УМСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
УМСТВЕННЫЙ
1. В наиболее общем смысле – имеющий отношение к уму. К сожалению, несмотря на дискуссии относительно характера самого ума, так и не стало полностью ясно, к чему относится эта форма прилагательного! Например, с ранних дней психологии 2. 2. В структурализме (1) этот термин относился к содержанию доступного интроспекции сознания. 3. В психологии акта это характеристика актов или процессов ума. 4. В функционализме (1, 2) это имеет отношение к функциональным, адаптивным аспектам сознания. Теперь, если не придерживаться строгих ограничений, имеющихся в рамках каждой из этих теорий, трудно оценить различия между последними тремя значениями этого термина. Фактически проходило так много агонизирующих споров по пустякам в отношении этих проблем, что Уотсоновский радикальный бихевиорист мог бы убедительно доказать, что это понятие бесполезно и что недоступные наблюдению умственные события (будь то содержание, акты или функции) не играют никакой роли в научной психологии. Трудность с радикальной позицией бихевиориста, однако, состояла в том, что не возможно прекратить использование термина просто из-за беспорядка в его лексической области. Яростные споры о том, что обозначает понятие умственный, являются сигналом того, что в нем есть что-то значительное для психологии. Проще говоря, термин не умрет, скорее будут изменяться его значения с тем, чтобы отражать вновь появляющиеся теории. Это: 5. Имеющий отношение к процессам размышления; тем скрытым событиям, которые занимают место между явным физическим стимулом и наблюдаемой реакцией субъекта. Это значение одобрялось, и в некоторой степени до сих пор одобряется учеными с либеральным необихевиористским уклоном. 6. Имеющий отношение к тем функциям, которые определяются как проявление интеллекта. Это значение следует различать с другими внутренними процессами, которые считаются аффективными или коннотативными; это значение, редко используемое сейчас специально, сохранилось в таких составных терминах, как умственный тест и умственная отсталость. 7. Имеющий отношение к тому, что каузально локализовано в уме. Это значение содержится в таких терминах, какумственная болезнь. Обратите внимание на различие значения 6, в котором очевидно подразумевается связь с интеллектом, со значением 7, которое, хотя и может включать такие процессы, как мышление и рассуждение, также включает и эмоциональный и мотивационный аспекты. Возможно, лучшим термином для значения 7 было бы понятие психогенный, но он почти не употребляется в литературе в таком контексте. 8. Относящийся ко всем операциям, объединяемым понятием когнитивный. В современной психологии это доминирующее значение; умственный процесс – это когнитивный процесс, и этот термин обозначает все, что обычно рассматривается в подходах когнитивной психологии и когнитивистики.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
62.95 кб

Умственный труд

Соловейчик С. Л.
Читать PDF
394.06 кб

Умственный мир человека Древней Руси

Прохоров Гелиан Михайлович
В статье говорится о «духовном пространстве» человека Древней Руси, в каковом Прошлое и Будущее возвышаются по сторонам от Настоящего, где плоть ценится как инструмент самоосуществления человека.
Читать PDF
383.23 кб

Умственный строй как тема К. Д. Кавелина

Гуревич Павел Семёнович
В работах русского философа К.Д. Кавелина появилось выражение «умственный строй», которое оказало немалое влияние на русскую общественность.
Читать PDF
114.90 кб

Повторная детская инвалидность вследствие психических расстройств и расстройств поведения и умственн

Аргат Юрий Николаевич
В статье исследованы динамика показателей и структура повторной инвалидности вследствие психических расстройств и расстройств поведения и умственной отсталости у детей в возрасте до 18 лет в Омской области в 2007-2013 гг.
Читать PDF
223.91 кб

Формирование двигательной и познавательной деятельности детей среднего школьного возраста с умственн

Антонюк С. Д., Князев М. В.
Antonyuk S.D., Knyazev М.V. Formation of motor and cognitive activities of children of middle school age with mental deficiency in the course of integrated physical activities.
Читать PDF
486.96 кб

Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственн

Снесарь Наталья Николаевна
Представлена педагогическая технология для применения в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости.
Читать PDF
274.35 кб

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н. Г.
Читать PDF
50.92 кб

Умственная самостоятельность как фактор оценки успешности обучения

Устина Татьяна Ивановна
Читать PDF
164.93 кб

Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования

Бажукова О. А.
Читать PDF
186.22 кб

Оптимистический взгляд на проблему страхов у умственно отсталых детей

Читать PDF
966.35 кб

Формирование социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой умственн

Саватеева Анна Львовна, Тихомирова Лариса Федоровна, Тишинова Елена Александровна
Статья посвящена актуальной проблеме созданию социализирующей коррекционно-развивающей среды для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Читать PDF
252.54 кб

Особенности самосознания детей со сложным нарушением развития (аутизм умственная отсталость)

Сократова Е. В.
Статья посвящена исследованию самосознания детей со сложным нарушением развития аутизм умственная отсталость.
Читать PDF
0.00 байт

ФИЗИЧЕСКОЕ, ПОЛОВОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ

Жданова Л.А., Русова Т.В.
Цель выявить особенности физического, полового, интеллектуального развития и умственной работоспособности подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Материал и методы.
Читать PDF
279.34 кб

Некоторые особенности развития и структуры речи умственно отсталых детей

Куценко Н. И.
Читать PDF
230.46 кб

Формирование мелкой моторики у умственно отсталых младших школьников во внеклассных формах работы

Егорова Н. Л., Вехова Т. А.

Похожие термины: