вопрос о соотношении морали и права занимает одно из ключевых мест в этических учениях. С этим вопросом связана принципиальная проблема о взаимоотношениях общества и человека (человек и общество). Как формы общественного сознания и общественных отношений М. и п. имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: регулируют поведение людей в обществе. И мораль и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), выражающих волю господствующего в обществе класса, а также некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Несмотря на то, что нормы П. носят, за редкими исключениями (так называемое обычное право), писаный характер, т. е. официально провозглашаются государством, а нормы М. живут в общественном сознании, и М. и П. представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. П. подразделяется по области действия (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, государственное, международное и т. д.), и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов (кодексы). М., в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений (трудовая нравственность, профессиональная этика, семейно-бытовая мораль), хотя здесь разграничение не столь четко выражено. Самое важное различие между М. и П. касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм П. обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования М. поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется, таким образом, мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как П., так и М. Возникающие несоответствия между требованиями закона и нравственности могут носить принципиальный характер, проистекающий из различий М. и П., как таковых, но в большинстве случаев связаны с противоречиями внутри самих этих форм общественного контроля (между законодательством и практическим его осуществлением, между нормами общечеловеческой и классовой М. (общечеловеческое и классовое в морали), между требованиями общества и личной совести). Хотя в принципе всякий антиобщественный поступок заслуживает морального осуждения, далеко не все из них караются мерами уголовного наказания. В действительности правосознание является одновременно ступенью развития самой М., исторической формой реализации ее важнейших ценностей. Так, в основе правового государства, создание которого является одной из целей сегодняшних обществ, лежит идея самоценности человеческой личности, свободы ее волеизъявления.