КРИТИЧЕСКОЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Найдено 1 определение:

КРИТИЧЕСКОЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

механизм интегративной эклектики, обеспечивающий освобождение от предубеждающего влияния исходно занятой исследовательской позиции в отношении изу-чаемого феномена (см. интерпретационный фрейм повестки дня). Это освобождение достигается, прежде всего, за счет ознакомления и принятия к рассмотрению альтернативных позиций и решений в отношении изучаемого явления. Проблема состоит в том, что обладая исходной позицией в отношении изучаемого объекта, сформировавшейся под влиянием того или иного теоретического подхода или предпочитаемой методологии, ис-следователь "теряет" способность адекватно оценивать другие варианты и возможности решения. В данной ситуации как бы реализуется эффект принятых обязательств, выражающийся в более расположенном отноше-нии к одним источникам информации и игнорировании других, часто не менее значимых. Первым шагом в этом направлении является факт при-знания самой возможности существования альтернативных решений. Вто-рым шагом является непредвзятое знакомство с содержанием и основа-ниями этих альтернатив. Наконец, третий шаг связан с переосмысленной оценкой исходной позиции, что либо приводит к ее корректировке с уче-том нового знания, либо укреплению веры в верность исходных рассуждений. Идеалом является обретение своеобразного остраненного, т.е. ли-шенного эмоциональных блокировок взгляда на вещи (см. остранение).

Критическое рефлексивное позиционирование, реализующееся через рефлексивную идентификацию с альтернативными позициями, создает основание для расширения горизонтов видения проблемной области, сни-жения парадигмальной и личностной предубежденности, фиксации исход-ных парадигмальных координат и связанных с ними ограничений. Это расширение горизонтов видения становится возможным при условии осознания самой возможности и обоснованности альтернативных реше-ний. Такая научная толерантность и становится своеобразным дополни-тельным движителем развития знания, как за счет расширения привлекаеа-мых информационных ресурсов, так и за счет применения новых моделей и инструментов.

Оцените определение:

Источник: В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Мифологическое сознание и рефлексивно-критическое мышление в оценке субъективного качества жизни

Шаповал Ирина Анатольевна
В статье рассматриваются полярные когнитивные практики конструирования современной личностью субъективного качества жизни: рефлексивно-критическое и мифологическое мышление. Основой этих процессов определяется личностно-смысловая интерпретация действительности с разным потенциалом и эффективностью в оценке человеком качества своей жизни. Представлены объективные достоинства и риски рефлексивно-критического мышления и опасность мифологического сознания для субъективного качества жизни.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Рефлексивное «я» как условие самоидентификации человека

Денисова Ирина Валентиновна
В статье рассматриваются проблема человеческого «Я», фундаментальные вопросы «образа «Я». Автор обращает внимание на понимание «образа Я» как социальной установки, отмечает единство и множественность «Я», предлагает измерения «образа «Я».
Скачать PDF

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены семьи. Методика выявляет косвенные признаки отношений между детьми и другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Скачать PDF

Рефлексивные механизмы сохранения психологического здоровья в студенческом возрасте

Амосова Н.О.
В статье предлагается авторский подход к определению рефлексивных механизмов сохранения психологического здоровья студентов, исходя из сущности психологического здоровья, особенностей возраста, идеи о конструктивной и неконструктивной рефлексии.
Скачать PDF

Рефлексивность в обеспечении информационнопсихологической безопасности личности

Ляшук А.В.
Скачать PDF

Личностные новообразования критических периодов детства

Бершедова Л. И.
В статье рассматриваются личностные новообразования критических периодов детства в контексте понимания кризиса развития как преобразования отношений ребенка к предметному миру, к другим людям и к себе. Развитие новообразований в период кризиса определяется как переход от одного способа переживания ребенком среды к другому и как результат преобразования личности. Особым интегральным психологическим новообразованием применительно к ситуации кризиса рассматривается психологическая готовность. Обосновывается специфика кризисов 7 и 17 лет как кризисов, коренным образом меняющих жизнь ребенка, способ его существования. Предлагается центральное направление деятельности психолога с учетом специфических особенностей критических периодов детства.
Скачать PDF

Уровень развития рефлексивности у девиантных подростков

Рассудова Людмила Анатольевна
В статье описываются виды рефлексии, раскрываются особенности процесса рефлексии у девиантных подростков. Приводятся результаты исследования уровня развития рефлексивности у девиантных подростков.
Скачать PDF

Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований

Журавлев Анатолий Лактионович, Нестик Тимофей Александрович
Дается понимание групповой рефлексивности как социально-психологического феномена, представлены ее свойства, причем как сходные, так и различные с индивидуальной рефлексивностью. Выделены основные теоретические подходы к изучению групповой рефлексивности в современной социальной и организационной психологии. Предложены перспективы новых исследований в данной области.
Скачать PDF

Рефлексивно-ресурсная детерминация разрешения внутриличностных противоречий у учителей

Кузьменкова Ольга Валентиновна
В статье предложена концептуальная модель рефлексивно-ресурсной детерминации разрешения внутриличностных противоречий учителя. В её основание положены понятийное представление о внутриличностных противоречиях учителя в феноменах «Я», ресурсная интерпретация рефлексии в акте разрешения внутриличностных противоречий и диалоговый подход к обнаружению скрытых форм рефлексии.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!