ВОЛЯ
— самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Воля
индивидуальная способность к сознательной целенаправленной психической деятельности, преодолевающий препятствия.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
ВОЛЯ
система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
ВОЛ
Единица измерения психологического континуума воспринимаемого объема слухового стимула. Вол определяется как воспринимаемый объем звукового тона 1,000 Гц в 40 дБ. См. объем.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Воля
Способность человека целенаправленно регулировать свою деятельность и действовать для достижения поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ВОЛЯ
свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
ВОЛ
(vol) – единица измерения «объема» слухового стимула (в диапазоне колебаний давления воздуха, воспринимаемых как слуховые ощущения). В. (v) определяется как «объем» звука с частотой 1000 Гц и громкостью 40 дб. См. объем.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Воля
свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками при достижении поставленной цели и преодолении возникающих внешних и внутренних препятствий.
Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007
воля
психический процесс; овладение и управление собственным поведением в достижении в поставленных целей и преодолении возникающих препятствий как высшего, так внутриличностного характера (столкновение конкурирующих мотивов).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ВОЛЯ
способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов в направлении сознательно поставленной цели с преодолением внутренних и внешних препятствий (см. Волевое усилие; Волевых усилий выражение)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Воля
Will). Способность организовать свое "я" таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания (self-consciousness), подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
воля
форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Воля
Will). Это сочетание внимания (направленное сознание) и усилия (преодоление лени, заторможенности или рассеянного внимания). Это также процесс, при котором сознание делает выбор из других имеющихся и придерживается этого выбора достаточно долго, чтобы выбранная цель осуществилась.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
ВОЛЯ
форма психического отражения, в которой отражаемым являются объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия, мешающие ее достижению; отраженным (субъективным) становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие, результатом — действие и удовлетворение достижением цели.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ВОЛЯ
Will; Wille) - энергетический аспект сознания или сила сознания в отношении к бессознательному вообще и к инстинктам в частности; наличие психической энергии или либидо в распоряжении сознания, в осуществлении им контроля над влечениями.
"Воля есть психологический феномен, обязанный своим существованием культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий в примитивной ментальности (ПТ, пар. 694).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ВОЛЯ
а) способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и психических процессов; б) восполнение дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; в) способность к выбору мотивов, целей при их конфликте; г) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов. Развитие В. обусловлено развитием речи (ее регулятивной функции) и установлением иерархии мотивов.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Воля
Под волей я понимаю ту сумму психической энергии, которой располагает сознание. Согласно этому, волевой процесс был бы процессом энергетическим, вызываемым сознательной мотивацией. Поэтому психический процесс, обусловленный бессознательной мотивацией, я бы не назвал волевым процессом. Воля есть психологический феномен, обязанный своим существованием культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий в примитивной ментальности.
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001
ВОЛЯ
способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Воля
это свойство человека, которое проявляется в наличии энергии, желаний и стремлений, побуждающих к целенаправленной деятельности. Таким образом, утрата этого качества проявляется состоянием инертности (абулия), при котором человек не может не только осуществлять необходимую деятельность, но даже заниматься тем, что прежде доставляло ему удовольствие, хотя во всех других аспектах способность к реализации соответствующих действий сохранена. Оценить волевые качества пациента в процессе беседы, как правило, нелегко.
Источник: Психиатрия в медицинской практике. Глоссарий. 1999 г.
Воля
(Voluntas) (от лат. voluntas). Сознательная человеческая деятельность, направленная на осуществление предварительно поставленной цели. Волю имеет только человек. Каждый волевой акт - сложный психический процесс, в котором выделяются три основных момента (фазы): 1. Постановка цели (осознавание данной потребности); 2. Принятие решения после борьбы мотивов с противомотивами; 3. Выполнение принятого решения. Воля вместе с эмоциями и влечениями составляет характер человека. См. Абулия, ПарабулиЯ; ГипербулиЯ; ср. Характер.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ВОЛЯ
1. Вообще – внутренняя, личная способность к свободному совершению выбора или действия. Обычно она понимается как функция решения, когда человек решает осуществлять некоторые поведенческие акты и воздерживаться от других. См. свободная воля (2). 2. Вся целостность личности. Значение 1 несколько архаично, и в настоящее время оно редко используется в специальной литературе, хотя лежащее в его основе понятие продолжает жить во многих других терминах, например, см. цель, сила воли, свобода (1); значение 2 в значительной степени передается термином Я.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ВОЛЯ
Способность к целенаправленной и сознательной деятельности, нередко вопреки непосредственным побуждениям (желаниям, стремлениям), не детерминированным целью. Эти непосредственные побуждения играют роль внутреннего препятствия, и волевая деятельность должна их преодолевать. Примерами нарушений волевой деятельности могут быть импульсивные поступки, аффективно обусловленные действия, совершаемые без участия волевых задержек. О недостаточности волевой деятельности свидетельствуют амбивалентность, абулия, парабулия. Затруднения В. характерны для навязчивостей с присущей им борьбой мотивов.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Воля (сила воли)
способность человека осознанно действовать для достижения поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия. Сильная воля вызывает реакцию уважения, воздействует на партнера по общению или в плане принуждения к действию, или в плане убеждения.
Что из этого всего выйдет, он не знал и даже не думал. Он чувствовал, что все его доселе распущенные, разбросанные силы были собраны в одно и с страшною энергией были направлены к одной блаженной цели. И он был счастлив этим (Л. Толстой, Анна Каренина).
Я не вернусь, душа дрожит от боли…
Достойным быть мне хватит силы воли,
Ты так и знай, я не вернусь
(Романс)
Ср. безволие.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Воля
Словообразование. Происходит от лат. vоluntas - воля.
Категория. Характеристика личности.
Обусловливание. Способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Воля
Воля – стадия овладения собственными процессами поведения. (6.1, 423) Если интеллект является необходимой предпосылкой для развития труда, то воля, т.е. овладение собственным поведением, является непосредственным его продуктом и результатом. (9.1, 63) развитие детской воли, начиная с примитивных произвольных движений, совершающихся вначале по словесной инструкции, и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. (1.2.2, 465) Мы рассматриваем волю, , как особую стадию в развитии поведения, именно стадию, которая характеризуется овладением собственными процессами поведения. С этой точки зрения всякий процесс поведения становится волевым тогда, когда он вступает в связь с личностью и когда личность овладевает им. Самое развитие воли становится возможным не иначе, как на основе социального развития личности ребенка. (5.1, 84 – 85) См. Личность, Поведение, Развитие
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
ВОЛЯ
свойство психики человека, проявляющееся в активной саморегуляции своей деятельности и поведения. В. различается по направленности, силе и устойчивости. Направленность В. определяется тем, на какие поступки мобилизует себя человек: добрые, конструктивные, нравственные или злые, деструктивные, безнравственные. Сила В. зависит от масштабов тех препятствий, которые способен преодолеть человек. В. м. б. устойчивой и импульсивной. Волевые качества человека оказывают существенное влияние на многие аспекты его поведения в конфликтах. Особое значение играет В. в развитии и завершении внутриличностных конфликтов. Наличие сильной В. позволяет своевременно и конструктивно разрешать противоречия между «хочу» и «надо», «могу» и «надо», «хочу» и «хочу» и др. В современных условиях человеку чаще не хватает В., нежели ума, как для регулирования конфликтов, так и для противостояния разрушительному влиянию психологии потребления и безнравственности.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Воля
Под термином воля понимают осознанное, целенаправленное управление человеком своей деятельностью; следует отметить, что волевая активность характерна только для человека. Поведение животных обусловлено инстинктами и условнорефлекторными связями. У человека в процессе социальноисторического развития образовались формы приспособления к окружающей среде на основе дифференцированных условнорефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.
В формировании волевого процесса выделяют следующие этапы:
1) побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) борьба мотивов и выбор;
4) принятие одного из возможных решений;
5) осуществление принятого решения.
Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационной деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т. д.).
Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т. е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.
Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005
ВОЛЯ
от праславянского velěti – «хотеть, позволять» –способность психики человека к проявлению активной самодетерминации, саморегуляции деятельности и поведения для достижения сознательно поставленной цели, что позволяет преодолевать внутренние и внешние препятствия, влияния и воздействия. При осуществлении волевого акта человек обязательно опирается на «внутренний интеллектуальный план», необходимый для регуляции сознательной деятельности и формирования доминирующего мотива. Реализация волевого акта требует усиления одних мотивационных тенденций и подавления других, т.е. обязательно присутствует борьба мотивов, потому как каждый волевой мотив порождает контр-мотив (его противоположность). Поэтому для актуализации волевого поведения необходим: 1) выбор мотива, соответствующего цели; 2) наличие «внутреннего интеллектуального плана» и особенностей его осуществления; 3) усиление данного мотива при подавлении остальных; 4) мобилизация усилий по преодолению помех и препятствий, мешающих реализации своей цели. Воля может быть направлена только на субъективную ценность. А волевой мотив и ценность обнаруживаются в границах конкретной ситуации и если она экстремальна и опасна для жизни и здоровья субъекта, то он может выбирать такой мотив, который противоречит даже его жизненным потребностям. Именно поэтому человек – это единственное существо, которое может добровольно действовать вопреки собственным интересам и даже уничтожить себя (героические поступки в ситуациях военного времени).
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ВОЛЯ
(Will; Wille). Термин использовался Юнгом для обозначения энергетического аспекта сознания, т.е. силы сознания по отношению к бессознательному вообще, а в частности к инстинктам. Для Юнга сознание никогда не было нейтральным фактором, но всегда активным вмешательством в явления психики (см. КОМПЛЕКС; ЭГО). Юнг определял В. как энергию, присущую сознанию, подчеркивая роль мотивации в освобождении этой энергии. Мотивацию, по Юнгу, вызывали коллективные силы, такие, как образование, культура, церковь, равно как и психические детерминанты — депрессия или невроз. Что касается инстинкта, то В. в состоянии изменять его интенсивность и ориентацию. Однако в свою очередь сама В. «пополняется» из запасов инстинктивной энергии. Здесь Юнг приближается к ранней формулировке «эго-инстинктов» Фрейда. Такие инстинкты находятся на службе у эго и оказываются в оппозиции к сексуальным инстинктам. Главное отличие состоит в том, что Фрейд основное значение придавал конфликтам, создаваемым сексуальным инстинктом, в то время как Юнг подчеркивал его трансформацию (см. ЭНЕРГИЯ; ЭРОС; ИНЦЕСТ). Используя термин «воля», Юнг подразумевал, что сознание инстинктивно, следовательно, оно есть врожденный, безусловный аспект человеческой природы, а не вторичный, приобретенный обучением фактор. Кроме того, это форма «сознания» в бессознательном (см. АРХЕТИП; САМОСТЬ). Порой Юнг спекулятивно рассуждает о возможности какойто формы сознания тела. Сфера влияния В. ограничена: В. «не может повелевать инстинктом и не имеет власти над духом» (Собр. соч. Г. 8. Парагр. 379). См. РЕЛИГИЯ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ВОЛЯ
психический процесс активации и управления собственным поведением в направлении достижения поставленных целей и преодоления возникающих препятствий как внешнего, так и внутриличностного характера (например, столкновение конкурирующих мотивов). Волевой процесс тесно связан с другими психическими процессами – вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности – направленностью, темпераментом, способностями, характером. Человек преодолевает трудности и препятствия не только благодаря В., но и под влиянием своих потребностей, чувств, опыта, знаний, привычек. Специфика волевого психического процесса состоит в сознательном усилии субъекта, направленном на активизацию всех его возможностей для достижения цели. В. может быть сильной и слабой, что обусловливается мотивами поведения, опытом человека, его привычками и убеждениями. Сила В. проявляется при выполнении сложных задач. Человеку с сильной В. присущи настойчивость в достижении цели, ответственность в делах, самостоятельность. Слабость В. проявляется в противоречивом поведении человека, излишней зависимости от обстоятельств, расхождении слов с делами. Неподверженность волевых процессов отрицательному влиянию условий и содержания деятельности (волевая устойчивость) предотвращает растерянность, шаблонность действий, способствует творческому использованию опыта и знаний в сложных ситуациях. В. является важной психологической предпосылкой успешной деятельности военнослужащих. Выполнение ими учебных и боевых задач требует умения определять цель, принимать решения, преодолевать трудности, мобилизовать силы, управлять собой, т. е. проявлять В.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Воля
произвольное, т. е. сознательное и преднамеренное, управление человеком своим поведением и деятельностью. Именно сознательность и преднамеренность отличают произвольное управление от непроизвольного (безусловнои условнорефлекторного). О сознательности говорят, когда человек понимает, почему и для чего он совершает то или иное действие или поступок, а преднамеренность свидетельствует о том, что он заранее планировал совершаемые действия или поступки.
Представления о сущности В. значительно отличались в разные эпохи. В отдельных философских учениях В. рассматривалась то как спонтанное, ничем не детерминированное поведение, то как особая, надприродная, космическая сила, определяющая ход психических процессов, то как свобода (свобода В.). Затем она стала рассматриваться в качестве свободного выбора, что привело к пониманию под ней произвольной мотивации и даже к замене понятия В. другим — «мотивация».
В противовес этой точке зрения ряд психологов стали говорить о В. только как о механизме преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей, сведя все к «силе воли». Эти ученые полагают, что последняя проявляется только в том случае, когда встречаются затруднения. Данное представление приводит к противопоставлению В. произвольному управлению. В действительности же В. (если понимать ее в качестве «силы воли») — всего лишь характеристика последнего в экстремальных ситуациях (при наличии трудностей и препятствий).
Вместе с тем неправомерна и точка зрения, сводящая В. (произвольное управление) лишь к мотивации, так как всякое волевое действие и поступок включают в себя помимо мотивации (самодетерминации) еще и самоинициацию (запуск действия подаваемой себе командой), самоконтроль за совершаемым действием, самомобилизацию и самостимуляцию при возникновении трудностей и препятствий.
Литература
Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.
Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000.
Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992.
Симонов П. В. Сеченов и проблема психофизиологии воли // Иван Михайлович Сеченов (к 150-летию со дня рождения). М., 1980.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Воля
общеславянск., основа та же, что в велеть) - 1. способность действовать независимо от внешних и внутренних ограничений; воля в таком ее представлении характеризует, как некоторые считают, целостность личности, спонтанную активность Я индивида, Данная интерпретация понятия о воле является лостаточно размытой и для психопатологии совершенно неприемлемой, она, в частности, исключает всякую возможность оценивать поведение как адекватное или отклоняющееся; 2. способность личности к самодетерминации, то есть к осознанной, целенаправленной деятельности, направленной на достижение некоего результата, который некоторое время существует только в воображении индивида (Рубинштейн, 1946). В последней трактовке воля есть внутренний процесс подготовки определенных действий, включающий последовательный ряд этапов: а) актуализацию потребности и возникновение динамического напряжения или влечения, б) осознание объекта потребности и появление определенного желания, стремления; в) борьбу мотивов, то есть осознание того, какой смысл может иметь осуществление этого стремления или желания, какова его ценность для индивида; г) продумывание и составление окончательного плана действий, отвечающего главной ценности; д) принятие решения действовать, то есть волевое усилие начать действие (здесь не имеется в виду решение действовать, продиктованное страхом, опасениями или прежним опытом, неким стереотипом действовать так или иначе); е) собственно действия или, точнее, спланированная последовательность действий и их коррекция в зависимости от конкретных обстоятельств. Данная схема в целом удовлетворительно описывает волевую активность разной степени сложности. Нарушения воли могут иметь место на каждом из упомянутых этапов волевого процесса. С указанной позиции нецелесообразно рассматривать расстройства поведения как самостоятельные, оторванные от психических расстройств, то есть как не связанные с внутренними процессами, что свойственно, в основном бихевиористически ориентированным исследователям и что нашло отражение, в частности, в МКБ-10; 3. мотивационный процесс, при этом имеются в виду различные побуждения, способные проявиться в действиях. Этот подход относится к числу наиболее употребительных в англоязычной литературе. Его основной недостаток состоит в том, что при этом игнорируется философский аспект понятия о воле, в котором отражено представление сущностных качеств человека, предмет нескончаемых дискуссий о свободе воли; 3. способность к самоограничению, к тому, чтобы контролировать свои желания, продиктованные эмоциями.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ВОЛЯ
will) Хотя в ранних работах Фрейда содержатся упоминания понятий воли и контрволи, особенно в связи с ИСТЕРИЕЙ , понятие воли не входит в состав психоаналитической теории, т.к. несовместимо с предположением о психическом ДЕТЕРМИНИЗМЕ и с идеей о том, что ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ вызываются бессознательными процессами, к которым понятие воли совершенно неприменимо. Тем не менее ПРОГНОЗЫ часто делаются на основе оценки воли к выздоровлению, хотя часто это маскируется фразами типа "высокая мотивация". Обычное психиатрическое и психоаналитическое отношение к воле можно резюмировать словами: "Пациент говорит, что он не может, его родственники говорят, что он не хочет, а психиатр говорит, что он не может хотеть",
Однако понятие воли является слишком значительным в человеческом опыте, чтобы его можно было полностью исключить, и оно поднимает голову в связи, по крайней мере, с тремя положениями психоаналитической теории:
а) понятие НЕГАТИВИЗМА используется для описания своенравия, т.е. когда своя сила воли утверждается отказом подчиняться руководству других или сотрудничать с другими, вплоть до того, чтобы причинить вред себе, желая досадить другому. Негативистское поведение можно рассматривать как способ проявления воли у людей, для которых согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей ИДЕНТИЧНОСТИ,
б) Термин "АКТИВНЫЙ" используется, чтобы охарактеризовать но просто способность осуществлять какие-либо действия, но и готовность приступить к действию, тогда как термин " ПАССИВНЫЙ " используется, чтобы описать не просто бездеятельность, но еще и готовность подчиняться воле другого. Когда Freud (1937) упоминал о способности принимать по необходимости, пассивную позицию как о критерии психического здоровья, он относил это к способности подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности,
в) Понятие мотивации (см. МОТИВ ) можно использовать, чтобы заполнить пробел между понятием воли и понятием влечения ( ИНСТИНКТ ). Если о человеке говорят, что у него сильная мотивация в отношении чего-либо, это означает, что он готов тратить время и энергию для достижения своей цели; но данная формулировка не раскрывает, потому ли это, что его активно подталкивают инстинкты, иди же потому, что он обладает сильной волей. Материалы общей дискуссии по проблеме воли, мнения о патологии воли и абсурдных последствиях попыток вызывать волевыми усилиями сексуальную чувствительность изложены в работе Leslie Farber the ways of the will (1966). См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
ВОЛЯ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ) одно из самых сложных явлений психики человека, которое, несмотря на то, что оно привлекает к себе внимание и исследуется очень давно, до сих пор трудно однозначно и точно определить. Есть, вместе с тем, несколько описательных определений В., которые представляют это явление в его существенных проявлениях и признаках. 1. В. – это некоторая внутренняя, психологическая сила, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека. 2. В. – это форма внутреннего контроля со стороны человека его собственного поведения, связанного с его сознанием и мышлением, с принятием решений и их последующим выполнением. 3. В. – это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой трудно достижимые цели и добиваться их, преодолевая внутренние и внешние препятствия. 4. В. – это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор и следовать ему в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных и одинаково легко (или одинаково трудно) реализуемых форм поведения. 5. В. – это то, чем отличается поведение человека от поведения животных. У последних воли нет, они действуют под влиянием внешних воздействий или внутренних факторов органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение. 6. В. – это источник всех сознательных и разумных действий человека.
Несмотря на то, что во всех этих определениях В. подчеркиваются существенные моменты волевой регуляции психики и поведения, ни одно из этих определений не признается исчерпывающим и полностью удовлетворительным. На протяжении всей истории развития психологических знаний, с древнейших времен до наших дней, проблема В. человека неизменно привлекала к себе повышенное внимание ученых. Ни одно из направлений в психологии, за исключением, пожалуй, только бихевиоризма, не отрицало факт существования В. у человека и не игнорировало ее. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему В. человека. Вместе с тем, ни в одной из проблем психологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от понимания ее природы, как в проблеме В. Несмотря на столетия и даже тысячелетия, затраченные учеными (философами и психологами) на изучение В., мы в ее решении до сих пор остаемся примерно на уровне XVII в.
За более, чем триста лет, прошедших с тех пор, наука очень мало продвинулась вперед в понимании сущности В. и природы волевой регуляции поведения. На вопрос о том, почему проблема воли столь трудна для научного психологического решения, можно ответить следующим образом. Во-первых, В. – это субъективное явление, не имеющее в отличие от других психологических явлений никаких специфических внешних, объективных проявлений или физиологических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать. Во-вторых, мы не располагаем какими-либо данными анатомо-физиологического характера, относящимися к В. человека (анатомо-физиологические корреляты воли до сих пор совершенно неизвестны). В-третьих, В. в психологии определяется не прямо, а косвенно – через другие психологические явления, в которых она проявляется, например, через сознание, мышление, мотивы и потребности человека. Один из возможных путей выхода из этой сложной ситуации ученые видят в том, чтобы иметь дело не с В. как таковой, а только с волевым поведением (волевым действием) сравнивая его с другими видами поведения (действий человека), и выявляя те признаки, которыми такое поведения (волевые действия) отличается от поведения (действий), в регуляции которого В. участия не принимает. См. действие безвольное (действие не волевое), действие волевое.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ВОЛЯ
англ. volition, will) - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии В. либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к др. психическим процессам. В сов. психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям.
В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом (ВИП), выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом ВИП направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие ВИП, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.
Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицат. последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Т. о., активность в ВИП выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно в ВИП настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, - и создание намерения.
Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали В. как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков - искусственных "средств поведения". Развитие В. у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн). Развитие В. начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание "правил" поведения и т. д.). К концу дошкольного - началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции - произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия. См. также Стремление.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ВОЛЯ
сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные: Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанном с постановкой проблем свободы воли (-> воля свободная). Как основные функции воли выделяются:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям - при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация процессов психических - в систему, адекватную выполняемой деятельности;
4) мобилизация физических и психических возможностей - при преодолении препятствий к достижению поставленных целей. Возможность произвольно регулировать действия и процессы психические, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр. Для появления волевой регуляции нужны определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции - преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения нормам социальным и имеющимися желаниями и прочим, - сводимо к трем реальностям, в основе коих лежит необходимость:
1) восполнение дефицита побуждения к действиям - при отсутствии их достаточной мотивации;
2) выбор мотивов, целей, видов действия - при их конфликте;
3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и процессов психических. Как социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (-> волюнтаризм). Волевая регуляция поведения и действий - это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности. Как основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами, значительно вариативный индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции - изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:
1) переоценкой значимости мотива;
2) привлечением дополнительных мотивов;
3) предвидением и переживанием последствий действия;
4) актуализацией мотивов - посредством воображаемой ситуации, и пр. Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием:
1) богатой сферы мотивационно-смысловой;
2) стойкого мировоззрения и убеждений;
3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. А также - с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепленные волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и проявить далеко не при всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят от характера дел, где проявляются.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ВОЛЯ
способность субъекта-человека, которая проявляется в его решимости действовать в направлении поставленных целей и задач, а также в его аутодетерминационных и саморегулятивных актах психики, которые сынтенционированны (волевой мотив, волевое решение) на мобилизацию психики в экстремально-ситуативных обстоятельствах; в качестве базальных функций воли обычно дифференцируют нахождение-выбор мотивов, целей, задач; контрольно-регулятивные функции, побуждающие индивида к действию; активацию-мобилизацию психики для преодоления тех или иных барьеров-препятствий термин В. был вначале использован исследователями для экспликации побуждений к действиям, осуществляемым согласно саморезолюциям индивида, но не совсем отвечающим его собственным устойчиво-четким желаниям-стремлениям; в последствии некоторые психологи стали комментировать-дескриптировать понятие В., как феномен свободного выбора, в процессе конфликта, индивидом тех или иных ориентаций, социоустановок, мировоззрений, такие человеческие качества, как выдержка, решительность, инициативность, смелость, настойчивость, упорство, а также возможность произвольно-контрольно регулировать те или иные действия, психопроцессы и подчинять их осознанным резолюциям-решениям коррелируются с механизмами воли, объясняются-модальноизируются наличием воли сам гипотетический механизм воли недостаточно тучен зарубежн. и отеч. психологами; плюральность различных обстоятельств. эпизодов, ситуаций, которые требуют волевой мобилизации-регуляции, —тут и преодоление барьеров, препятствий; интенция действий, поступков с учетом будущего, возможный конфликт интромотивов, а также конфронтация между предписаниями-аксиомами социоморали и наличием у индивида собственных социо-этических установок, — В. можно свести к четырем феноменам в фундаменте которых лежит такая потребность-необходимость: определение индивидом самоцели; подготовка психики к выбору мотивов; выбор действий, в сочетании с механизмами воли, который спроецирован-сынтенционирован на реализацию-раз-решение самой цели, поставленной задачи; пуск-запуск психоволевых актов, направленный на реализацию какого-либо проекта, замысла или же на созидательные цели, например, волевая мобилизация психики помогает талантливому ученому, писателю усилиями воли превзойти себя, свое Эго и создать талантливое произведение науки или литературы; волевой акт можно также понимать, как особое имманентное действия, включающее различные внешние и внутренние средства, стимулы, инструменты; но может выступать, как новоконститутив самой психики, обусловленной эволюцией какой-либо деятельности-активности индивида, а также, как система или субсистема дифференциальных психических процессов, в котором принимают активное участие акты ментальности, воображения, эмоций, мотивов и т.п.; при волевом акте, заметим, имманентный интеллигибельный абрис (внутренняя рефлексивная модель) сынтенционирован на поиск-находимость тех действий, актов поведения, которые при данные обстоятельствах, в конкретной ситуации и могут привести самого индивида к достижению поставленной цели, задач; рам волевой акт включает в свою модель, в свой контекст борьбу плюральных мотивационных индексов-мотивов-тенденций а когда уже в самой борьбе берут верх те или иные побуждения-мотивы, —которые, в основном, апеллируют к нравственно-этическим нормам. — сама деятельность может осуществляться либо с механизмами волевой регуляции, либо, с элиминированием-отсутствием таковых; волевое поведение индивида предполагает наличие таких психопроцессов, посредством которых человек усиливает мотивационные акты, детерминирующие сознательно поставленные цели, задачи; результирующая роль принадлежит ментальному построению-конструкции самих будущих обстоятельств-эпизодов; в такой модели индивид отчетливо-ясно представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит следуя осознанным цепям, а также негативные последствия акций-действий, которые могут быть детерминированны его желаниями-стремлениями; таким образом если предвосхищается модель будущих результатов, связанных с достижением цели и само предвосхищение окажется сильнее имеющихся у человека эмоций-переживаний, то уже сами переживания-эмоции-чувства суммируются в предикате дополнительных мотивационных структур, обеспечивающих приматы побуждений-стремлений, связанных с реализацией осознанно сконструированной цели; волевая активность в имманентном плане выступает как феномен, порождающий новые мотивационные акты-тектоны-модели; кардинальное здесь, что во внутреннем плане-абрисе данная ситуация отраженная в схеме-модели будущего приобретает мультисмыслы-мультизамыслы-мультиидеи, что и дефиницирует окончательный финал борьбы-дуэли мотивов и интерполирует-формирует принятие решения (ауторезолюция) в пользу самих волевых актов-действий-поступков; итак, волевая регуляция поведения и действий является произвольным актом активности человека; она тектонизируется и эволюционизируется под воздействием контроля за его поведением со стороны социума, а затем самоконтроля-само-регуляции личности - волевая регуляция интерпретируется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от индивида, а при самой регуляции результируются-инструментируются индивидуальные приемы-средства; одним из таких приемов и является трансформация смысла-идеи какого-либо действия; преднамеренное-намеренное изменение -метаболизация смысла-идеи самих действий, поступков кои приводят к изменению, эволюции побуждений может достигаться также через переориентацию-метаиндексацию значимости самого того или иного мотива, а уже дополнительные мотивы и их конструкты через прогнозирование, переживания тех действий, последействие через акцентуацию мульти-мотивов посредством предвосхищаемой-воображаемой ситуации и ее фабульных ходов-эволюция волевой регуляции зависит прежде всего от конституирования-формирования полиструктурной идейно-мотивационно-смысловой имманентной личностной сферы индивида от его стойкости, лабильности, без лабильности концепций и социоориентаций в бытии, в мире; эволюция воли начинается в раннем периоде детства и проходит длинный путь своего развития, например, генерация действий, сынтенционированных на осуществление-реализацию желания; избирательность действий-акций ребенка, подростка, а также, заметим, его готовность действовать в противовес своему настроению, эмоциональным побуждениям.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ВОЛЯ
ВОЛЯ / VOLITION– высшая психическая функция, способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свои поведение и деятельность. В. А. Иванников под В. понимает ту работу сознания человека, которая может ликвидировать дефицит побуждений к задуманным действиям, обеспечить выбор среди альтернатив, сделать привлекательным решение каких-либо задач. Основной компонент В.– акт осознанного принятия решений. Произвольность и надситуативность– главные принципы волевого поведения. Волевое усилие– это акт проявления, который направлен на мобилизацию всех психических и физических возможностей человека, направленных на преодоление препятствий в процессе деятельности. В отечественной психологии В.– процесс социально и культурно обусловленный, однако имеются данные о связи В. с особенностями свойств нервной системы– по И. П. Павлову. В зарубежных подходах В. значительно чаще исследуется с точки зрения психофизиологии и нейропсихологии, где заключается в определенной активности мозговых сетей, выполняющих ряд сложных решений выбора между альтернативными действиями. Волевой процесс тесно связан с другими психическими процессами: вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности– направленностью, темпераментом, способностями, характером, системой ценностей. Человек преодолевает трудности и препятствия не только благодаря В., но и под влиянием своих потребностей, чувств, опыта, знаний, привычек. В. может быть различной по своей силе; традиционно говорят о сильной и слабой В., которая обус ловливается мотивами поведения, опытом человека, его привычками и убеждениями. Сила В. проявляется при выполнении сложных задач. Человеку с сильной В. присущи настойчивость в достижении цели, ответственность в делах, самостоятельность. Слабость В. проявляется в противоречивом поведении человека, излишней зависимости от обстоятельств, расхождении слов с делами. Неподверженность волевых процессов отрицательному влиянию условий и содержания деятельности (волевая устойчивость) предотвращает растерянность, шаблонность действий, способствует творческому использованию опыта и знаний в сложных ситуациях. Формирование В.– длительный и сложный процесс, детерминированный большим количеством эксплицитных и имплицитных факторов: влияние ближайшего семей ного окружения, а также различных социальных групп, общей социальной си туации развития, социальные нормы, стандарты, стереотипы, в том числе «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». Большую роль играют эмоциональная, мотивационная, ценностная сферы личности и такие биосоциальные факторы, как пол и возраст. В. является важной психологической предпосылкой успешной профессиональной и учебной деятельности. Успешное выполнение трудовых, учебных, творческих, общественных и других задач требует умения определять цель, принимать решения, преодолевать трудности, мобилизовать силы, управлять собой, т. е. проявлять В. В. проявляется посредством волевых действий.
Волевые действия / Валявыя дзеянні / Volitional actions. С. Л. Рубинштейн пишет: «Действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву,– это и есть волевые действия». Волевые действия направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. Волевые действия могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других (в учебной, трудовой, служебной деятельности). Если при этом данные извне задания личностно принимаются и интериоризуются, внутренне одобряются как свои собственные, то энергии на их волевую организацию потребуется значительно меньше. По структуре различают простые и сложные волевые действия Простые волевые действия состоят из двух компонентов: постановки цели и исполнения. Сложные волевые действия включают: возникновение побуждения и предварительную постановку цели; продумывание способов и приемов достижения цели, планирование действий, преодоление отрицательных мотивов; принятие решения; выполнение принятого решения; оценку сделанного, формирование установки на совершение волевых действий в будущем. В процессе жизни и деятельности человеку постоянно приходится совершать волевые действия, которые при надлежащей мотивации могут стать устойчивыми чертами поведения и волевыми качествами, отражающими своеобразие личности человека, его опыт, профессию, индивидуальные особенности, впоследствии сформировать систему волевых качеств личности.
Волевые качества / Валявыя якасці / Volitional qualities– устойчивые психологические структуры, в состав которых входят мотивы, навыки, привычки, знания, опыт, умение человека управлять своим поведением в сложных ситуациях. В волевых качествах отражаются активность личности, способности к саморегуляции, к сознательному мобилизующему усилию и управлению своим поведением. Различные классификации волевых качеств описаны в работах В. В. Никандрова, П. А. Рудика, В. К. Калинина, В. И. Селиванова, А. Л. Высоцкого. Е. П. Ильин выделяет вертикальную структуру волевых качеств из трех слоев: 1) нейродинамические особенности; 2) волевое усилие; 3) личностные факторы. В подходе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана проявление волевых качеств связано с самооценкой личности и ее позитивными установками. В ситуации, когда человек уверен в своих силах и возможностях, он будет более ярко проявлять необходимые для решения ситуации волевые качества: настойчивость, решительность, самостоятельность, инициативность и др. Такие качества будут иметь статус частных (ситуативных), т. к. их проявления обусловлены особенностями ситуации. Постоянными же (инвариантными) волевыми качествами будут те, которые проявляются в обычном поведении личности и соответствуют ее действительным возможностям, а не являются следствием установок и высокой самооценки. Анализ волевых качеств как совокупности личностных черт (т. е. волевых качеств личности) был также осуществлен М. В. Чумаковым. В результате факторного анализа были получены следующие волевые качества: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, находчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность. Высокий уровень (сила) волевых качеств предоп ре де ляет эмоционально-волевую устойчивость человека: неподверженность его отрицательным влияниям (внешним и внутренним), сохранение им эффективности деятельности в трудных ситуациях. Развитие и закалка волевых качеств происходят в процессе формирования личности под влиянием всей системы жизни и деятельности человека. Особую роль в формировании волевых качеств человека играют активизация и закрепление положительных мотивов деятельности и оптимальных способов преодоления трудностей. Обзор методов исследований В. в психологии дан в работе К. Р. Сидорова , особенно хорошо зарекомендовал себя тест-опросник диагностики волевых качеств личности М. В. Чумакова. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.