усиление степени волевого контроля человека за своими психическими процессами, состояниями и поведением, превращение все большего числа действий и поступков человека из безвольных в волевые. Развитие В. связано с активным включением сознания и мышления человека в процесс его саморегуляции. В развитии В. человека в онтогенезе сначала появляются ее предпосылки, затем складываются сами волевые действия и после них появляются и закрепляются волевые качества личности. Предпосылкой к началу развития В. у детей становится, по-видимому, получение ими удовольствия от того, что ими достигнута поставленная перед собой цель за счет собственных усилий и самостоятельного преодоления препятствий. Такое поведение можно наблюдать у детей, начиная примерно с возраста 6-8 месяцев. В форме волевых действий воля начинает развиваться у детей только в раннем возрасте. Первые признаки наличия волевого поведения у детей можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни.
Речь идет о том периоде жизни ребенка, когда он начинает стремиться самостоятельно доводить начатое дело до конца, заявляет «я сам», отказывается от посторонней помощи и многократно, настойчиво повторяет свои действия, направленные на достижение цели. К концу третьего года жизни относятся уже вполне отчетливые, устойчивые признаки наличия у детей волевого поведения. Они свидетельствуют о том, что у ребенка начинают формироваться первичные волевые качества (настойчивость, целеустремленность, упорство и упрямство). О формировании вторичных волевых качеств, характеризующих личность взрослого человека, можно говорить, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный, сознательный и целенаправленный характер. Обычно это происходит от 5 до 6 лет или в дошкольном возрасте. У многих детей в играх, в общении, в учении и в труде в это время начинают проявляться целеустремленность и ответственность, т. е. высшие волевые качества личности. В. человека может продолжать развиваться. Особенно важным в этом отношении является подростковый период. Более того, большинство детей этого возраста начинают сознательно и целенаправленно развивать свою В. К концу подросткового и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать уже сформировавшимися. После 25—30 лет В. уже не развивается или развивается слабо. В. может меняться и развиваться дальше, но соответствующие изменения имеют уже не общий, закономерный, характер, а являются индивидуально своеобразными. См. действие безвольное (действие не волевое), действие волевое, мышление, саморегуляция психическая (саморегуляция психологическая), сознание.