МЕТОДОЛОГИЯ
научное исследование методов. Методологию не следует путать с методами. Слово «методология» слишком часто используется, когда автор имеет в виду «метод».
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
Методология
система приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах, способах, приемах научного познания, принципах их построения и преобразования мира.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
МЕТОДОЛОГИЯ
учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
МЕТОДОЛОГИЯ
от греч. methodos и logos - слово; понятие, учение] - 1) совокупность методов и приемов исследования, применяемых в какой-л. науке; 2) учение о методе научного познания и преобразования мира
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
методология
(от греч. methodos – путь исследования, logos – учение) – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
МЕТОДОЛОГИЯ
1. Cистема принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2. Учение о такой системе; 3. (В узком смысле слова) совокупность методов или отдельных методик исследования (Философский энциклопедический словарь).
Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006
Методология
(греч. methodos — путь исследования и logos — понятие, учение) — 1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; 2) учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также совокупность методов, применяемых в какой–либо науке.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Методология
метод + греч. logos – слово, понятие, учение) - 1. фактические эвристические процедуры, используемые в конкретном исследовании; 2. обоснование и формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Большинство исследователей склонно использовать этот термин как эквивалент понятия «научный метод», подразумевая при этом, что единственно приемлемой является научная методология, в основном сложившаяся в естественных науках.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МЕТОДОЛОГИЯ
1. В широком смысле разработка и обоснование систематических, логически последовательных методов получения достоверных научных знаний. М. в этом ее понимании касается не сбора конкретных знаний или их объяснения, а общих научных методов и процедур получения научно достоверных знаний и понимания (постижения) сущности вещей. 2. В узком смысле М.-это совокупность конкретных методов или процедур, используемых для получения частных знаний в той или иной области (науке). См. методология психологии.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МЕТОДОЛОГИЯ
1. В широком смысле – формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Это, строго говоря, не связано непосредственно с приобретением знаний или пониманием, а скорее с методами и процедурами, в соответствии с которыми такое знание и понимание достигается. Большинство склонно использовать этот термин как эквивалент понятия научный метод, подразумевая, что единственная допустимая методология – научная. Правомерность такого употребления зависит от того, как характеризуется научный метод в той интерпретации, которая приводится ниже и которая представляет современную точку зрения, такая синонимичность оправдана. 2. Специальное значение – фактические процедуры, используемые в конкретном исследовании.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
МЕТОДОЛОГИЯ
система принципов и способов организации в построении теоретической и практической деятельности. А так же учение об этой системе. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности. В целом методология определяет принципы, которыми должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках разрабатываются и правила – те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности.
Методология носит всеобщий характер, но она характеризуется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер – психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому исследование, функционирует как общая система объяснительных принципов и результатов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
МЕТОДОЛОГИЯ
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. По мере развития методология вычленяется в специаль-ный предмет рационального познания и фиксируется как система социаль-но апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности (Философский энциклопедический словарь, 1983: 365-366). От теории познания методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного, практически эффективного знания.
Отличительной особенностью рассмотрения понятия "методология" в зарубежной психологии является акцентирование именно на методах и процедурах сбора эмпирических данных, как оснований построения и оценки теоретических гипотез (Manstead, 1999: 384). Специфика методо-логии по отношению к социально-психологичес-кому и персонологиче-скому знанию состоит в достижении теоретических целей. Методы сбора данных, анализа и интерпретации оцениваются в аспекте их полезности для построения психологических теорий и получения объяснений и осно-ваний для прогнозирования социального поведения.
Источник: Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии
МЕТОДОЛОГИЯ
мировоззренческие позиции науки, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Различают: а) философскую М., которая представляет собой систему наиболее общих принципов и методов научного познания; б) общенаучную М. – учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познавательной деятельности в области теории и практики; в) частную или специальную М. – совокупность принципов и методов познания в конкретной науке. М. психологии исследует структуру, средства и методы психологического познания, способы обоснования и развития психологических знаний. В современной М. психологии выдвигаются следующие проблемы: анализ психологических теорий и концепций, понятие о психологических закономерностях, процедуры проверки, подтверждения и опровержения психологических теорий, законов, гипотез, методы научно-психологических исследований, реконструкция развития научного психологического знания. Прослеживая историю развития психологии от античности до наших дней, М. Г. Ярошевский пришел к выводу, что важнейшими методологическими принципами психологии являются принцип детерминизма, развития, системности.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
МЕТОДОЛОГИЯ
от греч. methodos – путь исследования или познания + logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М. воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и дp. M. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область M. включает комплекс конкретно-научных методов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Границы М. отечественной конфликтологии пока четко не обозначены, система методологических принципов не структурирована. Такое положение дел является обычным для формирующейся науки. Первым и важным методологическим шагом в современных условиях является выработка общих подходов к пониманию сути конфликтов: их классификации, структуре и т. д. Проблема определения границ объективно-предметного поля конфликтологии – методологическая проблема. Ее нерешенность тормозит развитие не только М. конфликтологии, но и науки в целом.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
МЕТОДОЛОГИЯ
1. Учение о научном методе познания, расширенно - о методах познания вообще. 2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.
Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом методология определяет принципы, коими должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила - те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности. Применительно науки различаются методология философская, общенаучная и специально-научная. Методология конкретизируется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер - психика, исследование коей предполагает разработку соответственных методов. Поэтому методология, функционируя как общая система объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. В современных условиях, когда характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту обретает вопрос об общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование коих обогатило психологию новыми подходами и решениями. Многообразие методов порождает проблему выбора адекватных и самых перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с позиции ее эвристичности - способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях проблемных. В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механистическим пониманием поведения. Во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями: иррационализм; противопоставление смысла личностного жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий его развития; гипертрофия роли сексуальности. Область методологии содержит обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и прочие, кои в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур - методиках получения научных данных.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
МЕТОДОЛОГИЯ
МЕТАДАЛОГІЯ / METHODOLOGY– 1) учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки; 2) система принципов и подходов научной деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной науки (отрасли науки). Различают философскую М., которая представляет собой систему наиболее общих принципов и методов научного познания, общенаучную М.– учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познавательной деятельности в области теории и практики, частную (или специальную) М.– совокупность принципов и методов познания в конкретной науке. М. в научном и прикладном исследовании составляет категориально-понятийный аппарат проблемного поля, который, в свою очередь, определяет применяемые методы и методики исследования. М. в психологии исследует структуру, средства и методы психологического познания, способы обоснования и развития психологических знаний. В современной М. психологии выдвигаются следующие проблемы: анализ психологических теорий и концепций, понятие о психологических закономерностях, процедуры проверки, подтверждения и опровержения психологических теорий, законов, гипотез, методы научно-психологических исследований, реконструкция развития научного психологического знания. Прослеживая историю развития психологии от Античности, М. Г. Ярошевский пришел к выводу, что важнейшими методологическими принципами психологии являются принцип детерминизма, развития, системности. Современная психология характеризуется широким спектром теоретико-методологических систем и парадигм, среди которых можно выделить классические отечественные и зарубежные (психодинамический, бихевиоральный, экзистенциально-феноменологический, когнитивный, деятельностный, культурно-исторический и т. д. в традиционном и осовремененном содержании), так и относительно новые подходы (постмо дер нист ские, отрицающие единственность научной истины и конституирующие необходимость установления диалога не только между субъектом и объектом исследования, но и междисциплинарного диалога для более полного изучения предмета исследования). Идеи диалогизма присутствуют на общеметодологическом уровне психологии: помимо диалогического подходаследует отметить концепцию коммуникативной методологии В. А. Мазилова, ориентированной на «соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующей решению проблемы интеграции психологического знания». Понимание необходимости установления диалога различных научных концепций, а также констатация их взаимовлияющих отношений воплощены в постмодернистском социокультурно-интердетерминистском диалогизме В. А. Янчука, базирующемся на принципах интердетерминизма, постмодернистском взгляде на науку и культуру и идее о полифонии голосов в диалоге. Появление таких подходов– наглядная иллюстрация изменений, происходящих внутри науки, примером которых являются нарративная методология, практика «многоголосных» полифонических исследований в рамках социального конструктивизма, а также бурное развитие нейропсихологических исследований. Г. А. Фофанова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.