Духовность в образовании

Предыдущий термин:
ДУХОВНОСТЬ

Следующий термин:
ДУХОВНЫЕ РЕФЕРЕНТЫ НАЦИИ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Духовность в образовании

Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется как способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки, О., поведение. Компонентами Д. в обр. являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия; любовь к себе, ближнему, воспитаннику, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему воспитуемых; стремление самого педагога и побуждение воспитуемых к гармоничному развитию и саморазвитию. Показатели саморазвития: 1) качества личности: доброта, искренность, открытость, мужество, любовь к людям, оптимизм, сострадание, совестливость; 2) высокий уровень развития познавательных способностей: мышления, памяти, внимания, воображения; 3) потребность в созидательной творческой деятельности и благоприятное творческое самочувствие; 4) наличие внутр. свободы: сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и др. социальных требований; гуманность во взаимодействии с воспитуемыми; жизнь по законам природы (Бога) и служение людям; 5) здравый смысл, проявляющийся в развивающем взаимодействии с воспитуемыми; 6) достаточная умственная и физич. работоспособность; 7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности, познавательному и воспитательному процессу и предметной подготовке. Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога перед людьми (воспитуемыми) и своей совестью; ответственность перед Богом. Д. в обр. направлена на активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию. Содержание духовности сводится к соблюдению нравственного поведения человека и рассматривается как развивающаяся система нравственных качеств отдельной личности и всего общества в целом. Степень развития духовности педагоги, воспитатели, психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя показателей: а) потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству, природе, животным; б) восприимчивость к любви других и доброжелательность; способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитуемых; в) отсутствие желания конфликтовать и осуждать др. людей; самодостаточность, независимость от внеш. обстоятельств; г) желание и умение прощать окружающих, своих питомцев; отсутствие проявлений обиды, зависти, зла особенно на воспитанников. Такой подход к пониманию духовности в учебных заведениях будет способствовать одухотворению образования. Лит.: Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985; Гуманизм и духовность в образовании. Науч. тр. Первой Нижегородской науч.-практической конф. (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород, 1999; Зеличенко А. И. Психология духовности. М., 1996; Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994; Хохлов С. И. Психология самовоспитания. Теорет. курс. М., 1996. С. И. Хохлов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Духовность и картина мира человека

Бузунова Л. Г.
В статье раскрывается понятие «картина мира», ее значения в жизни человека. Духовность рассматривается в двух аспектах: как единство души и духа и как субъективный, внутренний мир человека. Анализируется понятия души и духа в работах русских философов, а также в отечественной и зарубежной психологии. Акцентируется внимание на взаимосвязи и взаимопроникновении души и духа. А их особая специфика и взаимосвязь дает основание говорить об архетипической основе души русского человека. Анализируется подход к духовности как проявлению любви, внутренняя картина мира рассматривется как мир духовный, который формирует внешний мир.
Скачать PDF

Духовность, саморегуляция и ценности

Леонтьев Д.А.
Скачать PDF

Понятие «Духовность» в современой психологии

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению понятия «духовность». Духовность рассматривается как высшая подструктура человека, подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности, обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми.
Скачать PDF

Духовность как важная категория нравственного воспитания вузовской молодежи: новый взгляд на старую

Зверев Вадим Олегович
Данная статья посвящена месту и роли духовно-нравственного воспитания среди студенческой (курсантской) молодежи. Акцентируя свой интерес на духовном кризисе, переживаемом современным обществом, автор подчеркивает практическое значение знаний религиозных постулатов традиционных вероучений на пути духовного оздоровления нации.
Скачать PDF

Специфика проявления духовности у студентов с разной профессиональной направленностью

Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В статье рассматриваются структурные компоненты духовности и особенности их проявления у студентов с разной профессиональной направленностью обучения.
Скачать PDF

Активность в структуре духовности личности студентов РУДН

Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН.
Скачать PDF

Особенности структуры духовности студентов

Чхиквадзе Т.В.
В работе анализируются связи компонентов духовности у студентов, исследуются гендерные различия и различия по направлению обучения естественно-научному и гуманитарному.
Скачать PDF

Утонченность как интегральная характеристика духовности в контексте общепсихологического и религиозн

Яссман Виктор Павлович, Локтев Константин Иванович
В статье раскрываются вопросы, связанные с особенностями происхождения термина «духовность». Подробно изложена концепция прп. Исаака Сирина (VI-VII вв.), у которого понимание духовности выстраивается на идее «утонченности». С опорой на труды православных подвижников периода раннего христианства рассматриваются различные грани понимания идеи утонченности. Предлагается эмпирическое обоснование развиваемых положений. Выдвигается предположение, что утонченность может выступить интегральной характеристикой феномена «духовности» в современной общепсихологической парадигме, приемлемой как для психологии, так и для религии.
Скачать PDF

Толерантность и эмпатия как проявление духовности личности у принимающей стороны в поликультурном пр

Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В работе анализируются проявления духовности российских студентов: толерантность и эмпатия, которые являются основой создания благоприятной атмосферы для адаптации иностранных студентов. Так же анализируются их взаимосвязи, особенности проявления у девушек и юношей, у студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений.
Скачать PDF

Творчество в структуре духовности личности

Говердовская И.С., Коваль Н.А.
The notion of creativity is available for all of us. But it is necessary to take into account the fact that creativity is closely connected with the concept of spirituality in the light of which the research of the processes happening inside an individual and aimed at perfection of human inner world and creative search of solution of "inner problems".
Скачать PDF

Методологические предпосылки изучения духовности

Хачатрян Нарине Гагиковна, Агузумцян Рубен Вазгенович
Поднимаются вопросы определения методологических принципов, на которых должно строиться изучение духовных состояний и особенностей человека. Проанализированы разные научные парадигмы и принципы, в рамках которых рассматриваются возможности развития личности.
Скачать PDF

Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки

Агузумцян Рубен Вазгенович, Хачатрян Нарине Гагиковна
Рассмотрены представления о духовности, которые сложились в рамках разных философских течений, а также в различных религиозных конфессиях: христианстве, буддизме, иудаизме и др. Дан сравнительный анализ отдельных религиозных традиций относительно духовных исканий и стремлений человека Показано сходство религиозного понимания процесса духовного роста человека и психологических характеристик целостной, психологически зрелой и здоровой личности, сложившихся в разных теориях личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!