МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАНГУЛЯЦИЯ

Предыдущий термин:
МЕТОДИЧНЫЙ

Следующий термин:
Методологические принципы

Содержание:

Найдено 1 определение:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАНГУЛЯЦИЯ

комбинирование ка-чественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преимуществ обоих методологий, и как следствие - получению более надежных данных. Под триангуляцией под-разумевают термин, используемый в навигации и геодезии, описывающий технику построения третьей точки на основе двух известных, "один из методов, определения геодезических пунктов, служащих исходными ори-ентирами при топографической съемке и других геодезических работах" [Словарь иностранных слов, с. 506]. Впервые по отношению к методоло-гии психологического исследования данный термин был использован D.T. Campbell [1959]. В современной психологии под триангуляцией понимает-ся "использование данных из различных источников, различными метода-ми сбора данных и различными исследователями, по возможности всеми триангуляционными техниками, обладающими необходимой надежностью" [Robson, 1998, с. 404]. Это наиболее широкое определение позволяет схватить все многообразие авторских версий и смыслов, вкла-дываемых различными исследователями в данный подход, его ограниче-ния и возможности.

По мнению ряда авторов, комбинирование качественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводит к со-единению преимуществ обоих методологий, и как следствие - получению более надежных данных. Минимизируется неадекватность отдельных ме-тодов, что, в итоге, приводит к достижению высокой внутренней надежно-сти. J. Bradley подчеркивает в этой связи, "это возможно и крайне желательно в интересах методологического плюрализма, исследовать осново-положения всех исследований в контексте их полезности для понимания конкретной исследовательской проблемы. Активное обсуждение того, что мы знаем в свете того, как создается наше знание, может только расши-рить наше понимание" [Bradley, 1993, с. 448].

Избрание третьего пути, предполагающего максимально продуктивное использование возможностей качественных и количественных методов, получило название и было конституировано как методологическая триан-гуляция. Наиболее известной разновидностью является "совместная три-ангуляция, представляющая одновременное использование количествен-ных и качественных методов" [Morse, 1991, c. 122].

По мнению B.J. Breitmayer, "триангуляция комбинирует независимые и взаимодополняющие методы для:

" улучшения описания исследуемых процессов или процесса;

" идентификации хронологии событий;

" предоставления оснований для очевидности внутренней валидности;

" подтверждения или валидизации результатов исследования" [Boyd, 1979, c. 237];

" "в конечном счете, для понимания и контекстуальной репрезентации ре-зультатов исследования феномена" [Breitmayer, 1993, c. 195].

При относительно независимом друг от друга сборе и оперировании данными, они сопоставляются друг с другом в завершении каждого иссле-довательского цикла для возможного формулирования новых гипотез, проверки полученных выводов и их возможной коррекции [Caracelli, Greene, 1993, c. 120].

Методологическая триангуляция может быть классифицирована как одновременная или последовательная. Одновременная триангуляция пред-полагает параллельное использование и количественных, и качественных методов. В данном случае между двумя используемыми альтернативными методологиями присутствует мало взаимодействия. Последовательная триангуляция используется в случае, если "полученные при посредстве одной методологии данные, применяются в качестве основания для после-дующего привлечения альтернативной методологии" [Morse, 1991, c. 120].

Первым шагом применения качественно-количественной триангуляции является детерминация специфической исследовательской про-блемы. Подобное имеет место в случае перехода от индуктивно построен-ной теоретической конструкции к эмпирически подтверждаемой дедук-тивной конструкции. E. Mitchell [1986] утверждает, что триангуляция пре-доставляет возможность подвижности и глубинности, которой лишены отдельные методы. Для обеспечения эффективности триангуляции по E. Mitchell следует соблюдать следующие требования:

" Четкое определение исследуемого вопроса.

" Компенсация сильных и слабых сторон каждого из методов продуктивными возможностями друг друга.

" Пригодность избранных методов для исследуемого феномена.

" Продолжающаяся, циклическая оценка продуктивности и валидности используемого подхода [там же].

Не смотря на то, что триангуляция способствует решению многих проблемных вопросов, связанных с повышением приближения результатов исследования к максимальному уровню репрезентативности специфики жизненных переживаний субъекта, она приводит к снижению внутренней валидности. К числу основных проблемных вопросов исследования, по-строенного на методологии триангуляции, можно отнести следующие:

" Как комбинировать цифровые, лингвистические и составные данные?

" Как интерпретировать дивергентные результаты цифровых и лингвистических данных?

" Что делать с пресекающимися концептами, присутствующими в данных, сложно отделяемыми друг от друга?

" Когда и как оценивать вес полученных данных?

" При каких условиях различные используемые методы могут рассматриваться как одинаково чувствительные и равновесные?

Безусловно, методологическая триангуляция не рассматривается как панацея от всех бед и для всех социальных исследований. Тем не менее, многими авторами она рассматривается как компромиссное решение, спо-собное максимизировать сильные стороны и минимизировать слабости каждого отдельного подхода, способствуя углублению исследования и развития знаний о феномене. Методологическая триангуляция обладает и большим интегративным потенциалом, возрастающим при циклическом перемежении количественных и качественных методов и наоборот, приво-дя к углублению понимания на каждом последующем витке спирали [Ca-racelli, Greene, 1993]. К тому же триангуляция может приводить и к откры-тию парадоксов и противоречий, как теоретических построений, так и эм-пирических выводов, полученных в рамках традиционного количественного подхода к исследованию психологической феноменологии. A.A. Bryman [1988] называет ее технической версией количественно-качественных дискуссий, указывая, что количество и качество не пред-ставляют несоизмеримых парадигм вообще, а всего лишь методы, изби-раемые по принципу наибольшей пригодности к изучению определенного класса проблем.

Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖАs

Калюжный А.А.
Имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Некоторые методологические аспекты выбора пути развития России

Бурьков В.В.
Скачать PDF

О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения

Телешева С.В.
Скачать PDF

Методологические принципы психосоциальной работы

Плешакова О. В.
На основе различных подходов к определению методологии социальной работы выделены и описаны основные методологические принципы организации социальной работы: системный, генетический, детерминации, конкретности, позитивности, объективности. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность корректного определения методологии организации социальной работы, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности социального работника.
Скачать PDF

Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинк

С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются теоретико-методологические аспекты мероприятий психологического сопровождения, реализуемых в рамках концепции психологического сопровождения подростков специального предприятия «Новое поколение».
Скачать PDF

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С.Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки. Разработанная функциональная система двигательной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью «сплошной среды», позволяет рассматривать понятия из области теории автоматического регулирования, которая с успехом применяется для понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию реб

Иванова Вера Семеновна
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся прежде всего на социальные механизмы компенсации и адаптации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микрои макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, которые развиваются по следующим направлениям: клинико-психологическому, психолого-педагогическому и социально-психологическому, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида.
Скачать PDF

Взаимосвязь сновидений и самочувствия человека: теоретические и методологические аспекты исследовани

Зорин М. Г.
В статье предлагается теоретико-методологическое обоснование для психологического исследования сновидений и самочувствия в их взаимосвязи на основе анализа литературных данных.Theoretical and methodological substantiation for psychological research of dreams and personal health in their correlation is offered on the basis of the literary materials analysis.
Скачать PDF

Методологические аспекты формирования экологического сознания учащихся как психолого-педагогическая

Богословский Владимир Игоревич
В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психолого-педагогических исследованиях.
Скачать PDF

Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инва

Волкова Ирина Павловна, Королева Наталья Николаевна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к изучению проблемы социальной реабилитации и адаптации инвалидов по зрению. Приведены данные эмпирического исследования, направленного на выявление основных проблем и личностных ресурсов социально-психологической адаптации инвалидов по зрению различных возрастных категорий и с различной степенью нарушения зрения (слепые и слабовидящие) и их актуальных запросов в социально-психологической поддержке (с помощью разработанного авторами психодиагностического комплекса методик и методов многомерного статистического анализа). Представлена организационная модель деятельности службы социально-психологической поддержки (позволяющая реализовать интегративный подход и обладающая большим потенциалом в плане социально-психологической реабилитации и адаптации инвалидов по зрению) с выделением основных направлений деятельности службы по оптимизации процесса их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в обществе.
Скачать PDF

Методологические и философские основания психологии здоровья

Бородулин В.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 11

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!