КОММУНИКАЦИЯ
— смысловой аспект социального взаимодействия.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Коммуникация
процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении.
Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003
Коммуникация
это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.
Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003
КОММУНИКАЦИЯ
сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия и общения.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Коммуникация
Communication) — Передача информации от одного человек к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.
Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000
КОММУНИКАЦИЯ
процесс общения, взаимодействия, обмена информацией между людьми. См. коммуникация двухсторонняя, коммуникация облегченная, коммуникация односторонняя, коммуникация убеждающая.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Коммуникация (communication)
процесс, при котором один человек передает какую-либо идею другому человеку посредством значения слов устной или письменной речи, языка жестов и невербальными способами общения, такими как «язык тела».
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
КОММУНИКАЦИЯ
сообщение, передача информационных сигналов, знаков, как вербального, так и невербального общения. Обычно под К. понимают обмен "сухой", деловой информацией, оставляя в стороне чувства и эмоции.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
Коммуникация (синоним: общение)
смысловое взаимодействие между людьми; осуществляется посредством знаков (языка) того или иного типа. Для политической психологии существенно различие трех форм: К. межличностной, К. публичной и К. массовой.
Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)
коммуникация
(от лат. communicо – связываю, общаюсь) (в психологии) – сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
КОММУНИКАЦИЯ
лат. communication, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь] - акт общения; одна из функций общения с целью обмена мыслями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательной, трудовой и иной деятельности
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Коммуникация
1) обмен информацией и смыслом информации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функций управления («связующая функция»), обеспечивающая координацию совместной деятельности в процессе деятельности организаций на основе обмена информацией между ее членами.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
КОММУНИКАЦИЯ
взаимосвязь между двумя и более лицами, в процессе к–рой происходит обмен информацией (сообщения, идеи, знания, стратегии и т.п.). К. может быть устной или неустной, прямой (лицом к лицу) или непрямой (на расстоянии) и осуществляется посредством большого разнообразия каналов и средств связи.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
КОММУНИКАЦИЯ
смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communication, commu-nicare - делать общим, связывать, общаться) - 1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; 2) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; 3) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
КОММУНИКАЦИЯ
обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками в ходе их совместной деятельности; - взаимное информирование субъектов с целью налаживания совместной деятельности. Аксиальный (от лат. ахis - ось) коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete - сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. (Андреева Г.М.)
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Коммуникация
Способность и возможность связи между индивидами. Осуществляется разными способами. У человека она реализуется посредством речи - устной и письменной. Разумеется, коммуникативные связи возможны и посредством мимики и жестов. К. - привилегия не только человека. Несомненно, она существует у животных. Говорят и о возможности коммуникации у растений. Очень часто при развитии психических расстройств нарушается коммуникативная способность. Такие больные не могут осуществлять полноценно коммуникацию с другими людьми так, как они это делали до заболевания.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Коммуникация
акт общения, имеющий целью обмен информацией. К. рассматривается как обмен информацией между людьми с целью опре¬деления проблем и поиска решений, регуляции противоречивых взаимо¬действий их интересов. В коммуникационном процессе выделяются обычно четыре основных элемента-, отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение - собственно сама информация, закодированная с помощью знаков и символов; какал - сред¬ство передачи информации; получатель - лицо, которому предназначена информация и которое воспринимает и интерпретирует ее.
Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003
КОММУНИКАЦИЯ
от англ. communicate -сообщать, передавать) Вербальная К. - целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции К. Существует и невербальная К., которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную К., с др. - обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного). См. Массовая коммуникация, Общение.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
КОММУНИКАЦИЯ
communication) Как убедительно показал Szasz (1961), психоаналитическая теория может и должна быть вновь сформулирована скорее на языке коммуникаций и неудач коммуникаций, чем на языке функций и нарушения функций отдельных индивидов. Однако эта критика имеет непосредственное отношение скорее к ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ,чем к ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ, поскольку то особое значение, которое придается здесь ОБЪЕКТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ, содержит в себе идею о том, что индивид ищет коммуникаций и что неврозы являются результатом неудач этого поиска. См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ; СМЫСЛ; СЕМАНТИКА; ПРИЧИНА; ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ПЕРСОНОЛОГИЯ; КОНВЕРСИЯ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
КОММУНИКАЦИЯ
1. В широком смысле – перемещение чего-то с одного места на другое. Перемещаться могут сообщения, сигналы, значения и т.д. У передающего и принимающего устройств должен быть общий код, чтобы интерпретировать значение информации, содержащейся в сообщении без ошибки. С этих очень общих позиций теория коммуникации объясняет полезные для психологии развивающиеся модели взаимодействия, процессы памяти, физиологические функции, язык и т.д. См. канал, код, теория информации. 2. Сообщение или фактическая информация, которые передаются. Здесь отражается тенденция некоторых авторов использовать понятие коммуникации как синоним языка. Это – ошибка. Причины, по которым следует различать эти термины, приведены в словарной статье этого термина.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Коммуникация
лат. communicare – делать общим, связывать; общаться) – 1. путь сообщения (например, водная к.); 2. форма связи (радио, телефон и т.п.); 3. процесс сообщения информации с помощью технических средств (например, средства массовой коммуникации); 4. акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; 5. сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Информация может передаваться посредством речи (вербальная коммуникация), системы жестов (у пациентов с врожденным или рано приобретенном сурдомутизме), актами экспрессии (невербальная коммуникация, обычно передающая эмоциональное отношение человека к тому, что или кому он что-то сообщает). Акты общения протекают по определенным правилам и являются дискретными. Основные навыки общения формируются в дошкольном возрасте.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Коммуникация
(от лат. communico — «делаю общим, связываю, общаюсь») — категория, которой пользуются в теории связи и теории информации, обозначающая связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. К. присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. В психологии это понятие обозначает социальную связь и взаимодействие. Специалисты в области психологии личности используют словосочетание «коммуникативные качества личности», под которыми подразумевают выраженные в разной степени способности к установлению социальных контактов и организации социальных взаимодействий. Определяются эти качества и, следовательно, К. как процесс типологическими свойствами, социальным интеллектом и опытом личности. Известно, что наиболее успешны в этой сфере интеллектуально развитые экстраверты (см. Экстраверсия) с большим социальным опытом общения.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
КОММУНИКАЦИЯ
от лат. communico – делаю общим, связываюсь, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с др. людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие др. людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информационная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информационные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). По типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая К. По средствам К.: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая К. (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.). К. играет решающую роль в процессе возникновения, особенно развития и завершения социальных конфликтов. Различные нарушения в процессе К. могут не только способствовать более деструктивному развитию конфликтов, но и быть их непосредственной причиной.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
КОММУНИКАЦИЯ
ОТ англ. communicate — сообщать, передавать) — различные формы сообщения и связи в технике, кибернетике, психологии. В социальной психологии понятие К. используется для характеристики структур деловых и межличностных связей между людьми. Примером этого являются К. в производственном коллективе (см. Коммуникативные возможности). В инженерной психологии изучаются визуальные К., которые представляют собой визуальные связи между зрительным анализатором человека и информационной моделью и остальной предметной обстановкой, окружающей человека. Большое значение уделяется также проблеме К. при организации групповой деятельности, где они зачастую носят опосредствованный характер. Для осуществления К. образуются каналы К., которые могут быть односторонними (информация передается в одном направлении) или двухсторонними (информация передается в обоих направлениях), открытыми или закрытыми с точки зрения пропускания производственной информации. Открытость — закрытость каналов К. является тем параметром, который испытывает особенно сильное воздействие со стороны существующей в коллективе системы межличностных отношений. На помехоустойчивость операционных К. существенное влияние оказывает психологическая совместимость людей по таким параметрам, как сила —слабость нервной системы, время реакции, уровень притязаний и т. п. Совокупность существующих каналов К. называется сетью внутригрупповых К. Выделяются следующие типичные виды сетей К. 1. Полная (каждый участник группы может свободно общаться с любым другим). 2. Централизованная (все участники могут общаться друг с другом через единый центр). 3. Цепь (каждый участник может общаться только с двумя другими, находящимися рядом с ним, напр, работа на конвейере). 4. Круг (замкнутая цепь).
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
КОММУНИКАЦИЯ
En.: Communication
1. В гипнозе, как и любой другой сфере, коммуникацией называют то, что объединяет, то есть то, что передается между партнерами вербально или невербально.
Информация - это всего лишь один из элементов коммуникации. Коммуникация часто содержит просьбу или указание, сформулированные либо безмолвные. В любой коммуникации содержится непосредственно воспринимаемое послание. Между тем тот, кто является объектом коммуникации, не знает, до какой степени его ассоциативные процессы задействованы при этом в самых разных направлениях. Например, подход Эриксона нацелен на мобилизацию и использование всего спектра возможных ответов пациента (Erickson & Rossi, 1981).
2. На практике коммуникация выражается двумя способами: дигтальный использует слова, а аналоговый - преимущественно жесты и интонации (Watzlavick & coll., 1967/1972).
Эти способы выражения могут как взаимно дополнять, так и противоречить друг другу, как в случае, приведенном Джеем Хейли, когда одна женщина заявляла, что любит своего мужа, но при этом загораживала рот рукой, что являлось сообщением, опровергающим или изменяющим смысл первого (Haley, 1973/1984). Аналоговый язык, по нашему мнению, ближе к явлениям бессознательного, поэтому в нашей практике так важно наблюдение за пациентом.
3. Лингвистика может пролить свет на содержание многих коммуникаций, в частности, на некоторые терапевтические коммуникации (Bandler & Grinder, 1975).
4. Современные концепции меньше внимания уделяют природе гипноза как искусственного состояния личности и больше - конкретным проявлениям коммуникаций, приводимым им в действие (Haley, 1973/1984). И, наконец, гипноз для нас неотделим от отношения, подразумевающего оказание помощи.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
Коммуникация
(лат. Communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс К. и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной.
По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: – побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);
– информативные (передача реальных или вымышленных сведений);
– экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); – фатические (установление и поддержание контакта).
Кроме того, коммуникационные процессы и акты классифицируются и по другим основаниям:
– по типу отношений между участниками различаются: меж личностная, публичная, массовая коммуникация;
– по средствам К.: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно–знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).
Разновидностью вещественно–знаковой К. является художественная К., связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние художественной К. при этом может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения, равнодушие, раздражение или агрессию — вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов кроются в несовпадении “душевной организации” художника и реципиента, в различии их ценностных ориентаций, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и т. п. (Котова С. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Коммуникация
(от лат. - совещаться с кем-либо) - у К. Ясперса - процесс, в котором Я действительно становится самим собой благодаря тому, что оно обнаруживает себя в другом (К.ф.э. - С.216-217); (лат.- делать общим, связывать; общаться): путь сообщения (например, воздушный, водный); форма связи (например, телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; массовая коммуникация - процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение); коммуникативность - то же, что коммуникабельность (поздне-лат. - соединимый, сообщающийся), - склонность, способность к коммуникации, к установлению контактов и связей, общительность (С.с.и.с. - С.294)
Коммуникация при диагностике принимается не в реальном обозначении, т.е. не как «связь», а как условие, обеспечивающее различные типы связей при сближении или отдалении в реализации межличностных отношений. Коммуникация как условие, необходимое для передачи информации, рассматривается в соответствии с положениями Лассуэла, которые обеспечивают полноту получаемой информации. Она зависит: от доверия к источнику информации и его значимости; от совпадения ожидаемой информации с реальной, желаемой информации и получаемой; от информированности и возможности адресата получать конкретную информацию; от совпадения каналов информации, которые имеются у передающего и воспринимающего (зрительный, слуховой, тактильный и т.д.); от соотнесенности и одинаковости применяемого кода, т.е. одинаковости языка. При совпадении языков потери информации меньше; от помех в канале - помехи всегда вносят некоторые искажения, что в свою очередь ведет к уменьшению полноты в приеме информации.
Коммуникация как условие обеспечивает возможности реализации процессов общения (см. Общение), взаимодействия (см. Взаимодействие) и построения отношений (см. Отношения). Мы исследуем коммуникативные факторы в связи с тем, что часть из них способствует увеличению передач, а также с тем, что часть из них может снижать возможности коммуникации как условия реализации общения, взаимодействия и построения отношений.
Например, факторы, значимые по личностному смыслу: использование коммуникации для более полной информации; фактор для увеличения количества связей с клиентами; фактор, способствующий самореализации, самоактуализации.
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
КОММУНИКАЦИЯ
1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это - .связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:
1) адресант - субъект коммуникации;
2) адресат - кому направлено сообщение;
3) сообщение - передаваемое содержание;
4) код - средства передачи сообщения;
5) канал связи;
6) результат - то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:
1) средства оптико - кинетические - жесты, мимика, пантомимика;
2) средства паралингвистические - качество голоса, его диапазон, тональность;
3) средства экстралингвистические - паузы, плач, смех, темп речи;
4) средства пространственно - временные - взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит - наряду с физическим - коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них - генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются:
1) сообщения побудительные - убеждение, внушение, приказ, просьба;
2) сообщения информативные - передача реальных или вымышленных сведений;
3) сообщения экспрессивные - возбуждение эмоционального переживания;
4) сообщения фатические - установление и поддержание контакта. Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, различаются:
1) по типу отношений между участниками - коммуникация межличностная, публичная, массовая;
2) по средствам - коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно - знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и пр.). Разновидностью коммуникации вещественно - знаковой является коммуникация художественная, связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние ее может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения; равнодушие, раздражение или агрессию - вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов - в несовпадении "душевной организации" художника и реципиента, в различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КОММУНИКАЦИЯ
КАМУНІКАЦЫЯ / COMMUNICATION (от лат. communicare– делать общим, связывать, общаться)– процесс обмена информацией между людьми. Будучи социальным процессом, К. характеризуется активностью субъектов, целенаправленностью, влиянием на поведение и состояние адресата, необходимостью наличия единой системы значений для обеспечения взаимопонимания, возможностью возникновения коммуникативных барьеров социального и психологического характера. В структуру К. входят следующие элементы: коммуникатор, реципиент, сообщение, канал коммуникации, возможные коммуникативные барьеры. Процесс К. начинается с постановки цели, включает в себя кодирование и декодирование информации, а также обратную связь. К. протекает в коммуникативном поле, которое представлено нормами, скриптами, стилями К., когнитивной нагрузкой участников, временными и пространственными ограничениями. По способу передачи информации различают вербальную (речевую) и невербальную К.; по типу субъектов К.– межличностную и массовую; по стилю К.– прямую и непрямую, инструментальную и эмоциональную, социально и личностно ориен тированную.
Коммуникация невербальная / Камунiкацыя невербальная / Non-verbal com mu nication– осуществляется с помощью невербальных систем знаков, включая кинесику, гаптику, экстра- и паралингвистику, окулесику, ольфакцию, гастику и проксемику.
Коммуникация массовая / Камунiкацыя масавая / Mass communication– распространение с помощью технических средств тиражирования специально подготовленных сообщений, обладающих социальной значимостью, среди количественно больших анонимных, рассредоточенных в пространстве аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки и поведение людей. Массовую К. характеризуют опосредованность, организованность, институциональность, ярко выраженная социальная направленность, публичность, однонаправленность (от коммуникатора к аудитории) и постоянство коммуникативных ролей, ограниченность и отсроченность обратной связи, «двухступенчатость распространения и восприятия информации, универсальность и периодичность сообщений». К средствам массовой К. относят печать, радио, телевидение, интернет-СМИ.
Проблема К. в различных ее аспектах поднимается в работах Н. Н. Богомоловой, О. А. Гулевич, А. Е. Жичкиной, В. Н. Кунициной, В. А. Лабунской, Н. Лебедевой, Л. А. Петровской, Л. Г. Печебут, О. В. Хухлаева и др. Отдельную область исследований составляют убеждающая К., механизмы и факторы ее эффективности. Широкое применение в изучении убеждающей массовой К. приобрела модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла, включающая пять элементов: кто, что, как, кому и с каким эффектом передает, т. е. коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, эффективность К. Современные исследования фокусируются на изучении интернет-коммуникации, включая характеристики пользователей, особенности К. в электронных социальных сетях, позитивные эффекты и риски электронной К., психологические факторы информационной безопасности в сети Интернет, Интернет как средство массовой К. и др. Популярную область исследований представляют психологические основания межкультурной К.– обмена информацией между представителями различных культур. Разрабатывается категория межкультурной коммуникативной компетентности, выражающейся в позитивном отношении, толерантности и доверии, знании принципов и правил межкультурной К., умении понимать и взаимодействовать с представителями различных культур. Прикладные исследования К. реализуются также в связи с практикой развития компетентного общения и поиском путей повышения коммуникативной компетентности. Ю. С. Смирнова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.