МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
глобальный процесс производства, распространения и потребления информации.

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru)

Коммуникация массовая
опосредованное техническими средствами воздействие на анонимную рассредоточенную аудиторию с отсроченной обратной связью.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
систематическое распространение специально подготовленных сообщений в целях оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

массовая коммуникация

(от лат. communicatio) – систематическое распространение специально подготовленных сообщений среди людей с целью влияния на их духовные ценности – установки, оценки, мнения и др., на их поведение. Психология м.к. возникла в 2О-х гг. ХХ в. Она изучает структуру, закономерности и эффективность психического воздействия м.к.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. К.м. характеризуется, во-первых, рассредоточенностью аудиторией; во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-четвертых, принципиальной доступностью информации всем желающим. Анализ К.м. как "индустрии культуры" был дан известными теоретиками зарубежной психологии Т. Адор-но и М. Хоркхаймером. Их концепция К.м. отразила негативное, критическое отношение к состоянию общественного сознания современного им общества, поэтому они обращали внимание не на позитивные результаты прогресса К.м., играющие исключительно важную роль в демократических преобразованиях, а на использование информации для манипулирования сознанием. Большинство исследователей К. м. полагают, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Коммуникация массовая
систематическое распространение (с помощью технических средств) специально подготовленных сообщений среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий. К. м. представляет собой важную в социальном и полит. плане, подсистему обшей системы коммуникации. В широких масштабах выполняет взаимосвязанные функции идеологического и полит. влияния, поддержания социальной общности, информирования, просвещения и развлечения, конкретные формы и содержание к-рых решающим образом зависят от особенностей национ. культуры и полит. режима. К. м. свойственны институционный характер источников и отсроченность обратной связи между источником и аудиторией. Комплексы технических средств, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, муз. информации (печать, радио, ТВ, кино, звукозапись, видеозапись и т. д.) называются средствами К. м., или СМИ. В социально-психол. плане К. м. обладает рядом очевидных преимуществ по сравнению с более традиционными видами коммуникации (межличностной и публичной). Вместе с тем, специфика К. м. накладывает существенные психол. ограничения на ее возможности, поскольку в этом виде коммуникации особенно значительны фильтры и барьеры, связанные с селективностью внимания, восприятия, понимания и запоминания. Зависимость коммуникативных эффектов от специфики К. м. вообще и каждого конкретного средства, в частности, особенности аудиторий, способы преодоления фильтров и барьеров изучаются не только психологией, но и политологией, социологией, семиотикой. Лит.: Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М., 2007; Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвеченого, Ю. А. Шерковина. М., 1975. А. П. Назаретян., Ю. А. Шерковин

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
систематическое распространение, с помощью технических средств тиражирования, специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий для оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. Важный социальный и политический институт современного общества, выступающий как подсистема более сложной системы коммуникации, в широких масштабах выполняющий функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения. Коммуникации массовой свойственны институциональный характер источников и отсроченность связи обратной между источниками и аудиториями. Технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись), собирательно называются средствами коммуникации массовой или средствами информации массовой. В социально - психологическом плане коммуникация массовая обладает рядом важных дополнительных возможностей в сравнении с более традиционными видами - коммуникацией межличностной и публичной. Практика функционирования систем коммуникации массовой показала большую зависимость их эффективности от учета психологических особенностей аудитории: внимания, восприятия, понимания, запоминания предлагаемых сообщений. Зависимость психической переработки сообщений от специфики коммуникации массовой вообще и каждого конкретного ее средства в частности, от организации информационного потока, от специфики интересов тех или иных групп аудитории, соответственные помехи и барьеры, способы их преодоления и прочее изучаются психологией, социологией и семиотикой коммуникации массовой.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
англ. mass communication; от лат. communicatio - сообщение, передача) - систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды, взгляды, убеждения, мнения людей; технически осуществляется с помощью разнообразных средств: печать, радио, ТВ и др. В социологии М. к. часто рассматривается как вид социальной коммуникации, под которой понимается деятельность, обусловленная системой социально-значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе. Социальная коммуникация нацелена на взаимодействие людей, на передачу, получение, сохранение и актуализацию смысловой и оценочной информации, на основе которой происходит социальная адаптация и идентификация. В социальной психологии М. к. понимается как одна из форм опосредованного общения.
Исследование М. к., ее средств, способов, методов, форм и целей началось в 1940-х гг., когда стремительно стала развиваться социальная психология; внимание к М. к. еще более возросло в 1960-80 гг., когда массовая информация стала трактоваться в качестве ключевого фактора социального управления, а к концу 1980-х гг. в некоторых социологических контекстах даже утверждалось, что теория М. к. и есть теория общества. С 1960-х гг. М. к. стали исследоваться с привлечением идей философии, лингвистики, культурологии, психологии, математики, кибернетики и т. д. Крупный вклад в понимание М. к. внесли работы Г. Лассуэлла, Р. Якобсона, Р. Фишера, Н. Винера, X. Криса, Н. Лейтеса, В. Шрамма, Г. Иннеса и др.
М. к. характеризуется: 1) наличием технических средств; 2) наличием массовой аудитории;
3) многообразием коммуникационных каналов;
4) вариативностью коммуникативных средств. Эта цель чаще всего выделяют след. основные функции М. к.: 1) информационную (предоставление сведений по различным сферам общественной деятельности); 2) регулятивную (формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, манипулирование, социальный контроль); 3) культурологическую (ретрансляция культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества, сохранение культурных традиций, межкультурные взаимодействия). В идеале, М. к. нацелены на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов.
В "Словаре М. к." Ж. Фаже функции М. к. определяются на основе предложенного Якобсоном подхода: отправитель (адресант) самовыражается (экспрессивная функция), он делает ценностью процесс общения (поэтическая или эстетическая функция), соотносится с реальностью, контекстом (коммуникативная, или референтивная функция), входит в контакт со своим собеседником (фатическая функция) и т. д.
Согласно схеме Лассуэлла, анализ структуры коммуникационного процесса состоит из 5 элементов: 1) кто сообщает? (анализ управления коммуникационным процессом); 2) что сообщает? (анализ содержания коммуникации); 3) по какому каналу? (анализ коммуникационных средств); 4) кому сообщает? (анализ аудитории); 5) с каким успехом? (анализ эффективности коммуникационного процесса). Структурный анализ коммуникационного процесса можно осуществить и по линейной схеме, предложенной Якобсоном: 1) отправитель сообщения (адресант, коммуникатор); 2) получатель сообщения (адресат, реципиент, коммуникант); 3) общение (связь, контакт); 4) код (шифр); 6) контекст сообщения; 7) сообщение (информация).
В зависимости от характера канала связи реципиенты могут выступать в качестве слушателей, читателей, зрителей, участников. Канал соединяет адресанта и адресата, причем сообщения м. б. направлены либо к известным адресатам, либо к их вероятностному множеству. Помимо упомянутой линейной модели М. к. предложены также интерактивная и трансакционная. Отличительными чертами интерактивной модели являются обратная связь и замкнутый характер коммуникации; для трансакционной модели существенно одновременное отправление и прием разных сообщений коммуникаторами. (А. Б. Мещеряков.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Культура массовых коммуникаций

Карпухин Олег Иванович
В статье рассматривается понятие «культура массовых коммуникаций».
Читать PDF

Социология массовых коммуникаций

Полуэхтова Ирина Анатольевна
Статья рассматривает понятие «социология массовых коммуникаций».
Читать PDF

Имидж в системе массовой коммуникации

Кошлякова Мария Оскаровна
Система массовой коммуникации удовлетворяет потребность общественности в определенных имиджевых типажах, формируя виртуальное пространство социальных коммуникаций.
Читать PDF

Этические аспекты массовой коммуникации

Клушина Наталья Ивановна
В статье рассмотрены этические аспекты массовой коммуникации и указаны ведущие направления в российской медиалингвистике, в рамках которых изучается этическая проблематика СМИ.
Читать PDF

Термин «Формат» в массовой коммуникации

Лащук О.Р.
В статье представлена попытка сформулировать определение широко распространенного в средствах массовой информации термина формат, чтобы разграничить понятия формат и жанр.
Читать PDF

Чтение в контексте массовых коммуникаций

Зоркая Наталия
In the article the author examines changes in reading newspapers, journals and books during the 1990s, the increase of mass orientations to entertainment in all social-demographic groups including the most educated and qualified i
Читать PDF

Средства массовой коммуникации и терроризм

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Появление феномена «массовой культуры» привело к изменению функции СМИ. Функция развлекательная стала более важной, чем функция информирования. СМИ формируют общественное мнение, манипулируя новостными фактами.
Читать PDF

Массовая коммуникация и демассификация медиа

Антонов Константин Александрович
Читать PDF

Идентичность в системе массовой коммуникации

Коновалова Ольга Васильевна
В статье исследуются направления построения культурной, национальной, этнической идентичности в информационном пространстве, которое обладают моделирующей функцией, способностью видоизменять процессы становления личности, оказывая
Читать PDF

Массовая коммуникация как социальный институт

Красникова Марина Александровна
Статья посвящена оценке роли средств массовой коммуникации. Анализируется влияние на сознание людей массовой коммуникации, использование ее политическими субъектами в своих интересах
Читать PDF

О сущности экономической массовой коммуникации

Демина Ирина Николаевна
Статья является третьей из цикла статей, посвященных обоснованию выделения экономической коммуникации из общей теории массовой коммуникации.
Читать PDF

Телевидение как средство массовых коммуникаций

Попова Татьяна Владимировна
В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободны
Читать PDF

Медиатексты в современной массовой коммуникации

Антонова Любовь Геннадьевна
В статье рассматриваются отличительные черты нового информационного пространства и особенности самих «коммуникативных продуктов» медиатекстов, создаваемых в нем.
Читать PDF

Социальные сети в системе массовой коммуникации

Мирумян Ани Гайковна
Рассматриваются социальные сети в системе массовой коммуникации. Объектом исследования выступают социальные сети, которые на сегодняшний день вызывают наибольший интерес у аудитории.
Читать PDF

Медиаобразы в массовой политической коммуникации

Корженева Ольга Вадимовна
В статье исследуется процесс формирования медиаобразов в информационном пространстве.