Духовность в образовании

Найдено 1 определение
Духовность в образовании
Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется как способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки, О., поведение. Компонентами Д. в обр. являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия; любовь к себе, ближнему, воспитаннику, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему воспитуемых; стремление самого педагога и побуждение воспитуемых к гармоничному развитию и саморазвитию. Показатели саморазвития: 1) качества личности: доброта, искренность, открытость, мужество, любовь к людям, оптимизм, сострадание, совестливость; 2) высокий уровень развития познавательных способностей: мышления, памяти, внимания, воображения; 3) потребность в созидательной творческой деятельности и благоприятное творческое самочувствие; 4) наличие внутр. свободы: сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и др. социальных требований; гуманность во взаимодействии с воспитуемыми; жизнь по законам природы (Бога) и служение людям; 5) здравый смысл, проявляющийся в развивающем взаимодействии с воспитуемыми; 6) достаточная умственная и физич. работоспособность; 7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности, познавательному и воспитательному процессу и предметной подготовке. Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога перед людьми (воспитуемыми) и своей совестью; ответственность перед Богом. Д. в обр. направлена на активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию. Содержание духовности сводится к соблюдению нравственного поведения человека и рассматривается как развивающаяся система нравственных качеств отдельной личности и всего общества в целом. Степень развития духовности педагоги, воспитатели, психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя показателей: а) потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству, природе, животным; б) восприимчивость к любви других и доброжелательность; способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитуемых; в) отсутствие желания конфликтовать и осуждать др. людей; самодостаточность, независимость от внеш. обстоятельств; г) желание и умение прощать окружающих, своих питомцев; отсутствие проявлений обиды, зависти, зла особенно на воспитанников. Такой подход к пониманию духовности в учебных заведениях будет способствовать одухотворению образования. Лит.: Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985; Гуманизм и духовность в образовании. Науч. тр. Первой Нижегородской науч.-практической конф. (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород, 1999; Зеличенко А. И. Психология духовности. М., 1996; Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994; Хохлов С. И. Психология самовоспитания. Теорет. курс. М., 1996. С. И. Хохлов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
251.79 кб

Духовность как основа образования

Мартынова Елена Анатольевна
Раскрывается проблема соотношения образования и духовности. Утверждается, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца XX в.
Читать PDF
125.09 кб

К понятию духовности в образовании

Хохлов С. И.
В статье обосновывается необходимость внедрения в образование духовности. Дается определение духовности, раскрываются ее основные компоненты. Дается понятие меры духовности, раскрываются показатели духовности.
Читать PDF
402.41 кб

О духовности и духовном образовании

Валицкая Алиса Петровна
Читать PDF
208.44 кб

Образование, воспитание и духовность

Качурова С. В.
Читать PDF
256.32 кб

Феномен духовности и высшее образование

Ботвинова A.
Читать PDF
424.64 кб

Духовность как основа высшего образования

Ахвердова О.
Читать PDF
363.99 кб

О духовности в образовании, или об экологии души

Комиссарова Т. С.
Читать PDF
145.55 кб

Диалог о русской духовности, культуре, образовании

Корольков А. А., Возчиков В. А.
Читать PDF
235.69 кб

Духовность как основа гуманистического образования

Дубровская Е. А.
Читать PDF
531.16 кб

Духовность как элемент светского образования в России

Санников М. А.
Читать PDF
782.28 кб

Факторы становления духовности в процессе образования

Навойчик Е. Ю.
В статье рассматривается проблема становления духовности как высшего качества личности во взаимосвязи субъективных, индивидуальных автономность, свобода, творчество и объективных природа, религия, искусство факторов.
Читать PDF
145.42 кб

Арабо-мусульманское образование в Дагестане и духовность

Саркарова Н. А.
В статье предпринята попытка определения места арабо-мусульманского образования в системе национального образования в Дагестане и его влияние на динамику дагестанского общества.
Читать PDF
336.24 кб

Духовность в ценностной иерархии российского образования

Вальцев Сергей Витальевич
в статье анализируется связь между развитием нового российского общества и российского образования.
Читать PDF
84.55 кб

Российская многонациональная идея духовности в образовании

Хамматова С. А.
В статье говорится о проблемах связи образования, науки и религии и о создании новой интегральной системы образования, о духовно-нравственной культуре как о реальном педагогическом феномене.
Читать PDF
1.31 мб

ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ И ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Чтчян
Проблема современного образования и педагогики достаточно актуальна на сегодняшний день, так как человечество находится на пороге экологического, ядерного, химического и биологического кризиса, терроризма, морального вырождения, и