Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов это что такое Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов: определение — Психология.НЭС
Общение в среде военнослужащих Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов: роль СМИ

Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов

Найдено 1 определение:

Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов

Термин «крупномасштабный критический инцидент» (ККИ) обобщает психотравмирующий характер оказываемых на людей ситуациями бедствий и катастроф. ККИ является причиной нарушения нормативного коридора жизненного пути человека и его окружающих. Эти нарушения могут иметь психофизиол. и психосоциальные формы и проявляются на личностном, групповом и обществ. уровне. Наиболее распространенные из них - боязнь, паника, тревожность, депрессия, нежелание жить на пострадавших территориях. ККИ развивается поэтапно, проходя предкритический, критический и посткритический этапы. Появлению термина ККИ предшествовал термин «критический инцидент» (КИ), к-рый впервые встречается во 2-й пол. 1990-х гг. в публикациях по психотравматологии. В США его использовали Эверли, Латин, Мичелл. В трактовке термина КИ исторически преобладала психиатрическая тенденция (Коген, Ахеарн). Однако за последние 20 лет в Латинской Америке сформировался психосоциальный подход у специалистов Бразилии (Aбреу, Хименес и др.), Коста-Рики (Калдерон), Mексики (Кампусано), Колумбии (Лима, Лозано, Нието), Aгргентины (Бениакар, Сантини, Лопес). Те же тенденции намечаются в США (Коген, Геррити, Флинн), Испании (Альварес, Беристаин, Реаль и др.), Великобритании (Уззель), Франции (Крок, Дутеау). Мировое сообщество сегодня старается активно и решительно оказывать помощь, направленную на преодоление стихийных бедствий, катастроф и прочих «необычных» ситуаций и событий, к-рые производят существенные перемены в экономике, экологии и человеческих отношениях. Люди, пострадавшие от таких инцидентов, лицом к лицу сталкиваются с трудными проблемами: мертвых, раненных, бездомных, голодных, безработицей и пр. В период ККИ возникают и развиваются самые разные психол. и социально-психол. реакции у пострадавших лиц, к-рые приобретают форму психотравмы, - но лишь 80 % пострадавших от последствий разл. ККИ возвращаются к норм. жизнедеятельности, черпая положительный опыт в семье, в школе или на работе. Восстановление благодаря этим факторам и фактору самовосстановления называют «пальто помощи». О. в период ККИ представляет собой сложный процесс, в рамках к-рого формируются и развиваются разные виды отношения и взаймодействия между пострадавшими людьми и их окружением. Оно включает в себя важные процессы обменa информацией и поэтому требует разработки единой стратегии взаимоотношений в условиях ККИ. Cуществуют опр. требования к процессу О., происходящего в условиях ККИ. Их делят на физич. (время, расписания, условия, место и т. д.) и технические (правила поведения и построения разных аспектов отношений социального работника и пострадавших). Здесь важен самоконтроль и знание, как взаимодействовать с разными экспертами и специалистами. Главное правило в это время: пострадавший никогда не должен быть один, не должен быть изолирован от своего окружения. Стратегия О. во время ККИ учитывает 3 осн. элемента: информационный, интерактивный и восприятие. При этом принимается во внимание тип или вид ККИ, его степень, частота происхождения и типичные последствия. В О. с пострадавшими нужно учитывать их культурный уровень, степень зрелости, наличие предварительной специальной подготовки, вид и масштаб потерь, уровень сложности последствий, а также историю сообщества, а именно: имело ли оно истор. опыт переживания подобных инцидентов. С учетом понимания ККИ и самого О. как процесса следует проработать конкретные задачи психол. поддержки на каждом из этапов. Осн. моментами в настоящее время считаются след.: 1. При оказании психол. помощи на предкритическом этапе ККИ важны: источники информации, планы предварительной тренировки, знание всех уровней доступа к информации, их пароли; понимание культурно-исторических аспектов ККИ; учет объектов максимального риска, а также их возможных последствий. Важно сделать прогнозы относительно субъективной общительности пострадавших с учетом обществ. мнения. 2. Во время ККИ оценивают его объективныe воздействия и последствия, всевозможные реакции психосоциального характера и пр. Важно выделить проявления героизма-лидерства-хитрости-боязни, паники-террора, ужаса-психич. боли и т. д. Необходимо предупреждать появление слухов и негативного влияния т.наз. «желто-сенсационной» пропаганды и уметь соотносить все элементы человеческого О. и адаптации. 3. После ККИ или в фазе восстановления (от 3 мес. до 2 лет после ККИ): важно содействовать адекватным человеческим реакциям. Нужно позаботиться о решении проблемы социальной идентификации, содействовать помощи и действиям необходимых организаций разного уровня. В этот период проводятся предварительно подготовленные программы и их корректировка, в частности, кризисные интервенции для создания адекватного понимания и сопротивления психотравмирующим факторам. Цель оказания психол. помощи и воздействия процессa О. в условиях ККИ направляется на то, чтобы быстро восстановить адекватную способность психосоциального взаимодействия потерпевших. Осн. принципы О. в условиях ККИ: принцип комплексности, индивидуальности, динамичности, длительности, преемственности. Психологи считают, что осн. навыками и умениями, к-рые должны иметь участники, общающиеся с пострадавшими в условиях ККИ, являются: умение установить контакт со всеми участниками независимо от уровня и специфики воздействия и последствия ККИ на каждого из них; подготовить мероприятия, связанные с физич. контактом, и проявить во время О. с пострадавшими эмпатию. Психологически важно позволить пострадавшим эмоциональную открытость и свободное выражение переживаний, поскольку потерпевшему важно рассказывать о том, что произошло с ним и что он чувствует и переживает. Особое внимание уделяется тем, у кого имеются потери близких или увечья. Нужно создать все необходимые условия для адекватного и эффективного О. с их родными, близкими и значимыми людьми. В ходе О. следует ориентировать их в возможном развитии событий, проинформировать о путях и способах поиска поддержки и помощи. Главное - настроить на реалистические мысли-образы-чyвства, способствовать оптимистическому взгляду на жизнь. О. с потерпевшими должно различаться в периоды их дезадаптации, адаптации и реадаптации. Адаптация позволяет человеку противостоять всем видам трудностей, вызванных ККИ: в этот период для него важны постоянный поиск информации и стремление к обучению выживать в подобных ситуациях. Дезадаптация связана с включением психол. механизмов защиты, и ее необходимо вовремя выявить, контролировать, прогнозировать и оказать соответствующую помощь пострадавшему. В процессе реадаптации пострадавшие раньше или позже испытывают потребность в восстановлении привычного для них состояния. Здесь выделяют психосоциальную реадапатацию, под к-рой понимают результат или продукт всех применяемых форм помощи пострадавшим от любого психотравмирующего события или ситуации, с целью получения необходимого снижения психич. расстройств (когнитивных, эмоциональных, волевых, поведенческих) и их социальных последствий. Выделены осн. формы и виды О. в условиях ККИ: а) непосредственное О. между людьми в каждой семье или иной группе, учреждении, сообществе. Здесь главное вербальное и невербальное О.; б) опосредованное О. между людьми в каждой семье-группе, учреждении, сообществе при помощи средств массовой информации, интернет, литературы, музыки, искусства и т. д.; в) спасательное О., когда индивид или его сообщество находятся в критических условиях, или его жизнь находится под риском или в условиях минимальной стабильности (О. в момент траура, скорби и проч. тяжелых жизненных обстоятельств). О. признается успешным (адекватным) и эффективным, если проявляется милосердие (эмпатия), признается взаимный авторитет каждого участника, или с помощью внушения и убеждения появляется надежда на помощь. В этом процессе важен феномен «первого впечатления», способствующий внушению веры. Для достижения эффективности психол. помощи и адекватного психологически грамотного О. в условиях ККИ важно быстрее пройти адекватный триаж (triage) - спецклассификацию и психол. подробную ориентацию; суметь профессионально и гуманно провести кризисные интервенции и прочие психосоциальные процедуры, к-рые учитывают специфику и индивидуальные особенности потерпевших и его окружения. Социальный работник должен уметь внимательно слушать, выявлять разрешаемые проблемы пострадавших, использовать психосоциальный потенциал каждого пострадавшего и его сообщества. Характеризовать пострадавшего нужно максимально объективно и гуманно подходить к нему с пониманием необходимости прохождения им процесса реадаптации. В этот процесс входит восстановление личностного смысла, самоконтроля и возвращение к обычному образу жизнедеятельности. Правильно организованное О. и учет социально-психол. аспектов ККИ могут помочь избежать обычные психосоциальные проявления дезадаптации и снять воздействие психотравмирующих факторов. Лит.: Лоренсо Р. А. Психологические основы международных реабилитационных программ для пострадавших от крупномасштабных инцидентов: Дис. … канд. психол. наук. Харьков, 2000; San Juan C. & Pol E. Doping with a threat to quality of life: the case of the Prestige-disaster. European Review of Applied Psychology, 2004; Mitchell J. T.; Everly G. S. Jr. Critical Incident Stress Debriefing (CISD). An Operations manual for the Prevention and Traumatic Stress Among Emergency services and Disaster Workers. Second Edition Revised by Chevron Publish. Co., Maryland, USA. 1997. Р. А. Лоренсо
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Общение в условиях крупномасштабных критических инцидентов — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Педагогические условия формирования опыта иноязычного профессионально-делового общения (на материале

Болгова Вера Владимировна
В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования опыта иноязычного профессионально-делового общения слушателей в рамках «Президентской программы». Опыт не статичная категория, опыт можно формировать и развивать под воздействием внешних и внутренних факторов. Нами выделен ряд педагогических условий, соблюдение которых способствует формированию высокого уровня опыта иноязычного профессионально-делового общения.
Скачать PDF

Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя и студента

Макарова Людмила Николаевна
В статье обоснованы и подробно раскрыты нейропедагогические условия развития критического мышления субъектов образовательного процесса в вузе. Они выделены на основе базовых положений нейропедагогики с учетом индивидуально типологических особенностей преподавателя вуза и анализа проблемных зон развития критического мышления студентов технического профиля и студентов гуманитарных специальностей. Первое условие осознание преподавателем и студентом необходимости учета данных нейропедагогической диагностики, связано с тем, что понимание личностью своих индивидуально-психологических различий позволяет ей эффективно использовать собственный потенциал для достижения максимального эффекта в развитии критического мышления и его использовании в профессиональной деятельности. Второе условие приоритет субъект-субъектных отношений, обеспечивающих взаимное индивидуальное развитие субъектов образовательного процесса и позволяющих рассматривать уровень развития критического мышления студентов как фактор изменения стиля преподавания педагога. Оно основывается на утверждении, что стиль преподавания, который использует педагог, может как способствовать, так и препятствовать взаимному индивидуальному развитию критического мышления преподавателя и студента. Третье условие активное использование в образовательном процессе образной визуализации учебной информации. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную), синтезировании целостной системы элементов знаний. Следующее нейропедагогическое условие определено с учетом взаимосвязи эмоциональности и повышения учебной активности студентов, эмоций и мышления, эмоций как показателей субъективных предпочтений при принятии решений: обеспечение оптимального эмоционального климата в учебном процессе, способствующего успешности деятельности преподавателя и студента с учетом специфики их познавательных процессов. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в ситуации давления, принуждения и угроз базовое положение для выделения пятого условия: активизация индивидуального творческого потенциала субъектов образовательного процесса посредством увеличения доли творческих форм и методов преподавания и обучения как важного фактора развития умений решения нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций и поиска альтернативных путей их решения.
Скачать PDF

Критическое мышление преподавателя и студента: нейропедагогические условия развития

Макарова Л.Н.
В статье обоснованы и подробно раскрыты нейропедагогические условия развития критического мышления субъектов образовательного процесса в вузе. Они выделены на основе базовых положений нейропедагогики с учетом индивидуально типологических особенностей преподавателя вуза и анализа проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей. The article proves and discloses in details neuro-pedagogical conditions of critical thinking development of educational process subjects in high school. They are allocated on the basis of the basic positions of neuro-pedagogics with the account of individual typological characteristics of university teachers and analysis of problem areas of critical thinking of students majoring in the humanities.
Скачать PDF

К вопросу об изучении деятельности спортсменов в вероятностных условиях

Дебердеев М.П.
Скачать PDF

Социология риска: принятие решений в условиях риска

Исмаилов Аскер Алиевич
Одной из актуальных проблем российского общества является проблема модернизации и связанная с нею проблема инноваций. Инновации, с одной стороны, являются необходимым условием модернизации и развития российского общества, а с другой они неизбежно сопряжены с рисками серьезных потерь. Поэтому в современном российском обществе непрерывно идет поиск таких форм управления, которые бы позволяли находить оптимальный баланс между рисками потерь, связанных с модернизацией, и рисками потерь в связи с отказами от нее.
Скачать PDF

Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсм

Монастырев Сергей Николаевич
Прогнозирование и предупреждение конфликтов в индивидуальных видах спорта невозможно без изучения личностных характеристик спортсменов. В статье дается анализ одной из таких характеристик, которой является локус контроля, позволяющий определять стратегии поведения спортсменов в условиях ролевого конфликта.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

К вопросу о девиантном поведении молодежи в условиях модернизации российского общества

Аймаутова Надежда Евгеньевна
Russia is experiencing a period of the system crisis and social disorganization of society nowadays. The deviant behavior of citizens increases at such periods. Phenomena of transgression and deviation have a specially strong effect on the youth. The sociological approach clarifies the roots of this phenomenon. It's very important to know how much young people know about the law, what they think about it, what the government does to bring up law-obedient citizens. The article is devoted to these problems.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Образ я как результат самопознания младших подростков, воспитывающихся в условиях интерната

Шерешкова Е. А.
В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Похожие термины: