Общение: интегративная методология изучения это что такое Общение: интегративная методология изучения: определение — Психология.НЭС
ОБЩЕНИЕ: ДЕФИЦИТ Общение: исследование функциональных систем

Общение: интегративная методология изучения

Найдено 1 определение:

Общение: интегративная методология изучения

В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к-рые приобретают нек-рые новые свойства, не характерные для их отдельных частей/сторон (напр., речевое О., для к-рого характерно «влияние смыслов» (Л. С. Выготский), обусловливающее вместе с др. факторами целокупное единство написанного/произнесенного). Становление интегративной методологии было вызвано неудовлетворенностью процедурами анализа и синтеза в исследовании целостных развивающихся систем, восходит к холистическому подходу, разработанному Платоном и Аристотелем. Данный подход базируется на системных триадах, позволяющих раскрыть целостную природу исследуемого объекта. В свое время Платон ввел понятие «триады» и узаконил в кач. образцового приема классификации жесткую дихотомию. Доказав недостаточность и искусственность платоновского метода соединения противоположностей, Аристотель обосновал необходимость понимания сложной системной целостности как триединства, благодаря к-рому достигается гибкость в ее изучении. Совр. исследования речевого поведения также опираются на древнейшие системные триады. Так, при интерпретации О. как триединства, в к-ром взаимодействуют информационный, аффективный и регулятивный планы (А. А. Бодалев), получила развитие триада «cognitionaffect-conation» («когнитивный-аффективный-конативный»), к-рой руководствовались древнеиндийские, а затем и древнегреческие мыслители в понимании целостности и нераздельности человеческой психики. Представление целостности как системного триединства лежит в основе многих работ М. М. Бахтина, посвященных межличностному О. Это триады: «личность-смысл-язык», где раскрывается положение «Человек дан только через слово»; «слово-понятие-слово-образ-интонация слова», - здесь представлена «вся полнота слова», т. е. его содержательно-смысловая, наглядно выразительная и эмоционально-волевая стороны; «ничье слово языка - чужое слово других - мое слово», в к-рой выявлены значимые для говорящего аспекты каждого слова; «нулевая степень диалогичности - намеренная диалогичность - двуголосое высказывание», в к-рой находят отражение разные формы диалогических отношений, и др. Принцип целостности, использованный М. М. Бахтиным в исследовании «диалогической ткани человеческой жизни», и развивающаяся на его основе интегративная методология оказали влияние на развитие такой междисциплинарной области, как «анализ дискурса» (З. З. Харрис). При рассмотрении речевого О. используются аналитико-синтетический и интегративный способы исследования, которые находятся в отношениях взаимодополнительности. Дальнейшее изучение социального взаимодействия предполагает опору на общие методологические принципы, выполняющие «функцию интегративную, всенакрывающую и на самом верху организующую формы мышления и деятельности» (Г. П. Щедровицкий). Лит.: Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М., 1976. Т. 1; Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. М., 1997. Т. 5.; Короткова Г. П. Принцип целостности (К вопросу соотношения живых и неживых систем). Л., 1968; Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М., 1981; Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. Т. Е. Владимирова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение: интегративная методология изучения — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп

The paper analyzes existing in the social psychology of methodological bases of studying psychology of large social groups. The specificity of the intelligentsia as a large group. Proves the necessity of a complementary approach to studying the social psychology of the intelligentsia, which allows to combine the traditional socio-psychological and methodological grounds, as well as opportunities postnonclassycal psychology, social constructionism, discursive psychology and the humanities, studying social phenomena and events.
Скачать PDF

Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности

Яницкий Михаил Сергеевич, Серый Андрей Викторович
В статье представлен обзор методов, применяющихся в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности. Приводится типология методик изучения ценностно-смысловой сферы личности. На примере конкретных методик анализируется проблема выбора психодиагностического инструментария для изучения ценностных ориентаций и личностных смыслов как параметров личностного развития.
Скачать PDF

Методологические основы изучения самопонимания в современной психологии

Степкина Т. В.
Представлен анализ работ зарубежных (С. Кук-Грейтер, К. Блага, М. Шебек, В. Деймон, Д. Харт) и отечественных исследователей (Б. В. Кайгородов, И. С. Кон, В. В. Знаков). Автор справедливо отмечает, что в психологии давно существовал значительный интерес к проблеме самопонимания человека, изучению его природы, динамики и связи с другими составляющими личности. Однако, изучая проблему самопонимания, исследователи оперировали понятием, не имея его академического определения. Это, в свою очередь, привело к отождествлению понятия «самопонимание» с другими родственными ему понятиями, к замене одного понятия другим. Библиогр. 5.
Скачать PDF

Методологические аспекты изучения созависимости

Мазурова Лариса Васильевна
Обсуждаются методологические подходы при исследовании созависимости в аспекте нарушения здоровья и личностного развития у женщин.
Скачать PDF

Методологические подходы к проблеме изучения пралогичности в ментальном пространстве больных с непси

Стоянова Ирина Яковлевна
В статье рассматриваются базовые методологические подходы к изучению категории пралогического как сложного, полифункционального феномена, являющегося элементом ментального пространства личности и включающего характеристики психологической защиты, совладания. Признание ментального пространства личности одной из метафор, выводящих психологическое познание к многомерному миру человека, есть неизбежный шаг на пути преодоления дихотомии субъекта и объекта в психологии, шаг на пути выхода к человеку как особой пространственно-временной организации, хронотопу, пространственную характеристику которого определенным образом фиксирует понятие «ментальное пространство». Оно «схватывает» процесс детерминации многомерного мира человека конкретной культурой и способа выхода к ней, принятыми в обществе.
Скачать PDF

Изучение образа будущего: методологические проблемы и пути их решения

Петрова Валерия Николаевна
Рассматриваются основные теоретические подходы к изучению образа возможного будущего, особенности формирования жизненных планов. Обсуждаются проблемы выработки современных методологических подходов к изучению данного феномена
Скачать PDF

Теоретические и методологические основы изучения профессиональной обучаемости студентов-психологов в

Росина Наталья Леонидовна
В статье представлены теоретические подходы к изучению профессиональной обучаемости студентов-психологов, выделяются сущность, структура этой способности и ее основные компоненты: мотивационный, интеллектуальный, регуляционный, рефлексивный.
Скачать PDF

Методологические аспекты изучения состояния психики людей, проживающих в регионе экологического небл

Панов В.И., Сараева Н.М.
Статья посвящена обоснованию необходимости системного анализа проблемы состояния психики (психологического статуса) людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия. Психологический статус понимается как интегральная характеристика психической активности человека в соотношении с конкретными факторами жизненной среды.
Скачать PDF

Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в у

Кундозерова Л.И., Савиных А.И.
В статье рассмотрены методологические подходы и психолого-педагогические методики изучения личностных качеств подростков группы риска. Изложены результаты педагогического эксперимента по изучению личностных качеств осужденных подростков. Работа выполняется с 2003 г. по заказу Министерства образования и науки РФ.
Скачать PDF

Методологические основы изучения общественного мнения как социально-динамического феномена

Золотухин Алексей Вячеславович
Проведен психологический анализ социально-динамических теорий, дано собственное определение общественного мнения, его структуры и этапов формирования.
Скачать PDF

Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья часть II. Принци

Хватова Марина Владимировна
В статье рассмотрены методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья. Автором проанализированы, систематизированы походы и принципы к исследованию феноменологии здоровой личности, раскрыта их сущность применительно к изучению акмеологических ресурсов психологического здоровья. Представлены следующие альтернативные подходы, важные для изучения акмеологических ресурсов психологически здоровой личности в молодом возрасте: нормоцентрический, феноменологический, холистический, социокультурный, дискурсивный, аксиологический, интегративный, синергетический, акмеологический. Автор выделяет и раскрывает суть принципов изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности: моделирование, альтернатива, субъектность, психосоциальность, экзистенциональность, синергизм, потенциальность.
Скачать PDF

Методологические предпосылки изучения духовности

Хачатрян Нарине Гагиковна, Агузумцян Рубен Вазгенович
Поднимаются вопросы определения методологических принципов, на которых должно строиться изучение духовных состояний и особенностей человека. Проанализированы разные научные парадигмы и принципы, в рамках которых рассматриваются возможности развития личности.
Скачать PDF

Похожие термины: