СПОСОБНОСТЬ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Способность
потенциальное действие, готовность, возможность к работе. (12.1, 164)

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Способность
Ability trait). Динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Способность
успешная стратегия выполнения какой-либо задачи. Навык или привычка. Кроме того, способ мышления. Один из неврологических уровней.

Источник: Мак-Дермот Я. Краткий глоссарий НЛП

Способность
успешная стратегия выполнения некоторого задания. Стратегия последовательность мыслей и действий для получения конкретного результата.

Источник: Небольшой словарик терминов НЛП. 2004

Способность
Качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той ли иной деятельностью. К примеру, мы можем обладать спортивными, интеллектуальными, математическими способностями и так далее.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СПОСОБНОСТЬ
1. Вообще – а) природная одаренность; б) умение, а также возможность производить какие-либо действия. 2. В компьютерных науках и когнитивистике – количество информации, которую данная система может обрабатывать; например, (пропускная) способность канала, памяти (объем).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Способность
1. природная одаренность. Предполагается, что одаренность не может быть приобретенной даже посредством умелого обучения. В тестировании одаренностью считается показатель JQ, неизменно, то есть в регулярных и на протяжении многих лет тестированиях превышающий 120%; 2. умение что-либо делать (в отличие от готовности, которая представляет потенциал, возможность это делать); 3. в когнитивистике – объем информации, которую данная система может обрабатывать;

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СПОСОБНОСТЬ
Качества, возможность, умение, опыт, мастерство, талант и др., которые позволяют совершать определенные действия в заданное время Суть в том, что человек должен выполнить задачу сейчас, дальнейшие упражнения не нужны. Таким образом, различение проводится между способностью и годностью. Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определенного уровня развития способности. Примером тестов, определяющих способности, являются тесты на выявление уровня интеллекта.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Способность
Врожденная и приобретенная индивидуальная психическая особенность человека, которая дает ему возможность успешно выполнять одну или несколько видов деятельности. С. представляет собой не просто качество, а совокупность различных качеств индивидуума. Способности составляют существенную сторону личности и проявляются посредством ее деятельности. О способностях людей судят по быстроте, легкости, мастерству и умению, благодаря которым они овладевают данной деятельностью. С. может развиваться непрерывно. Биографии выдающихся людей дают бесчисленные примеры единства между наклонностями (см. Наклонность) к деятельности и способностями. С. - это выражение всей личности, но это не означает, что личность человека, которому доступна творческая деятельность, характеризуется целостностью. Существует большое число способностей, адекватное числу видов деятельности. В зависимости от сложности способности бывают общие и специальные. Сила способностей определяется оригинальностью и общественной значимостью созданного. По мере степени их развития они бывают: обычная С., талантливость и гениальность. В принципе, психические расстройства отражаются неблагоприятно и негативно на развитии и проявлении способностей.
С. (способности) - диагностика способностей - см. Диагностика способностей,
С., родительская - см. Родительская способность,
С., свидетельская - см. Свидетельская способность,

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СПОСОБНОСТЬ
определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу и индивидуально варьирующие. Подчеркиванием связи способностей с успешным осуществлением деятельности круг индивидуально-варьируемых особенностей ограничивается лишь теми, что обеспечивают эффективный результат деятельности. Итак, в число способностей не попадают свойства темперамента и характера. А слово готовность еще раз ограничивает круг обсуждаемых свойств, оставляя за его пределами навыки, умения и знания.
Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоей деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.
Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей (-> сенситивность возрастная). Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты (-> тест достижений; тест интеллекта; тест креативности).
Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:
1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (-> интеллект);
2) специальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности (-> способность специальная).
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства процессов нервных, кои непосредственно сказываются на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.
В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики: конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности асимметрии межполушарной мозга головного и пр. Именно это своеобразие индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе овладения знаниями и умениями.
Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, нужных для успешного выполнения соответственной деятельности. Личность как носитель определенных качеств имеет потенции для развития способностей. Эти потенции превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря коей достигается успех деятельности. Способности очень динамичны, подвижны; взаимодействие разных качеств психических при выполнении различных видов деятельности может выявлять и формировать новые - для данной личности - способности.
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоей деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может реализоваться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую способность.
Как показатели способностей могут рассматриваться:
1) темп продвижения в овладении деятельностью;
2) широта переноса формирующихся психических качеств;
3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
250.18 кб

Способность детей с нарушениями развития понимать ментальные состояния

Медведовская Т. А.
Исследование было направлено на изучение связей между способностью детей с аутизмом и задержкой психического развития решать задачи на «модель психического» (понимать ментальные состояния) и их интеллектуальными показателями.
Читать PDF
0.00 байт

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е. В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимо
Читать PDF
385.03 кб

Сопротивляемость как личностная способность современного человека

Дунаева Наталья Ивановна
В статье дается обоснование субъектного подхода как методологического основания для изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям, определена взаимосвязь сопротивляемости как свойства личности с преобразующей а
Читать PDF
1.76 мб

Коммуникативная способность подростка как фактор профессионального самоопределения

Николаева Наталья Викентьевна
Читать PDF
1.83 мб

Сознание как когнитивная способность

Меркулов И. П.
Читать PDF
495.44 кб

Эмоциональная сфера детей с тревожно-фобическими расстройствами и их способность к социальной адапта

Бычковский Д.А., Фесенко Ю.А.
Читать PDF
204.56 кб

Способность водорастворимого витамина Е (TMG) и гликозида витамина С {kkG) снижать побочные эффекты

Иванова А. А., Шепилова В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения

Нос Е. Ю.
Представлены результаты психодиагностического исследования, в котором способность к самоорганизации деятельности рассматривается как критерий личностного потенциала.
Читать PDF
0.00 байт

Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к пред

Суркова Елена Германовна, Гурова Елена Васильевна
Принадлежность к неформальным субкультурам рассматривается как отказ от творческого отношения к собственной жизни через подчинение нормам и ценностям маргинальной группы.
Читать PDF
91.84 кб

Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье

Гурова Елена Васильевна, Суркова Елена Германовна
В статье исследуется способность к творческой самореализации у молодых людей, занимающих различные сиблинговые позиции.
Читать PDF
363.93 кб

Новый метод оценки влияния величины зрачка на разрешающую способность зрения при изменении световых

Тлупова Т. Г.
Читать PDF
146.03 кб

Способность гемопоэтических клеток костного мозга к ангиогенезу утрачивается с возрастом

Поспелов А. Л.
Читать PDF
2.51 мб

Способность ацетилхолина снижать р-адренореактивность миометрия крысы

Сизова E. H., Циркин В. И.
Читать PDF
188.36 кб

Культурная одаренность как способность человека к преодолению эндогенных и экзогенных стресс-факторо

Одинцова Мария Антоновна
В статье рассматривается значимость повседневных стрессов как особого типа трудных жизненных ситуаций повседневной жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Способность к самомобилизации индивидуально-психологических возможностей как составляющая личностной

Артюшенко Андрей Александрович
Рассмотрены особенности самомобилизации собственных возможностей учеников в процессе выполнения физических упражнений и задач разного характера. Дано понятие «личностная мобильность».

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКЦИИ

    способность усматривать и оценивать абстрактные и/ или символические аспекты ситуации. Рассматривается как один из важнейших критериев интеллектуального развития.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ

    способность человека руководить людьми, пользоваться среди них авторитетом, оказывать на них психологическое влияние.
  • Альбедо (отражающая способность)

    Отношение количества света, отражаемого поверхностью или объектом, к количеству света, падающего на него.
  • Способность к децентрации

    Dezentrierungskompetenz). Понятие, введенное Пиаже и обозначающее способность наблюдать за самим собой и своими отношениями с определенной дистанции, словно бы в своего рода перспективе, направленной на сце
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях

    Экстернализация проблемы (externalizing the problem)
  • Двигательная способность

    Совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешного осуществления двигательной деятельности.
  • потенциал возможностей, способность отдельных людей или организаций эффективно, рационально и обосновано выполнять свои функции

    Этим термином обозначается также совокупность таких ресурсов, как ценности, навыки, система взаимоотношений, материальные средства и т.п., обеспечивающих отдельным людям и/или группам людей, орга
  • Способность к экстраполяции

    способность животного выно¬сить функцию, известную на отрезке, за ее пределы (например, пред¬видеть направление перемещения предмета).
  • ФАКТОРА, РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

    Термин Р.Б. Кэттела для обозначения окончательно принятой интерпретации факторного анализа; то есть определенного положения факторных осей после вращения относительно векторов теста. Терстоун п
  • СПОСОБНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

    система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Может проявляться в достаточно раннем возрасте. Так, у Рафаэля способности проявил
  • Способность к обучению

    способность человека приобретать новые знания, умения, навыки.
  • Способность к регулированию

    Regulierungskompetenz). Способность к регулированию отношений, в особенности к базовой регуляции (см. «Базисная регуляция отношений»).
  • Способность терапевта к регулированию

    Способность терапевта устанавливать терапевтические отношения также и в том случае, если у пациента в его актуальных отношениях наблюдается существенный дефицит способности к управлению близос
  • СПОСОБНОСТЬ К ТРЕНИРОВКЕ

    Степень, в которой определенный индивид может извлекать пользу из тренировки.
  • КАНАЛА, ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

    Максимальное количество информации (измеряемое в битах), которое может передаваться через какой-то канал.
  • СПОСОБНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ

    индивидуально-психологические особенности личности, включающие: 1) природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; 2) развившееся в труд
  • ОБЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

    гипотетическая широко трактуемая когнитивная способность, которую некоторые исследователи считают основой развития всех специальных способностей, проявляющихся в конкретных условиях.
  • ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ОПЕРАТОРА

    наибольшая скорость переработки информации человеком, рассматриваемым в качестве канала связи, т. е. канала передачи информации со средств ее отображения к органам управления. Величина пропускно
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ

    Потенциал для определенной профессии. Этот термин используется с коннотацией "предсказания". То есть профессиональная способность обычно относится к оценке того, насколько вероятно то, что индив
  • СПОСОБНОСТЬ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ

    один из самых сложных вопросов: врожденны способности, или они формируются прижизненно. "Врожденный", "прирожденный" обычно понимаются в смысле "полученный от природы", "переданн