МОРАЛЬ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мораль
совокупность норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенный период времени.

Источник: Толковый словарь анестезиолога реаниматолога.

Мораль
morality). Представления о хорошем и плохом, о добре и зле, о том, что справедливо, а что нет.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

МОРАЛЬ
нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, - одна из основных форм общественного сознания.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МОРАЛЬ
совокупность нравственных принципов и норм, определяющих психологию и поведение людей в обществе, их отношение к другим людям и к тому, что происходит вокруг.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

МОРАЛЬ
система нравственных норм и принципов, определяющих психологию (мышление, сознание, ценности и т. п.) человека, а также его поступки и отношение к людям. См. норма морали, ценности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мораль
Одна из категорий оценки мышления и действий человека в соответствии с понятиями о добре и зле, справедливости и долге, отражающая общественное мнение и убеждения самого человека.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Мораль
с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения, вырабатываемую и устанавливаемую в интересах господствующего класса, разную для разных классов. Вот почему всегда существовала мораль господ и мораль рабов, вот почему эпохи кризисов бывали величайшими кризисами морали. (3.1, 250) См. Поведение

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Мораль
лат. moralis - нравственный) - 1. совокупность неписанных, условных (конвенциональных) принципов и норм поведения по отношению к себе, другим людям, социальным группам и обществу в целом. Одной из самых важных проблем теории личности является исследование природы и развития нравственного сознания человека. Психопатология нравственного сознания разработана лишь в самых общих чертах; 2. с отрицательной коннотацией - нравоучение, поучение, чтение моральных сентенций; 3. поучительный вывод.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

МОРАЛЬ
1. Доктрина или набор принципов действия, моральный кодекс. 2. Такое качество действия, благодаря которому это действие, согласно конкретному моральному кодексу, считается правильным и соответствующим или нет. Мораль, поскольку она происходит из социальной кодификации правильного и неправильного, может рассматриваться либо как внутренняя и, следовательно, как часть личного кодекса индивида, либо как внешняя, навязываемая обществом. Хотя некоторые истины кажутся самоочевидными, это, возможно, не тот случай, когда существует или может быть установлен (с позволения Канта) универсальный моральный кодекс; как в случае с этикой, здесь рекомендуется релятивистская позиция.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Мораль
от лат. moralis нравственный),
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой;
2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Мораль
(от лат. mos, moris - нрав, mores - нравы). Букв. нравственность. Правила, нормы поведения людей, определяющие их обязанности и отношение друг к другу и к обществу. Одна из форм общественного сознания. Некоторые считают, что М. - совершенно независима от материальных условий жизни человека, другие исходят при рассмотрении нравственности и ее требований не из общих и абстрактных определений, а из конкретных исторических условий. Преобладает точка зрения, что нравственность не абстрактная, а историческая категория. См. Мораль инсанити (Moral insanity). При психических расстройствах во многих случаях наблюдаются отклонения от моральных норм, которые были характерны данному индивидууму до его заболевания. Иногда такие изменения остаются и после приступа заболевания. Как во время болезни, так и в последующий период эти изменения объясняются болезнью.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

МОРАЛЬ
Morality; Moral) - термин, используемый в отношении индивида или группы и обозначающий условия, при которых осуществляются самоконтроль, уверенность в себе и дисциплинированное поведение.
"За действиями человека стоит не общественное мнение, не всеобщий моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он до поры до времени остается на бессознательном уровне. Каждый из нас всегда есть еще и то, чем он был прежде, и точно так же он непременно есть уже и то, чем только станет" (CW 11, par. 390; ОИ, с. 302).
Психологически моральная проблема формулируется тогда, когда человек сталкивается с вопросом - кем он может стать, в противовес тому, кем он станет, если устоялись определенные установки, решения приняты и действия поощрены без рефлексии.
Юнг утверждал, что мораль не является изобретением общества, но свойственна самим законам жизни. Именно человек, действующий со знанием своей собственной моральной ответственности перед самим собой, создает культуру в большей степени, чем все остальные.
В отличие от супер-эго Фрейда, Юнг предполагал, что именно врожденный принцип индивидуальности заставляет каждого человека придерживаться моральных взглядов, согласующихся с ним самим. Этот принцип и восстанавливает равновесие между сознательными и бессознательными силами.
Любое столкновение с архетипами ставит моральную проблему. В частности, сильные авторитарные требования выдвигает архетип самости. Здесь Юнг подчеркивает, что можно сознательно сказать "нет" власти самости, хотя возможен и союз с ней. Но пытаться игнорировать или отвергать самость аморально, поскольку это отрицает уникальный потенциал человеческого существования. Именно конфликт противоположностей ставит перед личностью моральную проблему.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

МОРАЛЬ
/от лат. moralis – нравственный/, 1) регулятор общественного сознания и норм поведения человека; то же, что нравственность. См. также Прамораль. Ср. Аморализм.
Общественная М. основывается на идеальных представлениях о добре и зле, должном и справедливом и др. В отличие от права, исполнение требований М. регулируется не законом, а мерами духовного воздействия, этическими и эстетическими взглядами, обычаями и т. п.
М. имеет тенденцию меняться в зависимости от конкретной исторической эпохи. Характерными признаками половой М. в период раннего средневековья были аскетизм, мизогиния, осуждение пол. акта вне намерения зачатия и др. Европейский Ренессанс возродил чувственное восприятие жизни, предложил нравственное оправдание низа телесного. Галантный XVIII в. заложил основы либерализации половой М., расцвета морали двойной. Ханжеские установки морали викторианской во многом определили содержание XIX в. См. также Революция сексуальная.
«Мораль есть нравственность б/у,
весьма поношенное платье.
Я видела ее в гробу,
она меня – в твоих объятьях.»
В. Павлова.
Моралист (жен. – ка) – жесткий приверженец М.
«Степан Аркадьич рассмеялся. – О моралист!» Л. Толстой. Анна Каренина.
Моральная мифология – на бытовом уровне упрощенно трафаретные представления о М. Напр., миф о вечной и всепобеждающей любви; абсолютизация добра и зла; вера в неотвратимость наказания за адюльтер и вознаграждения за добродетель и т. п.
Моралите – во времена средневековья аллегорическое изображение пороков в назидательных пьесах.
Моральный (-ая; -ое) (нравственный; этический) – присущий или свойственный М.
«И в моральном, говорю, моем облике
Есть растленное влияние Запада…»
А. Галич. Красный треугольник.
2) /разг./ прописная истина; поучение, основанное на общеизвестном примере.
«Не докучал моралью строгой…» А. Пушкин. Евгений Онегин.

Источник: Словарь доктора либидо

МОРАЛЬ
(Morality; Moral). Юнг внес вклад в область этики и М. с позиций аналитика и психиатра: «За действиями человека стоит не общественное мнение, не моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он все еще бессознателен» (Собр. соч. Т.11. Парагр. 390). Другими словами, моральная проблема формулируется психологически тогда, когда человек сталкивается с вопросом — кем он может стать, в противовес тому, кем он станет, если устоялись определенные установки, решения приняты и действия поощрены без рефлексии. Юнг заявил, что М. не является изобретением общества, но свойственна самим законам жизни. Именно человек, действующий со знанием своей собственной моральной ответственности перед самим собой, создает культуру в большей степени, нежели все остальное. В отличие от супер-эго Фрейда, Юнг предполагал, что именно врожденный принцип индивидуальности заставляет каждого человека придерживаться моральных взглядов, согласующихся с ним самим. Этот принцип, составленный из первичной ответственности перед эго, с одной стороны, а с другой — из отношения к сверхнормативным требованиям самости (к тому, кем человек может стать), в состоянии предъявить индивиду наиболее необоснованные и трудновыполнимые требования. Они могут иметь условное отношение или вовсе никакого к стандартам коллективного и тем не менее поддерживать равновесие в обществе. Результат принятия сознательного решения подчиниться или отречься (см. ЖЕРТВА) от позиции эго может, по-видимому, доставить лишь незначительное личное и непосредственно-внешнее удовлетворение, но психологически расставляет все на свои места. Т. е., говоря словами Юнга, принцип «работает», восстанавливает баланс между сознательными и бессознательными силами. Любое столкновение с архетипами ставит моральную проблему. Ситуация становится еще сложнее, когда эго оказывается слабым и нерешительным в смысле нуминозного притяжения, сообщаемого самим архетипом. Архетип самости выдвигает сильные и авторитарные требования. Юнг хочет подчеркнуть, что можно сознательно сказать «нет» власти самости; хотя также возможно работать и в союзе с самостью. Но пытаться игнорировать или отвергать самость аморально, поскольку это отрицает уникальный потенциал человеческого существования. Эти идеи соответствуют основной теории противоположностей Юнга; существенно, что именно конфликт противоположностей ставит перед личностью моральную проблему (см. ОСЬ ЭГО-САМОСТИ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Мораль
понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляется как разумное, самосознательное и свободное существо.
Понятие «мораль» формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «благо (добро) и зло», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д.
Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали определяются расхождениями в понимании источника морали и содержания морального идеала.
По пониманию источника морали типологически различаются:
а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);
б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют основную функцию морали как социально репрессивную);
в) антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);
г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного источника, в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь (Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция).
По интерпретации идеала различаются:
а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие, и все обязанности человека, в конечном счете, подчинены его желанию получить удовольствия (киренаики, Д. Де Сад);
б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Б. Франклин, Ф. Чернышевский, марксизм);
в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство, и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу
(Платон, Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);
г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Фромм).
 Классификация основана на выделении «первичных» ценностей: не включена этика счастья, этика долга, т.е. касаются умозрительных образов морали, указывают на приоритет определенной ценности (удовольствия, пользы, совершенства, милосердия).

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию

Молчанов Сергей Владимирович
В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский, С.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Совместимы ли социальный интеллект и мораль?

Субботский Евгений Васильевич, Чеснокова Ольга Борисовна
Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали.
Читать PDF
0.00 байт

Мораль как предиктор индивидуального поведения: перспективы интеграции персонологического и социальн

Козлова Мария Андреевна
В статье рассматриваются современные подходы к исследованию морали как фактора, позволяющего прогнозировать индивидуальное поведение.
Читать PDF
0.00 байт

Эмпатия и мораль: место встречи (обзор зарубежных исследований)

Юдина Татьяна Олеговна
Мораль и эмпатия являются фундаментальными составляющими человеческой природы во всех культурах.
Читать PDF
0.00 байт

Мораль и нравственность в педагогике и психологии

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматривается роль морали и нравственности в педагогике и в психологии. Существуют два подхода к пониманию и этического развития ребенка и, соответственно, к его морально-нравственному воспитанию.
Читать PDF
0.00 байт

2016.04.016. ЭЛЛЕМЕРС Н., ПАЛЬЯРО С., БАРРЕТО М. МОРАЛЬ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В ГРУППАХ С ПОЗИЦИ

Якимова Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Мораль в сфере приватного

Кузнецов Никита Всеволодович
Дом позволил человеку создать пространственную структуру и оппозицию «внутреннее-внешнее». Человек нуждается как в мире частной жизни, так и в публичном мире.
Читать PDF
0.00 байт

Бытовая культура средневековья. Отношения между полами и общественная мораль

Каплан А. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение понятий «Мораль» и «Нравственность»

Склярова О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Мораль викторианской Англии как последствие «Культурного взрыва»

Хачатрян Лилит Саркисовна
Викторианская мораль несёт явные следы идеологии пуританизма, возникшего в Англии в рамках движения Реформации. И в этом смысле она может рассматриваться как одно из последствий этого «культурного взрыва».
Читать PDF
0.00 байт

Эйлин Рибейро. Мода и мораль

Душенко К.В.
Читать PDF
0.00 байт

Христианская мораль и конкурентная система

Веблен Торстейн

Похожие термины:

  • МОРАЛЬ КООРДИНАТНАЯ (МОРАЛЬ КООРДИНИРОВАННАЯ)

    (coordinate moral-англ.)-один из простейших и древнейших видов морали, предполагающий согласование или координирование взаимодействий людей, составляющих первобытную общину. М.к. включает такие правила п
  • МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ

    правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены.
  • МОРАЛЬ ГЕТЕРОНОМНАЯ

    правила коей вырабатываются другими людьми и кою данный индивид считает обязательными и "священными".
  • Мораль и право

    вопрос о соотношении морали и права занимает одно из ключевых мест в этических учениях. С этим вопросом связана принципиальная проблема о взаимоотношениях общества и человека (человек и общество)
  • Мораль и религия

    важнейшие стороны культуры, формирующие человека и регулирующие его поведение (отношение к миру) на основе специфических чувств, убеждений, санкций и т.п. - религия (от лат «связывать, соединять») к
  • ПЕРМИССИВНАЯ ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ, ПЕРМИССИВНОСТЬ

    сексуальная терпимость.См. также Репрессивная половая мораль.
  • РЕПРЕССИВНАЯ ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ

    система жестких антисексуальных установок; противоположна сексуальной терпимости.
  • СФИНКТЕРНАЯ МОРАЛЬ

    Психоаналитический термин, используемый для обозначения паттерна установок и поведения, который, гипотетически, является следствием раннего, резкого приучения к туалету.
  • Условная мораль

    См. Кольберг, Л.
  • Конвенциональная мораль

    (conventional moral) — 2-й уровень нравственного развития, предложенного Колбергом, на котором человек в своих суждениях руководствуется групповыми ценностями и правилами.
  • МОРАЛЬ ДВОЙНАЯ

    избирательность требований морали в отношении мужчин (1) и женщин (1). Возникновение М. Д. объясняется, прежде всего, экономическими причинами. Со времен первобытности женщина находилась в завис
  • Мораль инсанити

    (Moral insanity) (лат. insanitas moralis) (от лат. mos, moris - нрав и insanus - безумный, сумасшедший). Букв. моральное помешательство. Под этим названием англ. психиатр Причард в 1835 г. попытался выделить в обособленную патол
  • МОРАЛЬ ВИКТОРИАНСКАЯ

    (викторианизм; мораль иудейско-христианская; мораль пуританско-аскетическая), моральное осуждение и строгая регламентация сексуальности в период царствования англ. королевы Виктории (1837–1901). В 
  • НРАВСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬ

    от латинского moralitas, mores – «общепринятые традиции, негласные правила» – один из важнейших компонентов общественной жизни, критерий развития общества, его исторического прогресса, а также форма со
  • Предконвенциональная мораль

    (preconventional morality) — первый уровень нравственного развития, описанный Колбергом, на котором моральные суждения находятся под влиянием представлений о том, что повлечет за собой наказание, а что вызов
  • Принципиальная мораль

    (principled morality) — 3-й уровень нравственного развития, предложенный Колбергом, на котором моральные суждения находятся под влиянием представлений о справедливости, личных правах и обязанностях.
  • ГРУППА МАЛАЯ: АТМОСФЕРА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    gt; климат социально-психологический.
  • Моральный авторитет

    от лат. auctoritas - суждение, влияние, вес, пример) - в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации на различные сферы общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинст
  • морально-боевые качества

    комплекс тесно связанных между собой, дополняющих друг друга черт личности, необходимых для успешного выполнения военнослужащими своих обязанностей в мирное время и на войне.
  • МОРАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    поощрение, направленное на удовлетворение нематериальных, например социальных или духовных, потребностей человека. Такое поощрение выражается в оказании человеку повышенного внимания, признани