Критический период

Найдено 5 определений термина Критический период

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Критический период

Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родителями). Термин чаще всего используется в исследованиях по импринтингу, где считается, что молодые птенцы могут развивать привязанность к матери лишь в строго определенное время после появления на свет. В наши дни чаще используется термин «сенситивный период», указывающий на то, что многие организмы наиболее приспособлены к усвоению определенных вещей в определенное время, но эти периоды не имеют такого решающего значения, как считалось раньше.
Оцените определение:

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько часов после вылупления из яйца. Если импринтинг не происходит в критический период, он может больше никогда не произойти, и утка не будет развиваться нормально. См. сензитивный период.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Критический период

critical period). Единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Критический период

греч. krytike) - биологически детерминированный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Например, импринтинг (см.). Другой пример: возраст детей до 6 лет считается критическим, то есть оптимальным для освоения иностранного языка. Согласно имеющимся наблюдениям, способность к овладению языком, а, следовательно, речевым мышлением сохраняется у детей до 7-8 лет. В детской психиатрии критическим принято считать возраст, в котором особенно часто впервые возникают и/или наиболее ярко проявляется симптоматика того или иного психического и/или поведенческого нарушения. Заслуживает внимания то обстоятельство, что выявленные клиницистами критические периоды психического развития совпадают со сведениями о том, что именно в эти периоды значительно увеличивается масса головного мозга и количество образующих его нервных клеток. В детской психиатрии такими критическими периодами развития считаются: а) возраст до 0,5-1 года; б) возраст от 2 до 3х лет; в) возраст от 6 до 7 лет; г) возраст от 14 до 16 лет. При сборе и оценке анмнестических данных врачи-психиатры особенно пристально изучают сведения, относящиеся к критическим периодам развития.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Критический период

Определенный период развития человека или животного, во время которого визуальная депривация оказывает губительное влияние на формирование нормальной нейронной организации.

Источник: Р.Шиффер. Психология ощущений, глоссарий к книге, 2004 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Семья в ожидании ребенка: латентно-критический период

Зырянова Елена Васильевна, Цветкова Наталья Афанасьевна
Статья посвящена изучению супружеских отношений в период ожидания ребенка. Исследование было проведено на базе муниципальной женской консультации. Выявлено, что наиболее проблемными с позиции сохранения брака как такового и его гармоничности являются пары со стажем семейной жизни от 4 до 9 лет, когда сохраняющаяся ориентация мужей на патриархально-авторитарные отношения в семье не находит поддержки, равно как и устремления женщин на совместную деятельность и «любовь как дружбу», поскольку мужчины продолжают ожидать романтических сексуализированных отношений.
Скачать PDF

Особенности функционального состояния тревожных детей в критический период адаптации к образовательн

Полянская Н.В., Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М.
Установлено, что тревожность как устойчивая индивидуальная характеристика, является важным фактором, определяющим степень напряжения ФС при когнитивной деятельности различной степени сложности. В начальный период адаптации к образовательной среде у детей с высокой и низкой тревожностью относительно устойчивый уровень и периодичность динамики показателей эффективности когнитивной деятельности и вегетативных показателей активации ЦНС устанавливается в разное время. Сопоставление параметров ФС в условиях информационной нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей показало, что в первые недели учебного года тревожные первоклассники испытывают большее напряжение, чем их сверстники, отличающиеся низким уровнем тревожности. Вся совокупность полученных данных свидетельствует о том, что у тревожных детей на начальном этапе систематического обучения в школе реализация напряженной когнитивной деятельности достигается большей физиологической ценой.
Скачать PDF

Личностные новообразования критических периодов детства

Бершедова Л. И.
В статье рассматриваются личностные новообразования критических периодов детства в контексте понимания кризиса развития как преобразования отношений ребенка к предметному миру, к другим людям и к себе. Развитие новообразований в период кризиса определяется как переход от одного способа переживания ребенком среды к другому и как результат преобразования личности. Особым интегральным психологическим новообразованием применительно к ситуации кризиса рассматривается психологическая готовность. Обосновывается специфика кризисов 7 и 17 лет как кризисов, коренным образом меняющих жизнь ребенка, способ его существования. Предлагается центральное направление деятельности психолога с учетом специфических особенностей критических периодов детства.
Скачать PDF

Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развит

Литвиненко Н. В.
Новизна заявленной в статье проблемы заключается в исследовании динамических особенностей социально-психологической адаптации школьников на основе комплекса показателей, отражающих особенности социальной ситуации развития в период возрастных кризисов 7, 11-12 и 15 лет. Полученные в ходе исследования результаты доказывают необходимость изучения факторов социально-психологической адаптации школьников, обусловливающих закономерности протекания данного процесса в критические периоды развития.
Скачать PDF

К вопросу о личностных новообразованиях критических периодов детства

Бершедова Людмила Ивановна
В статье представлены результаты исследования личностных новообразований критических периодов детства; показано, что психологическая готовность детей к переходу на новый этап возрастного развития является интегральным личностным образованием, обусловленным характером протекания соответствующего критического периода; содержание психологической готовности детей к переходу отражает единство качественных преобразований в системе отношений ребенка к миру, окружающим людям и самому себе.
Скачать PDF

Адаптация школьников в критические периоды развития как предмет психолого-педагогического исследован

Литвиненко Н.В.
В статье раскрывается теоретическая и практическая значимость проблемы социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития, характеризующиеся резким изменением социальной ситуации развития и качественной перестройкой структуры адаптирующейся личности, и обосновывается собственная стратегия исследования заявленной проблемы.
Скачать PDF

Трансформации смысловой сферы подростков-беженцев, переживших критические жизненные ситуации в перио

Газдиева Ада Асламбековна
Скачать PDF

Проблемы исследования критических периодов в развитии зрелой личности в контексте целостного жизненн

Брехт Елена Александровна
Анализируются подходы отечественных и зарубежных психологов к исследованию критических периодов в развитии взрослого человека. Доказывается целесообразность исследования кризисов зрелой личности в контексте жизненного пути, понимаемого как развитие человека в течение жизни. Ставится вопрос о необходимости психологического обоснования возрастной периодизации индивидуальной жизни и выделения критических периодов жизненного пути, в связи с чем рассматривается проблема психологического времени и жизненных перспектив личности Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выяснение особенностей связи содержания жизненной перспективы, специфичной для данного возрастного периода, с переживанием личностного кризиса.
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖёН ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФ

Коротяева Ольга Александровна
Рассматривается влияние социально-экономических преобразований на психологические закономерности профессионального самоопределения жён военнослужащих. Раскрываются изменения в представлениях супругов о принципах построения взаимоотношений, происходящие на уровне массового сознания. Предлагается авторский подход к практическому решению проблем профессионального самоопределения жён военнослужащих
Скачать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап перехода из зависимого от других состояния в состояние зависимого от себя; 22-28 лет разрешение кризиса зависимости и адаптация к новому образу жизни.
Скачать PDF

О теме смерти в период расцвета жизни

Никулина Д.С., Шутова Л.В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: