Дух

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДУХ
термин, используемый в ненаучной литературе для обозначения души или чего-либо такого, что является нематериальным и несет в себе энергию, управляющую миром и человеком. См. душа.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дух
от первоначального значения «дыхание») – сила души, доблесть, решимость.
Ср.: собраться с духом, духу не хватило, сила духа.
И дух в нем окреп: он снова стал походить на прежнего Литвинова (И. Тургенев, Дым).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

дух

философское понятие, обозначающее невещественное, активное, мыслящее начало в отличие от материального, природного. В психологии д. имеет менее точное, менее общепринятое, менее верифицированное содержание чем, например, сознание, психика и употребляется скорее как образное выражение.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Дух
философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т.п. В древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ДУХ
(Spirit; Geist). Юнг применял слово «дух» к нематериальным проявлениям жизнедеятельности человека (мыслям, намерениям, идеалам), а также к бестелесным сущностям, отделившимся от человеческого тела (призракам, теням, душам предков). Он много писал и о тех, и о других явлениях, и интерес к последним вдохновлял некоторые из его самых ранних психологических исследований. В обоих случаях дух воспринимается как противоположность матери (см. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ). Это объясняет, напр., неуловимый и мимолетный характер фантазии, а также прозрачность привидений. Д. как нематериальный аспект человека нельзя ни определить, ни описать. Д. бесконечен, лишен пространства, формы, образа. Он существует сам по себе, неподвластен человеческим ожиданиям, требованиям воли. Он иной, земной или не-земной, появляется непрошеным, и обычная реакция на него — аффект, либо позитивный, либо негативный. Тем не менее Юнг продолжает связывать Д с целенаправленностью, видя в нем своего рода интуитивную силу, которая соединит несоизмеримые события и стремления и влияет на них (см. СИНХРОНИЯ). Его интересует, существуют ли законы духа. Продолжительный интерес и изучение Юнгом древнекитайской «Книги Перемен» («И-цзин») были продиктованы «духовной мудростью», которую он находил в этой книге, а также глубоким соответствием подобной мудрости человеческой жизни, что вполне достаточно показать опыт Китая на протяжении тысячелетий. Поэтому Юнг уверовал в Д„ но без притязания на вероучение (см. ОБРАЗ БОГА). Концепция самости Юнга близка, однако, к выражению универсального архетипа духа. Юнг понимал, что духовные цели следует воплощать в жизнь. Следовательно, существует взаимозависимость противоположностей: духа и материи. Хотя в некотором смысле всю работу Юнга можно воспринимать как психологический обзор свидетельств в пользу веры в Д., наиболее близко он прикоснулся к этому предмету, когда писал свои «Психологические основания веры в духов» (Собр. соч. Т. 8, 1948). Книга строилась на эмпирических наблюдениях присутствия в нашем мире бестелесных существ (привидений, духов предков и т. п.) и веры в них. Короче, в данной работе Юнг высветил необходимость сознательного отношения человека к Д. Он утверждал, что явление духов есть подтверждение реальности духовного мира. Одним из наиболее важных свидетельств существования другой, не-телесной, сферы, как об этом свидетельствуют так называемые примитивы («первобытные» люди) или современный западный человек, являются сновидения и видения. Юнг не задается вопросом, существует ли Д. в себе и из самого себя, — он считает, что это дело метафизики. Его интересует, как люди воспринимают и реагируют на явление Д., а это уже вопрос психологии. Вера в душу необязательно соотносится с верой в духов. Душу все воспринимают как нечто локализованное в данном отдельном человеке, тогда как духи обитают отдельно от эго. Юнг отмечает, что духи являются тогда, когда человек уже потерял свои приспособительные способности или само это явление приводит к их утрате. Именно из-за расстройства, причиняемого духами, их чаще всего боятся. Следовательно, делает вывод Юнг, духи — это либо патологические фантазии, либо новые, но пока еще непознанные хотя и заявляющие о себе идеи. «Духи, с психологической точки зрения, — заключает Юнг, — суть бессознательные автономные комплексы, которые выступают как проекции, поскольку они не связаны с эго» (Собр. соч. Т. 9. Парагр. 285). Более того, они могут быть проявлениями комплексов, принадлежащих коллективному, которые изменяют или заменяют психологическую установку всей группы, делая возможным формирование новой установки. Вторжения так называемых духов, видимо, требуют расширения сознания. Последнее позволяет предположить, почему Д. проявляет себя психологически, как нечто высшее и более сильное по отношению к эго. Д. может быть понят как идея, убеждение или предчувствие, но чаще всего он персонифицирован в ком-то типа ясновидящего пророка или духовидца (см. МАНА-ЛИЧНОСТЬ, ГЕРОЙ). Мы слышим голос духов, который называют «духом прошлого», принадлежащего нашим умершим предкам; голос духа, воплощенного в личности отдельного человека, в высокодуховной индивидуальности; слышим об идеях, которые пленяют «дух нации» или выражают «дух времени», и в несколько другом роде — о «духе зла, блуждающем повсюду в мире». Все эти символы объясняют привлекательность и отталкивающее воздействие духов, их нуминозную мощь и результативность их вторжений в жизнь. Явление духов — это знак высокого напряжения между материальным и нематериальным миром. Они представляют собой пограничные или пороговые явления, видимо стремящиеся войти в жизнь в какой-то форме. См. ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.