КРИТИЧЕСКИЙ это что такое КРИТИЧЕСКИЙ: определение — Психология.НЭС
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ Критический анализ

КРИТИЧЕСКИЙ

Найдено 2 определения термина КРИТИЧЕСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

КРИТИЧЕСКИЙ

1. Имеющий отношение к или характерный для критики.

Это значение, особенно когда оно употребляется в философски ориентированных трудах, подразумевает, что используемый в этих трудах подход является непредвзятым, что критик пытается делать обзор предмета или работы без предубеждения. 2. Характеристика скептического, придирчивого обзора. Это значение, возможно, ближе к непрофессиональному употреблению, в нем имеется оттенок значения неблагоприятного анализ и оценки. 3. Имеющий отношение к кризису в любом из значений этого термина. 4. Характеристика суждения или решения, которые имеют важное значение, что-то, что является определяющим.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Критический

греч. kritike - искусство разбирать, судить) - 1. имеющий отношение к критике или характерный для критики (в философских трудах термин означает беспристрастность, непредубежденность); 2. характеристика скептического, придирчивого анализа, оценок, обзоров; 3. имеющий отношение к кризису; 4. характеристика суждения или решения, которая имеют важное значение, является определяющей; 5. в психопатологии – имеющий отношение к осознанию пациентом факта болезненности какого-то явления психического или поведенческого акта, которые в данный момент ему свойственны. Например, критическое отношение к болезни.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме КРИТИЧЕСКИЙ — 0

Найдено книг по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Категориальный анализ теории деятельности: критический аспект

Коптелов Александр Олегович
Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму материальной, целеполагающей предметной деятельности как одной из парадигм в философии и психологии, ставшей традиционной в ряде фундаментальных концепций о происхождении и эволюции человека. Автором отмечается дискуссионность в современной научной литературе структурных элементов деятельности и характера их соотнесённости, ключевых аспектов в формировании логических операций и действий.
Скачать PDF

Семья в ожидании ребенка: латентно-критический период

Зырянова Елена Васильевна, Цветкова Наталья Афанасьевна
Статья посвящена изучению супружеских отношений в период ожидания ребенка. Исследование было проведено на базе муниципальной женской консультации. Выявлено, что наиболее проблемными с позиции сохранения брака как такового и его гармоничности являются пары со стажем семейной жизни от 4 до 9 лет, когда сохраняющаяся ориентация мужей на патриархально-авторитарные отношения в семье не находит поддержки, равно как и устремления женщин на совместную деятельность и «любовь как дружбу», поскольку мужчины продолжают ожидать романтических сексуализированных отношений.
Скачать PDF

Особенности функционального состояния тревожных детей в критический период адаптации к образовательн

Полянская Н.В., Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М.
Установлено, что тревожность как устойчивая индивидуальная характеристика, является важным фактором, определяющим степень напряжения ФС при когнитивной деятельности различной степени сложности. В начальный период адаптации к образовательной среде у детей с высокой и низкой тревожностью относительно устойчивый уровень и периодичность динамики показателей эффективности когнитивной деятельности и вегетативных показателей активации ЦНС устанавливается в разное время. Сопоставление параметров ФС в условиях информационной нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей показало, что в первые недели учебного года тревожные первоклассники испытывают большее напряжение, чем их сверстники, отличающиеся низким уровнем тревожности. Вся совокупность полученных данных свидетельствует о том, что у тревожных детей на начальном этапе систематического обучения в школе реализация напряженной когнитивной деятельности достигается большей физиологической ценой.
Скачать PDF

Критический анализ теории З. Фрейда

Яновский Михаил Иванович
Предлагается авторская позиция рассмотрения теории З. Фрейда как разновидности интенционалистских моделей психики. Выявлен «психотехнический» характер значительной части положений фрейдизма. Представлен анализ взаимосвязи метода психоанализа и особенностей представлений фрейдизма о сознании и бессознательном. Предлагается объяснение пансексуализма в психоанализе как следствия определенных исходных постулатов. Сопоставлен психоаналитический и религиозный взгляд на проблему отношений личности со своим Творцом.
Скачать PDF

«Говорить - еще не значит быть человеком»: критический анализ современных исследований «Языка» живот

Соколова Елена Евгеньевна, Федорович Елена Юрьевна
Настоящая статья посвящена представлению и критическому анализу с позиций психологической школы Л.С. Выготского-А.Н. Леонтьева-А.Р. Лурия весьма популярных в настоящее время и нередко считающихся успешными проектов обучения высших обезьян «человеческому языку». Показано, что авторы подобных исследований и их популяризаторы за рубежом и в нашей стране игнорируют качественные различия между психологическими механизмами коммуникации человека и животных, а также их функциями в регуляции поведения тех и других. Это обусловлено, в частности, тем, что сравнение человека с животными осуществляется на основании видимого функционального сходства некоторых аспектов их коммуникативного поведения, а наблюдаемые различия в них признаются количественными, а не качественными. Проведенный в статье критический анализ собранных в подобных проектах данных показал следующее. Человекообразные обезьяны могут использовать некоторые знаковые средства («языковые символы») при решении текущих задач своей биологически обусловленной жизнедеятельности (особенно в специально созданных людьми условиях) для манипуляции поведением других индивидов, в том числе экспериментатора, однако ни одно из животных участников подобных экспериментов не приобрело в результате использования этих символов способность управлять собой в контексте определенных социальных (конвенциональных) требований. Между тем, согласно Л.С. Выготскому, произвольная регуляция собственного поведения с помощью знаковых средств именно как «психологических орудий» и есть то, что качественно отличает человека от животного, и эта произвольная регуляция возникла в процессе исторического развития человека в его трудовой (совместной, социально обусловленной и орудийно опосредствованной) деятельности. Делается вывод о том, что игнорирование самой существенной особенности человеческого языка его использование в функции овладения собственным поведением и регуляции своих психических процессов приводит и к неадекватной интерпретации полученных данных при изучении поведения животных, и к биологическому редукционизму в объяснении деятельности человека.
Скачать PDF

Личностные новообразования критических периодов детства

Бершедова Л. И.
В статье рассматриваются личностные новообразования критических периодов детства в контексте понимания кризиса развития как преобразования отношений ребенка к предметному миру, к другим людям и к себе. Развитие новообразований в период кризиса определяется как переход от одного способа переживания ребенком среды к другому и как результат преобразования личности. Особым интегральным психологическим новообразованием применительно к ситуации кризиса рассматривается психологическая готовность. Обосновывается специфика кризисов 7 и 17 лет как кризисов, коренным образом меняющих жизнь ребенка, способ его существования. Предлагается центральное направление деятельности психолога с учетом специфических особенностей критических периодов детства.
Скачать PDF

Ожидаемая/неожидаемая социализация: несколько критических замечаний

Фолиева Татьяна Александровна
В последнее время в ряде работ, посвященных проблеме социализации, появился термин «ожидаемая/неожидаемая социализация». Проводится анализ феноменов «ожидания» и «социализация» и ставится под сомнение обоснованность и востребованность адъективации социализации.
Скачать PDF

Типы переживания критических ситуаций (на примере переживания родителями ситуации заболевания ребенк

Сабунаева М.Л.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимате

Бергис Татьяна Анатольевна
Статья посвящена анализу социально-психологичеких факторов преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями. Преодоление критических ситуаций рассматривается с позиций событийно-биографического подхода. Анализируются выбираемые стратегии преодоления во взаимосвязи с личностными характеристиками, смысложизненными и карьерными ориентациями, особенностями жизненного пути. Проводится сравнительный анализ факторов преодоления КЖС предпринимательницами и женщинами, не занятых предпринимательской деятельностью.
Скачать PDF

Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развит

Литвиненко Н. В.
Новизна заявленной в статье проблемы заключается в исследовании динамических особенностей социально-психологической адаптации школьников на основе комплекса показателей, отражающих особенности социальной ситуации развития в период возрастных кризисов 7, 11-12 и 15 лет. Полученные в ходе исследования результаты доказывают необходимость изучения факторов социально-психологической адаптации школьников, обусловливающих закономерности протекания данного процесса в критические периоды развития.
Скачать PDF

Стратегии преодоления критических жизненных ситуаций женщинами-предпринимателями

Бергис Татьяна Анатольевна
Статья посвящена изучению особенностей преодоления критических ситуаций женщинами-предпринимателями. Анализируются выбираемые стратегии преодоления во взаимосвязи с личностными характеристиками, смысложизненными и карьерными ориентациями, особенностями жизненного пути предпринимательниц.
Скачать PDF

Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические пери

Литвиненко Наталья Валерьевна
На основе анализа научной литературы в статье констатируется, что в настоящее время имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития проблемы адаптации школьников к образовательной среде, накопление, как правило, фрагментарных эмпирических данных и их описание. В связи с этим актуальным для педагогической психологии является методологическое согласование этих данных для обоснования теоретических подходов к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития. Осмысление знаний об адаптации, которые получены в комплексе наук о человеке, позволяют рассматривать ее как процесс взаимодействия личности и социальной среды, содействующий усвоению личностью общественных норм и ценностей, формированию отношения к ним, освоению способов деятельности и типов межличностных отношений и реализации личностного потенциала. Исходя из этого, обосновываются теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития -антропологический, субъектный и системный подходы. В статье отмечается, что в совокупности данные подходы позволяют организовать изучение адаптационного процесса с учетом возрастно-типологической (социальная ситуация развития) и индивидуальной (личностные особенности) компонент психического развития ребенка и определить комплекс психологических факторов, условий успешности данного процесса, его внутриличностных детерминант.
Скачать PDF