшится попасть во 2-й ряд.

В этих перечнях все названо, поименовано, без чего не м. б. сознательного пересмотра себя, самопроверки, самоосуждения. Не м. б. ни смирения, ни одоления гордыни и самообожения, ни подвижничества, ни личного и общественного покаяния. Без этого не м. б. ни возрождения, ни выпрямления духа. Наука, философия и религия не обладают монополией на изучение Д. и природы духа. Иное дело, что у теологии имеется огромный опыт в познании духа, а современной науке полезно вначале хотя бы его признать!

Против утилитарной интерпретации духа резко протестовал Г. Г. Шпет: "Только дух в подлинном смысле реализуется - пусть даже материализуется, воплощается и воодушевляется, т. е. осуществляется в той же природе и душевности, но всегда возникает к реальному бытию в формах культуры. Природа просто существует, душа живет и био-графствует, один дух наличествует, чтобы возникать в культуру, ждет, долготерпит, надеется, все переносит, не бесчинствует, не превозносится, не ищет своего... Дух - источник всяческого, в т. ч. и любви. Дух - не метафизический Сезам, не жизненный эликсир, он реален не "в себе", а только в признании. "В себе" он только познается, в себе он только идея. Культура, искусство - реальное осуществление. Дух создается..." (Соч. - М., 1989 - С. 359).

А. С. Пушкин, невзирая на зубоскальство дикарей, на понятном, хотя бы по буквам, для них языке запечатлел раз и навсегда о всяком истинном творческом духе: "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв". Из истории культуры никакие электрификаторы, никакие Сальери отныне уже не вытравят этих слов, и эти слова будут волновать человека, пока не будет упразднен сам язык Пушкина. У Пушкина это было уже спонтанным творчеством духа, манифестацией какого-то забитого и забытого, но не угасшего вовсе порыва рус. духа. Теперь требовалось его "рефлексивное осознание и уяснение" (Шпет).

Эти слова были написаны почти 80 лет назад, а рефлексивное осознание и уяснение проходило на фоне запретов и убийств писателей и поэтов, философов и ученых, в их числе и автора этих слов. Уяснение продолжается и сегодня. И все же Шпет был прав: пушкинские слова вытравить не удалось, не удалось остановить и творчество духа, хотя усилия предпринимались неимоверные. До чего нужно было довести большого философа - М. Момардашвили, чтобы он воскликнул: "Д. - это не болезнь!" Важнейшим признаком Д., как объяснял нам А. А. Ухтомский, является доминанта на лицо другого. Лишь в этом случае о человеке можно говорить как о лице. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДУХОВНОСТЬ

термин, употребляемый в гуманитарных областях знания. Д. - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования; преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств (ценностей) над материальными запросами. Складывается обычно в результате влияния материальной и духовной культуры.

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

духовность

индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субьекта двух фундаментальных – познания и жить, действовать "для других".

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

ДУХОВНОСТЬ

высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема Д. в психологии была впервые поставлена в описательной или «понимающей» психологии конца ХIХ – начала ХХ в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Общим для современных подходов исследования Д. является признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Д. является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости. На уровне Д. на смену иерархии личных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей приходит ориентация на общечеловеческие духовные ценности. Духовные ценности мотивируют «свободу для», а их неиерархические взаимоотношения создают возможность свободного выбора между ними. Т. о., Д. выступает предпосылкой личностной свободы и ответственности. Неразвитость Д. у людей – основная глубинная причина подавляющего большинства социальных и внутриличностных конфликтов. Человек, обладающий Д., не способен генерировать и развивать деструктивные конфликты. Дефицит Д. не только провоцирует многие конфликты, но и таит в себе угрозу самому существованию цивилизации.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Духовность и картина мира человека

Бузунова Л. Г.
В статье раскрывается понятие «картина мира», ее значения в жизни человека. Духовность рассматривается в двух аспектах: как единство души и духа и как субъективный, внутренний мир человека. Анализируется понятия души и духа в работах русских философов, а также в отечественной и зарубежной психологии. Акцентируется внимание на взаимосвязи и взаимопроникновении души и духа. А их особая специфика и взаимосвязь дает основание говорить об архетипической основе души русского человека. Анализируется подход к духовности как проявлению любви, внутренняя картина мира рассматривется как мир духовный, который формирует внешний мир.
Скачать PDF

Духовность, саморегуляция и ценности

Леонтьев Д.А.
Скачать PDF

Понятие «Духовность» в современой психологии

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «духовность». Духовность рассматривается как высшая подструктура человека, подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности, обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми.
Скачать PDF

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую

Зверев Вадим Олегович
Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи. Акцентируя свой интерес на духовном кризисе, переживаемом современным обществом, автор подчеркивает практическое значение знаний религиозных постулатов традиционных вероучений на пути духовного оздоровления нации.
Скачать PDF

Понятие «Духовность». Сравнительный анализ представлений о духовности у людей с высшим и средним про

Огородникова Татьяна Геннадьевна
В статье рассматривается понятие «духовность» в философии, психологии, религии. На основе теоретического анализа и обобщения многочисленных подходов и взглядов по данной проблеме предлагается интегральное определение понятия духовности как сущностной, системной характеристики личности. Представлена диагностическая программа, направленная на изучение представлений о духовности, а также данные экспериментальных исследований, проведенных с людьми, имеющими высшее и среднее профессиональное образование.
Скачать PDF

Духовность организационного лидерства: анализ зарубежных исследований

Замулин Андрей Леонидович
Современный период изучения лидерства характеризуется попытками создания целостной картины лидерства в организации. В частности, это проявляется в появлении работ по исследованию духовной стороны лидерства. В данной работе рассматриваются теоретические вопросы духовного лидерства нового подхода, подчеркивающего трансцендентальный характер лидирования.
Скачать PDF

Деятельность. Знание. Духовность

Зинченко В.
Скачать PDF

Рецензия на книгу Роберта Эммонса «Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности»

Скачать PDF

Духовность как предпосылка формирования законопослушного поведения личности

А.Н. Двоегпазов
Скачать PDF

Психологические практики как ворота в духовность

Петренко В. Ф.
Скачать PDF

Духовность современной личности и пути ее формирования

Лифинцева Светлана Николаевна
Дано сущностное определение понятия духовности с точки зрения общекультурного и психолого-педагогического подходов. Проанализировано состояние и уровень духовности молодого человека в современном обществе с использованием результатов социологического опроса студентов г. Егорьевска, а также вторичной информации из открытых сетевых источников. Рассмотрен потенциал музыкального искусства, в частности музыкального восприятия как отдельного вида деятельности, как средства влияния на процесс духовного формирования личности.
Скачать PDF

ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ГЕНДЕРНЫЙ И ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТЫ

Галлямова А.А., Лопухова О.Г.
В статье ставится проблема изучения взаимосвязи духовности и религиозности, актуализированная современными угрозами влияния различных религиозных движений и сект. Исследование содержания образа духовности у подростков, юношей, молодежи и взрослых, мужчин и женщин, его взаимосвязи с религиозностью позволяет сопоставить возрастные и гендерные аспекты и понять значение религиозной активности в развитии духовности личности. Выборка включает 496 респондентов мужского и женского пола в возрасте от 11 до 62 лет. В исследовании применялись семантические методы диагностики представлений о духовности и измерение религиозности по восьми шкалам опросника религиозной активности (Смирнов, 1999), частотный и корреляционный анализ данных. Выявлено, что в целом уровень религиозной активности оказывает прямое влияние на содержание духовного опыта. С возрастом духовность больше ассоциируется с морально-нравственным, религиозным содержанием личного опыта и действий, в то время как у подростков и юношей духовность в большей степени связана с внутренним состоянием спокойствия. Религиозность у женщин в большей степени сказывается на особенностях их мировоззрения, отождествляясь с духовностью, в то время как у мужчин имеется большая вариативность в ассоциациях между духовным и религиозным опытом.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: