МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ это что такое МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ: определение — Психология.НЭС
Методология  исследований МЕТОДОЛОГИЯ КОНКРЕТНО-НАУЧНАЯ

МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

от греч. methodos — путь исследования, познания, logos — учение) — это те позиции, которые определяют назначение, направление и содержание всех ее исследований. Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их изучения, выявить направления и задачи исследований, обосновать принципы раскрытия закономерностей в исследуемой области явлений, установить характер и место данного знания в системе наук. Объектом изучения в инженерной психологии является СЧМ, функционирующая в определенных условиях внешней среды. Более сложным является вопрос определения предмета инженерной психологии. В общем случае предмет определяет, какие стороны, закономерности объекта изучает данная наука. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут быть различные предметы исследования. Напр., такой объект, как человек, изучают разные науки: медицина, психология, биология и др. Каждая из этих наук, изучая различные стороны своего объекта, имеет свои предметы исследования. Для определения предмета необходимо ответить по крайней мере на три вопроса: 1) какие закономерности изучает наука? 2) почему возникает необходимость их изучения и какова готовность науки к этому изучению? 3) насколько специфичны эти закономерности и не изучаются ли они в других науках? Ответ на первый вопрос позволяет выявить вообще наличие предмета исследования, без этого никакая область знаний вообще не может считаться наукой. Ответ на второй вопрос показывает практическую потребность общества в данной науке, возможность и необходимость применения ее результатов в практической и теоретической деятельности людей. Ответ на третий вопрос необходим для выделения данной области знаний в самостоятельную науку. В противном случае эта область знаний будет всего лишь составной частью какой-либо другой науки. Анализ возможных ответов на данные вопросы позволяет сделать заключение о том, что предметом инженерной психологии является изучение закономерностей процессов информационного взаимодействия человека-оператора с современной техникой в рамках целостной СЧМ. Учет этих закономерностей необходим в практике проектирования (см. Инженерно-психологическое проектирование), производства и эксплуатации СЧМ. Конечной целью инженерно-психологических исследований является повышение эффективности СЧМ на основе рационального использования возможностей человека и техники. Из приведенного определения предмета инженерной психологии можно сделать выводы, что названные закономерности в других науках не изучаются, инженерная психология готова к их изучению, потребность общества в этом велика. Это дает основание считать инженерную психологию самостоятельной синтетической наукой, которая ассимилирует в себе данные как технических, так и психологических наук. Можно спорить о том, насколько удачен термин «инженерная психология», насколько точно он отражает предмет исследования, однако отнесение инженерной психологии только к психологическим или только к техническим наукам существенно сужает область ее исследований. Сформулированное определение предмета инженерной психологии позволяет определить направления ее исследований: методологическое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (см. Инженерная психология). Решаемые при этом задачи могут быть теоретическими и практическими. Теоретические задачи связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе профессиональной деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с техникой. В инженерно-психологических исследованиях уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии. Практические задачи касаются согласования человека и техники как единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и- технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и техническими устройствами в СЧМ. Для решения перечисленных теоретических и практических задач инженерная психология использует широкий арсенал психологических, физиологических и математических методов (см. Методы инженерной психологии). Основными методологическими принципами инженерной психологии являются принципы гуманизации труда, активного оператора, проектирования деятельности, последовательности, комплексности. Основой для практической реализации этих принципов является применение системного подхода. Частным проявлением системного подхода в инженерной психологии является равнокомпонентный (равноэлементный) подход к исследованию процессов информационного взаимодействия человека и техники в СЧМ. Его отличительной чертой является то, что человек и машина рассматриваются как равноправные компоненты системы, подлежащие исследованию, анализу и проектированию; предпочтение одного из этих компонентов в ущерб другому нарушает принцип системности и не может гарантировать выполнение конечной цели инженерной психологии, достижение максимальной эффективности СЧМ.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методологические и инженерно-психологические параметры функционирования современных социально-технич

Шестакова Лариса Анатольевна
В статье рассматриваются предмет, задачи, теоретико-методологические основы, концепции и методы современной инженерной психологии. Психологические параметры инженерной психологии исследуются с позиций функционирования современных социально-технических систем. Дано определение, психологические основы и концепции современных социально-технических систем высшей школы.
Скачать PDF

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Скачать PDF

Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический

Козлова Н.В., Берестнева О.Г.
Рассматривается приоритетная сущностно-личностная концепция образования и качественно новый подход к проблеме обучения современного специалиста с опорой на теорию и методологию акмеологии. Представлена основная стратегия обучения с опорой на систему акмеологического знания. Определены подходы выявления у студентов личностных ресурсов и трудностей в профессиональном развитии средствами компьютерной системы оценки качества образования.
Скачать PDF

Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ

Носкова Ольга Геннадьевна
Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.
Скачать PDF

Концепция «Извлечение экспертных знаний» в инженерно-психологическом контексте

Червинская Ксения Ральфовна
Зарубежные исследователи часто выделяют когнитивную эргономику как направление, предназначенное для исследования процессов оптимизации взаимодействия человека и компьютера, и инженерию знаний как направление, изучающее извлечение и структурирование знаний для проектирования экспертных систем. В статье предпринята попытка объяснить, почему это происходит. С этой целью рассмотрены теория антропосоциологического подхода инженерной психологии, методологии, модели и методы, позволяющие реализовать когнитивный подход к анализу деятельности человека. Показано, что извлечение экспертных знаний предполагает разрешение проблемы моделирования когнитивной деятельности эксперта.
Скачать PDF

Возможности инженерной психологии при исследовании когнитивных процессов

Ларкин Евгений Васильевич, Привалов Александр Николаевич, Акименко Татьяна Алексеевна
Рассмотрены вопросы инженерной психологии при исследовании когнитивных процессов, представлен процесс управления оператором эргатической системой, воспроизводимый на тренажёре, разделенный на состояния, каждое из которых ссуще-ствует в течение определенного времени; представлена динамическая модель, которая учитывает все многообразие действий, от полностью ошибочных до точных.
Скачать PDF

Изучение категории «Образ» в инженерной психологии: историко-логический ракурс

Протопопов Владимир Михайлович
Скачать PDF

Особенности инженерно-психологического обеспечения проектирования социотехнических систем

Дорожко Г. К., Трофимов Ю. Л.
Статья посвящена применению САПР в отраслях промышленности нашей страны, исследованию этого процесса е точки трения функционирования целостной социотехнической системы и ее инженерно-психологического обеспечения
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинк

С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются теоретико-методологические аспекты мероприятий психологического сопровождения, реализуемых в рамках концепции психологического сопровождения подростков специального предприятия «Новое поколение».
Скачать PDF

Методологические аспекты формирования экологического сознания учащихся как психолого-педагогическая

Богословский Владимир Игоревич
В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психолого-педагогических исследованиях.
Скачать PDF

Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инва

Волкова Ирина Павловна, Королева Наталья Николаевна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к изучению проблемы социальной реабилитации и адаптации инвалидов по зрению. Приведены данные эмпирического исследования, направленного на выявление основных проблем и личностных ресурсов социально-психологической адаптации инвалидов по зрению различных возрастных категорий и с различной степенью нарушения зрения (слепые и слабовидящие) и их актуальных запросов в социально-психологической поддержке (с помощью разработанного авторами психодиагностического комплекса методик и методов многомерного статистического анализа). Представлена организационная модель деятельности службы социально-психологической поддержки (позволяющая реализовать интегративный подход и обладающая большим потенциалом в плане социально-психологической реабилитации и адаптации инвалидов по зрению) с выделением основных направлений деятельности службы по оптимизации процесса их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в обществе.
Скачать PDF

Похожие термины: