Нравственное развитие Нравственные качества

НРАВСТВЕННОСТЬ

Найдено 6 определений термина НРАВСТВЕННОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НРАВСТВЕННОСТЬ

регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

НРАВСТВЕННОСТЬ

Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным. Некоторые авторы подчеркивают секс и сексуальные нормы, но это ограничение не обязательно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

НРАВСТВЕННОСТЬ

Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности или неправильности. Если мораль представляет собой абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность – ее осмысление. Тесно связана с этикой; фактически эти понятия так близки, что многие считают эти термины синонимами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Нравственность

Система принципов поведения, отражающая нравы той или иной общности людей. Н. корпоративна, поэтому для нее свойственны такие понятия, как «свой» и «чужой», «друг» и «враг». В отличие от нее мораль носит значение абсолютной нравственности, она едина для всех времен и всех народов и строится на общечеловеческих ценностях.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Нравственность

общеславянск., ср. лит. noras – воля, желание, хотение) – 1. тенденция произвольно, по внутреннему убеждению, а не по принуждению или в силу необходимости вести себя в согласии с моральными требованиями, принятыми в обществе. Термин не распространяется на требования, которые предъявляют индивиду отдельные социальные группы. Индивид может считаться нравственным с позиции какой-то группы (корпорации, социального слоя, класса и т.п.) и в то же время быть безнравственным с точки зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию; 2. принципы или модели поведения, оцениваемые с точки зрения того, являются они правильными или нет. Если мораль, как указывают некоторые авторы, представляет собой некую абстракцию, лежащую в основе действия, то нравственность суть ее осмысление, то есть этика.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Креативность и нравственность: о детерминантах творческого процесса

Кыштымова Ирина Михайловна
Рассмотрены представления о связи творческих и нравственных характеристик личности. Представлен психологический механизм, обусловливающий созидательную или деструктивную направленность творческого процесса. Инкультурация представлена как процесс, детерминирующий развитие креативности и нравственности.
Скачать PDF

Нравственность как компонент субъектности личности

Княгина Е.М.
В статье рассматривается нравственность как компонент субъектности личности. Освещаются различные подходы к пониманию субъектности, феноменологических особенностей субъектности. Анализируется связь деструктивной субъектности и макиавеллизма.
Скачать PDF

Нравственность как критерий поступков детей «Цифрового поколения»

Ферапонтова Мария Вячеславовна
В статье обсуждается проблема нравственности как критерия поступков детей «цифрового поколения», родившихся в начале 2000-х гг. в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности.
Скачать PDF

АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОСТЬ» В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Маргун Ирина Павловна
В статье рассмотрены различные аспекты нравственности. Перечислены критерии нравственности, которые выделяют разные авторы. Проанализированы результаты российских и зарубежных исследований, посвященных этому вопросу.
Скачать PDF

Нравственность как ценностный компонент личности и концептуальные основы нравственного вопитания

Киреева Н.В., Киреев М.Н., Коренева Е.Н., Чернявская Н.Е., Бараниченко Н.В.
Известно, что состояние общества зависит от качества идей, ценностей и смыслов, определяющих его. По мнению ряда ученых, индивидуальная система ценностей является определяющим фактором практически всех жизненных устремлений человека. По мнению Б.Л. Вульфсона, задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества» на основе индивидуальной системы ценностей[277]. К.М. Хоруженко рассматривает ценность как «представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей»[278]. И с этой точки зрения мы будем рассматривать нравственность как ценностный личностный компонент, на основе которого формируются другие личностные качества. Такова обычная практика рассмотрения нравственности в качестве совокупности общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе, в качестве регулятора чувств и желаний, а также действий личности с учетом моральных принципов определенного мировоззрения. В настоящей статье мы будем рассматривать процесс формирования нравственности с позиций системного подхода к воспитанию, в рамках которого оно трактуется как одно из основных направлений, которое в целостной системе образования проникают во все остальные.
Скачать PDF

Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала

Бражникова Антонина Николаевна, Зюзя Анна Алексеевна
В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что эмпатия как, безусловно, положительное отношение к другому, является одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что будущие профессионалы обладают ограниченным диапазоном эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Скачать PDF

Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности

Стрижов Евгений Юрьевич
В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов.
Скачать PDF

Готовность к выбору профессии и характеристики нравственной сферы личности старших школьников

Садретдинова Э.В.
В статье приведены результаты исследования характеристик нравственной сферы личности старших школьников с разным уровнем профессионального самоопределения. Дается анализ факторной структуры взаимосвязи характеристик нравственной направленности личности, индивидуальных представлений о совести и характеристик готовности к профессиональному выбору. Сделан вывод о том, что старшеклассники с более высоким уровнем готовности к выбору профессии имеют более позитивную нравственную направленность.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основания нравственного развития личности

Витрук Е.Е.
В статье обсуждается алгоритм (последовательность) этапов и уровней нравственного развития и их характеристика. Основные этапы: нравственное воспитание (воздействие, влияние) и самовоспитание. В нравственное воспитание входят следующие уровни: этический уровень, уровень вежливости, воспитанности и нравственности. Этап самовоспитания представлен уровнями интеллигентности, культуры, духовности. Обращается внимание на то, что нравственное развитие личности это длительный, сложный, многоуровневый, многоаспектный процесс.
Скачать PDF

Нравственно-волевые детерминанты правового сознания

Ивлев Ю.Л.
Скачать PDF

Формирование нравственного самосознания в современном коммуникационном пространстве

Васильев С.С.
В статье дан подробный теоретический обзор подходов наиболее глубоких современных исследователей мирового коммуникационного пространства. Объяснена терминология часто встречающихся в современной коммуникативистике понятий. Подробно рассмотрена зависимость формирования нравственной составляющей общественного сознания от средств массовой коммуникации как важнейшего социального института, а также коммуникационная роль глобальной компьютерной сети Интернет, показаны особенности его воздействия на нравственное самосознание. Представлен авторский взгляд на проблему развития современных коммуникационных систем в России и их влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения.
Скачать PDF

Об использовании имитационной игры в изучении курса «Психология нравственности профессионала»

Бражникова Антонина Николаевна
Имитационная игра в развивающих технологиях рассматривается как психоэмоциональная основа познавательного процесса. Используемая при изучении курса «Психология нравственности профессионала», она выступает как среда сгущенного обобщения, образовательное значение которой в предоставлении изысканной возможности для индуктивных заключений, способствующих развитию нравственных и профессиональных характеристик специалиста.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16