Общение: интегративная методология изучения

Найдено 1 определение:

Общение: интегративная методология изучения

В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к-рые приобретают нек-рые новые свойства, не характерные для их отдельных частей/сторон (напр., речевое О., для к-рого характерно «влияние смыслов» (Л. С. Выготский), обусловливающее вместе с др. факторами целокупное единство написанного/произнесенного). Становление интегративной методологии было вызвано неудовлетворенностью процедурами анализа и синтеза в исследовании целостных развивающихся систем, восходит к холистическому подходу, разработанному Платоном и Аристотелем. Данный подход базируется на системных триадах, позволяющих раскрыть целостную природу исследуемого объекта. В свое время Платон ввел понятие «триады» и узаконил в кач. образцового приема классификации жесткую дихотомию. Доказав недостаточность и искусственность платоновского метода соединения противоположностей, Аристотель обосновал необходимость понимания сложной системной целостности как триединства, благодаря к-рому достигается гибкость в ее изучении. Совр. исследования речевого поведения также опираются на древнейшие системные триады. Так, при интерпретации О. как триединства, в к-ром взаимодействуют информационный, аффективный и регулятивный планы (А. А. Бодалев), получила развитие триада «cognitionaffect-conation» («когнитивный-аффективный-конативный»), к-рой руководствовались древнеиндийские, а затем и древнегреческие мыслители в понимании целостности и нераздельности человеческой психики. Представление целостности как системного триединства лежит в основе многих работ М. М. Бахтина, посвященных межличностному О. Это триады: «личность-смысл-язык», где раскрывается положение «Человек дан только через слово»; «слово-понятие-слово-образ-интонация слова», - здесь представлена «вся полнота слова», т. е. его содержательно-смысловая, наглядно выразительная и эмоционально-волевая стороны; «ничье слово языка - чужое слово других - мое слово», в к-рой выявлены значимые для говорящего аспекты каждого слова; «нулевая степень диалогичности - намеренная диалогичность - двуголосое высказывание», в к-рой находят отражение разные формы диалогических отношений, и др. Принцип целостности, использованный М. М. Бахтиным в исследовании «диалогической ткани человеческой жизни», и развивающаяся на его основе интегративная методология оказали влияние на развитие такой междисциплинарной области, как «анализ дискурса» (З. З. Харрис). При рассмотрении речевого О. используются аналитико-синтетический и интегративный способы исследования, которые находятся в отношениях взаимодополнительности. Дальнейшее изучение социального взаимодействия предполагает опору на общие методологические принципы, выполняющие «функцию интегративную, всенакрывающую и на самом верху организующую формы мышления и деятельности» (Г. П. Щедровицкий). Лит.: Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М., 1976. Т. 1; Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. М., 1997. Т. 5.; Короткова Г. П. Принцип целостности (К вопросу соотношения живых и неживых систем). Л., 1968; Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М., 1981; Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. Т. Е. Владимирова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Интеллигенция в контексте методологии изучения больших социальных групп

The paper analyzes existing in the social psychology of methodological bases of studying psychology of large social groups. The specificity of the intelligentsia as a large group.
Читать PDF

Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности

Яницкий Михаил Сергеевич, Серый Андрей Викторович
В статье представлен обзор методов, применяющихся в исследованиях ценностно-смысловой сферы личности. Приводится типология методик изучения ценностно-смысловой сферы личности.
Читать PDF

Методологические основы изучения самопонимания в современной психологии

Степкина Т. В.
Представлен анализ работ зарубежных (С. Кук-Грейтер, К. Блага, М. Шебек, В. Деймон, Д. Харт) и отечественных исследователей (Б. В. Кайгородов, И. С. Кон, В. В. Знаков).
Читать PDF

Методологические аспекты изучения созависимости

Мазурова Лариса Васильевна
Обсуждаются методологические подходы при исследовании созависимости в аспекте нарушения здоровья и личностного развития у женщин.
Читать PDF

Методологические подходы к проблеме изучения пралогичности в ментальном пространстве больных с непси

Стоянова Ирина Яковлевна
В статье рассматриваются базовые методологические подходы к изучению категории пралогического как сложного, полифункционального феномена, являющегося элементом ментального пространства личности и вклю
Читать PDF

Изучение образа будущего: методологические проблемы и пути их решения

Петрова Валерия Николаевна
Рассматриваются основные теоретические подходы к изучению образа возможного будущего, особенности формирования жизненных планов.
Читать PDF

Теоретические и методологические основы изучения профессиональной обучаемости студентов-психологов в

Росина Наталья Леонидовна
В статье представлены теоретические подходы к изучению профессиональной обучаемости студентов-психологов, выделяются сущность, структура этой способности и ее основные компоненты: мотивационный, интел
Читать PDF

Методологические аспекты изучения состояния психики людей, проживающих в регионе экологического небл

Панов В.И., Сараева Н.М.
Статья посвящена обоснованию необходимости системного анализа проблемы состояния психики (психологического статуса) людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия.
Читать PDF

Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в у

Кундозерова Л.И., Савиных А.И.
В статье рассмотрены методологические подходы и психолого-педагогические методики изучения личностных качеств подростков группы риска.
Читать PDF

Методологические основы изучения общественного мнения как социально-динамического феномена

Золотухин Алексей Вячеславович
Проведен психологический анализ социально-динамических теорий, дано собственное определение общественного мнения, его структуры и этапов формирования.
Читать PDF

Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья часть II. Принци

Хватова Марина Владимировна
В статье рассмотрены методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья.
Читать PDF

Методологические предпосылки изучения духовности

Хачатрян Нарине Гагиковна, Агузумцян Рубен Вазгенович
Поднимаются вопросы определения методологических принципов, на которых должно строиться изучение духовных состояний и особенностей человека.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: