УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ Умственный возраст ИВ

УМСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение:

УМСТВЕННЫЙ

1. В наиболее общем смысле – имеющий отношение к уму. К сожалению, несмотря на дискуссии относительно характера самого ума, так и не стало полностью ясно, к чему относится эта форма прилагательного! Например, с ранних дней психологии 2. 2. В структурализме (1) этот термин относился к содержанию доступного интроспекции сознания. 3. В психологии акта это характеристика актов или процессов ума. 4. В функционализме (1, 2) это имеет отношение к функциональным, адаптивным аспектам сознания. Теперь, если не придерживаться строгих ограничений, имеющихся в рамках каждой из этих теорий, трудно оценить различия между последними тремя значениями этого термина. Фактически проходило так много агонизирующих споров по пустякам в отношении этих проблем, что Уотсоновский радикальный бихевиорист мог бы убедительно доказать, что это понятие бесполезно и что недоступные наблюдению умственные события (будь то содержание, акты или функции) не играют никакой роли в научной психологии. Трудность с радикальной позицией бихевиориста, однако, состояла в том, что не возможно прекратить использование термина просто из-за беспорядка в его лексической области. Яростные споры о том, что обозначает понятие умственный, являются сигналом того, что в нем есть что-то значительное для психологии. Проще говоря, термин не умрет, скорее будут изменяться его значения с тем, чтобы отражать вновь появляющиеся теории. Это: 5. Имеющий отношение к процессам размышления; тем скрытым событиям, которые занимают место между явным физическим стимулом и наблюдаемой реакцией субъекта. Это значение одобрялось, и в некоторой степени до сих пор одобряется учеными с либеральным необихевиористским уклоном. 6. Имеющий отношение к тем функциям, которые определяются как проявление интеллекта. Это значение следует различать с другими внутренними процессами, которые считаются аффективными или коннотативными; это значение, редко используемое сейчас специально, сохранилось в таких составных терминах, как умственный тест и умственная отсталость. 7. Имеющий отношение к тому, что каузально локализовано в уме. Это значение содержится в таких терминах, какумственная болезнь. Обратите внимание на различие значения 6, в котором очевидно подразумевается связь с интеллектом, со значением 7, которое, хотя и может включать такие процессы, как мышление и рассуждение, также включает и эмоциональный и мотивационный аспекты. Возможно, лучшим термином для значения 7 было бы понятие психогенный, но он почти не употребляется в литературе в таком контексте. 8. Относящийся ко всем операциям, объединяемым понятием когнитивный. В современной психологии это доминирующее значение; умственный процесс – это когнитивный процесс, и этот термин обозначает все, что обычно рассматривается в подходах когнитивной психологии и когнитивистики.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников. Показана зависимость между фрустрированностью и уровнем враждебности и агрессивности подростков с нарушениями интеллекта.
Скачать PDF

Проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Токарская Л.В.
В статье рассматриваются основные проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях проявления агрессивности указанной категории детей и подростков. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора по выявлению специфики проявлений агрессивности у испытуемых. Анализируются теоретико-практические данные об особенностях интенсивности агрессивности, ее направленности и формах проявления.
Скачать PDF

Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования

Бажукова О.А.
Скачать PDF

Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости

Кузьмина Т. И.
В статье обозначена проблема изучения Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости с точки зрения инновационного подхода, учитывающего основное влияние на это личностное образование трех факторов: нарушения интеллектуального развития, низкой критичности умственно отсталых лиц и социальной среды.The article deals with the problem of studying the self-concept of persons with mild mental subnormality from the point of view of the innovative approach considering the basic influence of three factors on this personal formation: infringements of intellectual development, low criticality of mentally retarded persons and social environment.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты умственно отсталых подростков с различными типами акцентуаций харак

Лясина Е. С.
В статье представлены результаты исследования механизмов психологической защиты у акцентуированных подростков с легкой степенью умственной отсталости. Анализируется влияние состояния интеллекта и типа акцентуации характера на специфику функционирования механизмов психологической защиты.
Скачать PDF

Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты умственно отсталых подростков

Колосова Т.А.
Рассмотрены представления об адаптационных возможностях умственно отсталых подростков и представлены результаты исследования особенностей копинг-поведения и механизмов психологической защиты у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Выявлены особенности совладающего поведения умственно отсталых подростков, структуры психологической защиты и их взаимосвязь с уровнем адаптации. Показано, что преимущественное использование агрессивных копинг-стратегий поведения и механизмов защиты по типу отрицания и регрессии снижает адаптационный потенциал умственно отсталых подростков.
Скачать PDF

Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиа

Березина О.Н.
Статья посвящена апробации методики социального интеллекта Дж. Гилфорда в выявлении нарушения поведения у умственно отсталых подростков. Эксперимент показал, что несформированность социального интеллекта усложняет взаимоотношения, снижает возможности социальной адаптации п приводит к девиантному поведению.
Скачать PDF

Особенности самосознания детей со сложным нарушением развития (аутизм умственная отсталость)

Сократова Е.В.
Статья посвящена исследованию самосознания детей со сложным нарушением развития аутизм умственная отсталость. Автор дает обзор состояния научной разработки проблемы в исследовательской литературе, а также приводит данные эксперимента по изучению самосознания детей со сложным дефектом.
Скачать PDF

Проблемы обучения детей с умственной отсталостью

Попов Геннадий Николаевич
Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией. Дети-олигофрены отличаются стойкими нарушениями психической деятельности, как в познавательной, так и в эмоциональной сферах. Большое значение для их развития имеют не только биологические, но и социальные факторы, поэтому при создании благоприятных психолого-педагогических условий обучения, прогноз достаточно оптимистичен.The largest number of anomalous children are mental handicapped chidren, most of them suffer from oligophrenia. Oligophrenic children have steady disturbances in mental activity, in both cognitive and emotional spheres. Not only biological, but also social factors play a great role in the development of such children, that is why the prognosis is quite optimistic if favorable psychological condition are created.
Скачать PDF

Формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста

В статье описывается методика тренинга, направленного на формирование социальной компетентности у умственно отсталых учащихся подросткового возраста. Методика включает принципы, требования к ведущему, структуру и требования к организации пространства такого тренинга.
Скачать PDF

Гендерный аспект структуры защитного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости

Колосова Татьяна Александровна
В статье представлен анализ защитного поведения у подростков с легкой умственной отсталостью в зависимости от гендерной принадлежности. Проводится изучение структуры защитного поведения в контексте адаптационного потенциала личности подростков с умственной отсталостью. В частности, рассматривается взаимосвязь защитного поведения личности и реакций на фрустрацию и девочек, и мальчиков с умственной отсталостью. В статье проводится анализ частоты встречаемости и доминирования копинг-стратегий у подростков с умственной отсталостью, влияния репертуара используемых стратегий на процесс адаптации.
Скачать PDF