Дух

Предыдущий термин:
Дурные предчувствия

Следующий термин:
Дух противоречия

Содержание:

Найдено 3 определения термина Дух

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Дух

философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т.п. В древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

Оцените определение:

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

дух

философское понятие, обозначающее невещественное, активное, мыслящее начало в отличие от материального, природного. В психологии д. имеет менее точное, менее общепринятое, менее верифицированное содержание чем, например, сознание, психика и употребляется скорее как образное выражение.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Дух

от первоначального значения «дыхание») – сила души, доблесть, решимость.

Ср.: собраться с духом, духу не хватило, сила духа.

И дух в нем окреп: он снова стал походить на прежнего Литвинова (И. Тургенев, Дым).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

ДУХОВНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Жижин Андрей Александрович, Козлов Владимир Васильевич
В статье исследуется проблема духовных и социально-психологических аспектов алкогольной зависимости с использованием структуры описания заболевания, принятой в медицинской литературе. В каждом из подразделов описаны социально-психологические составляющие, в некоторых духовные. Предлагается более широкое внедрение в теорию и практику психиатрии-наркологии разделов социальной, интегративной и трансперсональной психологии.
Скачать PDF

ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ГЕНДЕРНЫЙ И ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТЫ

Галлямова А.А., Лопухова О.Г.
В статье ставится проблема изучения взаимосвязи духовности и религиозности, актуализированная современными угрозами влияния различных религиозных движений и сект. Исследование содержания образа духовности у подростков, юношей, молодежи и взрослых, мужчин и женщин, его взаимосвязи с религиозностью позволяет сопоставить возрастные и гендерные аспекты и понять значение религиозной активности в развитии духовности личности. Выборка включает 496 респондентов мужского и женского пола в возрасте от 11 до 62 лет. В исследовании применялись семантические методы диагностики представлений о духовности и измерение религиозности по восьми шкалам опросника религиозной активности (Смирнов, 1999), частотный и корреляционный анализ данных. Выявлено, что в целом уровень религиозной активности оказывает прямое влияние на содержание духовного опыта. С возрастом духовность больше ассоциируется с морально-нравственным, религиозным содержанием личного опыта и действий, в то время как у подростков и юношей духовность в большей степени связана с внутренним состоянием спокойствия. Религиозность у женщин в большей степени сказывается на особенностях их мировоззрения, отождествляясь с духовностью, в то время как у мужчин имеется большая вариативность в ассоциациях между духовным и религиозным опытом.
Скачать PDF

Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры

Колпакова Марианна Юрьевна
В статье рассматриваются основные установки отечественной культуры, являющиеся основанием духовно-ориентированной отечественной психологии. Показано, что духовно-ориентированный диалог Т. А. Флоренской продолжает традиции отечественной психологии, прервавшиеся в начале XX в. Ценностносмысловые ориентиры диалогической психологии определяются святоотеческим психологическим знанием. Выделены принципы понимания, познания в отечественной духовно-ориентированной психологии, соответствующие святоотеческой психологии: разделение методов познания вещи и личности; понимание внутреннего мира человека не со стороны чувственно-предметных условий, а в его внутреннем содержании, изнутри; понимание личности как становящейся, самоопределяющейся, наделенной свободой воли. Одной из основных проблем духовно-ориентированной психологии является проблема поиска метода исследования, адекватного исследуемому содержанию и выделенным принципам познания. Показано, что методология диалогической психологии Флоренской Т. А. является методологией нового типа, реализующей принципы, соответствующие святоотеческой традиции познания. Метод исследования в диалогической психологии является одновременно способом актуализации предмета исследования и методом помощи собеседнику. Диалогическая методология требует особого диалогического отношения к собеседнику, установления диалогической связи с ним.
Скачать PDF

Духовно-нравственный фактор в психологической модели личностного роста

Аршакуни Левон Варосович
Теоретическая разработка психологической модели личностного роста выявила недостаточность интери интрапсихических критериев анализа. Показана необходимость обращения к трансцендентным критериям и духовно-нравственным факторам личностного роста. Теоретически и экспериментально обоснована продуктивность духовно-нравственного подхода к личности не только для построения, но и для практического использования модели личностного роста в психолого-педагогической работе.
Скачать PDF

Духовно-нравственные основы профессионального идеала

Фролова Светлана Леонидовна
Дан анализ понятия «идеал», произведена его экстраполяция в сферу профессиональной деятельности. Введено понятие «профессиональный идеал». Рассмотрена педагогическая сущность профессионального идеала, обусловленная его духовно-нравственным содержаниемIn the article the concept «ideal» is considered, its extrapolation into professional sphere is implemented and the concept «professional ideal* is introduced. The author substantiates the pedagogical essence of professional ideal that is conditional on the spiritual and moral basis of its substance
Скачать PDF

Духовная (персональная) депривация: феноменологическое содержание, последствия, особенности диагност

Баранников Александр
Понятие депривации отражает недополучение ребенком или взрослым человеком необходимых для развития и жизни условий. Современный экзистенциальный анализ обращает внимание на значение духовного измерения человека. Феноменологические наблюдения и антропологические разработки этого направления позволяют сформировать определенную позицию и собственные подходы к изучению проблемы духовной депривации. В работе исследуется феноменологическая картина переживания при духовной депривации, дается ее определение, рассматриваются ее последствия и особенности помощи.The concept of the deprivation reflects short-reception by the child or the adult person of requirements necessary for development and life. The modern existential analysis pays attention to value of spiritual measuring of the person. Phenomenological observations and anthropological development of this direction allow to generation of the certain position and natural approaches to studying a problem of spiritual deprivation. In operation the phenomenological pattern of experience is explored at spiritual deprivation. Author attempts to define it. Its consequences and feature of the help are considered.
Скачать PDF

Духовно-нравственные традиции российского менталитета и современная аномия

Харитонова Е.В.
В статье рассматривается взаимосвязь традиционных духовно-нравственных характеристик русского менталитета и явления аномии, возникающее в связи с изменениями в современном российском обществе. Духовно-нравственные ценности, к которым относятся семейные ценности, коллективизм, отношение к труду как к нравственному долгу, служат опорой для духовного благополучия общества. Дан психологический анализ аномии, показаны ее характеристики, их содержание и индивидуально-психологические проявления.
Скачать PDF

Духовно-нравственные основы профессионализма государственного гражданского служащего

Переверзева А.А., Сячина Е.А.
Данная статья посвящена проблеме повышения профессионализма государственных гражданских служащих в аспекте оценки, формирования и развития духовно-нравственных ориентиров.
Скачать PDF

Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача

Савельева М.В.
В данной статье актуализируется проблема выявления нравственногуманистических ориентиров профессиональной медицинской деятельности. С этих позиций анализируются понятия справедливости, милосердия, чуткости и пр., которые, являясь базисом эмоциональной культуры врача, развивают его способность к диалогу, установления подлинных отношений доверия между врачом и пациентом.
Скачать PDF

Духовность современной личности и пути ее формирования

Лифинцева Светлана Николаевна
Дано сущностное определение понятия духовности с точки зрения общекультурного и психолого-педагогического подходов. Проанализировано состояние и уровень духовности молодого человека в современном обществе с использованием результатов социологического опроса студентов г. Егорьевска, а также вторичной информации из открытых сетевых источников. Рассмотрен потенциал музыкального искусства, в частности музыкального восприятия как отдельного вида деятельности, как средства влияния на процесс духовного формирования личности.
Скачать PDF

Духовная сфера как фактор акмеологического развития пастыря

Пологрудов Сергей Геннадиевич (Игнатий)
В статье представлены результаты сравнительного исследования людей, находящихся на различных этапах пастырского восхождения. Показывается, что акмеологическое развитие пастыря совершается в соответствии с моделью, построенной на основе трудов святых отцов и пасторологов Православной Церкви. Показано, что акмеологическое развитие пастыря сопровождается развитием духовной сферы.
Скачать PDF

Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте

Павлык Наталья Васильевна
Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими. На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей. Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом. Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщение учебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!