Свобода

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Свобода
Freedom). Исходное положение о том, что люди ответственны за свои собственные действия и способны преодолевать влияние среды на поведение.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

СВОБОДА
1. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, сковывающих жизнь и деятельность некоего общества или его членов.
2. Вообще - отсутствие ограничений, стеснений в чем-либо.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СВОБОДА
способность и возможность человека действовать по своей воле, вполне самостоятельно и независимо от окружающих людей, в соответствии с собственными интересами, целями, ценностями, убеждениями, взглядами.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СВОБОДА
способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности. (Из Большой советской энциклопедии).

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

Свобода
Freedom). Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Мэю, предполагает умение "всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать". Мэй различал два вида свободы - свободу действия (freedom of action) и свободу бытия (freedom of being). Первую он называл экзистенциальной свободой, вторую - сущностной свободой.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

СВОБОДА
Термин употребляется в психологии в двух значениях: 1. Подразумевается, что кто-то сам контролирует свои выборы, решения, действия и т.д. Ощущение, что внешние факторы играют незначительную роль (или вообще не играют роли) в поведении человека. Это значение передается фразами, типа "свобода слова" и т.д. 2. Состояние, при котором человек (относительно) свободен от бремени болезненных ситуаций, вредных стимулов, голода, боли, болезни и т.д. Это значение обычно передается предложениями, начинающимися со слов "Свобода от...". В прагматике каждодневной жизни эти две свободы тесно переплетаются, но если не соблюдать их концептуального разграничения, это приведет к философской и политической путанице. Первое по смыслу ближе к доктрине доброй воли; последнее касается проблем контроля (2). См. социальная власть и бихевиористскую позицию в отношении роли подкрепления и наказания.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

СВОБОДА
способность человека к активной деятельности в соответствии с его намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней C. личности осуществляется благодаря объективной возможности, или внешней C., для такой деятельности. B истории общественной мысли проблема C. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет все его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Современное понимание C. в ее диалектическом взаимодействии с необходимостью противостоит как волюнтаризму, проповедующему произвольность человеческих поступков, так и фатализму, рассматривающему их как предопределенные. С. личности всегда представляет собой лишь часть С., которой располагает данное общество в целом. На протяжении всей истории человечества борьба людей против социальных ограничений своей С., в какие бы идеологические формы она ни облекалась, была могучей движущей силой общественного прогресса. Требования C. и равенства взаимно обусловлены. Каждый член общества должен обладать возможностями для всестороннего развития своих способностей, для свободного доступа к накопленному человечеством опыту, знаниям и духовным ценностям. В большинстве социальных конфликтов борьба за С. присутствует в той или иной степени. Поэтому взаимосвязи С. и необходимости, способы неконфликтного достижения большей С. личности, группы, общества являются важными проблемами конфликтологии.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Свобода
общеславянск.) – 1. в гомеровском эпосе – свободный человек – это тот, кто действует без принуждения, сообразно собственной натуре; 2. у Пифагора – свобода суть «иго необходимости»; 3. у А.Шопенгауера – свобода есть высший и независимый от мира принцип бытия; 4. у К.Маркса – свобода – это осознанная необходимость; 5. по выражению одного из американских президентов, «свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого»; 6. в некоторых направлениях психологии - гипотетическая способность человека полностью контролировать свои выбор, решения. Экзистенциальная психология настаивает на существовании неограниченной свободы воли человека. Другая, на этот раз уже детерминистическая крайность, – отрицание у человеческого существа вообще какой бы то ни было свободы воли, как это свойственно, в частности, психоанализу и бихевиоризму; 7. состояние, при котором индивид не обременен болезнями, лишениями, угнетающими его социальными и иными проблемами; 8. в волюнтаризме – свобода - это когда человек делает то, что он хочет, а не то, что нужно или что от него в обществе требуется, как если бы именно его непосредственные желания соответствовали подлинной человеческой сущности. Бытовое понимание свободы чаще всего совпадает с волюнтаристическим. Понимание относительности всякой свободы, при благоприятствующих развитию нравственного и правового сознания условиях формирования личности, осознается обычно к подростковому возрасту, но это осознание приходит далеко не всем людям и не в полной мере даже в возрасте зрелости. Вообще этот термин используется слишком вольно, наподобие пятна в тесте Роршаха, нередко демагогически «свободно» или с манипулятивными целями, чтобы без уточняющих определений придавать ему некое значение лишь потому, что говорить о свободе характеризует индивида определенным образом. Так, Президент РФ, начиная с 2008 г. время от времени повторяет, как магическое заклинание, что «свобода лучше несвободы», не поясняя при этом, что именно он имеет в виду под этими терминами, какую свободу, от чего или кого, для кого и ради чего конкретно существует свобода. Это то же самое, что утверждать, что неизвестное «Х» лучше, чем не более известное «У». Президенту следовало бы, вероятно, внимательнее перечитать не Троцкого, а Ф.М.Достоевского, который в рассказе «Зимние заметки о летнем путешествии» о свободе говорит следующее: «Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно». Свободу, как еще ранее заметил Г.К. Лихтенберг (1742-1799), лучше всего характеризует не что-то конкретное, а то, как ею злоупотребляют; 9. в современной философии – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания (Можейко, 2001).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Свобода
freedom) Ярко выраженная детерминистская стратегия, воспринятая психологией как наукой о поведении на очень ранних этапах ее развития, оказалась несовместимой с безоговорочным признанием С. Рассмотрение поведения как закономерного в рамках детерминистской естественно-научной системы, судя по всему, не оставляет в научной психологии места для понятия С. Однако время от времени в стороне от осн. течения поведенческой психологии появлялись психологи, к-рым приходилось иметь дело со С. как реальной и центральной психол. проблемой. Сказанное прежде всего относится к представителям юридич. науки и социально-политической философии, таким как Дж. С. Милль и И. Берлин, изучавшим различные аспекты челов С. Само понятие С. и вера в нее играют очень важную роль в регулировании индивидуального поведения, общественной и политической жизни. В последнее время - вопреки заверениям Б. Ф. Скиннера, что понятие С. чуждо естественным закономерным системам, в т. ч. и челов. поведению, - психологи обратили внимание на С., но лишь внесли путаницу в наше понимание. С. яв-ся одной из важнейших тем, обсуждаемых в нарастающем потоке литературы по гуманистической психологии, базирующейся на гуманит. научном подходе к поведению чел. Этот гуманит. подход рассматривает сознательность, самоосознание, содействие и выбор как неотъемлемые привилегии челов. поведения. Он признает, что как выявленные, так и не выявленные ист. детерминанты влияют на поведение, наблюдаемое в настоящем, но это не мешает ему признавать и существование зоны С. действия. Даже тогда, когда поведение кажется жестко ограниченным определенными рамками, или вынужденным, у чел. все же остается область аттитюдинальной С., т. е. С. выбора т. зр. на обстоятельства, в к-рых он оказался. Эмпирическое изучение челов. свободы проводилось преим. в рамках более традиционных теорет. подходов. Соц. психологи подошли к изучению челов. С. по трем различным путям, проложенным теорией атрибуции, теорией реактивного сопротивления и исслед. субъективного опыта. Подход с позиций теории атрибуции. Для подхода к челов. С. с позиций теории атрибуции характерен интерес к условиям, при к-рых чел. приписывает С. поведению др. людей или своему собственному поведению (или воспринимает его как свободное). С. решения определяется величиной разницы в ожидаемых выигрышах от альтернативных линий поведения. Когда ожидаемые выигрыши примерно одинаковы, С. решения велика, поскольку принуждение со стороны относительно большего выигрыша отсутствует. Выбор воспринимается скорее как контролируемый лицом, принимающим решение, чем как определяемый выгодой вариантов. С. исхода яв-ся функцией оценки вероятности реального получения ожидаемого выигрыша. Иными словами, если чел. предстоит сделать выбор между альтернативами, к-рые примерно одинаковы по ожидаемым выигрышам и по их доступности, выбор между этими альтернативами воспринимается как свободный выбор, совершаемый без давления неравноценных выигрышей и/или неравной доступности. Если поведение чел. воспринимается наблюдателями как рез-т принуждения, они сомневаются в том, что оно способно многое сказать им об этом чел. Хотя принятие решения и выбор альтернатив воспринимаются как более свободные, когда их валентности выравниваются, этот эффект знач. усиливается, если выбор делается не из отрицательных, а из положительных альтернатив. Выбор воспринимается как более свободный в тех случаях, когда приходится выбирать из умеренного числа вариантов, а не из очень ограниченного или большого их количества, и когда наблюдаемое поведение согласуется с тем, что наблюдатель считает предрасположенностью субъекта действия. Подход с позиций теории реактивного сопротивления. Второе направление исслед. основывается на работе Дж. Брема "Теория психол. реактивного сопротивления" (A Theory of Psychological Reactance). Под реактивным сопротивлением понимается мотивационное состояние, вызванное ограничением С. поведения или угрозой такого ограничения, и, в свою очередь, организующее поведение, направленное на восстановление утраченной свободы. Поведенческие свободы специфичны для конкретных ситуаций и определяются как знание того (или вера в то), что в конкретной ситуации у чел. всегда есть неск. линий поведения и что он располагает необходимыми умениями и ресурсами для реализации любого из признаваемых им вариантов. Рез-ты исслед., проведенных в различных условиях, свидетельствуют о том, что люди действительно действуют так, чтобы вернуть себе конкретные поведенческие С., к-рых их лишили или над к-рыми нависла угроза, и что выбор, к-рый делается под угрозой, более привлекателен. Реактивное сопротивление может возникнуть и как ответ на оказанную чел. услугу, к-рая накладывает на него определенные обязательства; оно возникает и при принятия решения: если в тот момент, когда чел. уже близок к нему, возникает угроза доступности менее привлекательного варианта, его привлекательность возрастает. Исслед. реактивного сопротивления расширяют наши представления о процессах соц. влияния, психологии потребителя, рекламе, PR и принятии решений. Эмпирический подход. Третий подход был использован М. Весткоттом, к-рый изучал челов. С. прежде всего как субъективный опыт и проводил резкую границу между С. как опытом и С. как атрибуцией или онтологическим состоянием. Его интересовало, в какой мере люди, судя по их собственным словам, чувствуют себя свободными при различных теоретически важных условиях. Основываясь как на литературе о реактивном сопротивлении и об атрибуции, так и на филос. источниках и проведенных им интервью, он выявил 7 типов ситуаций, к-рые благоприятствуют челов. С. Применив опросники, содержавшие неск. конкретных примеров каждой из этих ситуаций, он просил своих респондентов ответить на вопрос, насколько свободными они чувствовали себя в каждой из них. Оказалось, что наиболее свободными респонденты Весткотта чувствовали себя тогда, когда избавлялись от неприятных обстоятельств, включая физ. боль и соц. дискомфорт, и тогда, когда участвовали в выполнении действий, требовавших определенных навыков. Эти заметно отличающиеся друг от друга условия, обеспечивающие высокую степень С., согласуются с широко распростр. филос. разграничением понятий негативной С., или "С. от", и позитивной С., или "С. для". Респонденты Весткотта чувствовали себя наименее свободными тогда, когда были вынуждены признать, что их возможности не беспредельны, даже если эти пределы и были объективными, и тогда, когда им приходилось принимать трудные решения. Кроме того, когда респондентов попросили описать свои чувства, противоположные ощущению С., оказалось, что в каждой конкретной ситуации эти чувства разные. В нек-рых ситуациях чувство несвободы было связано прежде всего с внешними помехами, в др. - с конфликтом и нерешительностью или неясным, но неприятным эмоциональным состоянием. Следовательно, с т. зр. диалектики, чувство С. в разных ситуациях переживается по-разному. Заключение Различия между этими тремя подходами к психол. изучению челов. С. определяются, в первую очередь, их ориентацией на разные аспекты этого состояния: С. в том виде, как она приписывается чел. своим собственным действиям или действиям др. людей; С. как вера в то, что у индивидуума есть поведенческий выбор и он может действовать в любом направлении, какое бы ни избрал; С. как переживание, степень к-рого зависит от условий, напр. от освобождения от боли или дискомфорта или от вовлеченности либо в деятельность, требующую определенных навыков, либо в принятие решения. Рез-ты исслед., проведенных сторонниками этих трех т. зр., в нек-рых случаях дополняют друг друга, а в нек-рых противоречат друг другу. См. также Философские проблемы психологии, Теория реактивного сопротивления М. Р. Весткотт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
204.53 кб

Системное психологическое исследование категорий «свобода и зависимость» (на примере спортивного ори

Казанцев Сергей Александрович
Работа посвящена изучению психологических зависимостей, их прогнозирования и профилактики средствами спортивного ориентирования.
Читать PDF
5.98 мб

Как возможна внутренняя свобода: три ответа Л. И. Божович

Толстых Н. Н.
Читать PDF
424.36 кб

Свобода личности как основание учения о праве Иммануила Канта

Горулько И. А.
В статье анализируется содержание понятия свободы личности как основополагающего понятия в учении о праве Иммануила Канта с помощью определения сущности этого понятия не только как относящегося к государственно-правовым взглядам м
Читать PDF
69.98 кб

ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»)

А.Б. Орлов
Читать PDF
545.30 кб

Стратегия и профилактични мерки за бърнаут синдром при работещи в места за лишаване от свобода

Станислава Харизанова, Таня Търновска, Елка Тосева
Читать PDF
296.86 кб

Четвертое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества

Ивентьев С. И.
Читать PDF
755.86 кб

Свобода воли в гражданском праве

Волков Александр Викторович
Статья посвящена недостаточно изученной в современной науке гражданского права проблеме свободы воли в гражданском праве.
Читать PDF
120.02 кб

2000. 03. 018. Мушиньска Э. Свобода, принуждение и насилие в отношениях ребенок взрослый. Muszyhska

Васильева Э. П.
Читать PDF
846.53 кб

Свобода творчества и детерминизм

Кузьмина Елена Ивановна
Представлен теоретический анализ проблемы диалектического единства свободы творчества и детерминизма общепсихологического принципа причинной обусловленности, предложенного С. Л. Рубинштейном.
Читать PDF
294.33 кб

Проявление социальных установок: «Альтруизм-эгоизм», «Процесс-результат», «Свобода-власть», «Труд-де

Прыгин Геннадий Самуилович, Каюмов Айдар Талгатович
В статье рассматриваются аттитюды и социальные установки как регуляторы социального поведения личности. Анализируется структура и регуляторная функция социальной установки.
Читать PDF
2.85 мб

СЕКСУАЛЬНАЯ СВОБОДА В АНТИЧНОМ МИРЕ?

Петрова М.Е., Трофимов М.П.
Читать PDF
407.72 кб

Свобода и ответственность в телевещании

Жабский М. , Коробицын В.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода информации: неформальные практики регулирования СМИ в современном российском политическом пр

Бондарик Есения Вадимовна
Читать PDF
0.00 байт

Здоровье как свобода

Чурилов Л.П., Строев Ю.И.
Читать PDF
232.66 кб

Свобода личности: социально-психологический подход

Ларина Г.Н.
В статье анализируются особенности изучения феномена свободы личности с позиций социально-психологического подхода, предлагающего рассматривать свободу в двух направлениях сознательном и деятельностном и представляющего механизмы

Похожие термины:

  • СВОБОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    FREEDOM OF MOVEMENT). В теории Роттера - большая свобода деятельности отражает ожидание человека, что то или иное поведение приведет к успеху, в то время как малая свобода деятельности отражает ожидания чел
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

    свобода субъекта от внешнего регулирования, ограниченная только своей способностью преодолевать сопротивление чужой воле.
  • Эмпирическая свобода

    Experiential freedom). Субъективное чувство, что можно жить свободно, как хочешь, например, "Я один ответствен за свои действия и их последствия".
  • СВОБОДА СЕКСУАЛЬНАЯ ОСТАТОЧНАЯ

    согласно З. Фрейду - объем сексуальной свободы, ограниченный культурной и экономической структурой общества.
  • Свобода передвижений

    Freedom of movement). Переменная величина в общей формуле предсказаний, среднее ожидание относительно достижения положительного удовлетворения в результате реализации группы связанных действий, направл
  • Свобода воли

    gt; воля свободная.
  • Свобода внешняя

    способность человека самостоятельно выполнять любые действия: говорить, писать, решать, передвигаться и т.д.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СВОБОДА

    См. свобода.
  • Свобода совести

    1. право граждан беспрепятственно высказывать собственные взгляды и убеждения. Обычно существуют некоторые культурально обусловленные ограничения такого права, которые некоторые свободолюбивы
  • Свобода выбора

    основное и необходимое качество морального выбора. Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности и когда моральные требования сливаются с внутренн
  • Свобода внутренняя

    возможность выбора, определение, нахождение субъективно новых целей (творчество), конструирование объективно новых целей (созидание) (Акопов, 2008); – совокупность внутренних условий, способствующи
  • СВОБОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ

    См. ассоциация, свободная.
  • Свободная деятельность

    здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, достижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребносте
  • СВОБОДНАЯ ОТ КОНФЛИКТА ЗОНА ЭГО

    conflict-free area of the EGO) ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ формулировка, предполагающая, что функции, недоступные воздействию невротического КОНФЛИКТА, занимают определенную зону в Эго. См. АВТОНОМИЯ; ЭГО; ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
  • ЭНЕРГИЯ СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ СВЯЗАННАЯ

    Нем.: freie Energie - gebundene Energie. - Франц.: ?nergie libre - ?nergie li?e. - Англ.: free energy - bound energy. - Исп.: energia libre - energia ligada. - Итал.: :energia lib?ra - energia legata. - Португ.: energia uvre - energia ligada.
  • Свободная речь

    речь без затруднений, без мучительных поисков слов в течение затягивающихся или неуместных пауз, невымученная, льющаяся без задержек и без речевых ошибок, логически стройная, складная, связная. Од
  • Свободная воля

    free will) – суждение о том, что человеческие существа способны действовать согласно тому, что им диктует их собственная воля. Доктрины свободной воли принимают разные формы: а) человеческие существа
  • ЛЮБОВЬ СВОБОДНАЯ

    /англ. Free love/, 1) одна из целей борьбы за гражданские права. Предусматривает отмену института брака как формы социального порабощения, свободу выбора полового партнера, невмешательство церкви и го
  • ТЕРРИТОРИЯ ПУБЛИЧНАЯ (ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДНАЯ)

    территория, куда практически каждый человек имеет свободный доступ и которая никому конкретно не принадлежит (владение которой никто персонально не имеет права присваивать себе). См. территория в
  • ВНИМАНИЕ, СВОБОДНО ПАРЯЩЕЕ

    одно из технических правил психоанализа, предполагающее такую психическую установку аналитика в процессе работы с пациентом, при которой он слушает больного без стремления что-либо выделить, отм