МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Предыдущий термин:
Методология частная

Следующий термин:
Методы анализа

Содержание:

Найдено 1 определение:

МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - термин, употребляемый для обозначения учения об идейных позициях этой науки, общей концепции принципов построения, форм, методов, способов и приемов познания ею своего объекта исследования - психики представителей конкретных этнических общностей. М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности их развития, соотношение с другими элементами общественного сознания, влияние на другие явления. Лишь познание реальных свойств и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться наукой. Обычно различают три уровня методологии этнопсихологии. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира и психике человека, их своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли национально-психологических явлений. Специальная методология (методологические принципы) этнопсихологии позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует (см.: Методологические принципы этнопсихологии). Наконец, частная методология этнопсихологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных этнопсихологических феноменов, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Основные понятия и методология этнопсихологии

Нурмурадова Ш.И.
Скачать PDF

Методологические основы дисциплины «Этнопсихология»

Айгумова З.И.
Скачать PDF

Современные кросс-культурная и этнопсихология: новые тенденции в методологии комплексных и междисцип

Мазилов В.А.
Статья посвящена оценке перспектив использования междисциплинарных исследований в психологической науке в современных условиях. Различаются мультидисциплинарные, междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования. Формулируются подходы, позволяющие повысить эффективность междисциплинарных исследований. Хотя данной проблематике уделяется значительное внимание исследователей, проблема на настоящий момент не решена. Теория комплексных психологических исследований как научная концепция, отражающая специфику психологического исследования, еще не разработана. Причина этого состоит в том, что исследователи стремятся, как правило, разработать принципы организации и процедуры такого рода исследований. Возможна разработка методологии и теории проведения комплексных психологических исследований, исходя из понимания предмета психологической науки. Утверждается, что в настоящее время наиболее адекватным пониманием предмета психологии является его трактовка как субъективного мира человека.
Скачать PDF

Некоторые методологические основания исследований в области этнопсихологии

Мазилов В.А., Морогин В.Г.
В статье обсуждаются важнейшие методологические вопросы, связанные с предметом психологической науки. Обсуждаются различные подходы к проблеме предмета. Утраты рассматриваются как обретения, поскольку движение к более глубокому пониманию психического есть явный прогресс. Предлагается взгляд на историю психологии как на обретение наукой своего подлинного предмета. Предмет психологии должен способствовать исполнению ряда важных функций. Во-первых, он должен выполнять роль «операционального стола» (М. Фуко), который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в разных подходах и школах. Во-вторых, он все же не должен быть «искусственно» сконструированным, а существовать реально, для того, чтобы стать предметом науки в подлинном смысле слова. В-третьих, он должен быть внутренне достаточно сложным, чтобы содержать в себе сущностное, позволяющее выявлять собственные законы существования и развития, а не сводить внутренне простое психическое к чему-то внеположному, обеспечивая тем самым редукцию психического. В-четвертых, понимание предмета должно быть таково, чтобы позволить разрабатывать науку по собственной логике, не сводя развертывание психологических содержаний к чуждой психологии логике естественного или герменевтического знания.The article discusses the most important methodological issues related to the subject of psychology. Various approaches to the problem of the subject. The article discusses how the loss of acquisition, as the traffic to a deeper understanding of mental progress is obvious. Takes a look at the history of psychology as a science of its acquisition of a genuine item. The subject of psychology must fulfill a number of important functions. Firstly, it should serve as "an operational table" (Michel Foucault), which would allow us to really relate the results of studies carried out in different approaches and schools. Secondly, it should still not be "artificially" constructed, and there is real, in order to be the subject of science in the true sense of the word. Third, it must be internally complex enough to contain essential, allowing to identify their own laws of existence and development, rather than a simple set of internal mental to something externality, thereby reduсtion mental. Fourth, the understanding of the subject should be such as to allow science to develop its own logic, keeping the deployment of psychological contents alien to the logic of natural or hermeneutic knowledge.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖАs

Калюжный А.А.
Имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
Скачать PDF

Методологические подходы к исследованию личностных аспектов социальной адаптации молодежи в современ

Шабанов Лев Викторович, Шелехов Игорь Львович, Мороденко Евгения Васильевна
Предлагается концепция социальной адаптации современного молодого человека. Указывается, что адаптация индивида к условиям среды не только процесс биологической ассимиляции и психологической адаптации, но и значимая часть процесса социализации личности.
Скачать PDF

Некоторые методологические аспекты выбора пути развития России

Бурьков В.В.
Скачать PDF

Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения

Гадельшина Татьяна Геннадьевна, Жданова Светлана Петровна
Исследуется возможность использования психологических средств для сохранения соматического и психического здоровья школьников. Описана проблема внедрения инновационных педагогических технологий в контексте ухудшения здоровья подрастающего поколения. Предложена концепция психической адаптации на донозологическом уровне как методологическая основа создания ресурсосберегающей стратегии обучения. Рассмотрены факторы риска для психического здоровья технологии концентрированного обучения. Представлены результаты экспериментального исследования опыта внедрения разработанной стратегии применения технологии.
Скачать PDF

О методологических основаниях проблемы профессионального самоопределения

Телешева С.В.
Скачать PDF

Методологические принципы психосоциальной работы

Плешакова О. В.
На основе различных подходов к определению методологии социальной работы выделены и описаны основные методологические принципы организации социальной работы: системный, генетический, детерминации, конкретности, позитивности, объективности. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность корректного определения методологии организации социальной работы, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности социального работника.
Скачать PDF

Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинк

С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются теоретико-методологические аспекты мероприятий психологического сопровождения, реализуемых в рамках концепции психологического сопровождения подростков специального предприятия «Новое поколение».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!