Коммуникация этнокультурная в информационном пространстве

Найдено 1 определение:

Коммуникация этнокультурная в информационном пространстве

Главной задачей психологии в области исследования межкультурной информационной коммуникации является науч. рефлексия характера информационных взаимодействий между разл. культурами с участием СМИ. 3 осн. чертами, характеризующими это О., являются: 1) Развитие СМК, породившее феномен «дефицита от изобилия». 2) Повсеместное распространение мультимедийных средств коммуникации, изменившее все стороны жизни общества (обществ.-полит. жизнь, информационные взаимодействия, межличностное О. и т. д.). 3) Доминирование опосредствованных способов взаимодействия между людьми привело к тому, что визуальная коммуникация, визуальные коды и визуальные образы стали осн. средством передачи информации. Осн. категориями анализа межкультурного информационного пространства являются этнич. стереотипы и этнич. картина мира, к-рая характеризуется ритуалами, характером восприятия пространства и времени, системой ценностей и отношениями личности и общества. Существует неск. уровней воздействия одной культуры на другую в информационном пространстве: 1) биологический - воздействие на человека может осуществляться с помощью внедрения опр. ритмов в передачу аудиовизуальной информации через технические средства коммуникации; 2) психофизиологический - воздействие возможно через модификацию пространственно-временных характеристик сложных сигналов, совпадающих с образами этногеографических стереотипов; 3) психологический воздействие осуществляется с помощью демонстрации опр. форм поведения индивидов, межличностного взаимодействия и характера реализации всех форм проявления человека; 4) социальный - воздействие может быть произведено с помощью трансляции разл. форм этнич. группового поведения, отношения меньшинства и большинства, отношений лидера и общества в целом. Один из основателей теории межкультурной коммуникации Э. Холл в кач. критерия разделения культур по типу коммуникации выделил степень использования вербальной составляющей по сравнению с невербальным контекстом и разделил все культуры на высококонтекстные и низкоконтекстные. Стили поведения коммуникаторов и их картина мира, способ восприятия времени, поступков и событий не одинаковы в культурах разного типа. В низкоконтекстных культурах большая часть информации передается через вербальный код. К этим культурам относятся большая часть стран Европы и США. В высококонтекстных культурах, к к-рым принадлежат страны такие как Япония, Китай, страны Ближнего и Дальнего Востока, большая часть информации переносится в контекст и не выражается в словах. Они считают, что открытое и явное высказывание мысли, четкое формулирование принижает собеседника. Различия в коммуникативных сценариях представителей разных видов культур являются одним из самых серьезных препятствий для создания эффективных межкультурных взаимодействий. Эти культуры по-разному кодируют понятия времени и пространства, занимают разл. психол. дистанцию в О., по-разному понимается личная и взаимная выгода, слово в них имеет разную силу. Так в высококонтекстной культуре данное слово является обязательным для исполнения, в низкоконтекстной культуре только документально зафиксированное обязательство является существенным и важным. Наиболее характерными базовыми сценариями представления этнокультурной идентичности нации являются способы выражения чувств, мыслей, игры и воли, а также категория «ментальных программ» Т. Ховстеда (1997): особенности проявления в том или ином народе дистанции власти, отношения «коллективизм-индивидуализм», образы маскулинности-фемининности и способы избегания неопределенности. Интеграция информационного пространства ведет к уплотнению информационного потока, изобилию иностранных культурных продуктов. Лит.: Бердяев Н. Судьба России. М., 1990; Дилигенский Г. Г. Социальнополитическая психология. М., 1996; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998; Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000; Hofstede G. Value Systems in Fourty Countries: Interpretation, Validisation and Consequences for Theory // Cross-Cultural Contributions to Psychology. Ed. by L. Eckensberger et al. Allblasserdam, 1979. Л. В. Матвеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Смысловое пространство старших школьников в контексте особенностей коммуникативного поведения

Пилипчук Лариса Сергеевна, Беленко Оксана Геннадьевна
Представлены результаты анализа психологических особенностей смысловых пространств самосознания в старшем школьном возрасте в зависимости от уровня развития коммуникативных навыков.The article prescuts the results of experimental investigation of psychological peculiarities of semantic spaces of selfconsciousness at the senior school age level
Скачать PDF

Формирование нравственного самосознания в современном коммуникационном пространстве

Васильев С.С.
В статье дан подробный теоретический обзор подходов наиболее глубоких современных исследователей мирового коммуникационного пространства. Объяснена терминология часто встречающихся в современной коммуникативистике понятий. Подробно рассмотрена зависимость формирования нравственной составляющей общественного сознания от средств массовой коммуникации как важнейшего социального института, а также коммуникационная роль глобальной компьютерной сети Интернет, показаны особенности его воздействия на нравственное самосознание. Представлен авторский взгляд на проблему развития современных коммуникационных систем в России и их влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения.
Скачать PDF

Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространств

Муравьева Ольга Ивановна
В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека «разворачивается» в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.
Скачать PDF

«Мы» и «Они» в межкультурном пространстве коммуникативного процесса (на примере России, Германии и Ф

Крюкова Татьяна Леонидовна, Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье представлены результаты кросскультурного исследования образов российских мужчин и женщин в представлениях европейцев. Представлена концептуальная модель, позволяющая верифицировать гипотезы. Представления о россиянах соотносятся в исследовании с представлениями о соотечественниках, что рассматривается авторами как фактор их межкультурного взаимодействия.
Скачать PDF

Человек в пространстве опосредованной коммуникации. Феномен «Эпохе телесности»

Куликов Дмитрий Валерьевич
Статья представляет собой опыт феноменологической интерпретации ряда явлений, которые имеют место в пространстве опосредованной коммуникации в системе «Я» «Другой». Вводится понятие «эпохе телесности». Исследуется феномен аватары.
Скачать PDF

Сравнительный анализ коммуникативного поведения в связи с личностными и этнокультурными особенностям

Митыпова Арюна Жамьяндоржиевна
В статье дан сравнительный анализ коммуникативного поведения в связи с личностными и этнокультурными особенностями студентов Московских и Улан-Удэнских высших учебных заведений. Представлены результаты проведенного исследования в двух группах молодежи
Скачать PDF

Пространственный подход к осознанию и построению профессиональной коммуникации

Мишанова Оксана Геннадьевна
В данной статье рассматривается психологический аспект профессионализации личности: анализируется профессиональная коммуникация с точки зрения реального и виртуального уровней профессиональной культуры, обыденного и профессионального сознания личности, идеальных и реальных образов профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Расширения жизненного мира подростка в коммуникативном пространстве образовательного центра

Козлова Елена Викторовна
Скачать PDF

Представление об информационно-психологической безопасности личности в коммуникативных процессах жиз

Волкова А.И.
Скачать PDF

Коммуникативных процессы в контексте стратегий информационно-психологической безопасности личности

Волкова А.И.
Скачать PDF

Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к раз

Коповой Андрей Сергеевич, Давыдов Денис Александрович
Информационное пространство как феномен современной культуры привлекает к себе большое внимание исследователей. Механизмы его функционирования сложны и изменчивы. Информационные технологии проникают в разные сферы жизни, и образование не может оставаться в стороне. Мы наблюдаем процесс становления информационного общества. Успешность современного человека в профессиональной деятельности часто зависит от его способности находить, обрабатывать необходимую информацию. Эффективность ее поиска, критичность восприятия найденного и способность определить степень важности информации определяется уровнем культуры медиапотребления. Важнейшим этапом в формировании культуры медиапотребления является период школьного обучения, где основным субъектом формирования данной культуры, по нашему мнению, выступает учитель информатики. Сам же учитель информатики должен быть готов к целенаправленному формированию культуры медиапотребления у школьников, а, следовательно, должен иметь собственную сформированную культуру медиапотребления.
Скачать PDF

Молодежь в пространстве информационно-нормативного влияния: методологическое обоснование концептуаль

Парфенова Н.Б., Середа Е.И.
В статье рассматривается концептуальная модель прикладного исследования психологической устойчивости молодежи к негативному информационному и нормативному социальному влиянию в трудной жизненной ситуации. Предлагаемая модель включает в себя внешние и внутренние факторы противостояния негативному социальному влиянию. Психологическая устойчивость рассматривается как интегральная характеристика личности, складывающаяся из индивидуально-личностной и социальной устойчивости. Первая из них включает эмоциональную устойчивость, личностную идентичность, вторая социальную зрелость и социальную идентичность.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: