Суеверие
СУЕВЕРИЕ
явление религиозного сознания; вера в предрассудки.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Суеверие
убеждение (иррациональное) в том, что некоторые видимые явления представляют собой знаки или результат воздействия невидимых сверхъестественных сил, служат предзнаменованием будущих событий. С. — совокупность стереотипизированных взглядов на природу поведения и поступков (см. Стереотип) человека, межличностных отношений, социальных и природных явлений. Корни его — не столько в специфической картине мира, сколько в потребности снизить тревогу, преодолеть страх. Проявляется С. в толкованиях примет, ношении амулетов и т. п.
В теологии оно обычно рассматривается как следствие отклонения от догматов и правильной обрядности, противопоставляется истинной вере.
Литература
Платонов К. К. Психология религии. М., 1967.
В теологии оно обычно рассматривается как следствие отклонения от догматов и правильной обрядности, противопоставляется истинной вере.
Литература
Платонов К. К. Психология религии. М., 1967.
СУЕВЕРИЕ
представление или убеждение, которого люди придерживаются без глубокого понимания того, что в реальной действительности на самом деле соответствует этому представлению или убеждению. Одни С. имеют свои корни в той или другой теологической системе или религиозной традиции; другие С. существуют как не критикуемые и непроверенные убеждения. Некоторые авторы трактуют С. как следствие примитивных попыток человека понять непонятное, объяснить необъяснимое, осмыслить сложный и запутанный мир. Другие авторы, например бихевиористы, видят в С. естественное следствие неудач человека познать существующие (или не существующие) причинно-следственные отношения между собственным поведением и последующими, происходящими в мире, событиями. См. бихевиоризм, поведение суеверное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
СУЕВЕРИЕ
Любое представление или убеждение, которого придерживаются при отсутствии того, что человек, не придерживающийся этого понятия или убеждения, посчитал бы свидетельством, достаточным для обоснования такого убеждения. Многие суеверия уходят своими корнями в ту или иную теологическую систему или религиозную традицию (действительно, некоторые авторы ограничивают употребление этого слова такими случаями), другие существуют некритически, как непроверенные убеждения. Убеждения относительно левой стороны тела (см. здесь синистральный) являются примером первого, общепринятая практика произносить заклинание "удачи" – примером последних. Некоторые авторы трактуют суеверие как отголосок примитивных попыток понять необъяснимое, разобраться в сложном и запутанном мире; другие, особенно бихевиористы, рассматривают их как естественные следствия неспособности понять существование (или отсутствие) причинно-следственных связей между их собственным поведением и последующими событиями в мире. В качестве примера этой последней точки зрения см. статью суеверное поведение.
СУЕВЕРИЕ
предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Поэтому суеверие, как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверия связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции - желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций, и прочие - сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Психология аналитическая приписывает суевериям архетипическую природу (-> архетип).
Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверия связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции - желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций, и прочие - сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Психология аналитическая приписывает суевериям архетипическую природу (-> архетип).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Суеверие
вера в существование потусторонних сил, связывающих разные явления согласно ожиданиям индивида и вопреки естественному ходу событий. Например, вера в приметы, в пророческую силу сновидений, в возможность общения с душами умерших, в действенность заклинаний и колдовских приемов, эффективность талисманов, татуировок, магических жестов и т.д. Суеверие суть свидетельство активности структур палеомышления и соответственно, недостаточной консолидации структур сознания. Суеверия имеют тенденцию распространяться в экстремальных ситуациях, в случаях недостаточного, поверхностного образования, у пожидых людей, у верующих. Суеверия, как считают многие исследователи, отличаются от предрассудков тем, что последние возникает вследствие принятия, глубокого укоренения ложного взгляда на что-либо, не связанного с активностью структур палеомышления (например, это расовые предрассудки), а от бредового расстройста тем, что бред возникает вследствие психического расстройства, тогда как суеверие вызвано необразованностью, вследсвие чего не развивается или не принимается в достаточной степени система мировоззрения, основанная на научных представлениях.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Суеверие
superstition) С. можно определить как признание верований или практик, являющихся беспочвенными и не согласующимися с уровнем понимания, разделяемым членами конкретной группы или об-ва. Некоторые древние верования, считающиеся ныне суевериями, все еще сохраняются. Напр., по-прежнему практикуется ритуал плодородия древней Северной Европы, связанный с украшением дома зелеными ветками ели на рождественские праздники, поскольку это красочно и соответствует обычаю. Предрассудки примитивных народов, как правило, основывались на вере в причинные эффекты, приписываемые сверхъестественным силам, поскольку они не располагали более научными объяснениями. В начале XX столетия о суевериях писал Зигмунд Фрейд. Отрицая существование сверхъестественных сил, он развивал теорет. представление о том, что подобные верования представляют собой экстернализацию конфликтов и вытеснений, обнаруживаемых в бессознательном. Позднее Б. Ф. Скиннер интерпретировал формирование индивидуального суеверного поведения на основе "несущественных" или "случайных" подкрепляющих обстоятельств. Он продемонстрировал, как это может происходить в экспериментах с животными. См. также Анимизм Р. Ландин
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006