ЭТИКА

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Этика
совокупность моральных принципов, поддерживаемых обществом, группой или индивидуумом.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Этики
аспекты жизни, которые, по-видимому, согласуются в различных культурах; универсальные, или панкультурные, истины или принципы.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Этика
Учение о морали, ее сущности, истории развития и о нормах поведения человека для данного класса, общественной или профессиональной группы.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЭТИКА
1. Наука о нормах культурного поведения человека и самом таком поведении. 2. Система общепринятых норм и форм культурного, морально оправданного поведения. 3. Философское учение о морали. См. мораль, этикет.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЭТИКА
1. Учение о морали как одной из форм общественного сознания - о ее сущности, роли, законах развития. Одна из форм идеологии. 2. Совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЭТИКА
Ethics; Ethik) - система моральных установок и требований.
Юнг полагал, что нравственный закон отдельного человека выражает психический факт, который, возможно, подвергся рефлексии и "суду" его собственных бессознательных суждений, а возможно, и нет. Развитие сознания требует рассмотрения вещей, включая и религиозное созерцание как с общезначимой, так и с личной точки зрения. Согласно Юнгу, это есть область этики.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЭТИКА
раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. Этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. Этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). Эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

ЭТИКА
Отрасль философии, изучающая то, что считается допустимым в человеческом поведении, что есть хорошо или плохо, правильно или неправильно в человеческом поведении, преследующем какие-то цели и задачи. Имеется тенденция использовать этот термин для обозначения теоретических трактатов, исследований идеала; когда рассматривается фактическое человеческое поведение в социальных и культурных условиях (особенно относительно вопросов создания и усвоения норм этики), многие авторы используют термин мораль и связанные с ним термины. Более подробное обсуждение см. в статье мораль и следующие.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭТИКА
/греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер/, 1) философская дисциплина, изучающая мораль; 2) /разг./ взаимоотношения партнеров, основанные на принципах нравственности.
«Таким образом, мораль есть социальная, общественная этика, она базируется на предписаниях должного поведения в обществе, на внедренных в сознание людей и усвоенных ими правилах общежития.» А. Щеголев. Ложная женщина.
Этический (-ая; -ое) (моральный; нравственный; этичный) – соответствующий нормам Э. (1); присущий или свойственный Э. (2).
«Это был не этический выбор, как я подумал сначала, а практическая необходимость.» В. Пелевин. Empire V [= Ампир В].
«Кузнецова, как ты думаешь, если я у него возьму немножко колбасы – это этично или не этично?» В. Катаев. Квадратура круга.

Источник: Словарь доктора либидо

ЭТИКА
от греч. ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и Э., которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией. «Этика» Спинозы – учение о субстанции и ее модусах. Э. – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной Э. как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее Э. гетерономной, исходящей из каких-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В ХХ в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» Э. долга разработали «материальную» (содержательную) Э. ценностей. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла, морального конфликта, морального выбора.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Этика
греч. ethos – обычай; характер) – 1. философское учение о морали, причинах и условиях возникновения моральных норм, сущности, а также понятийных и императивных ее форм. Предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальной этики – нравственности под углом зрения социальной жизни; индивидуальной этики – моральная жизнь отдельных индивидов; 2. система норм нравственного поведения индивида, социальной группы, например, врачебная этика. Самым поразительным и невольно вызывающим восхищение является то факт, что возникшая, повидимому, еще в дописьменной древности этика врача и по настоящее время является высочайшим достижением человеческого разума, в отличие от бесчисленных вариантов узко-профессиональной корпоративной этики; 3. биомедицинская этика – междисциплинарная область исследований, имеющая своим предметом ценностные аспекты деятельности врачебного сообщества, этические проблемы взаимоотношения врача и пациента, вопросы социальной политики в области здравоохранения, а также трансплантации органов, применения новых технологий деторождения, клонирования, генной инженерии, использования бластомеров (стволовых клеток) в лечебных целях и др.; 4. общекультурные факторы социальной среды.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Этика
Представление о приемлемом или правильном поведении при достижении конкретной личной или научной цели. Изучение этики традиционно было скорее отраслью философии, чем науки, но с учетом все возрастающей ответственности научных исследований становится ясно, что нравственность того или иного мероприятия должна рассматриваться наравне с практическими соображениями. В экспериментах с участием людей этика приобретает особенно важное значение. Большинство психологов разделяет релятивистские взгляды на этическую ответственность, полагая, что цель оправдывает средства. Публикация ясных этических принципов (к примеру, в изданиях Британской ассоциации психологов) дает определенные ориентиры и позволяет проводить экспериментальные исследования таким образом, чтобы они не нарушали интересов участников и были морально оправданными с точки зрения экспериментатора. Психолог должен осознавать важность осведомленного согласия и не вводить участников в заблуждение без крайней необходимости. Простого следования правилам не всегда бывает достаточно для этической корректности исследования. С точки зрения многих социопсихологов, ученый-экспериментатор должен нести широкую ответственность в социальном контексте, а не только отвечать за благополучие участников исследования. Использование животных при проведении экспериментов привело к особенно жарким дискуссиям в этой области (см. Эксперименты над животными).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ЭТИКА

En.: Ethics
Чтение этой работы ясно показывает, что практика гипноза ставит этические проблемы, и эти проблемы очень различаются для традиционного и для нового гипноза. Не следует забывать, что многие считают гипноз аморальным и опасным.
Анри Эй (Henri Ey, 1963, предисловие) выдвигает моральную проблему «взлома личности, порабощения пациента через его отношение к хозяину-гипнотизеру». Если подобные выражения теперь, может быть, и вызывают смех, то сама проблема вторжения является подводным камнем, который мы должны научиться обходить. Дикая практика внушения, которой не чужд ни один из видов гипноза, ставит правовые проблемы, даже если она вполне благонамеренна.
Практика гипноза в рамках клиники не дает надежных рецептов. Как отмечает Орн (Опте, 1972), терапевт, использующий гипноз, должен, как и другие врачи, действовать в союзе со здоровыми желаниями и стремлениями пациента, но для неумелого терапевта вполне очевидна опасность объединиться с деструктивными аспектами личности пациента и усилить его деструктивное поведение.
С учетом всего этого становится ясно, что гипноз должен быть достоянием квалифицированных профессионалов: медиков, психологов и некоторых представителей парамедицинской практики в жестких этических рамках той профессии, где они официально признаны. Респектабельные гипнотические общества фиксируют этические принципы в своих уставах.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

ЭТИКА

Основные положения концепции Динамической психиатрии:
а) человеку органически свойственна изначально конструктивная агрессия;
б) что человека надо понимать как существо, которое живет в группах и вносит свой вклад в эти группы — человек в любом возрасте принципиально способен изменяться и развиваться, болезнь надо понимать как ограничение, а не как исчезновение способности к развитию, болезнь и симптомы обозначают также призыв о помощи к окружающей больного среде для того, чтобы снова обрести свою способность к развитию;
в) что Я-идентичность человека (тем самым, и его здоровье) всегда включает в себя преследование вышепоставленных целей, имплицируют этику, которая находится в традициях гуманизма.
Психодинамическая гуман-структурологическая терапия руководствуется образом человека социально активного «homo politicus», находящегося во взаимосвязи с другими людьми, с природой, с космосом и обладающего религиозностью в этимологическом смысле re-ligio. (re-creation – воссоздание Я-идентичности*).
Динамическая психиатрия не признает поляризующий образ мышления и его последствия, насилие, и пропагандирует введение групповой динамики в целях гуманизации работы учреждений и политики. Она пытается установить связь с корнями истории и духовности. Терапия всегда обладает духовным аспектом, развитие идентичности и тем самым, выздоровление больного нельзя представить себе без этической цельности терапевта. Как и социальная психиатрия, Динамическая психиатрия определяет себя как гуманистическая наука лечения, содействующая общению людей между собой и, тем самым, миру.

Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой

ЭТИКА
В 1960-х годах Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов. Испытуемым сказали, что они будут принимать участие в оценке связи между наказанием и обучением. Затем их попросили наказывать «обучаемого», находящегося в соседней комнате, при помощи того, что, по их предположениям, было электрическим генератором. На рычагах было отмечено напряжение от 15 вольт (легкое напряжение) до 450 (опасное, очень сильное напряжение). Участникам дали инструкции начинать с легкого шока и затем повышать напряжение всякий раз, как «обучаемый» допустит ошибку. На самом деле «обучаемый» был одним из экспериментаторов и не получал электрических разрядов, но вел себя так, будто ему было больно, протестовал и даже иногда кричал, когда, по мнению испытуемых, напряжение повышалось.
Милгрэм исследовал вовсе не процесс обучения. Его интересовало, до какой степени люди могут подчиняться инструкциям. Эти исследования вызвали поток работ, в которых ставилась тема этики при проведении психологических исследований. Во-первых, многих раздражало, что испытуемых не только обманывали, скрывая истинную цель эксперимента, но и заставляли поверить, будто они подвергают электрошоку невинного человека. Многие психологические эксперименты действительно требуют некоторой доли обмана. В таком случае психологи должны сообщить испытуемым достаточно информации о проводимом исследовании и постараться уменьшить негативное впечатление от эксперимента, которое может у них остаться. Во-вторых, испытуемые должны иметь право в любой момент прервать свое участие в эксперименте. В — третьих, испытуемые должны дать осознанное согласие на участие в эксперименте.
При проведении исследований психологи должны в первую очередь удостовериться в том, что испытуемые защищены от любого вида психологических и физиологических травм. Профессиональные органы, осуществляющие контроль над поведением психологов, публикуют инструкции, которых ученые должны придерживаться при проведении экспериментов.
См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Надежность и валидность», «Социальная психология», «Экспериментальный метод».

Источник: 101 ключевая идея психологии

Этика
от греч. ethos, что означает «образ жизни, поведение, обычай») - 1)наука, имеющая своим объектом цель человеческой жизни, нравственную жизнь человека, то есть его свободное поведение в согласии или вне согласия с линией разума.
2) учение о морали — системе норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношение человека к обществу, другому человеку и самому себе.
Философская Э. отличается от богословского исследования нравственной жизни (нравственное богословие), поскольку оно, помимо усвоения всего того, что разум учит о нравственной жизни, включает также учение, основанное на божественном Откровении, которое исходит из веры, интеллектуального света, превосходящего разум.
Философская Э. отличается от позитивных наук и, в частности, от тех, которые исследуют нравственный мир человека (психология и социология морали), перспективой целостности и иной степенью глубины. Врач, например, может говорить о смерти с особой точки зрения в соответствии с параметрами, предложенными Европейским Сообществом, тогда как перед философом смерть человека ставит более глубокие и универсальные вопросы.
Область реальности, исследуемая Э., — это личность человека, которая рассматривается не в его физическом или психологическом бытии, но в бытии, оцениваемом как доброе (добродетельное) или злое (порочное) самой личностью в процессе совершения действий Естественная Э. строится только на основе познаний, доступных человеческому разуму. Под «Э. первого лица» понимается такая Э., которая концентрирует свое внимание на объекте действия (выбора) и на намерении, вложенном в это действие. «Э. третьего лица» стремится обосновать нравственность на объекте внешнего действия с определенной тенденцией противопоставить закон и свободу. Под «Э. ситуации» подразумевается нравственная оценка, выдвигающая на первый план обстоятельства, при которых становится возможным превращение недозволенного в дозволенное. Считается, что нравственное знание может иметь место только внутри действия, единственного момента, в котором объединяются всеобщие нравственные требования и неповторимость ситуации (для некоторых исследователей эта этическая установка относится к этическому интуиционизму). «Э. эмоциональности» находится внутри логико-лингвистического эмпиризма. Она получила свое основное выражение в трудах Айера (Ауег) и Стивенсона (Stevenson). Ее отправной пункт - эмпирический принцип, сводящий человеческое познание к чувственному опыту.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Этика семейных отношений двух культур: проблемы толерантности в смешанных браках

Гаджимурадова Зугра Магомедовна, Магомедова Маликат Магомедрасуловна
В статье представлены результаты эмпирического исследования семейных отношений двух культур.
Читать PDF

Профессиональная этика как образовательная задача

Кузнецова Елена Викторовна
Читать PDF

Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции

Хвостов Андрей Анатольевич, Гаджимурадова Зоя Магомедовна, Афонасенко Елена Викторовна
Читать PDF

В поисках «Правильности» - биология и этика в трудах И. П. Павлова

Россиянов К.О.
Читать PDF

Этика и деловой этикет в системе общегуманитарного образования аспирантов в горном институте

Т. А. Ларина
Деловой этикет является сложным системным прикладным знанием гуманитарного значения.
Читать PDF

Сохранить невидимое? Дух места и архитектурная этика (случай Ичери Шехер, Баку)

Иванов Андрей Владимирович
Читать PDF

Этика деловых отношений

Дементьева Антонина Евгеньевна
Рассматриваются основные принципы деловой этики и делового этикета.
Читать PDF

"живая этика" и поэзия Д. Хармса в кульре начала XX века (реализация мифологического типа мышления)

Внучкова Т. Н.
Читать PDF

Пароль - лес и человек; отзыв - этика, эстетика, экология

Волобаев A. M.
Читать PDF

Этика катастроф

Ю. Д. Ларина
Изучение особых нравственных переживаний людей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями и катастрофами, является актуальной и весьма сложной проблемой этики.
Читать PDF

Профессиональная этика в системе подготовки современного архитектора (на примере обучающихся в НГУАД

Гребенкина А.А., Гребенкин Е.В.
В статье анализируется смысловой аспект понятия «про фессиональная этика». Представлены проблемы и вопросы профессиональной подготовки обучающихся в НГУАДИ в рамках курса конфликтологии.
Читать PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА: ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Хильшер Виктория Арташесовна, Ананьев Егор Владимирович
В статье рассмотрено значение основ профессиональной этики для гостиничной сферы деятельности.

Похожие термины:

  • Автономная этика

    Аспект нравственного развития, который характеризует переход ребенка от безоговорочного подчинения правилам взрослых к представлениям о порядочности, основанным на взаимности и сотрудничестве
  • Этика авторитарная

    ЭА) - высшей ценностью и целью для нее является не человек, а нечто внешнее по отношению к нему: интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и
  • Биомедицинская этика

    см. Этика.
  • ЭТИКА БИЗНЕСА

    философская дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организаторское пов
  • Этика дескриптивная

    особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества, описывает реальные нравственные феномены. Она изучает практ
  • Этика экологическая

    отрасль прикладной этики, предметом которой выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек — Природа — Общество", где все участники взаим
  • КООРДИНИРОВАННАЯ ЭТИКА

    См. архетипическая форма.
  • Этика гуманистическая

    ЭГ) - ориентирована на человека, его жизнь, свободу и интересы. Рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, считая, что основы "добродетели" заложены в характере зрелой и целостной ли
  • Этика психологических исследований

    распространение нравственных норм социалистического общества на общение психологов с исследуемыми, требующее: следовать Гиппократову правилу: prima поп посеге (первое — не вредить) — не только физ
  • ЭТИКА КОНФЛИКТОЛОГА

    греч. еthike от ?thos – нрав, обычай) – реализация конфликтологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, этического кодекса конфликтолога. В исследовательской де
  • Этика корпоративная

    медицинская) (от лат. corporatio - объединение, сообщество) - преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций), проявляющаяся: 1) в сохранении и культивировании пр
  • Медицинская этика

    отрасль прикладной профессиональной этики, выступающая составной частью биомедицинской этики и регулирующая "человеческие отношения" в медицине "по вертикали" (врач—больной) и "по горизонтали" (в
  • ЭТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    совокупность норм и правил внутри - и межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп. В процессе сов
  • Этика науки

    система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения и действия ученых, определяя, что допустимо, поощряется, а что считается непозволительным для ученого в различн
  • Этика ненасилия

    этическая концепция, в основе которой лежит гуманистическое отношение к жизни как абсолютной ценности и принцип непротивления злу насилием, выраженный в одной из заповедей Иисуса Христа: "Не прот
  • ЭТИКА НОРМАТИВНАЯ

    философское учение о должном поведении. Согласно З. Фрейду - терапевтическая попытка, старание посредством веления Сверх-Я достичь того, что пока не удалось достичь иными усилиями культуры, в перв
  • Профессиональное общение: этика

    совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональных взаимодействий. Этика профессионального общения (Э. п. о.) - частный
  • Этика общения

    Все моральные проблемы - «открытые» и «закрытые» - возникают и проявляют себя в О. людей друг с другом. О. обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействия между людьми, осно
  • Этика прикладная

    ЭП) - область этического знания, учитывающая, в отличие от фундаментально-теоретического, специфику объекта и целей как особых нормативно-ценностных подсистем, конкретизирующих фундаментально-те
  • Профессиональная этика

    особая отрасль прикладной этики, совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей с учетом особенностей его профессиональной деяте