КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 4 определения термина КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

См. мышление, критическое.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МЫШЛЕНИЕ, КРИТИЧЕСКОЕ

Когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению (см. творчество), различие заключается в том, что последнее ведет к новым инсайтам v решениям, в то время как первое выполняет функции проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Критическое мышление

Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление. Сравни с ненаправленным мышлением.

Источник: Дайана Халперн. Психология критического мышления, 2000 г./ Термины по книге

Мышление критическое

греч. kritike - искусство разбирать, судить) - когнитивная стратегия, которая в значительной степени состоит из непрерывной проверки и испытания адекватности возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Сосредоточено на поиске ошибок или недостатков в текущей умственной работе.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Критическое мышление как фактор формирования психологических защит после перенесенного стрессового р

Дружбина Татьяна Гайнуловна
В статье рассмотрена зависимость успешной адаптации участников локальных конфликтов с симптомами ПТСР от степени напряженности различных психологических защит и уровня критического мышления.
Скачать PDF

Критическое мышление специалиста it сферы: мотивационный подход

Елин Евгений Николаевич
Многие специалисты опираются в своей деятельности на критическое и креативное мышления, которое является неотъемлемой частью в компетентности специалиста, что в свою очередь не менее важно в сфере IT технологий. Программирование это искусство, в самореализации своего творческого потенциал с помощью своих профессиональных качеств знаний математики, и информатики. Но при этом методы употребляемые в данной сфере очень различны.
Скачать PDF

Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности программистов

Кукушкина Юлия Андреевна, Спиридонов Владимир Феликсович
The phenomenon of «critical thinking» understood as a complex of interrelated metacognitive (heuristic) strategies is analyzed. The results of empirical study of critical thinking impact on the success of professional problem solving by «experts» and «novices» in the programming domain are outlined. It is shown that critical thinking is closely connected to the success of professional problem solving and that this effect is provided by the metacognitive strategies which constitute critical thinking. The differences between experts and novices are revealed which lie in the intensity and sustainable use of metacognitive strategies by the experts in the significant situations of difficulties (so-called «points of inflection»).
Скачать PDF

Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи

Макарова Людмила Николаевна
Рассмотрены методологические предпосылки, конкретизирующие идеи интегративно-ресурсного подхода при выявлении сущности индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза. ИСПД преподавателя рассматривается как интегральная динамическая характеристика индивидуальности, представляющая собой относительно-устойчивую открытую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально-своеобразных действий и характеризующая специфику взаимодействия преподавателя со студентами в процессе педагогической деятельности. Доказано, что особенности развития и реализации ИСПД (неравномерность и неодинаковость) обусловлены психофизиологическими, возрастными, индивидуально-творческими характеристиками, имеющимся педагогическим опытом. Обоснована структура ИСПД как устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля. Выделены особенности взаимовлияния индивидного и интеллектуального компонентов ИСПД. Раскрыто содержание интеллектуального компонента в структуре ИСПД, определено соотношение интеллекта и критического мышления, которое рассмотрено как профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий индивидуальную рефлексивно-аналитическую позицию педагога и проявляющийся в понимании и анализе проблемных аспектов взаимодействия со студентами, оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач, готовности к разумному отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений возникающих научно-педагогических проблем. Стиль критического мышления, как составляющий ИСПД, показывает степень интеллектуального развития преподавателя, уровень соответствия его когнитивной сферы требованиям профессиональной деятельности. Проанализировано влияние различных стилей мышления на процесс развития ИСПД.
Скачать PDF

Мифологическое сознание и рефлексивно-критическое мышление в оценке субъективного качества жизни

Шаповал Ирина Анатольевна
В статье рассматриваются полярные когнитивные практики конструирования современной личностью субъективного качества жизни: рефлексивно-критическое и мифологическое мышление. Основой этих процессов определяется личностно-смысловая интерпретация действительности с разным потенциалом и эффективностью в оценке человеком качества своей жизни. Представлены объективные достоинства и риски рефлексивно-критического мышления и опасность мифологического сознания для субъективного качества жизни.
Скачать PDF

Критическое мышление и познавательные стили студентов

Макарова Людмила Николаевна, Шаршов Игорь Алексеевич, Королева Анна Валерьевна
Раскрыта взаимосвязь между индивидуальным стилем познавательной деятельности студента и его влиянием на развитие критического мышления. Обосновано, что игнорирование преподавателем влияния познавательных стилей обучающихся на процесс учебно-профессиональной деятельности существенно снижает качество подготовки студентов, не позволяет им эффективно задействовать свои интеллектуальные ресурсы. Выявлено, что развитие критического мышления студентов зависит от индивидуальной траектории формирования характеристик данного вида мышления. Но степень развития рассмотренных характеристик тесно связана с индивидуальным познавательным стилем конкретной личности - как студент кодирует получаемую информацию, как ее перерабатывает, и какой стиль постановки проблемы является у него доминирующим. Проанализированы особенности кодирования информации студентами левополушарного и правополушарного типа, раскрыта специфика стилей переработки информации в контексте развития критического мышления. Рассмотрены негативные последствия абсолютного предпочтения какого-либо одного стиля мышления (в т. ч. и гипертрофированно-критического). Обосновано, что преподавателю вуза для расширения совокупности средств и способов эффективного развития критического мышления студентов необходимо в образовательном процессе осуществлять организацию взаимодополнения дуальных качеств и способностей, лежащих в основе индивидуальных познавательных стилей учащихся.
Скачать PDF

Критическое мышление преподавателя и студента: нейропедагогические условия развития

Макарова Л.Н.
В статье обоснованы и подробно раскрыты нейропедагогические условия развития критического мышления субъектов образовательного процесса в вузе. Они выделены на основе базовых положений нейропедагогики с учетом индивидуально типологических особенностей преподавателя вуза и анализа проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей. The article proves and discloses in details neuro-pedagogical conditions of critical thinking development of educational process subjects in high school. They are allocated on the basis of the basic positions of neuro-pedagogics with the account of individual typological characteristics of university teachers and analysis of problem areas of critical thinking of students majoring in the humanities.
Скачать PDF

Интегративно-ресурсный подход как ведущий методологический ориентир развития критического мышления п

Макарова Людмила Николаевна, Юрьева Марина Николаевна
Дано теоретико-методологическое обоснование принципов интегративно-ресурсного подхода, используемых для модернизации содержания понятия «критическое мышление преподавателя / студента» в контексте повышения качества современного высшего образования: многовариантной детерминации и развития, структурной целостности и комплексности, неисчезновения альтернатив, эргономичности, самосохранения, эффективного использования потенциала вузовской среды.
Скачать PDF

Специфика протекания процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления

Гудкова Марина Валерьевна
В статье представлено экспериментальное исследование взаимодействия процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления субъекта. Раскрыто понимание эффектов критического мышления как способа влияния на мыслительные процессы субъекта при решении им социальных проблем на примере эффекта контраста. Делаются выводы о закономерностях протекания мыслительных процессов, направленных на преодоление воздействий эффектов критического мышления.
Скачать PDF

Взаимосвязь критического мышления и психологического здоровья студентов высшей школы

Козлова Н.В., Щеглова Мария Сергеевна
Представлены результаты исследования взаимосвязи критического мышления и психологического здоровья студентов вузов. Исследование проводилось на основе оценки взаимосвязи критического мышления с показателями физического, психологического, экологического здоровья и с превентивными мерами. Результаты исследования показывают наличие взаимосвязи критического мышления с возрастом, полом, регулярными физическими нагрузками и превентивными мерами.
Скачать PDF

Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя и студента

Макарова Людмила Николаевна
В статье обоснованы и подробно раскрыты нейропедагогические условия развития критического мышления субъектов образовательного процесса в вузе. Они выделены на основе базовых положений нейропедагогики с учетом индивидуально типологических особенностей преподавателя вуза и анализа проблемных зон развития критического мышления студентов технического профиля и студентов гуманитарных специальностей. Первое условие осознание преподавателем и студентом необходимости учета данных нейропедагогической диагностики, связано с тем, что понимание личностью своих индивидуально-психологических различий позволяет ей эффективно использовать собственный потенциал для достижения максимального эффекта в развитии критического мышления и его использовании в профессиональной деятельности. Второе условие приоритет субъект-субъектных отношений, обеспечивающих взаимное индивидуальное развитие субъектов образовательного процесса и позволяющих рассматривать уровень развития критического мышления студентов как фактор изменения стиля преподавания педагога. Оно основывается на утверждении, что стиль преподавания, который использует педагог, может как способствовать, так и препятствовать взаимному индивидуальному развитию критического мышления преподавателя и студента. Третье условие активное использование в образовательном процессе образной визуализации учебной информации. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную), синтезировании целостной системы элементов знаний. Следующее нейропедагогическое условие определено с учетом взаимосвязи эмоциональности и повышения учебной активности студентов, эмоций и мышления, эмоций как показателей субъективных предпочтений при принятии решений: обеспечение оптимального эмоционального климата в учебном процессе, способствующего успешности деятельности преподавателя и студента с учетом специфики их познавательных процессов. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в ситуации давления, принуждения и угроз базовое положение для выделения пятого условия: активизация индивидуального творческого потенциала субъектов образовательного процесса посредством увеличения доли творческих форм и методов преподавания и обучения как важного фактора развития умений решения нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций и поиска альтернативных путей их решения.
Скачать PDF

Психологические основы формирования критического мышления

Исаханова М.Э.
В статье обсуждаются теоретические и психологические аспекты формирования критического мышления. Обсуждаются и пограничные основной теме сообщения вопросы проблемы мышления.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!