АДАПТАЦИЯ
приспособление к существованию в меняющихся условиях окружающей среды.
Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002
Адаптация
приспособление человека к Сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Адаптация (Adaptation)
характеристика, сформировавшаяся для выживания и репродукции в определенной окружающей среде.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Адаптация
(Adaptation) – процесс приобретения характеристик, позволяющих выживать и размножаться в конкретной среде.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Адаптация
Приспособление к возникающим изменениям условий существования (внешних воздействий, испытываемых ощущений и пр.).
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Адаптация
приспособление (биологическое или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомеостаза.
Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999
Адаптация
adaptation). В теории Пиаже — процесс, посредством которого существующие у младенца схемы уточняются, видоизменяются и развиваются.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Адаптация
приспособление (биологическое или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомеостаза противоположный процесс — дезадаптация).
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Адаптация
Adaptatio ad - относительно чего-либо, aptus - годный, подходящий. Лат. - приспособление. В физиологии - приспособление ткани к медленно нарастающей силе раздражителя.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
АДАПТАЦИЯ
наследственная способность фенотипа, не сущая такие преимущества, как выживаемость и способность к воспроизведению. Способность организма приспосабливаться к условиям окружающей среды.
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
АДАПТАЦИЯ
лат. adapto - приспособляю) - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Адаптация
приспособление системы и ее компонентов к изменяющимся условиям внешнего окружения. Адаптация может быть активной (воздействие системы на среду) и пассивной (реагирование на изменение среды).
Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010
адаптация
[adaptation] Процесс, посредством которого индивидуумы или популяции приспосабливаются биологически, поведенчески или психологически для того, чтобы выжить в определенном окружении или культуре.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
АДАПТАЦИЯ
(от лат. adaptatio – приспособлять) – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям. Различают А. физиологическую, социально-психологическую, профессиональную.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Адаптация
(лат. adaptare приспособлять) — приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования. Основой для выработки адаптивного поведения служит личностный компонент ощущения.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Адаптация
приспособительная реакция сложной системы (в данном случае-организации, группы и личности), которая отвечает за поддержание равновесного состояние и «процессы возвращения в заранее заданные границы» (по А.Г. Асмолову).[80]
Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016
адаптация
( от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную а.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Адаптация
Словообразование. Происходит от лат. adaptare - приспособлять.
Категория. Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.
Специфика. Процесс, в котором происходит объединение ассимиляции и аккомодации.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Адаптация
(лат. adaptatio — приспосабливать) — 1. Физиологическая адаптация — изменения в организме, которые приспосабливают его к условиям окружающей среды. 2. Эволюционная адаптация — сохранение в результате естественного отбора организмов с характеристиками, способствующими выживанию.
Источник: Экологическая медицина.
адаптация
в представлении Дарвина — любая физиологическая или анатомическая черта, позволяющая организму выживать и размножаться. У Вильсона — любая физиологическая или анатомическая черта или паттерн поведения, которые повышают способность организма сохранять свои гены в последующих поколениях.
Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004
АДАПТАЦИЯ
(лат. adaptare — приспособлять) — приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям. Различают А. физиологическую, анализаторов как изменение их чувствительности, социально-психологическую при включении в новую группу, профессиональную при включении в новые условия труда.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
АДАПТАЦИЯ
ADAPTATION)
Способность приспосабливаться к внутренней или внешней реальности. Она часто требует приведения собственных внутренних потребностей в соответствие с окружающей средой, но может потребовать и использования определенных защитных механизмов, например, во внутренней психической реальности.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Адаптация
1. Относительная утрата чувствительности, или возрастание порога, вследствие продолжительной или повторяющейся стимуляции. 2. Процесс привыкания к изменениям освещенности — темновая и световая адаптация. В общем виде термином «адаптация» называют обратимые изменения состояния организма под воздействием окружающей среды.
Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004
адаптация
(от лат. adapto – приспособлять) – приспособление, изменение чувствительности анализатора (органа чувств) к воздействию раздражителя или при отсутствии его А. проявляется во всех видах ощущений. Различают физиологическую, социально-психологическую. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
АДАПТАЦИЯ (МКБ 309.9)
в более широком смысле означает приспособление организма к окружающей среде, а в более узком смысле - "общий адаптационный синдром" (Селье), под которым подразумеваются изменения организма, появляющиеся в ответ на стресс. Как синоним термина "адаптация" часто используют термин "приспособление", но английское слово "adjustment" не имеет точного эквивалента на других языках, поэтому термин "адаптация" предпочтительнее.
Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)
АДАПТАЦИЯ
от лат. adaptatio - приспособление, прилажи вание; adaptare - приспособлять; adapto - прилаживаю] - 1) приспо соб ление строения и функций организма, его органов к условиям среды; 2) А. физиологическая - совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий (напр., приспособление анализаторов к действующим на них раздражителям). Выделяют несколько фаз процесса А.: фазу первоначальной декомпенсации, фазу частичной и полной компенсации (см. Адаптация сенсорная, Адаптация социальная)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
АДАПТАЦИЯ
adaptation) - явление, при котором постепенно уменьшается ответ органов чувств на длительную или повторяющуюся стимуляцию. Например, обоняние человека может приспособиться (адаптироваться) к стимулирующему воздействию того или иного запаха, так что при длительном его присутствии от органа обоняния (носа) перестают поступать со- общения о наличии такого запаха. Аналогично, адаптация органов осязания (рецепторов кожи) приводит к тому, что человек может на какое-то время забыть о недавно надетой на тело одежде, так как не будет ощущать ее прикосновения.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
АДАПТАЦИЯ
состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к Изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза. Адаптация - основной способ жизнедеятельности и выживания организма (вида).
Для человека специфической формой адаптации является социально-психологическая адаптация, обеспечивающая его личностное развитие путем направленного, активного взаимодействия с природными и социальными условиями существования.
Источник: Билле-Браге У.и соавт. Глоссарий суицидологических терминов. 1999
АДАПТАЦИЯ
от латинского adaptatio – «приспособление» – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям существования. По отношению к индивиду и его окружению А. выполняет роль гомеостатического уравновешивания. А. к факторам, нарушающим гомеостаз (к стрессорам), осуществляется в течение трех стадий: первая стадия – стадия тревоги – состоит из фазы шока и «противошока», переходящая в мобилизацию защитных реакций организма; вторая стадия – стадия сопротивляемости – характеризуется его повышенной устойчивостью к неблагоприятным воздействиям, которая приводит к стабилизации этого состояния, или переходит в свою противоположность и заканчивается третьей стадией – стадией истощения, характеризующейся ухудшением состояния здоровья или гибелью организма.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
Адаптация
1. в эволюционной теории - любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии - изменение системы отношений индивида в социально-психологическом и культурном плане, служащее цели приспособления к новой социальной среде; 3. в психиатрии - процесс сохранения, развития и накопления позитивных личностных и психических изменений, позволяющих пациенту сберечь или восстановить свою трудоспособность, межличностные отношения, самоуважение, репутацию и в конечном счете вернуть себе способность существовать самостоятельно на доболезненном или несколько сниженном, но тем не менее удовлетворительном уровне функционирования. 4. в психологии - временные изменения в чувствительности органов чувств, ее повышение или снижение.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Адаптация
Развитие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивающих деятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы через поддержание гомеостаза. Может проявляться на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. А. – одно из центральных понятий в биологии и лежит в основе теории эволюции. Различают А. срочную при непосредственном внешнем воздействии, поэтому такие реакции не закрепляются и исчезают сразу после прекращения воздействия; кумулятивную, сопровождающуюся изменениями, возникающими в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия (например, при регулярных тренировочных мышечных нагрузках), и наследственную, развивающуюся и закрепляющуюся на генетическом уровне при сохранении изменившихся условий существования на протяжении жизни не менее 10 поколений.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
АДАПТАЦИЯ
adaptation) Это почти всегда относится к адаптации к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ в целом, т.е. к способности различать субъективные представления ( ФАНТАЗИИ ) и внешние восприятия (см. ВОСПРИЯТИЕ ), а также к способности эффективно влиять на окружающую среду. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ предполагает, что человеческий младенец удовлетворяет желания путем галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ ) и не имеет ЭГО или психической структуры, то адаптацию принято рассматривать как производную функцию среды, являющуюся для развивающейся личности результатом ОПЫТА ФРУСТРАЦИЙ . В отношении альтернативного мнения о том, что младенец начинает жизнь уже адаптированным к окружающей среде и способным встретиться с ней, и что его адаптация усложняется по мере взросления и приобретения опыта см. Fairbairn (1952), Winnicott (1958), Hartmann (1958). См. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕ ОЖИДАЕМАЯ ; МАТЬ, НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ ; АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
АДАПТАЦИЯ
от лат. adaptatio – приспособление) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. А. иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды (Б. Г. Юдин, 2001). Процессы А. направлены на сохранение подвижного равновесного состояния системы путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Вначале понятие «А.» применялось в биологии, потом стало применяться при изучении социальных и технических систем. Фактором, запускающим процесс А., является возникновение или обострение противоречия между стремлением системы сохранить равновесие (гомеостаз) и нарушением этого равновесия, вызванным внешними или внутренними воздействиями. В этом смысле конфликт, не только социальный, но и внутриличностный, выступает одним из способов активной А. человека, социальной группы к новым условиям жизнедеятельности. Для конфликтологии наиболее важным видом А. является А. социальная.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Адаптация (в психологии развития)
лат. adaptare — приспосабливать) — заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой. Это представление является общепринятым применительно к развитию психики в филогенезе; ряд исследователей переносит его и на развитие психики в онтогенезе. Применительно к онтогенетическому развитию оно наиболее последовательно разработано в концепции Ж. Пиаже. Для Пиаже интеллект есть А., т.е. то, «что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды». Согласно его взглядам, А. достигается благодаря взаимодействию двух взаимодополняющих процессов: ассимиляции (т.е. применения имеющихся у индивида схем действия к новым объектам) и аккомодации (видоизменения схем в соответствии с особенностями объектов). Сведение онтогенетического развития к процессам А. неоднократно подвергалось критике со стороны представителей других психологических направлений. А.Л.Венгер
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
АДАПТАЦИЯ
1. В экспериментальной психологии, изменение в реактивности или чувствительности сенсорного рецептора или органа чувств, которое носит временный характер. Вообще усиление раздражителя ведет к уменьшению чувствительности, в то время как уменьшение силы раздражителя приводит к увеличению чувствительности, и этот термин применим к обоим процессам. Это значение отражено в ряде фраз, в которых уточняется, о каких конкретно стимулах идет речь; например, хроматическая (или спектральная) адаптация, яркостная адаптация, темповая адаптация, фонетическая адаптация и т.д. В этой книге представлены только такие фразы, точное значение которых не очевидно или важные аспекты которых нуждаются в уточнении. Ср. с привыканием и десенсибилизацией, 2. В социальной психологии и социологии, изменение системы отношений в социальном или культурном плане. Таким образом, говорится, что кто-то "адаптировался" к новой среде. 3. В эволюционной теории, любое структурное или поведенческое изменение, которое имеет жизненно важное значение.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
АДАПТАЦИЯ
лат. adaptatio - приспособление). В биологии - приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде, к меняющимся условиям функционирования. А. человека формируется в процессе его эволюции и направлена на сохранение постоянства его внутренней среды (гомеостазиса). Гомеостазис в значительной мере зависит от состояния психики (см. Кеннона таламическую теорию эмоций. А. (реадаптация) является важным этапом в процессе реабилитации психически больных [М.М. Кабанов, 1978], следуя за этапом восстановительной терапии и предваряя реабилитацию в прямом смысле слова. В психиатрии различают А. психическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды, и трудовую (профессиональную), то есть приспособление человека к определенным формам трудовой деятельности (характеру труда и условиям производства), способствующее улучшению его трудоспособности. А. - один из основных критериев разграничения нормы и патологии в психической деятельности человека.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Адаптация
от лат. adapto «приспособляю») – способность взаимодействия с другим человеком (обществом), понимания его вместо противостояния.
Давно знали они друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним (И. Гончаров, Обломов).
Женщины, как правило, имеют свойство адаптироваться к объекту любви, приспосабливаться к его характеру, наклонностям, образу жизни. Если мужчина действует на женщину сексуально, она сильно адаптируется, подгоняет взгляды, симпатии и пр. к его… (О. Вейнингер, Пол и характер).
Ср. социализация, дуальное единство.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
АДАПТАЦИЯ
от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма и его отдельных органов к меняющимся условиям (общеприродным, производственным и социальным) среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. По времени протекания различают быструю — кратковременную и медленную — долговременную А. По механизмам протекания различают физиологическую А., сенсорную А. (изменение чувствительности анализаторов), социальную А. (приспособление к условиям социальной среды), производственную А. (приспособление к условиям труда). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние человека. В последние годы в связи с разработкой сложных кибернетических систем принято говорить также об А- отдельных технических устройств, промышленных роботов и других высших автоматов.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
АДАПТАЦИЯ
1. Постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящих в органе чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующим на орган чувств в данный момент времени, например, глаза человека-к яркости света, уха-к громкости звука. 2. Приспособление психологических особенностей (например, эмоционального настроя, состояния и т. п.), а также поведения человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он в данный момент времени оказался. 3. В когнитивной психологии, ориентированной на операциональную теорию интеллекта Ж. Пиаже, А.-один из главных процессов интеллектуального развития, направленный на то, чтобы человек мог эффективно решать задачи, которые перед ним ставит окружающая обстановка. В этом понимании А. включает в себя два взаимно дополняющих вида интеллектуальной активности: ассимиляцию и аккомодацию. См. адаптация зрительная, адаптация к реальности, адаптация культурная, адаптация отрицательная, адаптация психологическая, адаптация световая, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптация темновая, адаптация хроматическая, аккомодация, ассимиляция, операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
АДАПТАЦИЯ
1. Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Одно из центральных понятий биологии; широко применяется в теоретических концепциях, трактующих взаимоотношения индивида и окружения как процессы гомеостатического уравновешения - например, гештальт-психология, теория развития интеллектуального Ж. Пиаже. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, психологии медицинской, эргономики и прочих психологических дисциплин (=> синдром адаптационный).
2. Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки (=> реадаптация). Иногда выделяются различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фаза первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АДАПТАЦИЯ
(от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза А. - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальт-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. А. повышает устойчивость организма к перепадам температуры, недостатку кислорода, изменению барометрического давления и другим неблагоприятным факторам. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом. Иногда выделяют различные фазы процессов А. к необычным экстремальным условиям (напр., фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации). Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Возрастная динамика А. отражает динамику развития организма человека. А. совершенствуется с возрастом, а также в процессе тренировки организма. Выделяют следующие наиболее уязвимые периоды в плане совершенства А. - это возраст от рождения до года, от 6 до 8 лет, а также подростковый возраст. Кроме того, уязвим организм человека после 55-60 лет.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
Адаптация
(Adaptatio) (от лат. adapto). Букв. приспособление, приноравливание. Общее свойство живых существ, включая человека, приспосабливаться и жить при различных внешних условиях. Сумма всех реакций, посредством которых индивид меняет свою структуру и поведение в ответ на условия новой среды, в которой он обитает, или нового эксперимента, которому он подвергается.
А. к свету. Так определяется способность органа зрения, обеспечивающая восприятие зрительных образов при нормальном свете после разного по длительности периода нахождения в темноте, а также - восприятие указанных образов при очень сильном свете после нахождения в условиях нормального света. Этот физиологический рефлекс может быть нарушен как при наличии заболеваний глаз, так и при наличии некоторых невротических состояний. Ср. Адаптация к темноте.
А. к темноте. Способность органа зрения, главным образом, в результате
физиологических изменений в сетчатке и зрачке глаза относительно быстро приспособиться к восприятию зрительных образов в условиях очень слабого света после нахождения в обстановке яркой или нормальной освещенности. Расстройства в А. к т. могут наступить при наличии заболеваний глаз, а также при некоторых невротических состояниях (истерии и пр.). Ср. Адаптация к свету.
А., профессиональная (Adaptatio professionalis) (от лат. professio - занятие, профессия) - см. Адаптация, трудовая.
А., психическая (Adaptatio psychica) (от греч. psyche - душа). Приспособление психической деятельности человека к условиям и требованиям окружающей среды.
А., трудовая (Adaptatio laborosa) от лат. labor - работа, труд). Приспособление человека к определенной форме трудовой деятельности, приводящее, как правило, к повышению профессиональной трудоспособности. Син. Адаптация, профессиональная.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
АДАПТАЦИЯ
приспособление строения и функции организма, его клеточных систем-субсистем, органов к условиям окружающей среды. А. человека может подразделяться на биологическую и психологическую; первый аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, иллюминативности, атмосферному давлению, холоду, жаре и др. физическим факторам, а также к изменениям в организме, например, заболеванию, дисфункциональности какого-либо органа; в целом процессы А. направлены на сохранение функций гомеостаза; отметим также, что психологический аспект А (часто обозначаемый понятием социальной А.) это приспособление человека как социоиндивида. личности, к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиям самого общества, а также с учетом личности уже своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникающие условия-требования самого общества в процессе коммуникации, в интерличностных сферах; субстанциональное проявление психологической А. (общение, контакт) — это взаимоконтакт, коммуникация социоиндивида с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей; отметим, что адаптационная реакция организма на неблагоприятное воздействие имеет ряд общих черт и называется адаптационным синдромом; часто выделяют различные стадии процессов А., например, в экстремальных условиях: фазу первоначальной декомпенсации и другие последующие фазы частичной, а затем уже и полной компенсации; различают также и адаптацию сенсорную; процессе А. к инвертированному зрению и смещенному называют перцептивной или сенсомоторной А.; сенсомоторная А. определяет то значение, которое имеет двигательная активацию субъекта в целях восстановления им нормализации аффинирующих процессов в определенных обстоятельствах, в определенной среде, условиях; сам же процесс активной адаптации индивида к условиям, требованиям социальной среды, называется в психологии социальной адаптацией, социоаккомодацией.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
АДАПТАЦИЯ
(Adaptation, Anpassung). Установление связи, согласование, уравновешивание внутренних и внешних факторов. Следует отличать от конформизма или конформности; А. — жизненно важный аспект индивидуации. Согласно Юнгу, неспособность к А. — одна из характеристик невроза. Иногда эта неспособность выражается на языке внешней реальности, иногда — внутренней. В анализе внешними проблемами, возможно, следует заняться в первую очередь, тем самым освобождая личность для решения глубоких и неотложных внутренних проблем. Юнг указывал, что А., как таковая, предполагает также установление равновесия потребностей, как внутренних, так и внешних, могущих предъявлять индивиду совершенно различные требования. Что касается анализа, то вначале он может разрушить А., которую достиг сам пациент, но позже у пациента наступает понимание необходимости подобного разрушения — пациент осознает, что предыдущая А. оказалась фальшивой и была получена слишком дорогой ценой. Существует множество способов и путей А., варьирующих в соответствии с типологией человека. Чрезмерная зависимость от одного определенного способа А. или чрезмерная концентрация на удовлетворении требований либо внешнего, либо внутреннего мира могут также рассматриваться как невротические проявления. Термин «адаптация» имеет отношение и к напряженности между личными и коллективными потребностями. Юнг считал, что все зависит от индивида; одни стремятся быть более «личностными», другим пристало быть более «коллективными» (Собр. соч. Г. 7. Парагр. 462). См. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Хорошей иллюстрацией взаимопроникновения внешнего и внутреннего, личного и коллективного являются человеческие взаимоотношения. Скажем, А. к партнеру в браке может рассматриваться на всех этих уровнях. Равносильна ли А. «нормальности»? Относительно «нормального» человека Юнг писал, что такое «счастливое сочетание характерологических черт идеально и редко встречается» (Собр. соч. Т. 7. Парагр. 80). Эта точка зрения близка позиции Фрейда, который описывал «нормальность» как «идеальную фикцию» (1937).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
Адаптация
(от лат. adaptatio) – приспособление, в правовом смысле существует социальная адаптация – взаимодействие личности или социальной группы со средой, включающее усвоение норм и ценностей этой среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Например, государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством России и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:
– гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему и высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
– бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
– гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ;
– организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– оказанию квалифицированной юридической помощи.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания.
См. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.
АДАПТАЦИЯ
Adaptation; Anpassung) - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой (см. также невроз), что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду.
Адаптивные процессы называются аллопластическими, когда индивид изменяет среду в пользу своих потребностей и желаний; они же называются аутопластическими, когда происходят внутренние или психические модификации в ответ на восприятие внешнего мира.
"Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили (ПС, пар. 725).
Непрерывный жизненный поток вновь и вновь требует свежей адаптации. Адаптация никогда не достигается раз и навсегда. (CW 8, par. 143). Человек - не машина, в том смысле, что он может постоянно поддерживать тот же самый рабочий выход. Он способен удовлетворять требованиям внешней необходимости идеальным образом только в том случае, если он также адаптирован к своему собственному внутреннему миру, т. е. если он пребывает в гармонии с самим собой. И наоборот, он сможет приспособиться к своему внутреннему миру и достичь гармонии с самим собой, когда он адаптирован к условиям внешней среды" (CW 8, par. 75).
В своей типологической модели Юнг описал два существенно разных типа адаптации - интроверсию и экстраверсию. Он также связал нарушения адаптации с возникновением невроза.
Адаптация является центральным понятием, связывающим аналитическую психологию с биологией. Адаптацию, имеющую активные и пассивные компоненты, следует отличать от приспособленности, представляющей преимущественно пассивный аутопластический феномен.
Классический психоанализ полагает, что младенец удовлетворяет свои желания, руководствуясь лишь принципом наслаждения без учета внешней реальности, путем галлюцинаторного исполнения желаний и не имеет своего эго или психической структуры. Здесь адаптация рассматривается как функция, налагаемая на развивающегося индивида извне, как результат переживания им фрустрации. Однако существует и альтернативный взгляд, в соответствии с которым младенец начинает жизнь уже адаптированным к среде и его адаптация становится все более усложненной по мере взросления и приобретения опыта.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Адаптация
adaptation) Подобно мн. др. терминам в психологии, А. имеет неск. значений. Но в основе всех этих значений лежит понятие, передаваемое его латинским корнем adaptare - приспособлять. Среди этологов принято считать, что типичное для вида поведение представляет собой конечный продукт эволюционных процессов; каждая физ. и поведенческая характеристика вида - рез-т и в то же время вклад в его адаптивную радиацию. Такая А. происходит на генетическом уровне и требует для своего завершения смены мн. поколений. В отличие от этой генетической А. фенотипические А., занимающие иногда всего неск. секунд, имеют место на протяжении всей жизни отдельного индивида. Рез-ты фенотипической А. не передаются потомству, хотя способность к такой А. наследуется. Это понятие подразумевает, что изменение индивида вызывается действием длительного, но нетоксичного, не травмирующего и не вызывающего утомления раздражителя или прекращением действия и отсутствием привычного раздражителя, как в невесомости. Др. примерами такой А. является постепенное уменьшение ощущения холода после погружения рук в воду; субъективное снижение громкости звука через неск. секунд после начала звучания; восстановление зрения (черно-белого) в темном помещении после пребывания на ярком свете; восстановление обычного цветового зрения после выхода из помещения на яркий свет. Во всех этих примерах А. действуют разные механизмы: снижение чувствительности терморецепторов, активация акустического рефлекса (плюс изменения в рецепторах), обесцвечивание и регенерация зрительных пигментов плюс нервные процессы в сетчатке. В целом ученые склоняются к мысли, что такого рода А. происходит в рецепторах или оказывает на них влияние, т. е. является периферической, тогда как внешне схожее явление - привыкание (габитуация) - имеет место в ситуациях, связанных если не с прямым действием, то по меньшей мере с подключением центральных механизмов. Так называемый "общий адаптационный синдром" был предложен Гансом Селье как часть типичной реакции организма на опасный вызов со стороны среды. Этот синдром - своего рода продолжение синдрома чрезвычайных обстоятельств Кеннона (Cannon"s Emergency Syndrome), или синдрома "бегства, испуга или борьбы" (flee, fright or fight syndrome), заключающегося в быстрой общей реакции организма на критическую ситуацию. У низших животных обнаружено множество проявлений адаптационного синдрома, но у людей это часто бывает трудно сделать. Для объяснения ряда накопленных данных предлагались и др. понятия (в частности, акклиматизация). См. также Аккомодация, Общий адаптационный синдром, Привыкание (габитуация) А. Дж. Риопелле
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
АДАПТАЦИЯ
(от лат. приспособлять) – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие А. возникло в XIX в. и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже к коллективному поведению. А. компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря А. создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если А. не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. А. связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. А. выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями. А. состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие схемы действия. Аккомодация – это изменение таких схем в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми задачами. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними и в отношениях организма со средой, нарушение которого каждый раз в силу биологического закона вызывает тенденцию к его восстановлению. В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: физиологическая (взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий), психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний; например, повышение чувствительности глаз в темноте), социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе). Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс А. к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной А. необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
АДАПТАЦИЯ
ADAPTATION)
Способность успешно и приемлемым образом взаимодействовать со средой. Хотя адаптация предполагает разумный конформизм в отношении реалий внешнего миро, во многих случаях она включает также активность, направленную на изменение либо адекватный контроль среды. Термином 'адаптация' обозначаются как состояние соответствия между индивидом и средой (адаптированность), ток и психические процессы, ведущие к такому состоянию. Если индивид изменяет среду соответственно своим нуждам и желаниям, эти процессы называются аллопластическими, если же вследствие восприятия внешнего мира происходят модификации внутреннего или психического мира, говорят об аутопластических процессах.
Можно сказать, что психоаналитическая теория развития по существу есть рассмотрение, описание, изучение и объяснение процесса онтогенетической адаптации. Успешная и все более совершенная адаптация рассматривается в качестве одного из критериев здорового функционирования Я, поскольку указывает на гармоничность взаимоотношений между Я, Оно, Сверх-Я и внешним миром. Формирование характера включает интернализацию стабильных защитных аспектов среды и возрастание возможностей и способности модифицировать среду.
В психоанализе развернутое представление об адаптации было впервые изложено Гартмонном (1939). "Адаптация проявляется в виде изменений, которые индивид производит в среде... равно как адекватных изменений собственной психической системы. И здесь вполне уместно представление Фрейда относительно оллопластических и аутопластических изменений'. Гартманн описал, кроме того, третью форму адаптации - выбор новой среды, где сочетаются аллопластическое и аутопластическое изменения. Он пишет: 'Человека мы считаем хорошо адаптированным, если его продуктивность, его способность радоваться жизни, его психическое равновесие не нарушены'. С точки зрения психоанализа важнейшим аспектом среды является психосоциальный (интерперсональный), включающий значимых для донного индивида людей из его окружения.
Еще одним важным принципом адаптации, нашедшим освещение у Гартмонна, является изменение функции. Для оценки адаптивной значимости определенного поведения аналитику необходимо отличать существующую на данный момент функцию этого поведения от той, что была изначально при его возникновении, поскольку функции поведения часто изменяются в процессе адаптации, и в конечном счете поведение может служить целям, отличным от изначальных. Знание о том, что функции изменяются, поможет избежать так называемой генетической ошибки, то есть упрощенного допущения о том, что поведение индивида в настоящем непосредственно проистекает из прошлого.
Адаптация представляет собой главное понятие, связывающее психоанализ и психологию с биологией. Адаптацию с ее активным и пассивным компонентами следует четко отличать от приспособления, являющегося, по сути, пассивным аутоплостическим феноменом.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Адаптация
приспособление - 1) приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования; 2) физиологическая а. - совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий; социальная а. - процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде; адаптационный синдром - совокупность защитных реакций организма человека или животного при стрессе (С.с.и.с. - С.20). С точки зрения системного анализа и антропологического подхода мы рассматривали разные механизмы адаптации как приспособления к среде другого человека или других людей. В связи с этим мы рассматривали другого человека тоже как систему, относительно которой могут рассматриваться чаще всего следующие индивидуальные изменения. Регуляция общей своей активности в связи с требованиями других людей. Торможение некоторых собственных отрицательных свойств или характеристик, проявляющихся наиболее частотно. Как в первом, так и во втором случае это необходимо для того, чтобы не вы звать противодействие со стороны значимой среды. Таким образом, среда представляется той, которая может вызвать излишние энергетические затраты. В связи с этим «включаются» механизмы (см. Механизм), с одной стороны, угасающие активность некоторых компонентов («учащение», «торможение»), а с другой стороны, вызывающие усиление некоторых необходимых для значимой среды компонентов личности («усиление»). Механизмом, обеспечивающим адаптацию, может быть также перераспределение связей между компонентами личности (усиление связей или сокращение «дистанции» между свойствами). Возможно также обычное сокрытие некоторых компонентов. Как правило, решение об адаптации (отчетливое или неотчетливое) принимается в связи с представлением об опасности среды, когда помимо энергетических затрат возможен неблагоприятный исход для системы; в другом случае такое решение принимается, когда тактически необходимо переждать действие среды, с тем чтобы накопить информацию о среде. Чаще всего, как известно, человек, попавший в незнакомую среду, длительное время воздерживается от активных действий с целью собрать сведения о среде, анализируя опыт ее воздействия на других. В то же время создается общее впечатление об особенностях среды: наборе ее ситуаций, наборе способов воздействия, частотности реакций. В конечном счете человек удовлетворен, когда получает сведения о способах воздействия среды, а также ее санкциях. Он удовлетворен также, когда получает сведения о том, что для среды было бы наиболее желательным от каждого члена, т.е. налицо экспектационная функция среды. В сложных случаях, при особо опасной напряженности среды (например, на предварительном следствии и допросе в суде), индивид пережидает, активно собирая сведения о «слабых» местах среды и о местах наибольшего напряжения. В дальнейшем человек рассчитывает (при стратегических замыслах) воспользоваться обнаруженными «слабостями» для реализации своих планов. В другом случае, при высокой напряженности некоторых мест среды, человек выжидает, когда эта напряженность достигнет максимального значения. Психическая адаптация во многом аналогична физической адаптации (ГАС - генеральный адаптивный синдром Г. Селье). В то же время психическая адаптация, возникающая в среде коммуникаций, всегда отличается возможностями произвольной регуляции (см. Саморегуляция) и возможностью создавать свои собственные композиции (см. Конструкция). Поэтому при диагностике соотнесенности «человек - система - окружающая среда» всегда анализируется то, что порождает одно из состояний человека по отношению к среде. Практически мы исходим из того, что каждый человек имеет несколько собственных конструкций адаптации, несколько готовых адаптационных состояний. Мы их определяем как «ипостаси», поскольку они чаще всего бывают отработаны индивидом до операционального значения.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
АДАПТАЦИЯ
АДАПТАЦЫЯ / ADAPTATION (от лат. adaptatio– приспособлять)– приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие А. возникло в XIX в. в биологии, затем его стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже к коллективному поведению. А. компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря А. создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если А. не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. А. связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами А. человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе А. не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. А. выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями. А. состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция– это процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие схемы действия.
Аккомодация– это изменение таких схем в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми задачами. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними и в отношениях организма со средой, нарушение которого каждый раз в силу биологического закона вызывает тенденцию к его восстановлению.
В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды А. : психофизиологическую (взаимодействие различных систем организма, изменение в обмене веществ и функциях органов); психологическую (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний); социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новой социальной ситуации, в коллективе. Эти виды А. могут взаимодействовать и проявляться одновременно.
В физиологии механизм А. связывают с понятием «гомеостаз»– биологическое равновесие организма и среды.
Адаптация психическая / Адаптацыя псіхічная / Mental adaptation– это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. Процесс А. к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки.
Адаптация социально-психологическая / Адаптацыя сацыяльна-псіхалагічная / Socio-psychological adaptation– процесс и механизм самораскрытия личности, обеспе чи вающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности, как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации. Для успешной А. необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни. Результатом А. для личности становится адаптированность– согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости. В их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других; открытость реальной практике деятельности и отношений; понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.
Для диагностики А. применяют опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Шкала СПА Роджерса– Даймонда). Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше. На русском языке шкала СПА стандартизирована Т. В. Снегиревой. Э. В. Самарина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Адаптация
(от лат. adapto — «приспособляю») — все виды деятельности личности, которые затрагивают клеточный, органный, системный, организменный и психологический уровни. Адаптационные механизмы вступают в действие, когда происходят внезапные или резкие изменения в среде, и особенно при неадекватных условиях существования. А. обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в неадекватных средовых обстоятельствах.
Важнейшая функция адаптационных механизмов — поддержание относительного постоянства внутренних констант организма, что выступает необходимым условием приспособления человека и животных к изменениям среды.
Принято условно разделять срочную и долговременную А. Срочный адаптационный ответ возникает в условиях внезапного изменения обстоятельств жизнедеятельности, например в случае разного рода катастроф. Неожиданная смена средовых условий вызывает типичный стресс-ответ с активацией нейрогуморального звена и изменением системы вегетативного обеспечения важнейших поведенческих реакций, направленных на сохранение жизни и целостности организма. Активация нейрогуморального звена обеспечивает повышение обмена веществ во всех работающих органах: мышцах тела, сердечной мышце, нейронах мозга. Этот мобилизационный режим активности адаптационной системы имеет затратный характер и, поскольку расходуются адаптационные пластические ресурсы в виде гормонов, тканевых и клеточных энергетических компонентов (медиаторов, митохондрий клеток организма, молекул, регулирующих окислительно-восстановительные реакции), временные ограничения своего действия. В стадии срочной А. происходит активный синтез белков тканей и энзимов, способных активировать генетические структуры клеток, в том числе нейронов мозга. Активный синтез адаптивных белков нейронов запускает механизмы экспрессии и реэкспрессии генов, способствуя закреплению успешных форм адаптационных реакций и переходу к долгосрочной А., основным элементом которой выступает долговременная память. В этом заключается тренирующий и обучающий эффект контролируемой стресс-реакции.
Вслед за Л. А. Орбели большинство исследователей согласны с ведущей управляющей и регулирующей ролью симпатического звена вегетативной нервной системы в процессах срочной А., которая по многим характеристикам напоминает общий адаптационный синдром Г. Селье в его концепции стресса. Общий адаптационный синдром (срочная А.) представляется как динамический переход живой системы от одного уровня обмена веществ к другому, необходимому для обеспечения повышенных трат организма во время стресс-реакции.
В меньшей степени разработан вопрос о восстановлении затраченных энергоструктурных ресурсов после окончания срочной А. в стадии формирования долгосрочной А. Обсуждается роль в этой стадии синтеза структурных белков, специфических компонентов обмена веществ в нейронах центральной нервной системы и некоторых важнейших системах жизнеобеспечения, например в сердечно-сосудистой системе. Стадия формирования долгосрочной А. во многом сходна с консолидацией следов в долговременной памяти, прежде всего по молекулярным и нейродинамическим механизмам, обеспечивающим вторую (позднюю) фазу экспрессии генов, которая имеет длительность от 2 до 8 ч (материалы получены в экспериментах на животных). Возможно, что это минимальное время справедливо и для человека. Если на восстановление ресурсов и на переработку информации времени недостаточно, могут наблюдаться признаки дистресса, прежде всего — в нейрогуморальной и сердечно-сосудистой системах, и выход гомеостаза за пределы нормы реакции.
На различных стадиях адаптационного процесса происходят изменения структурных компонентов в нейронах ЦНС — в нейронах коры больших полушарий, в гиппокампе и мозжечке, сходные с теми, которые наблюдались в онтогенетическом созревании организма. Процесс А. и обучения по молекулярным и генетическим механизмам сходен с развитием организма и психики.
Известно, что развитие направляется факторами среды и определяется геномом человека и животного. Следовательно, способность к А. человека зависит от его генома, в частности от эффективности экспрессии и реэкспрессии определенных генов в сателлитной ДНК ядра нейронов, а также от требований среды, с которыми развивающийся человек сталкивается (начиная с раннего детства). Успешная и эффективная А., позволяющая достигать личностных целей и сохранять здоровье, возможна только при условии тренировки адаптационных механизмов и своевременного обучения человека поведению в стрессовых ситуациях.
В психологии принято вслед за Ж. Пиаже рассматривать интеллект как высший регулирующий уровень системы А. к различным изменяющимся условиям среды. В психофизиологических работах последних лет эта идея интенсивно разрабатывается с использованием информационных моделей средовых влияний. Обнаружены психодинамические маркеры потенциально и актуально высокого интеллекта, который способствует А. к информационным свойствам техногенной среды обитания человека. Такими психофизиологическими механизмами обеспечения срочной А.
к информационным параметрам среды признаны достаточная скорость обработки сенсорных сигналов и формирования быстрых и точных ответных моторных реакций, реактивность нейрональных систем мозга к динамическим свойствам сенсорных сигналов, возможность вегетативных процессов жизнеобеспечения подстраиваться под необходимые затраты пластических ресурсов и использование разных динамических режимов с различной степенью пространственно-временной организации функционирования.
Литература
Каменская В. Г. Использование методов точных наук в гуманитарных исследованиях // Известия РГПУ. 2002. № 3 (2).
Николаева Е. И. Психофизиология. М., 2003.
Равич-Щербо И. В. и др. Психогенетика. М., 2000.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
АДАПТАЦИЯ
от лат. adaptore - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект А. - общий для человека и животных - включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды;
температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере к.-л. органа или ограничению его функций (см. также Акклимация). К проявлениям биологической А. относится ряд психофизиологических процессов, напр. световая адаптация (см. Л. сенсорная). У животных А. к таким условиям осуществляется лишь в пределах внутренних средств и возможностей регуляции функций организма, человек же использует разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (жилища, одежду, средства передвижения, оптическую и акустическую аппаратуру и т. д.). Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Изучение физиологических регуляторных механизмов А. имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономики и др. Особый интерес для этих наук представляют адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности (экстремальные условия), которые нередко возникают в различных видах профессиональной деятельности, а иногда и в повседневной жизни людей; совокупность таких реакций называется адаптационным синдромом.
Психологический аспект А. (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).
Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной. или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.
Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием "экстремальная психология", которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)
Добавление: Психологический аспект процессов А. живых существ заключается, прежде всего в адаптационной трактовке поведения и психики-С эволюционной т. зр. возникновение психической деятельности явилось качественно новой ступенью в развитии механизмов и способов биологической адаптации. Без этого механизма эволюция жизни представляла бы совершенно иную картину по сравнению с той, которую изучает биология. Глубокие мысли о психическом факторе эволюции и А. к изменяющимся, нестационарным условияу среды высказал рос. биолог А. Н. Северцов (1866 1936) в своей небольшой работе "Эволюция и психика" (1922). Эта линия подхвачена теоретикам;'. поведенческой экологии (напр., Кребс и Дэвис 1981), которые прямо ставят задачу точного исследования значения поведения Для выживания в эволюционном аспекте.
Несомненно, что в структуре образа жизни животных, начиная с простейших, существеннук роль играют поведенческие А. Взгляд на поведение и его психическую регуляцию как на активные формы А. развивался многими психологами т. к функционалистской ориентации. У истоков функционализма в психологии стоял, как известно У.Джемс, но ранний функционализм не сумел даже выдвинуть программу экоповеденческих и экопсихологических исследований. Тем не менее функционализм дал, в принципе, верное теоретическое представление, в рамках которого могут сопоставляться разные эволюционные формы поведения и психических процессов. На базе этого представления Ж. Пиаже разработал впечатляющую концепцию интеллектуального развития. Сам Пиаже отмечал свою приверженность идеям Э. Клапареда о том, что интеллект выполняет функции А. к новой (для индивида и биологического вила> обстановке, тогда как навык и инстинкт служат А. к повторяющимся обстоятельствам. Причем инстинкт отчасти похож на интеллект, поскольку его первое использование тоже является А. к новой для индивида (но не для вида) ситуации. Но лишь с реальным развитием зоопсихологии и эпюлогии пришло понимание и обоснование необходимости изучения психики и поведения в структуре (контексте) того целого, которое называется образом жизни. Эта мысль не утрачивает своей справедливости и при переходе в область психологии человека (см. Экологическая психология). (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
АДАПТАЦИЯ
приспособление человека к окружающему миру.
Психоаналитическое понимание функционирования психики человека основывалось на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З. Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется внутренними механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, появляются невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения Оно настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оно и ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсации. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.
Помимо этого направления деятельности Я существует, по мнению З. Фрейда, другой путь адаптации. Со временем Я может найти иной путь приспособления к миру, дающий возможность удовлетворения влечений человека. Оказывается, можно вторгаться во внешний мир, изменять его и тем самым создавать такие условия, которые способны привести к удовлетворению. Поэтому перед Я возникает задача по определению наиболее целесообразного для человека пути адаптации, заключающегося или в сдерживании бессознательных влечений перед требованиями внешнего мира, или в поддержке их с целью оказания сопротивления этому миру. По инициативе венгерского психоаналитика Ш. Ференци (1873–1933) первый путь адаптации был назван в психоанализе аутопластическим, второй – аллопластическим. В связи с этим З. Фрейд привел в своей работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) следующее высказывание: «Сегодня в психоанализе это принято называть аутопластической или аллопластической адаптацией в соответствии с тем, происходит ли этот процесс посредством изменений собственной психической организации или изменением внешнего (в том числе и социального) мира».
Успешная адаптация к окружающему миру способствует нормальному развитию человека, поддержанию его состояния здоровья. Однако, как считал З. Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями Оно, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимаемым по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Однако, поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой адаптацией человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствует о слабости, незрелости Я.
Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на Оно, с тем, чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением человека к окружающему миру.
Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, включая Х. Хартманна (1894–1970), Э. Фромма (1900–1980) и других. Так, в работе австро-американского психоаналитика Х. Хартманна «Психология Я и проблема адаптации» (1939) данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящих человеком или в окружающей его среде (аллопластический способ адаптации), или в собственной психической системе (аутопластический способ адаптации), но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.
В книге американского психоаналитика Э. Фромма «Бегство от свободы» (1941) ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация – это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация – приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».
В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Э. Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом, когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, но такая адаптация не служит причиной изменения его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.
С точки зрения Э. Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности, наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также демонстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001