МОРАЛЬ
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой;
2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
"За действиями человека стоит не общественное мнение, не всеобщий моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он до поры до времени остается на бессознательном уровне. Каждый из нас всегда есть еще и то, чем он был прежде, и точно так же он непременно есть уже и то, чем только станет" (CW 11, par. 390; ОИ, с. 302).
Психологически моральная проблема формулируется тогда, когда человек сталкивается с вопросом - кем он может стать, в противовес тому, кем он станет, если устоялись определенные установки, решения приняты и действия поощрены без рефлексии.
Юнг утверждал, что мораль не является изобретением общества, но свойственна самим законам жизни. Именно человек, действующий со знанием своей собственной моральной ответственности перед самим собой, создает культуру в большей степени, чем все остальные.
В отличие от супер-эго Фрейда, Юнг предполагал, что именно врожденный принцип индивидуальности заставляет каждого человека придерживаться моральных взглядов, согласующихся с ним самим. Этот принцип и восстанавливает равновесие между сознательными и бессознательными силами.
Любое столкновение с архетипами ставит моральную проблему. В частности, сильные авторитарные требования выдвигает архетип самости. Здесь Юнг подчеркивает, что можно сознательно сказать "нет" власти самости, хотя возможен и союз с ней. Но пытаться игнорировать или отвергать самость аморально, поскольку это отрицает уникальный потенциал человеческого существования. Именно конфликт противоположностей ставит перед личностью моральную проблему.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Общественная М. основывается на идеальных представлениях о добре и зле, должном и справедливом и др. В отличие от права, исполнение требований М. регулируется не законом, а мерами духовного воздействия, этическими и эстетическими взглядами, обычаями и т. п.
М. имеет тенденцию меняться в зависимости от конкретной исторической эпохи. Характерными признаками половой М. в период раннего средневековья были аскетизм, мизогиния, осуждение пол. акта вне намерения зачатия и др. Европейский Ренессанс возродил чувственное восприятие жизни, предложил нравственное оправдание низа телесного. Галантный XVIII в. заложил основы либерализации половой М., расцвета морали двойной. Ханжеские установки морали викторианской во многом определили содержание XIX в. См. также Революция сексуальная.
«Мораль есть нравственность б/у,
весьма поношенное платье.
Я видела ее в гробу,
она меня – в твоих объятьях.»
В. Павлова.
Моралист (жен. – ка) – жесткий приверженец М.
«Степан Аркадьич рассмеялся. – О моралист!» Л. Толстой. Анна Каренина.
Моральная мифология – на бытовом уровне упрощенно трафаретные представления о М. Напр., миф о вечной и всепобеждающей любви; абсолютизация добра и зла; вера в неотвратимость наказания за адюльтер и вознаграждения за добродетель и т. п.
Моралите – во времена средневековья аллегорическое изображение пороков в назидательных пьесах.
Моральный (-ая; -ое) (нравственный; этический) – присущий или свойственный М.
«И в моральном, говорю, моем облике
Есть растленное влияние Запада…»
А. Галич. Красный треугольник.
2) /разг./ прописная истина; поучение, основанное на общеизвестном примере.
«Не докучал моралью строгой…» А. Пушкин. Евгений Онегин.
Источник: Словарь доктора либидо
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Понятие «мораль» формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «благо (добро) и зло», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д.
Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали определяются расхождениями в понимании источника морали и содержания морального идеала.
По пониманию источника морали типологически различаются:
а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);
б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют основную функцию морали как социально репрессивную);
в) антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);
г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного источника, в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь (Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция).
По интерпретации идеала различаются:
а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие, и все обязанности человека, в конечном счете, подчинены его желанию получить удовольствия (киренаики, Д. Де Сад);
б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Б. Франклин, Ф. Чернышевский, марксизм);
в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство, и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу
(Платон, Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);
г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Фромм).
Классификация основана на выделении «первичных» ценностей: не включена этика счастья, этика долга, т.е. касаются умозрительных образов морали, указывают на приоритет определенной ценности (удовольствия, пользы, совершенства, милосердия).
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011