Межличностная коммуникация

Найдено 2 определения термина Межличностная коммуникация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Межличностная коммуникация

interpersonal communication) Под М.к. понимается процесс передачи информ. неким источником др. конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются в ходе личных взаимодействий, однако они могут также реализовываться с использованием почты, телефона или других электронных средств. Г. Д. Лассуэлл смог выразить в одном предложении большую часть предмета чел. коммуникаций: "Кто - сообщает что - по какому каналу - кому - с каким эффектом?" Шеннон и Уивер применили к чел. коммуникации принципы электротехники. В качестве источника сообщений можно рассматривать разум коммуникатора. По-видимому, сообщения возникают в головном мозгу и кодируются для передачи др. людям. Источник должен иметь средства передачи информ., такое как устная речь, жесты или письмо. Сообщение кодируется и посылается как сигнал получателю, к-рый должен декодировать данное сообщение. Т. о., конечным пунктом назначения сообщения является разум целевого объекта или индивидуального получателя. Эта информ. модель оказывается полезной при рассмотрении некоторых чрезвычайно важных вопросов в отношении М. к. Следует отметить, что источник может непреднамеренно передавать информ. другим, как это происходит в тех случаях, когда невербальные признаки выдают лжеца. Конечно, источник при этом может даже не отдавать себе отчета в к.-л. коммуникации. Намеренные коммуникации могут рассматриваться с т. зр. того, насколько точно интерпретации источника принимаются целевым объектом. По мнению ряда теоретиков, в основе процесса коммуникации лежат разделяемые интерпретации, а не просто обмен информ. Любые помехи точной передаче информ. называют шумом в системе коммуникации. Шум может возникать вследствие нечеткости кодирования, проблем с каналами, по которым передаются сигналы, или ошибок декодирования, допускаемых целевым объектом. Из этого вовсе не следует, что любое несогласие между двумя людьми можно отнести за счет шума. Целевой объект может оказаться способным воспринять т. зр. источника и полностью понять предлагаемую интерпретацию, и тем не менее не согласиться с ней. Часто люди убеждены в том, что их не понимают, когда в действительности другие люди просто не согласны с ними. Путаница в разграничении языка и коммуникации часто имела место даже среди специалистов. Чтобы провести такое разграничение, необходимо понять различия между знаками, сигналами и символами. Знаки - это средовые стимулы, к-рые организм связал с другими событиями. Знаки жестко и напрямую связаны с сопутствующими им событиями. Сигналы - это знаки, вырабатываемые живыми организмами. Большинство животных могут использовать сигналы в их взаимодействии с др. животными. Так, птицы могут издавать любовные призывы, насекомые могут передавать запахи, а обезьяны прибегать к угрожающим жестам. Символ, подобно сигналу, имеет референт. Однако символы не обязательно соотносятся с физ. реальностью и могут не иметь пространственно-временных отношений со своими референтами. Символы приобретают свое значение в сообществе пользователей, а не через связь с референтом. Использование символов делает возможным развитие разнообразных абстрактных областей знания, таких как история, литература, религия, иск-во и наука. Кроме того, оно обеспечивает основу для конструирования индивидуумом соц. реальности, включая Я-концепцию. Существующие данные указывают на то, что символы используются только людьми. Поэтому символ, по-видимому, означает важный разрыв в филогенетическом ряду между людьми и всеми др. формами жизни. Язык является средством обработки информ. и используется для сохранения, изменения, продуцирования и передачи информ. Анализ М. к. был бы неполным без принятия во внимание этих символических аспектов языка. Одним из важнейших свойств символов является то, что они могут соотноситься с целыми классами объектов, и могут обладать разнообразными значениями. Тем самым, ошибки в коммуникациях оказываются не только частыми, но и неизбежными. То есть, шум становится неизбежным сопутствующим свойством М. к. Ситуации и взаимоотношения с другими обеспечивают контекст, в рамках к-рого люди могут добиваться общей интерпретации сообщений и таким образом снижать эффекты шума. Характеристика индивидуумом соц. ситуации, как правило, зависит от конкретных ожиданий в отношении поведения других, правил, к-рые определяют и регулируют взаимодействия и направляют поведение. Эти ожидания обеспечивают некую систему координат, в которой данный индивидуум кодирует и декодирует информ. Коммуникации выполняют целый ряд функций. Они позволяют координировать поведение людей в группе. Межличностная коммуникация также используется для обучения, в ходе к-рого каждый чел. помогает другому в овладении умениями и навыками или в формировании новых систем координат. Вероятно, наиболее важной из всех функций коммуникаций является их использование в качестве средства влияния на др. людей. Сообщения, применяемые с целями реализации власти или оказания влияния, могут рассматриваться как действия, обладающие столь же мощными последствиями, как само поведение. Поэтому коммуникативные действия иногда называют речевыми актами. Речевые акты, выполняющие функцию контроля подкреплений, могут принимать форму угроз или обещаний, к-рые могут яв-ся условными или безусловными по своему характеру. Обещания, в отличие от угроз, влекут за собой принятие источником моральных обязательств по их выполнению. Существует категория речевых актов, к-рые можно классифицировать как средства информ. контроля. Убеждение яв-ся попыткой источника оказать влияние на решения, принимаемые целевым объектом. Среди видов убеждающих коммуникаций выделяют предостережения, ложь и взывание к чувству долга. Другая классиф. речевых актов связана с их функцией как средств самопрезентации. Субъекты ("акторы") проецируют определенные идентичности на др. людей и используют разнообразные тактики для выработки желаемых идентичностей в глазах других. К наиболее известным речевым актам, связанным с управлением впечатлениями, относятся оценки, присвоение титулов, повышение в ранге и заискивание. Жесты, визуальный контакт, телесные позы и использование межличностного пространства могут либо заменять вербальные коммуникации, либо служить в качестве контекста, позволяющего интерпретировать вербальные коммуникации. В большинстве случаев невербальные реакции действуют подобно сигналам и не связаны с передачей символических форм информ. См. также Межличностное восприятие, Язык у человекообразных обезьян, Психолингвистика, Символическая интеракция Дж. Т. Тедеши
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Коммуникация межличностная

обмен сообщениями, при котором адресатами служат одно или несколько конкретных лиц. Чаще всего осуществляется при непосредственном устном контакте, но в современном обществе может быть опосредована телефонной, факсовой, почтовой или электронной связью.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Межличностная коммуникация как объект исследования культурологии

Чивилёв Александр Андреевич
Современные модели коммуникации во многом определяют формат актуального культурного дискурса и устанавливают отношения в связке «коммуникация - культура».
Читать PDF

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью

Дюмон Н.Н.
Читать PDF

Проблемы межличностных коммуникаций в продюсерской практике

Сумин Ю. М.
Читать PDF

Профессиональная подготовка будущих психологов и ее роль в развитии межличностной коммуникации

Зиналиева Нурия Койшваевна
В процессе подготовки будущих психологов приоритетным является развитие межличностной коммуникации.
Читать PDF

Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие

Мурашова Лада Анатольевна
В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий.
Читать PDF

Особенности коммуникативной направленности межличностных отношений и понимания диалога полезависимым

Дмитриева Л. Г.
В статье говорится о важности для студентов-филологов владения диалогом, поскольку их будущим профессиональным полем является система отношений «че-ловек человек».
Читать PDF

Коммуникативные барьеры как фактор повышения риска непонимания в межличностных отношениях

Зубкова Ирина Владимировна
В статье обсуждается проблема коммуникативных барьеров и их влияние на возникновение и повышение риска непонимания между людьми в процессе общения.
Читать PDF

Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов морского профиля

Бугакова Е.С.
В статье рассматривается проблема «коммуникативных барьеров» в межличностном общении курсантов высших морских учебных заведений, влияние данных затруднений на успешность обучения курсантов и становлен
Читать PDF

Факторы формирования образа автора в процессе межличностной коммуникации в сети Интернет

Каташев Артем Владимирович
Межличностная коммуникация в сети Интернет играет все большую роль в жизни современного человека.
Читать PDF

Специфика межличностных коммуникаций (вербальных и невербальных) в дорожно-транспортной сфере

Резник Татьяна Федоровна, Шарапов Вячеслав Викторович
В статье рассматриваются особенности формирования тезауруса для рационального коммуницирования акторов дорожного движения.
Читать PDF

Способы преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении

Мухадинов Владислав Рафаильевич, Слугина Татьяна Ивановна
В статье рассматривается проблема коммуникативных барьеров в межличностном общении, а также возможные способы их преодоления в условиях современного социума.
Читать PDF

Межличностные коммуникации в управлении

Федосеев В.Н., Капустин С.Н.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: