АДАПТАЦИЯ
Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
( от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную а.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Категория. Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.
Специфика. Процесс, в котором происходит объединение ассимиляции и аккомодации.
Источник: Экологическая медицина.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Способность приспосабливаться к внутренней или внешней реальности. Она часто требует приведения собственных внутренних потребностей в соответствие с окружающей средой, но может потребовать и использования определенных защитных механизмов, например, во внутренней психической реальности.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
(от лат. adapto – приспособлять) – приспособление, изменение чувствительности анализатора (органа чувств) к воздействию раздражителя или при отсутствии его А. проявляется во всех видах ощущений. Различают физиологическую, социально-психологическую. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Для человека специфической формой адаптации является социально-психологическая адаптация, обеспечивающая его личностное развитие путем направленного, активного взаимодействия с природными и социальными условиями существования.
Источник: Билле-Браге У.и соавт. Глоссарий суицидологических терминов. 1999
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Давно знали они друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним (И. Гончаров, Обломов).
Женщины, как правило, имеют свойство адаптироваться к объекту любви, приспосабливаться к его характеру, наклонностям, образу жизни. Если мужчина действует на женщину сексуально, она сильно адаптируется, подгоняет взгляды, симпатии и пр. к его… (О. Вейнингер, Пол и характер).
Ср. социализация, дуальное единство.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки (=> реадаптация). Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
А. к свету. Так определяется способность органа зрения, обеспечивающая восприятие зрительных образов при нормальном свете после разного по длительности периода нахождения в темноте, а также - восприятие указанных образов при очень сильном свете после нахождения в условиях нормального света. Этот физиологический рефлекс может быть нарушен как при наличии заболеваний глаз, так и при наличии некоторых невротических состояний. Ср. Адаптация к темноте.
А. к темноте. Способность органа зрения, главным образом, в результате
физиологических изменений в сетчатке и зрачке глаза относительно быстро приспособиться к восприятию зрительных образов в условиях очень слабого света после нахождения в обстановке яркой или нормальной освещенности. Расстройства в А. к т. могут наступить при наличии заболеваний глаз, а также при некоторых невротических состояниях (истерии и пр.). Ср. Адаптация к свету.
А., профессиональная (Adaptatio professionalis) (от лат. professio - занятие, профессия) - см. Адаптация, трудовая.
А., психическая (Adaptatio psychica) (от греч. psyche - душа). Приспособление психической деятельности человека к условиям и требованиям окружающей среды.
А., трудовая (Adaptatio laborosa) от лат. labor - работа, труд). Приспособление человека к определенной форме трудовой деятельности, приводящее, как правило, к повышению профессиональной трудоспособности. Син. Адаптация, профессиональная.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Например, государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством России и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:
– гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему и высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
– бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
– гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ;
– организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– оказанию квалифицированной юридической помощи.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.
См. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Адаптивные процессы называются аллопластическими, когда индивид изменяет среду в пользу своих потребностей и желаний; они же называются аутопластическими, когда происходят внутренние или психические модификации в ответ на восприятие внешнего мира.
"Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили (ПС, пар. 725).
Непрерывный жизненный поток вновь и вновь требует свежей адаптации. Адаптация никогда не достигается раз и навсегда. (CW 8, par. 143). Человек - не машина, в том смысле, что он может постоянно поддерживать тот же самый рабочий выход. Он способен удовлетворять требованиям внешней необходимости идеальным образом только в том случае, если он также адаптирован к своему собственному внутреннему миру, т. е. если он пребывает в гармонии с самим собой. И наоборот, он сможет приспособиться к своему внутреннему миру и достичь гармонии с самим собой, когда он адаптирован к условиям внешней среды" (CW 8, par. 75).
В своей типологической модели Юнг описал два существенно разных типа адаптации - интроверсию и экстраверсию. Он также связал нарушения адаптации с возникновением невроза.
Адаптация является центральным понятием, связывающим аналитическую психологию с биологией. Адаптацию, имеющую активные и пассивные компоненты, следует отличать от приспособленности, представляющей преимущественно пассивный аутопластический феномен.
Классический психоанализ полагает, что младенец удовлетворяет свои желания, руководствуясь лишь принципом наслаждения без учета внешней реальности, путем галлюцинаторного исполнения желаний и не имеет своего эго или психической структуры. Здесь адаптация рассматривается как функция, налагаемая на развивающегося индивида извне, как результат переживания им фрустрации. Однако существует и альтернативный взгляд, в соответствии с которым младенец начинает жизнь уже адаптированным к среде и его адаптация становится все более усложненной по мере взросления и приобретения опыта.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Способность успешно и приемлемым образом взаимодействовать со средой. Хотя адаптация предполагает разумный конформизм в отношении реалий внешнего миро, во многих случаях она включает также активность, направленную на изменение либо адекватный контроль среды. Термином 'адаптация' обозначаются как состояние соответствия между индивидом и средой (адаптированность), ток и психические процессы, ведущие к такому состоянию. Если индивид изменяет среду соответственно своим нуждам и желаниям, эти процессы называются аллопластическими, если же вследствие восприятия внешнего мира происходят модификации внутреннего или психического мира, говорят об аутопластических процессах.
Можно сказать, что психоаналитическая теория развития по существу есть рассмотрение, описание, изучение и объяснение процесса онтогенетической адаптации. Успешная и все более совершенная адаптация рассматривается в качестве одного из критериев здорового функционирования Я, поскольку указывает на гармоничность взаимоотношений между Я, Оно, Сверх-Я и внешним миром. Формирование характера включает интернализацию стабильных защитных аспектов среды и возрастание возможностей и способности модифицировать среду.
В психоанализе развернутое представление об адаптации было впервые изложено Гартмонном (1939). "Адаптация проявляется в виде изменений, которые индивид производит в среде... равно как адекватных изменений собственной психической системы. И здесь вполне уместно представление Фрейда относительно оллопластических и аутопластических изменений'. Гартманн описал, кроме того, третью форму адаптации - выбор новой среды, где сочетаются аллопластическое и аутопластическое изменения. Он пишет: 'Человека мы считаем хорошо адаптированным, если его продуктивность, его способность радоваться жизни, его психическое равновесие не нарушены'. С точки зрения психоанализа важнейшим аспектом среды является психосоциальный (интерперсональный), включающий значимых для донного индивида людей из его окружения.
Еще одним важным принципом адаптации, нашедшим освещение у Гартмонна, является изменение функции. Для оценки адаптивной значимости определенного поведения аналитику необходимо отличать существующую на данный момент функцию этого поведения от той, что была изначально при его возникновении, поскольку функции поведения часто изменяются в процессе адаптации, и в конечном счете поведение может служить целям, отличным от изначальных. Знание о том, что функции изменяются, поможет избежать так называемой генетической ошибки, то есть упрощенного допущения о том, что поведение индивида в настоящем непосредственно проистекает из прошлого.
Адаптация представляет собой главное понятие, связывающее психоанализ и психологию с биологией. Адаптацию с ее активным и пассивным компонентами следует четко отличать от приспособления, являющегося, по сути, пассивным аутоплостическим феноменом.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
Важнейшая функция адаптационных механизмов — поддержание относительного постоянства внутренних констант организма, что выступает необходимым условием приспособления человека и животных к изменениям среды.
Принято условно разделять срочную и долговременную А. Срочный адаптационный ответ возникает в условиях внезапного изменения обстоятельств жизнедеятельности, например в случае разного рода катастроф. Неожиданная смена средовых условий вызывает типичный стресс-ответ с активацией нейрогуморального звена и изменением системы вегетативного обеспечения важнейших поведенческих реакций, направленных на сохранение жизни и целостности организма. Активация нейрогуморального звена обеспечивает повышение обмена веществ во всех работающих органах: мышцах тела, сердечной мышце, нейронах мозга. Этот мобилизационный режим активности адаптационной системы имеет затратный характер и, поскольку расходуются адаптационные пластические ресурсы в виде гормонов, тканевых и клеточных энергетических компонентов (медиаторов, митохондрий клеток организма, молекул, регулирующих окислительно-восстановительные реакции), временные ограничения своего действия. В стадии срочной А. происходит активный синтез белков тканей и энзимов, способных активировать генетические структуры клеток, в том числе нейронов мозга. Активный синтез адаптивных белков нейронов запускает механизмы экспрессии и реэкспрессии генов, способствуя закреплению успешных форм адаптационных реакций и переходу к долгосрочной А., основным элементом которой выступает долговременная память. В этом заключается тренирующий и обучающий эффект контролируемой стресс-реакции.
Вслед за Л. А. Орбели большинство исследователей согласны с ведущей управляющей и регулирующей ролью симпатического звена вегетативной нервной системы в процессах срочной А., которая по многим характеристикам напоминает общий адаптационный синдром Г. Селье в его концепции стресса. Общий адаптационный синдром (срочная А.) представляется как динамический переход живой системы от одного уровня обмена веществ к другому, необходимому для обеспечения повышенных трат организма во время стресс-реакции.
В меньшей степени разработан вопрос о восстановлении затраченных энергоструктурных ресурсов после окончания срочной А. в стадии формирования долгосрочной А. Обсуждается роль в этой стадии синтеза структурных белков, специфических компонентов обмена веществ в нейронах центральной нервной системы и некоторых важнейших системах жизнеобеспечения, например в сердечно-сосудистой системе. Стадия формирования долгосрочной А. во многом сходна с консолидацией следов в долговременной памяти, прежде всего по молекулярным и нейродинамическим механизмам, обеспечивающим вторую (позднюю) фазу экспрессии генов, которая имеет длительность от 2 до 8 ч (материалы получены в экспериментах на животных). Возможно, что это минимальное время справедливо и для человека. Если на восстановление ресурсов и на переработку информации времени недостаточно, могут наблюдаться признаки дистресса, прежде всего — в нейрогуморальной и сердечно-сосудистой системах, и выход гомеостаза за пределы нормы реакции.
На различных стадиях адаптационного процесса происходят изменения структурных компонентов в нейронах ЦНС — в нейронах коры больших полушарий, в гиппокампе и мозжечке, сходные с теми, которые наблюдались в онтогенетическом созревании организма. Процесс А. и обучения по молекулярным и генетическим механизмам сходен с развитием организма и психики.
Известно, что развитие направляется факторами среды и определяется геномом человека и животного. Следовательно, способность к А. человека зависит от его генома, в частности от эффективности экспрессии и реэкспрессии определенных генов в сателлитной ДНК ядра нейронов, а также от требований среды, с которыми развивающийся человек сталкивается (начиная с раннего детства). Успешная и эффективная А., позволяющая достигать личностных целей и сохранять здоровье, возможна только при условии тренировки адаптационных механизмов и своевременного обучения человека поведению в стрессовых ситуациях.
В психологии принято вслед за Ж. Пиаже рассматривать интеллект как высший регулирующий уровень системы А. к различным изменяющимся условиям среды. В психофизиологических работах последних лет эта идея интенсивно разрабатывается с использованием информационных моделей средовых влияний. Обнаружены психодинамические маркеры потенциально и актуально высокого интеллекта, который способствует А. к информационным свойствам техногенной среды обитания человека. Такими психофизиологическими механизмами обеспечения срочной А.
к информационным параметрам среды признаны достаточная скорость обработки сенсорных сигналов и формирования быстрых и точных ответных моторных реакций, реактивность нейрональных систем мозга к динамическим свойствам сенсорных сигналов, возможность вегетативных процессов жизнеобеспечения подстраиваться под необходимые затраты пластических ресурсов и использование разных динамических режимов с различной степенью пространственно-временной организации функционирования.
Литература
Каменская В. Г. Использование методов точных наук в гуманитарных исследованиях // Известия РГПУ. 2002. № 3 (2).
Николаева Е. И. Психофизиология. М., 2003.
Равич-Щербо И. В. и др. Психогенетика. М., 2000.
Биологический аспект А. - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды;
температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. Л. сенсорная). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и акустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.
Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).
Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной. или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.
Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием "экстремальная психология", которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)
Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего в адаптационной трактовке поведения и психики-С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условияу среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866 1936) в своей небольшой работе "Эволюция и психика" (1922). Эта линия подхвачена теоретикам;'. поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения Для выживания в эволюционном аспекте.
Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существеннук роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. к функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно У.Джемс, но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж. Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функции А. к новой (для индивида и биологического вила> обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и эпюлогии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни. Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. Экологическая психология). (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Психоаналитическое понимание функционирования психики человека основывалось на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется внутренними механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, появляются невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсации. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.
Помимо этого направления деятельности Я существует, по мнению З. Фрейда, другой путь адаптации. Со временем Я может найти иной путь приспособления к миру, дающий возможность удовлетворения влечений человека. Оказывается, можно вторгаться во внешний мир, изменять его и тем самым создавать такие условия, которые способны привести к удовлетворению. Поэтому перед Я возникает задача по определению наиболее целесообразного для человека пути адаптации, заключающегося или в сдерживании бессознательных влечений перед требованиями внешнего мира, или в поддержке их с целью оказания сопротивления этому миру. По инициативе венгерского психоаналитика Ш. Ференци (1873–1933) первый путь адаптации был назван в психоанализе аутопластическим, второй – аллопластическим. В связи с этим З. Фрейд привел в своей работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) следующее высказывание: «Сегодня в психоанализе это принято называть аутопластической или аллопластической адаптацией в соответствии с тем, происходит ли этот процесс посредством изменений собственной психической организации или изменением внешнего (в том числе и социального) мира».
Успешная адаптация к окружающему миру способствует нормальному развитию человека, поддержанию его состояния здоровья. Однако, как считал З. Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимаемым по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой адаптацией человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости Я.
Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на Оно, с тем, чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением человека к окружающему миру.
Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, включая Х. Хартманна (1894–1970), Э. Фромма (1900–1980) и других. Так, в работе австро-американского психоаналитика Х. Хартманна «Психология Я и проблема адаптации» (1939) данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящих человеком или в окружающей его среде (аллопластический способ адаптации), или в собственной психической системе (аутопластический способ адаптации), но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.
В книге американского психоаналитика Э. Фромма «Бегство от свободы» (1941) ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация – это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация – приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».
В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Э. Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом, когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, но такая адаптация не служит причиной изменения его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.
С точки зрения Э. Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности, наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также демонстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001