ЗАВИСИМОСТЬ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Зависимость
Dependence). Положительное качество, способствующее здоровому психологическому развитию и росту человека.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Зависимость
addiction) - физическая зависимость от определенного вещества, для которой характерны симптомы привыкания или отвыкания во время воздержания или и то и другое.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Зависимость
(dependentiam) – непреодолимое патологическое влечение, привычка, злоупотребление и/или пристрастие к чему-либо. Может включать психологическую (психическую) и физическую форму. БЛС: Антагонисты опиатных рецепторов конкурентные.

Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.

ЗАВИСИМОСТЬ
от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность - аффективной природы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Зависимость
разновидность состояния в наркомании. Характеризуют: сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема наркотика, а также попытки получить его любой ценой; тенденция увеличения дозировки по мере развития З.; психическая (психологическая или эмоциональная) З. от эффекта наркотиков; губительные последствия для личности и общества.

Источник: Собриология. Глоссарий. 2009

ЗАВИСИМОСТЬ
1 - 8 статистике – связь между переменными, при которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой. Обратите внимание, что в этом смысле подразумевается наличие причинной связи между переменными. Иногда автору может понадобиться употребить этот термин, сохраняя нейтральность в отношении причины и следствия. В таких случаях используется фраза статистическая зависимость, слово "статистический" предполагает, что истинные причинно-следственные отношения не установлены. 2. В социальной психологии – чрезмерное полагание на поддержку, мнения: убеждения, идеи и т.д. других людей. 3. В психофармакологии – лекарственная зависимость.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Зависимость
в психологии развития) — повышенная привязанность ребенка к взрослому. Понятие 3. разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковым, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную 3. Многие авторы включают в понятие 3. поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством для контактов со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления 3. как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка, собственная активность ребенка и его воздействие на мать, как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения. Я. Н.Авдеева

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Зависимость
Разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности. Они готовы на все, чтобы избежать одиночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человек чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отношений становится для него таким важным делом, что он предпочитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостью, более уязвимы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрессии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависимости: 1. С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку. 2. Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи ошибочного опыта при научении, когда зависимое поведение неадекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось наказанию. 3. Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, который помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Таким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических переходах предпринимаются попытки высвободить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой терапии играет почти неизбежный перенос (смещение аффекта) на терапевта. В когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе, чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношениях с партнером.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Зависимость
(англ. Dependance). Этим словом определяется состояние человека или его поведение, когда он находится (или чувствует себя) в подчинении другого человека или ситуации. Состояние 3. может быть действительным или обусловленным болезнью. В качестве особого состояния 3. в психиатрии и психологии изучается обусловленная 3. от разных химических продуктов (в основном, с токсическими свойствами), которые принимаются с целью получения удовольствия или как стимуляторы. К этому типу 3. относятся: физическая зависимость (см.) и психическая зависимость (см.). Физиологической основой зависимостей является изменение в действии медиаторных и энзимных систем. Кроме 3. от психоактивных веществ, существуют также зависимости от определенных идей, от личностей, от азарта, от секса, от вероисповеданий и др. При некоторых болезненных психических состояниях больной ощущает себя зависимым и находится под влиянием своих болезненных переживаний (навязчивых и особенно - бредовых мыслей). Веществами, способными вызывать психологическую зависимость, являются: никотин (см.), принимаемый посредством курения сигарет, индийская конопля (канабис), а также многие т. н. мягкие наркотики (барбитураты, амфетамины и др.). 3., лекарственная (англ. Dependance или drug dependance). Психологический и/или физиологический эффект, вызванный приобретенной привычкой приема определенных лекарств. Характеризуется непреодолимым желанием продолжить прием лекарства. При физиологической зависимости прекращение приема лекарства вызывает специфические симптомы, известные как симптомы отнятия - потение, рвота или дрожание, которые исчезают при приеме следующей дозы. Веществами, которые могут вызвать физиологическую зависимость, являются алкоголь, «твердые наркотики» - морфин, героин, кокаин. Лечение проводится трудно и требует специальных приемов. Гораздо чаще встречается психологическая зависимость, при которой повторяющийся прием данного лекарственного препарата порождает скорее всего психическое предчувствие улучшения состояния и благополучия, но отсутствуют физические признаки отнятия, если прием лекарственного препарата прекратится. Веществами, которые могут вызвать психологическую зависимость, являются: никотин (в сигаретах), индийская конопля (канабис) и мягкие наркотики (напр. барбитураты и амфетамин).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

зависимость
F1x.2) [dependence] - Как общий термин означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Применительно к алкоголю и другим психоактивным средствам термин подразумевает необходимость повторных приемов психоактивного средства для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого самочувствия. В DSM-IIIR зависимость определяется как "совокупность познавательных, поведенческих и физиологических симптомов, которые указывают на то, что у индивида нарушен контроль над потреблением психоактивного вещества и он продолжает употреблять вещество, несмотря на неблагоприятные последствия". Термин приближенно эквивалентен термину синдром зависимости в МКБ-10. В контексте МКБ-10 термин "зависимость" может вообще относиться к любому из элементов данного синдрома. Термин часто используется наравне с терминами болезненное пристрастие (аддикция) и алкоголизм.В 1964 г. комитет экспертов ВОЗ ввел понятие "зависимость" вместо понятий наркомания и привыкание5. Термин можно использовать в широком смысле применительно к целому ряду психоактивных лекарственных средств (лекарственная зависимость, химическая зависимость, зависимость от употребления вещества) либо в более узком смысле - применительно к конкретным психоактивным средствам или классам психоактивных средств (например, алкогольная зависимость, опиоидная зависимость). Несмотря на то, что МКБ-10 описывает зависимость с помощью терминов, применимых ко всем классам психоактивных средств, имеются различия в характерных симптомах зависимости для разных психоактивных средств.В общем смысле зависимость относится как к физическим, так и к психологическим элементам. Психологическая или психическая зависимость подразумевает нарушенный контроль над употреблением алкоголя или других психоактивных средств (см. влечение (патологическое), компульсивное влечение), в то время как физиологическая или физическая зависимость означает толерантность и симптомы состояния отмены (см. также нейроадаптация). При биологически ориентированном рассмотрении термин "зависимость" часто относится только к физической зависимости. - Термины "зависимость" или "физическая зависимость" используются также в психофармакологическом контексте в еще более узком смысле и указывают лишь на развитие симптомов состояния отмены после прекращения употребления психоактивного средства. В этом узком смысле перекрестная зависимость рассматривается как комплементарная к перекрестной толерантности, причем в обоих случаях имеются в виду только физические симптомы (нейроадаптация).

Источник: Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других ПАВ

ЗАВИСИМОСТЬ
DEPENDENCE)
Стремление полагаться на другого в целях получения удовлетворения и/или адаптации. Хотя зависимость может оказывать нормативное влияние на развитие и переживается кок потребность, в целом оно имеет уничижительное значение, предполагающее чрезмерную или несоответствующую возрасту потребность полагаться но другого.
Чрезмерная зависимость чаще всего встречается у лиц с 'орально зависимым' характером и токсикомонов. Некоторые наиболее острые расстройства во многом основаны на дефектах нормальной зависимости, Аутистические, шизоидные и некоторые пограничные состояния возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к объекту. Антисоциальный характер может также основываться на отказе от ранних объектных отношений и от детской потребности в любви и защите. При детских симбиотических психозах зависимость чрезмерна, что препятствует нормальному процессу сепарации-индивидуации.
Зависимость оказывает существенное нормативное влияние на развитие психической организации. Фрейд указывал на ее значение для удовлетворения либидо, формирования здоровых привязанностей к объектам, развития Я и Сверх-Я; он также отмечал ее связь с тревогой, религиозными верованиями и развитием неврозов. По словам Малер (1963), 'либидинозная доступность матери - в связи с эмоциональной зависимостью ребенка - способствует оптимальному развертыванию врожденного потенциала' ребенка (с. 322). Пэренс и Саул (1971) признают, что зависимость является нормальным аспектом существования человека, его психического развития и объектных отношений. По их мнению, влияние зависимости особенно заметно у тех видов живых существ, которые характеризуются неполной психофизиологической дифференциацией при рождении. Незрелость и беспомощность индивида побуждают и утверждают потребность в объекте. Значение этой детерминанты для личностного развития настолько велико, что Анна Фрейд (1963) предположила наличие следующей линии развития: 'от зависимости к уверенности в себе и взрослым объектным отношениям'. Главное в этом процессе - интернализация объектных отношений, с помощью которых ребенок получает поддержку извне. Чем более удовлетворительны объектные отношения в раннем детстве, тем устойчивей в дальнейшем объектный катексис, приводящий к либидинозной 'внутренней поддержке'. Однако зависимость сохраняется на протяжении всей жизни, и многие патологические состояния, в которых она играет ключевую роль, возникают в контексте неудовлетворительных, искаженных или неудачных человеческих отношений. В этих и других случаях зависимость от объектов может замещаться зависимостью от психических репрезентантов, таких, как переходные объекты, религиозные идеи или общественные институты-

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Зависимость
англ. dependance) - 1. в статистике - связь между переменными, при которой изменение одной переменной вызывает изменения другой или других. Такая связь может быть каузальной либо, что обычно бывает, вероятностной (указывающей на то, что изменения детерминированы и какими-то другими, в том числе некими, другими, чаще всего неизвестными факторами). Лица, принявшие в период школьного обучения модель каузального мышления, воспринимают бесчисленные статистические выкладки в лучшем случае как обозначение неких хрупких тенденций, чем серьезные научные данные; 2. в социальной психологии - не имеющая достаточных объективных оснований уверенность автора некоей идеи в том, что эта идея непременно найдет поддержку со стороны других людей; 3. в психопатологии – расстройство, при котором индивид чувствует себя подчиненным кому- или чему-либо таким образом, что при определенных обстоятельствах он вынужден вести себя вопреки собственной воле, активности своего сознания. Побуждение, вытекающее из зависимости, в отечественной психопатологии нередко обозначается как компульсивное (см.), равно как, согласно другой интерпретации, и поведение, отличающееся однообразным воспроизведением болезненной модели поведения в разных ситуациях; 4. в психологии – поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом зависимости может быть другой человек, социальная единица (расширенная семья, религиозная или общественная группа), некая неосязаемая, воображаемая сущность (например, ангел-хранитель) или даже система убеждений, которой человек предан и от которой он, в свою очередь и по его мнению, получает психологическую поддержку (например, осмеянная много раз и мало кем понятая философия ненасилия Л.Н.Толстого, основанная на положениях Нагорной проповеди Евангелия). В зависимых обществах, таких, как Япония, индивид обучается безусловному подчинению в вертикальной системе власти, поскольку, как предполагается, принятый идеал такой конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого члена общества. В США от человека ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти, так как предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства человека. В России традиционно принимается принцип общинности, тогда как подчинение власти и индивидуальным побуждениям отвергается как чуждые культуре и интересам общества. В.И.Ленин, как сообщают некоторые авторы, был единственным из большевиков, выразителем общенародных интересов, который понимал это и почему он не без труда отказался от доктрины К.Маркса, согласно которой страна непременно должна была пройти капиталистический этап исторического развития. Основными характеристиками зависимости в социальной психологии считаются связь, обязательство, реципрокность (индивид считает, что «давать» означает и «получать» и наоборот), доверие, преемственность (между поколениями) и вовлеченность в общее дело.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Зависимость
см. функция, отношение. Функция (лат. - исполнение) - обязанность, круг деятельности. «Функция - это существование, мыслимое нами в действии» (Гете). В логическом, особенно в математическом смысле функция означает отношение зависимости двух изменяющихся величин (переменных) или группы величин, характеризующихся тем, что изменение одной имеет следствием изменение другой, т.е. каждой величине одной группы всегда определенным образом подчиняется каждая (или многие) величина другой группы (К.ф.э. - С498). При диагностике в антропологическом аспекте зависимость чаще всего применяется как однонаправленный отрезок связи, который односторонне проводит те или иные действия, усилия, энергетику. Зависимость всегда ассоциируется с несамостоятельностью и подчиненностью какому-либо объекту, который задает действие и определяет функцию того компонента, который признан зависимым. При диагностике всегда необходимо соотноситься с главной закономерностью зависимости: зависимость всегда непосредственна. Отсюда вытекает вторая закономерность: объект, главный и определяющий «жизнь системы», действует опосредованно. Сначала действует на непосредственно зависимый компонент и производит в нем преобразование, а в дальнейшем только второй объект может в свою очередь заставить действовать третий объект. Таким образом, закономерно и то, что первый объект сразу не может влиять на третий объект. С точки зрения иерархических зависимостей промежуточный объект (второй объект) выполняет инструментальную функцию.
Представление о закономерностях зависимостей используется при диагностике в двух случаях: при анализе корреляционных плеяд, когда усматриваются ситуации последовательных соединений, при этом психологические закономерности прямо расходятся с математической логикой. По математической логике, если А связано с Б, а Б связано с С, то, следовательно, Б связано с С. В психологии имеется зависимость: А связано с Б, а Б связано с С, то С может быть независимо от А. На пример, по ММРI 2-я шкала, 1-я шкала, 3-я шкала коррелируют с 6-й шкалой, но 2-я и 3-я шкалы не коррелируют между собой; при анализе криволинейных корреляций. В отличие от прямолинейных корреляций, где исходным является положение: если X зависит от У, то и У зависит от X (имеется в виду синхронное изменение их величин), при криволинейных корреляциях имеет место только односторонняя зависимость: X может зависеть только от I. Криволинейные корреляции, таким образом, свидетельствуют о возможных влияниях со стороны каких-либо объектов. При этом зависимости в криволинейных коэффициентах всегда связаны с определенными пределами, то есть X зависит от У только до момента, когда линия зависимости в определенной точке «перегибается» (перегиб). Такие зависимости возникают в условиях повышенной напряженности.
Например, по данным Н.С. Ильинковой, «контактные типы» имеют 60% прямолинейных зависимостей, в то время как «конфликтные типы» имеют около 67% криволинейных коэффициентов. Это означает, что конфликтность связана всегда, с одной стороны, с высокой напряженностью, а с другой - с готовностью к резким переменам. Практически при применении принципа «сепарации» и «версификации» в любых тестах при анализе связей последние всегда просматриваются на предмет вариантов зависимостей. Например, в протоколах теста «ассоциаций» имеется несколько наиболее часто повторяющихся слов. Последовательно анализируется возможность зависимостей одной зоны, в которую входят повторяющиеся слова, от другой зоны. В конечном счете выявляется приоритетная зона, которая влияет на все остальные, которые в свою очередь являются от нее зависимыми.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

ЗАВИСИМОСТЬ
стремление в чем-то или во всем полагаться на другого человека или других людей в целях получения удовлетворения, обретения безопасности, достижения успехов в жизни.
   Зависимость может быть нормальной и патологической, инфантильной и взрослой, умеренной и чрезмерной. Она может выступать в качестве необходимого средства достижения определенных целей, переживаться как внутренняя настоятельная, но мучительная потребность, осознаваться или оставаться бессознательной, предопределяющей мышление и поведение человека.
   З. Фрейд рассматривал первоначальную зависимость грудного младенца от матери в плане удовлетворения потребности в пище и получения сексуального удовольствия от акта кормления грудью. Он считал, что в последующей замене материнской груди частью собственного тела, когда малыш начинает сосать собственный пальчик, ребенок «получает независимость в получении удовольствия от одобрения внешнего мира». Зависимость ребенка от матери и первые проявления независимости от нее рассматривались им как имеющие важное значение для последующего психосексуального развития человека, формирования здоровых отношений с иными объектами или образования болезненных привязанностей, превращающихся в патологическую зависимость от других людей.
   Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики исследовали эмоциональную зависимость младенца от матери, нормальные и патологические пути развития ребенка, связанные с обретением им независимости, фиксацией на инфантильных привязанностях, регрессией к предшествующим зависимым отношениям. Так, в работе «Норма и патология детского развития» (1965) А. Фрейд рассмотрела типичную психоаналитическую линию развития – «от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого», которая, по ее мнению, включает не только различные ступени (телесная самостоятельность, опрятность, ответственность и др.), но и разные уровни (минимальный, оптимальный). Одновременно она показала негативные следствия инфантильной зависимости, возникающие в том случае, когда мать руководствуется в своих действиях не потребностями ребенка, а безличными предписаниями, что может сказаться на возникновении внутренних сложностей детского развития, проявляющихся, в частности, в нарушении кормления и сна, порождении архаических страхов.
   Если одни психоаналитики, включая А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Шпитца, М. Малер, уделили значительное внимание изучению инфантильной зависимости, то другие сделали акцент на рассмотрении невротической зависимости взрослого человека. В частности, К. Хорни обратилась к осмыслению специфики эмоциональной зависимости, возникающей в результате невротической потребности человека уцепиться за кого-то, дающего надежду на защиту. По ее мнению, «такая зависимость не только может причинять бесконечные страдания, но даже быть исключительно пагубной». Как показала К. Хорни (1885–1952), структура эмоциональной зависимости представляется сложной, включает в себя сильное чувство обиды, порождает различные страхи и является составной частью невротической потребности в любви. Эта проблематика была рассмотрена ею в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), в которой также был поставлен вопрос об эмоциональной зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии. С точки зрения К. Хорни, проблема заключается не столько в том, почему такая эмоциональная зависимость имеет место в анализе (нуждающийся в защите человек будет цепляться за любого врача), сколько в том, «почему она особенно сильна и почему она встречается так часто». И то и другое характерно для аналитической терапии, поскольку помимо всего прочего анализ означает проработку защит, возбуждает тревогу, скрывающуюся за этими защитами, а возрастание тревоги заставляет пациента тем или иным образом цепляться за аналитика, порождая у первого эмоциональную зависимость от второго.
   В современной психоаналитической литературе уделяется внимание осмыслению различных аспектов инфантильной и взрослой, нормальной и патологической зависимости. Предметом обсуждения является и степень зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии, а также использование технических средств и приемов с целью обретения пациентом независимости как от инфантильных привязанностей к другим лицам, так и от внутренних переживаний, связанных с реакциями переноса различных чувств и отношений, включая потребность в зависимости, на аналитика.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Зависимость
dependency) З. - это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений, как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь, получает поддержку. По определению, З. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и получает З.: давать значит получать, а получать значит давать. З. тж предполагает обязательность: от зависимых ожидают, что они будут искать и получать ответную поддержку. Нарушение участия в этом круге обязательств может вызывать разнообразные ответные реакции сторон - от вербального неодобрения до остракизма. З. отличается от родственного ей процесса взаимозависимости, при к-ром отдельные стороны обоюдно ищут идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения друг от друга. В "зависимых обществах", таких как Япония, новоявленное эго обучается подчинению в вертикальной системе власти. Предполагается, что идеал конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. В "независимых обществах", таких как совр. Америка, от только что образовавшегося эго ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти. Предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. Осн. характеристиками З. являются связь, обязательство, реципрокность, доверие, преемственность и вовлеченность. Каждая культура или субкультура определяет "нормальную" З. на основе своей собственной системы ценностей. В то время как зап. мышление минимизирует преемственность между живущим и его предками, зависимые культуры склонны расценивать нарушение преемственности как угрожающий фактор. Несмотря на существующие культурные различия, в З. прослеживаются определенные универсальные характеристики. Эти определяющие характеристики делятся на 3 группы. Первая группа может рассматриваться как "негативная" З., к-рая задерживает психосексуальное развитие, ухудшая способность справляться с различными жизненными ситуациями. Вторая группа может расцениваться как "позитивная", улучшающая процесс созревания за счет того, что помогает индивидуумам и группам функционировать т. обр., к-рый поддерживает их чувство благополучия. Третья группа характеризуется отсутствием или прекращением отношений З., что тж может задерживать развитие. Трактовку З. полезно подразделять на 3 "культурно исторические" фазы: а) дописьменная родоплеменная - формирование народности (с начала челов. истории и до настоящего времени); б) совр. колониальная (1500-1945 гг.); в) постколониальная (с 1945 г. до настоящего времени). Фаза дописьменных культур и обществ с родоплеменной организацией В ранних этнологических исслед. З. рассматривалась как структурная сетевая орг-ция, осн. на родовых, общинных, народных и расширенных семейных паттернах взаимоотношений, к-рые расценивались в целом как позитивные. Считалось, что они обеспечивали защиту, безопасность и др. потребности в условиях жизни, характеризующейся донаучным видением мира и низким технологическим уровнем. В таком об-ве люди определяют себя или определяются с позиций их связей с др., а не с т. зр. того, как они независимо реализуют или проявляют себя. Успешность во взаимодействиях такого рода считается наиболее важным показателем зрелого самовыражения. Современная колониальная фаза Нарушение традиционных паттернов З. стало важным и зачастую недооцениваемым рез-том колониальных контактов, начавшихся с XV в. Как показал Маннони, важнейшим фактором завоевания коренного населения послужила его собственная тенденция к переносу ожиданий З. с привычных властных фигур на европейских заместителей власти. Агрессивные европейские культуры эксплуатировали эти ожидания З. коренных народов, одновременно экспортируя ценности независимости, индивидуализма и прогресса, к-рые ослабляли сопротивление коренного населения так же, как конница Кортеса или огнестрельное оружие англичан. Протестантская трудовая этика со своим жестким акцентом на соперничестве, нанесла сокрушительный психол. удар традиционным представлениям о взаимности, обязательстве и доверии. Думается, в условиях долговременной колонизации сама личность коренного жителя подвергалась жесткому давлению необходимости согласовывать несовместимые с З. системы убеждений. В это же самое время в зап. мире состояние З. систематически низводилось до уровня "невротического поведения". Зигмунд Фрейд теоретически предсказывал, что беспомощность младенца является источником пожизненных оков З., против к-рых зрелое эго должно вести непримиримую борьбу. Кроме того, Фрейд утверждал, что психол. структуры и функции об-ва соответствуют психол. структурам и функциям отдельных людей. С позиций совр. мышления каждый индивидуум, испытавший на себе сильное влияние теорий Фрейда, должен бороться за освобождение от разнообразных форм З., начиная с З. от матери и кончая З. от различных групп. То, что ранее считалось взаимностью, ныне расценивается как беспомощность. Постколониальная фаза Начиная примерно с 1945 г., в зап. мире начало проявляться убеждение, что чрезмерный акцент на независимости, переменах и соперничестве привел к росту массового отчуждения, аномии и даже увеличению показателей заболеваемости. Реакцией на такое положение стала наметившаяся тенденция к пересмотру роли З., к-рая проявила себя в разнообразных недавних событиях общественной жизни. Карл Роджерс своими работами по групп. динамике стимулировал развитие общественных движений и профессиональных подходов, акцентирующих роль зависимого взаимодействия. Еще позднее "формирование сети связей" стало важнейшим побуждением людей, к-рые осознают свою потребность в связи с др., особенно в условиях большого города. Др. ил. видоизменения З. служат кооперированные семьи, в к-рых не находящиеся в отношениях кровного родства члены двух или трех поколений объединяют свои потребности и ресурсы в рамках одного жилища или, по крайней мере, в рамках одной общины. См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение (политическое), Связь и привязанность, Кросс-культурная психология, Просоциальное поведение Дж. Гурьян

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Зависимость
неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. В рамках психологического знания традиционно понятие «зависимость» рассматривается в психологии развития и при этом в логике, прежде всего, неопсихоаналитической парадигмы. Следует отметить, что понятие «зависимость» разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковых, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную зависимость. Многие авторы включают в понятие «зависимость» поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством контакта со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления зависимости как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка; собственная активность ребенка и его воздействие на мать; как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения» (Н. Н. Авдеева). В то же время в последние годы понятие «зависимость» приобретает все большее звучание в социальной психологии и при этом не в связи с возрастом субъекта. Кстати, в данном случае о зависимой личности как о самостоятельном субъекте можно говорить лишь условно. Дело в том, что именно ее зависимость оказывается тем основанием, в связи с которым она в психологическом плане как раз и должна рассматриваться в качестве индивида, во многом потерявшего свою субъектность. Иначе говоря, о нем более оправдано упоминать скорее как об объекте. Другими словами, в социально-психологическом смысле зависимость личности задает исследователю тот ракурс изучения проблемы, когда в центре его внимания оказываются, прежде всего, те факторы, которые и превращают личность в объект того или иного внешнего воздействия. Следует отметить, что, как правило, подобную ситуацию в силу тех или иных обстоятельств личность «задает» себе сама, будучи еще в качестве вполне полноценного субъекта. По-видимому, в качестве одного из допустимых исключений из этого правила может быть оценена суггестивная зависимость, которая по большому счету является врожденной и практически никак не зависит от воли той или иной конкретной личности, так как решающим в данном случае является изначальная, собственно индивидная предрасположенность к «внушающему воздействию». И все же то, что в современной психологии имеет отношение к тому или иному аддиктивному поведению (данная проблематика активно разрабатывается сегодня в рамках, например, психологии здоровья), может и должно рассматриваться, с одной стороны, как свободный личностный выбор, а с другой — как выбор, может быть, и не осознанный потери собственной личностности. Следует понимать, что интернет-зависимость, зависимость наркотическая или алкогольная, зависимость от азартных игр и т. п. хоть принципиально и различаются по социальным последствиям, но в личностно психологическом плане — суть одно, а именно — готовность отказаться от субъектности во имя того, чтобы удовлетворить, как правило, актуальную потребность, неадекватным способом поддержать уровень своей самооценки, уровень притязаний, компенсировать реальные или мнимые представления о своей личностной несостоятельности.
Проблеме утраты человеком своей субъектности большое внимание уделял создатель гуманистического психоанализа Э. Фромм. Он считал ее одной из ключевых проблем современного общества, превращающего человека в своего рода одушевленный придаток современных технологий и массового производства: «Человек превращается в предмет, похожий на шестереночку огромной машины, и перестает быть человеком. Он проводит львиную долю своего времени на работе, которая его совершенно не интересует, с людьми, которые ему абсолютно неинтересны, изготавливая вещи, к которым он совершенно равнодушен, а те изделия, которые он не производит, он потребляет. Он вечный ребенок с открытым ртом, который без всяких усилий со своей стороны, без какой-либо внутренней активности принимает все то, что предлагает ему индустрия, разгоняющая скуку (и скуку же порождающая), — сигареты, алкоголь, кинофильмы, телевизионные передачи, спорт, лекции — причем все это жестко ограничено его платежеспособностью». Подобный инфантилизм и инертность человека в современном индустриальном обществе Э. Фромм считал «...одной из самых патологических черт его характера», являющейся при этом лишь отражением «...синдрома всего общества, который можно было бы назвать синдромом отчуждения»1.
При этом как считает Э. Фромм, «под отчуждением понимается такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи, — при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром»2.
Механизм развития отчуждения и связанного с ним состояния зависимости как следствие акта отказа от собственной субъектности ради удовлетворения актуальных потребностей неадекватными способами Э. Фромм отчетливо показал на примере такого универсального социогенетического явления, как идолопоклонство: «Основное различие между моно- и политеизмом заключается не в количестве богов, а в факте самоотчуждения. Человек тратит свою энергию и художественные способности на сооружение идола, а затем поклоняется этому идолу, представляющему собой не что иное, как результат его собственных человеческих усилий. Его жизненные силы перелились в “вещь”, которая, превратившись в идола, воспринимается не как результат его собственных созидательных усилий, а как нечто отдельное от него, возвышающееся над ним и противостоящее ему, вещь, которой он поклоняется и подчиняется. ... Идолопоклонник преклоняется перед творением своих собственных рук. Идол представляет в отчужденной форме его собственные жизненные силы. ... В идолопоклонстве человек склоняется перед отражением своего собственного отдельно взятого свойства и подчиняется ему. Он не ощущает себя центром, из которого исходят активные деяния любви и разума. Точно так же, как и его боги, он сам и его ближний тоже становятся вещами»3.
Совершенно аналогичный механизм действует и в случае отказа индивида от собственной субъектности «в пользу» другого лица, организации, политической партии, идеологической доктрины и т. д.
«В этом смысле каждое проявление смиренного поклонения — это акт отчуждения и идолопоклонства. То, что обычно называют «любовью» — нередко всего лишь почти тождественное идолопоклонству явление отчуждения с той только разницей, что объектом подобного поклонение служит не Бог, не идол, а другая личность. При этом типе подчинения любящий человек переносит на другого всю свою любовь, силу, свои мысли и воспринимает любимого как существо высшее, находя удовлетворение в полном подчинении и преклонении. Это означает его неспособность не только воспринимать любимого человека как человеческое существо в его или ее истинной сущности, но и ощущать полностью свою собственную сущность как носителя созидательных человеческих сил. Как и в случае религиозного идолопоклонства, он переносит все богатство своей личности на другого человека и теперь уже воспринимает это богатство не как свое собственное, а как нечто отчужденное от себя и вложенное в кого-то другого; обрести связь с этим богатством он может, только подчинившись другому человеку или растворившись в нем. Это же явление наблюдается в случае раболепного подчинения политическому лидеру или государству. На самом деле и вождь, и государство есть то, что они есть, лишь с согласия руководимых ими. Но они превращаются в идолов, когда человек переносит на них все свои силы и поклоняется им, надеясь с помощью покорности и почитания вновь обрести частицу своих же сил»1.
В этом плане становятся совершенно понятны причины той, парадоксальной, на первый взгляд, ностальгии, которую перманентно испытывают в отношении «культа личности» многие представители старших поколений российских граждан, отнюдь не понаслышке знающих, что такое ужасы войны и массовых репрессий, голод и прочие «прелести» тоталитаризма.
При том, что, как мы видели, по мнению Э. Фромма, тенденция к отчуждению задается особенностями общества в целом, степень личностной предрасположенности к зависимости отчетливо связана с процессом индивидуального развития и ранними родительскими влияниями. В классической психоаналитической парадигме предрасположенность к зависимости обычно связывают с особенностями так называемого «анального характера», являющегося следствием деструктивных родительских влияний на второй стадии психодинамического развития — «Фрейд доказывал: приучение к туалету обычно представляет собой первую ситуацию, когда ребенок оказывается вынужденным отказаться от того, что для него естественно, в пользу того, что социально приемлемо. Значимый взрослый и ребенок, которого обучают слишком рано или слишком строго в атмосфере мрачной родительской сверхзаинтересованности, вступают в борьбу за власть, и ребенок обречен на поражение. Состояние, когда ребенка контролируют, осуждают и заставляют вовремя исполнять требуемое, порождает у него чувство гнева и фантазии... Потребность чувствовать себя скорее контролируемым, пунктуальным, чистым и разумным, чем неподконтрольным, хаотическим, беспорядочным, и ограничивать себя в проявлении таких эмоций, как гнев и стыд, становится существенной для поддержания самоидентичности и самоуважения»2. Тем самым в структуру личности закладывается механизм отчуждения, поскольку такой индивид, как правило, остро нуждается во внешнем подтверждении своего «соответствия» сформировавшимся под воздействием родительских требований поведенческим стандартам. Как следствие, его отношения с людьми и окружающим миром в целом строятся, главным образом, по принципу переноса.
Как отмечал М. Кэ де Ври, «перенос означает, что ни одно из наших отношений не является новым; все они окрашиваются предшествующим опытом взаимоотношений. И наиболее длительное воздействие, окрашивающее почти каждый последующий опыт, имеют те отношения, которые были у нас в раннем возрасте. Так, мы часто обращаемся с людьми в настоящем так, как если бы они были кем-то из прошлого: например, мы ведем себя по отношению к ним, как дети с родителями, забывая, что мы уже взрослые»3. Основными формами переноса являются две: идеализация и отражение. Идеализация, как явствует из самого термина, предполагает обостренную потребность в объекте обожания и восхищения. Близость с объектом идеализации позволяет отождествлять себя с ним, в надежде, что часть славы кумира перейдет на идеализирующего субъекта. Отражение, предполагает поиск в окружающих постоянного подтверждения собственных представлений о себе (обычно, но не обязательно — положительных), стремление получить от них желаемую реакцию.
Обе формы переноса, по сути дела, «дополняющие» друг друга, в равной степени присущи личностям, предрасположенным к зависимости. Именно эти объясняется, что в контексте межличностных отношений зависимость, как правило, носит симбиотический характер. Индивид, внешне диктующий «правила игры» и являющийся ведущим в рамках такого рода отношений, ничуть не менее подвержен отчуждению, лишен собственной субъектности и зависим от своего «партнера», чем ведомый.
Существенный вклад в понимание механизма формирования личностной предрасположенности к зависимости внес Э. Эриксон. Базисным конфликтом второй стадии психосоциального развития, возрастные рамки которой совпадают с анальной стадией в периодизации З. Фрейда, как известно, является конфликт между автономией личности и генерализированными чувствами стыда и сомнения. По словам Э. Эриксона, «...данная стадия становится решающей для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, между самовыражением и компульсивным самоограничением или смиренной угодливостью. Чувство самоконтроля без потери самоуважения является онтогенетическим источником свободной воли». В противном случае, «неизбежно возникающее чувство потери самоконтроля и родительского внешнего контроля порождает устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда»1.
Борьба ребенка за автономию начинается с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет, обычно выражающегося в форме решительного «нет» на любое родительское требование. Если такое поведение, обусловленное объективными потребностями развития личности, встречает категорическое и тотальное неприятие со стороны взрослых, ребенок не просто оказывается в неблагоприятных с точки зрения формирования личностной автономии условиях, но может извлечь для себя важный жизненный урок сугубо практического характера. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно, мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики, радующие родителей и учителей послушанием, не могут сказать «нет», когда «старшие товарищи» предлагают им принять участие в краже или изнасиловании, либо просто «забить косячок» в школьном туалете. Приняв в раннем детстве такое решение, многие девочки, умиляющие родителей и их знакомых скромностью и покорностью, не могут сказать «нет», когда взрослые дяди на дорогой машине предлагают им прокатиться, на ночь глядя, до ближайшего парка...
Таким образом, предрасположенность к зависимости не только сама по себе представляет серьезную личностную и социально-психологическую проблему, но и может провоцировать криминальное или виктимное поведение.
Практический социальный психолог ни при каких обстоятельствах не должен «играть» на какой-либо личностной зависимости того или иного члена группы, а тем более формировать подобные зависимости или поддерживать подобную склонность и направленность личностного развития даже в том случае, когда, на первый взгляд, это могло бы и благоприятно позиционировать данного конкретного индивида в интрагрупповом «раскладе» сил и привести к успешному решению конкретной групповой задачи.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее воз

Мымрикова Анна Игоревна, Истратова Оксана Николаевна
Рассмотрены причины возникновения психологической зависимости от родителей в старшем подростковом возрасте, которые коренятся в детско-родительских отношениях и складываются с самого рождения ребенка, а также ее последствиям.
Читать PDF

Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии

Дрепа Мария Ивановна
В статье дано понятие интернет-зависимости, раскрываются ее объекты, основные механизмы развития и признаки, описывается психологический портрет интернет-зависимой личности.
Читать PDF

Зависимость некоторых психомоторных функций лиц с различным проявлением типологических особенностей

Якимович Елена Петровна
Воздействия солнечной активности и вызываемых ею геомагнитных возмущений на биологические объекты является неоспоримым фактом.
Читать PDF

Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохраните

Прядеин В. П., Кожевникова Н. В.
Читать PDF

Игровая зависимость школьников как феномен современной теории и практики социального воспитания моло

Репринцева Елена Алексеевна
Читать PDF

Зависимость общей конструктивности личности и проявлений смысловой сферы отцов от возраста ребенка

Жигалин С. С.
Читать PDF

Зависимость стресс-реакции иммунной системы от особенностей личности

Нененко Н. Д., Кучина Н. В.
Читать PDF

Зависимость факторов мотивации менеджера от его профессионально важных качеств и ценностно смысловой

Ярыгина Яна Николаевна
В данной работе рассматриваются проблема зависимости мотивационных факторов от характеристик качеств личности менеджера, деятельность которого, при разрешении проблемы, станет, эффективна на рынке тр
Читать PDF

Системное психологическое исследование категорий «свобода и зависимость» (на примере спортивного ори

Казанцев Сергей Александрович
Работа посвящена изучению психологических зависимостей, их прогнозирования и профилактики средствами спортивного ориентирования.
Читать PDF

Зависимость выраженности особенностей личности от сочетания типологических особенностей свойств нерв

Дроздовский А. К.
В статье представлены результаты экспериментального исследования влияния типологических особенностей свойств нервной системы (СНС) и их сочетаний на проявление различных психологических особенностей личности.
Читать PDF

Компьютерная зависимость и особенности ее влияния на сознание и поведение человека

Антипин Н. А.
Читать PDF

Зависимость профессиональной успешности милиционера-конвоира от индивидуально-психологических особен

И.Н. Коноплева

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Зависимость алкогольная или наркотическая

    Интенсивное и почти постоянное стремление к употреблению, соответственно, алкоголя, наркотических или других токсических средств указывает на развитие психической зависимости от них, которая в
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

    См. зависимость, физиологическая.
  • Взаимная зависимость

    interdependency).  Взаимосвязь.
  • алкогольная зависимость

    alcohol dependence]. - См. зависимость.
  • ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА

    черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающ
  • CO-ЗАВИСИМОСТЬ

    Совершенно буквально – взаимная зависимость, такая как между двумя индивидами, каждый из которых эмоционально зависит от другого. Термин довольно широко распространен в неспециальной литератур
  • ЗАВИСИМОСТЬ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

    то же, что физическая зависимость.
  • Фоновая зависимость | независимость

    Степень воздействия заднего плана (фона) обстановки на восприятие человека. Простейшая демонстрация фоновой зависимости происходит следующим образом. Человеку показывают стержень, подвижно зак
  • Гаджет-зависимость

    Гаджет – любое миниатюрное электронное устройство: сотовый телефон, карманный компьютер, плеер и т.п. Чрезмерное увлечение гаджетом может превратиться в зависимость, требующую большой затраты вр
  • ГАЛЛЮЦИНОГЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

    Лекарственная зависимость, при которой лекарствами являются галлюциногены.
  • ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

    Расстройство, вызванное химическими веществами, характеризующееся неадаптивным способом употребления этих веществ до такой степени, когда индивид испытывает клинически значимые нарушения или
  • ЗАВИСИМОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНАЯ И ВЗРОСЛАЯ

    в психанализе – а) зависимость беспомощного ребенка от своих родителей или лиц, их заменяющих и б) фиксация невротика на своих родителях, состояние невротика, который только воображает, что он от н
  • Интернет-зависимость

    Навязчивое стремление к пользованию Интернетом, обычно бесцельное с чрезмерной затратой времени.
  • Компьютерная зависимость

    пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детс
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

    См. зависимость, лекарственная.
  • ЗАВИСИМОСТЬ , ЗАВИСИМОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННАЯ

    drug dependence) - физические и/или психологические эффекты, возникающие в результате привыкания к определенным лекарственным веществам; характеризуются компульсивным побуждением к продолжению приема
  • Зависимость от лекарственных препаратов

    substance dependence) - паттерн поведения, при котором люди злоупотребляют лекарствами, вся их жизнь зависит от лекарств и они привыкают к ним и испытывают симптомы отвыкания, когда перестают принимать лека
  • ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ

    тип соответствия (взаимосвязи) между переменными х и у, измеряемыми или получаемыми в процессе психологического исследования. Тип 3. м. п. зависит от характера переменных х и у. Если х и у не являются
  • ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НАРКОТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ, НАРКОМАНИЯ

    психическое и иногда соматическое состояние, возникающее в результате приема наркотических средств и характеризующееся поведенческими и другими реакциями, которые всегда включают компульсию п
  • ОРАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

    (в психоанализе)-желание человека возвратиться на раннюю стадию орального развития. Это желание может проявляться, например, в стремлении к безопасности, которое характерно для данной стадии разв