КРЕАТИВНОСТЬ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КРЕАТИВНОСТЬ
особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

Креативность
способность человека генерировать новые или оригинальные идеи и точки зрения.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Креативность
Creativity). Характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Креативность
характеризуется склонностью к доминированию бессознательного — к проявлению форм неадаптивной активности («сверхнормативной»), в том числе творческой.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

Креативность
одна из общих способностей личности, состоящая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также — в потребности личности в этом.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

креативность
новаторство, рождающееся либо из синтеза влияний нескольких моделей, либо из наблюдения за единичной моделью, которая демонстрирует нетрадиционные стратегии решения проблем.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

КРЕАТИВНОСТЬ
, обозначает умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

КРЕАТИВНОСТЬ
способность, склонность человека к творческому мышлению, которое может проявляться в различных областях деятельности. К. обычно рассматривается как относительно независимый фактор одаренности человека. См. мышление творческое, одаренность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Креативность
способность к творчеству, преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления. Основные характеристики креативного мышления — оригинальность, обостренное восприятие недостатков, дисгармонии в логических построениях, семантическая и образная гибкость.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

КРЕАТИВНОСТЬ
Термин, используемый в специальной литературе практически в том же значении, как и в популярной, а именно для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. См. дивергентное мышление, инсайт (3, 4).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Креативность
лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) термин Дж. Гилфорда - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. К. измеряется по показателям продуктивности, подвижности, оригинальности решения тестов творческого мышления, разработанных П. Торренсом.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

Креативность
Психологическое понятие, определяющее предрасположение к творчеству. Она существует потенциально в каждом индивиде и в любом возрасте. Будучи тесно связанной с социокультуральной средой, эта естественная склонность нуждается в благоприятных условиях для реализации. Это качество личности может существенно измениться при развитии болезненных (невротических и психических) расстройств - в смысле усиления (маниакальных состояний) или ослабления (депрессивных состояний, деменции и пр.)

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

КРЕАТИВНОСТЬ
от латинского creativus, далее из creare – «творить» – способность к активному творчеству, представляющая собой устойчивую характеристику личности. К. взаимосвязана с высоким уровнем интеллекта, хотя слишком высокий уровень интеллекта ослабляет и препятствует К. Поэтому К. рассматривают как функцию личности, зависимую от комплекса её психологических свойств, но не сводимую только к интеллекту. К. и интеллект выступают важнейшими детерминаторами успешности осуществления любой деятельности, безусловно, и экстремальной в том числе, значимым компонентов которой является оценка возникшей ситуации и оперативное решение особенностей выполнения задачи даже в сложных условиях.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

КРЕАТИВНОСТЬ
(от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. - выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

КРЕАТИВНОСТЬ
способность к умственным преобразованиям и творчеству. К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание К. характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения К. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, К. рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами К. признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии. Рядом зарубежных исследователей К. связывается с личностными чертами.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Креативность
Словообразование. Происходит от лат. creatio - созидание.
Категория. Творческие способности индивида.
Специфика. Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.
Диагностика. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.
Формирование. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КРЕАТИВНОСТЬ
творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:
1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;
2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:
1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;
2) анализ мышления творческого и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр. С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Креативность
лат. creatio - созидание) – 1. способность к творчеству в разных его проявлениях, основанная на потребности в самоактуализации, на воображении и дивергентном мышлении. Природа креативности человека в достаточной мере не исследована, на этот счет существуют лишь гипотезы самого общего характера. Предполагается, что креативность детерминирована, в основном, генетическими факторами. Приблизительные синонимы: Изобретательность, Инсайт, Творческий потенциал; 2. в «западной психологии» (Криппнер, 2005) – «термин может использоваться для описания процесса создания чего-то нового в результате осознания пробелов в человеческом знании, четкого определения этих дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта». Помимо тестирования, по результатам которого выявить творческие возможности человека трудно, если это возможно вообще, обнадеживающие результаты при изучении креативности, указывает С.Криппнер, получены при помощи «естественных заданий» (сочинения стихов, сборки мозаики, решения стихийно возникающих задач и др.). Были выявлены и некоторые личностные характеристики «творческих людей», такие, как широта интересов, энергичность, тяготение к сложным задачам, независимость суждений, способность разрешать парадоксы, осознание себя как творческой личности, а также придание высокой ценности эстетическим качествам опыта. Все это – достаточно банальное, как бы само собою разумеющееся представление творческой активности, в нем трудно обнаружить следы того, что могло бы, наконец, помочь понять, когда, почему, откуда и каким именно образом возникает это едва ли самое главное начало самого существа природы человека. См. Бессознательное.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Креативность
(англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — системное (многомерное, многоуровневое) психическое образование, система общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей. К. проявляется в трансформации информационных процессов и конструктивных инновационных преобразованиях во всех сферах жизни (познании, мышлении, общении, профессиональной деятельности, в самосовершенствовании и т. д.). Структура К. включает в индивидуальных вариантах своеобразное и уникальное сочетание мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных, экзистенциальных, коммуникативных креативных качеств, а также компетенции. К. рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности. Проявляется на различных уровнях — неосознанном ориентировочно — приспособительном и сознательном, познавательно — преобразовательном и исследовательском, как в индивидуальной деятельности, так и в социально — ролевом плане. Учитывая то, что процесс творчества включает две разнонаправленные тенденции — созидание и разрушение (реконструкцию) стереотипов, творческое, креативное поведение индивида можно рассматривать как «созидательное разрушение».
Поле значений понятия «К.» шире понятия «творческий потенциал», так как феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы. Актуальная форма — реализованная (проявленная) К. «Творческая личность» — личность, реализующая свою К. в инновационных достижениях. «Творческие способности» (интеллектуальные, эстетические, коммуникативные и др.) — структурные компоненты К.
Инвариантная «формула» К. мотивация (творческая позиция) + интеллект (дивергентность, способность к преобразованиям) + эстетические параметры (формотворчество, перфекционизм, ассоциативность). Интегрируют структуру экзистенции (креативная модель мира). Мотивация «обеспечивает» творческий процесс энергетически. Интеллектуальные параметры «отвечают» за динамику творческих преобразований. Эстетические — качество результатов творчества. К. функционирует как единая целостная система. Развитие К. обусловлено как социальными (макро–мезо–микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры К., в частности, взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

КРЕАТИВНОСТЬ
от лат. creatio — созидание) — способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание К. характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения К. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, К. рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории К. Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров К.: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества проблем; 3) семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К.— выявление личностных качеств, с которыми она связана. К. является профессионально важным качеством для операторов-руководителей, операторов-исследователей (см. Типы операторской деятельности). Для диагностики К. могут использоваться батареи тестов Гилфорда (10 тестов на вербальную К. и 4 — на невербальную) и Торранса. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Для оценки уровня К. при использовании данной батареи используются три показателя: 1) легкость — быстрота выполнения задания; 2) гибкость — число переключений с одного класса объектов на другой в ходеопытов; 3) оригинальность, оцениваемая минимальной частотой данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

КРЕАТИВНОСТЬ
англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. Одаренность общая), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с т. зр. имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Важным этапом в изучении К. послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление (см. Интеллект). Большинство заданий в тестах на К. ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенного числа ответов; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.
П. Торренс (1974) определил К. как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение К. как процесса позволяет выявить структуру К. (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают К. в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.
Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. б. адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении (см. Гениальность, Талант).
Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями (см. Одаренные дети). Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избежание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. См. также Психология творчества. (Е. И. Щебланова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

КРЕАТИВНОСТЬ
КРЭАТЫЎНАСЦЬ / CREATIVITY (от англ. creativity– творчество, созидание, творческие способности)– способность к умственным преобразованиям и творчеству. К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) создает что-либо, не существовавшее прежде. Интерес к исследованию творчества, его компонентов, условий, результатов отражен в большом числе научных работ (С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, А. М. Матюшкин, Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Морозов, В. Н. Дружинин, С. С. Гольдентрихт, Т. В. Кудрявцев, В. Смит, К. Тейлор, Э. Торренс, Х. Трик, Г. Уоллес и др.). Понимание К. характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: К. как созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; как выход за пределы уже имеющихся знаний; как взаимодействие, ведущее к развитию; как метакогнитивное качество личности. Современные исследования склонны рассматривать К. как «способность создавать новые идеи, действия или продукты, соответствующие социокультурному контексту, в котором они находятся. … Под новизной подразумевается оригинальность (то, чего еще не было) и неожиданность, под соответствием– полезность, ценность, возможность становиться частью культуры, изменять или преображать области культурных знаний». В большом числе работ, посвященных К., можно обнаружить два основных подхода: во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости; во-вторых, К. рассматривается как способность человека, интегрирующая ряд характеристик. Продукт К. отличается новизной, ценностью, целесообразностью и пр. Основными характеристиками К. признаются оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии, чувствительность к противоречиям. Выделяют четыре предметные области К. (К. А. Торшина): креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда. В некоторых работах процессуальность К. подчеркивается особо. Например, Е. Торренс приравнивает К. к творческому мышлению, указывая на ее связь с процессом решения проблем. Он так описывает К.: чувствительность к проблемным ситуациям; поиск, выделение и формулирование проблемы; генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы; проверку этих гипотез; нахождение и формулирование решений; интерпретацию и популяризацию результатов. Ряд отечественных и зарубежных исследователей связывает К. не только с мышлением, интеллектуальными характеристиками, но и с личностными чертами. В исследовании К. самой распространенной в мире и общепризнанной методикой является тест Е. Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking– TTCT), содержащий вербальную и невербальную части («Необычное использование» и «Завершение рисунков»). Тест оценивает параметры К. Известен ряд его адаптаций и модификаций, среди русскоязычных наиболее часто используемый вариант предложен Е. Е. Туник (факультет психологии Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования). Еще один известный вариант адаптации методики принадлежит А. Н. Воронину (Институт психологии РАН), который исследовал невербальную К. на выборке менеджеров. Адаптация коснулась субтеста «Завершение рисунков», используется как краткий вариант теста Торренса. Тест Дж. Гилфорда создан на основе авторской модели структуры интеллекта и выделенных параметров К. (способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость как способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы; способность к анализу и синтезу). Тест оценивает беглость, гибкость, оригинальность, точность, часто применяется в сокращенном варианте как тест вербальной креативности Гилфорда в адаптации Е. И. Щеблановой и И. С. Авериной. Креативные тесты Ф. Вильямса (САР) предназначены для детей и подростков от 5 до 17 лет и состоят из трех частей: теста дивергентного (творческого) мышления, опросника личностных, творческих характеристик и оценочной шкалы Вильямса для учителей и родителей, направленной на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка. Опросник Дж. Рензулли предназначен для получения экспертной оценки педагогом различных сторон детской одаренности (способностей к обучению, мотивационно-личностных характеристик, творческих способностей (креативности), лидерских способностей). Опросник креативности Д. Джонсона, а также тест Х. Зиверта и тест К. Урбана в отечественных исследованиях К. используют достаточно редко (см. также Талант, Творчество). Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Креативность
creativity) В 1949 г. Дж. П. Гилфорд посвятил свое президентское обращение к Американской психол. ассоц. теме К., отметив, что анализ реферативных изданий показывает неутешительную картину: из 121 тыс. резюме статей по психологии только 186 касаются этой темы. С тех пор ситуация коренным образом изменилась; начиная с 1970 г. ежегодно в среднем появляется 250 диссертаций, статей и книг на эту тему. Целый ряд журналов подтверждает законность данной области исслед. (напр. Gifted Child Quarterly; Imagination, Cognition and Personality; Journal of Creative Behavio; Journal of Mental Imagery). Вместе с тем К. до сих пор не имеет сколько-нибудь точного определения в психологии, и потому попытки измерить К. вызвали бурную полемику. Различные об-ва создали совокупность терминов для описания видов деятельности, к-рые имеют сходство с тем, что зап. психол. тесты квалифицируют как проявление К. (или творчества). Первой гексаграммой (или гуа) китайской классической "Книги перемен" ("И-Цзин") яв-ся цянь, или "творческий принцип". Эта гексаграмма выражает креативное действие Источника всего сущего, к-рый заставляет "объекты принимать соотв. форму", и Великого человека, вступающего во взаимодействие с этими формами, когда приходит время. Этот творческий принцип вступает в действие, когда великие люди гармонизируют свой образ жизни с универсальным течением. Конфуций добавляет: "Действительно велика мощь Созидания: все сущее ведет от него свое начало; эта мощь пронизывает всю Вселенную". В большинстве восточных, африканских и традиционных индейских культур люди пользовались творческим воображением для обогащения и улучшения повседневной жизни; новые изобретения обычно считались даром божеств или духов, к-рые использовали людей в качестве каналов связи с обычным миром (эти представления чрезвычайно напоминают идею Скиннера о том, что созидатель ничего не добавляет к своему творению, а выступает лишь в роли локуса, через к-рый действуют средовые факторы). Вместе с тем в нек-рых из этих об-в чел., создавшего нечто необычное (напр., маску), могли обвинить в нарушении традиций. Талантливые ремесленники ценились везде, но истинные новаторы часто подвергались нападкам. В зап. цивилизации не все люди имели равные возможности для творческого самовыражения; в частности, не ценилось и не поощрялось творчество женщин, поэтому им трудно было развивать свои навыки (напр., логического мышления) или вести определенный, в частности уединенный, образ жизни, что часто необходимо для творчества. Слово "К." связано с понятием зарождения, или истока (origin itself) и соответственно с родственным термином "оригинальность" (originality). Одни психологи полагают, что продукты творчества непременно должны иметь некую соц. ценность или получить одобрение др. людей, в то время как другие предпочитают концентрировать внимание на процессе создания таких продуктов. Предпринимаются тж попытки определить К. как уникальное достижение, способность или атрибут человека или нек-рой общности людей. Каждое из этих определений подразумевает существование уровней достижения, полезности или оригинальности, предполагая, что одни люди, группы, процессы или объекты могут быть более творческими, чем др. Т. о., с позиций зап. психологии термин "К." может использоваться для описания процесса создания чего-то нового в результате осознания пробелов в челов. знании, четкого определения этих дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта. Попытки измерить степень К. привели к разработке тестов и оценочных шкал дивергентного мышления, творческого мышления, творческого восприятия и творческой деятельности. Для выявления творческих личностей стали применяться биографические опросники. Любой из этих подходов может быть использован для выявления лиц с высоким творческим потенциалом с целью предложить им специальное обучение. В США действуют специальные программы, причем нек-рые из них в масштабе всей страны. Вместе с тем эти методы оценки К. неоднократно подвергались критике в отношении содержательной и конструктной валидности и надежности соотв. тестов и шкал, ясности их инструкций и их применимости к разным популяциям, полноты оценки, а тж зависимости получаемых рез-тов от ситуационных и контекстуальных факторов. Обнадеживающие рез-ты получены при оценке уровня и/или типа К. при помощи естественных заданий, напр. сочинения стихов или коротких рассказов, сборки мозаики или решения стихийно возникающих задач. Несмотря на все свои недостатки, тесты К. широко используются в исследовательских проектах. Баррон и Херрингтон подсчитали, что в 70 исслед. были выявлены положительные, статистически значимые связи "между показателями дивергентного мышления по различным тестам и приемлемыми нетестовыми проявлениями творческой деятельности". Вместе с тем в нек-рых исслед. тестовые показатели К. не коррелировали значимо с творческим поведением или творческими достижениями, что говорит о важности выявления релевантных творческих способностей в каждой профессиональной области и подборе соотв. тестов для их измерения. В когнитивных исслед. идентифицированы такие качества творческого мышления, как придание значения расширенным рабочим совещаниям, разнообразная "игра" с идеями, использование нестандартных стратегий, анализ парадоксальных элементов проблем, переключение с общего на частное и обратно. Были тж выявлены нек-рые общие личностные характеристики творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам опыта, широта интересов, энергичность, тяготение к сложным задачам, независимость суждений, автономность, интуиция, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные или конфликтующие элементы в Я-концепции, твердое осознание себя как творческой личности. Помимо этого более развитые творческие способности имеют первенцы в семье и дети, рано потерявшие родителей. Эти обстоятельства, по-видимому, приводят к "интенсивно переживаемому детству", часто связываемому с последующими творческими достижениями. Группы творческих людей сильно различаются по ряду др. показателей, в частности, у писателей и их близких родственников чаще обычного встречаются аффективные расстройства, тогда как ученые-исследователи растут "интеллектуальными бунтарями" и склонны разрывать близкие связи с родительской семьей в период отрочества-юности. Программы обучения творчеству исходят из предположения, что творческую деятельность можно существенно усилить. Это допущение не получает всеобщей поддержки у психологов, придающих решающее значение биолог. детерминантам и научению в раннем детстве. Авторы нек-рых подходов к развитию К. признают, что за короткое время нельзя сколько-нибудь существенно повлиять на важные для творчества навыки и умения, т. к. эти составляющие творческой деятельности включают в себя такие элементы, как знание предмета, технические навыки, когнитивный и рабочий стили. В рез-те эти программы придают особое значение мотивации на задачу (посредством моделирования, фантазирования, поощрения самостоятельного выбора, безоценочности и др.), чтобы дать возможность чел. выразить свои способности, не подрывая веру в них. Нек-рые авторы таких программ занимают более оптимистическую позицию в отношении повышения К., делая ставку на когнитивные, а не социально-психологические методы. Напр., программы мозгового штурма делают упор на отсрочку суждения, синектика стимулирует творческую активность путем обучения развивать аналогии, программы решения творческих задач учат людей генерировать нестандартные идеи, используя такие методики, как объединение двух или большего числа несочетаемых понятий. Нек-рые программы для школьников, напр. Purdue creativity training program и Productive training program, оказались эффективными в том, что касается повышения показателей по стандартным тестам К. В дальнейшем предстоит выявить генетические маркеры творческой деятельности, свести воедино данные исслед. личностных и когнитивных особенностей творческих людей, оценить роль измененных состояний сознания в творческом мышлении, определить роль безумия в блокировании или, наоборот, облегчении творческого выражения, идентифицировать семейные и школьные факторы, способствующие воспитанию творческих личностей. В мире существует множество соц., экономических и экологических проблем, требующих творческого подхода, что говорит о значимости этой области психологии и востребованности труда психологов, посвятивших себя изучению творческого принципа "И-Цзин" и его проявлениям в челов. жизни. См. также Абстрактный интеллект, Морфология искусства, Человеческие факторы, "Мягкий" детерминизм, Бессознательные умозаключения С. Криппнер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
271.29 кб

Креативность в системе личностных ресурсов одаренных старшеклассников

Бобров А. Н., Власова О. Г.
Читать PDF
61.50 кб

креативность и творчество в педагогической деятельности

Нечаева Т. А.
Читать PDF
188.01 кб

Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества

Челомбицкая Марина Петровна
Рассматриваются философские аспекты проблемы самореализации личности как концепции развития человека в современных условиях общества, предполагающей максимально эффективное использование индивидом креативных возможностей его лично
Читать PDF
155.22 кб

Социальная креативность личности: психологическая структура

Ильиных Анастасия Евгеньевна
В статье сделана попытка изучения социальной креативности как комплексного качества личности, позволяющего находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия.
Читать PDF
287.62 кб

Креативность как ресурс личностно-профессионального саморазвития субъекта

Минюрова Светлана Алигарьевна
В статье обосновывается понимание креативности как ресурса личностно-профессионального саморазвития субъекта, который способствует обретению профессиональной аутентичности на стадии стабильной профессиональной деятельности.
Читать PDF
5.44 мб

Креативность как важнейшая характеристика профессионализма в инновационной деятельности

О.Б. Михайлова
Читать PDF
1.58 мб

Креативность как один из показателей преуспевающей личности

Вайберт М.И.
В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала личности менеджеров.
Читать PDF
767.38 кб

Креативность как ресурс социально-психологической адаптации в профессиональной деятельности

Литвинова Н.Ю.
Читать PDF
113.67 кб

Общительность и креативность как критерии адаптированности личности

Шальнева Ирина Константиновна, Дузькрятченко Анна Викторовна
В работе анализируются особенности общительности у студентов с различным уровнем креативности как критериев адаптированности личности.
Читать PDF
96.79 кб

Влияние развивающей креативность программы на формирование структур интегральной индивидуальности ст

Ковальская Елена Викторовна
В статье представлено исследование индивидуальности студентов, занимающихся по программе развивающей креативность. Рассматривается влияние креативности на развитие структур интегральной индивидуальности.
Читать PDF
110.99 кб

Личностная креативность и мотивация достижения, как компоненты готовности к риску

Кленова Милена Александровна
В статье рассматриваются основные проблемы, касающиеся изучения склонности и готовности к риску с учетом личностной креативности и мотивации достижения испытуемых.
Читать PDF
72.46 кб

Социальная креативность в ситуациях риска

Голованова Анна Анатольевна
В этой статье рассматриваются некоторые психологические факторы, способствующие рискованному поведению. Особое место среди них занимает социальная креативность и индивидуально-психологические качества креативной личности.
Читать PDF
170.84 кб

Символичность и креативность как тенденции в современной массовой культуре (на примере архитектуры и

Ковалева Е. А.
Читать PDF
377.87 кб

Креативность в стоматологии

Титова М.В.
Читать PDF
99.04 кб

Креативность высшего образования

Шадже Асиет Юсуфовна

Похожие термины:

  • Коммуникативная креативность

    способность к адаптивной оптими¬зации собственного коммуникативного поведения по отношению к изме¬няющимся ситуациям общения и деятельности (Цуканова Е.В.). Коммуникативная креативность обнару
  • ПЕРВИЧНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

    PRIMARY CREATIVITY)Термин, обозначающий наиболее ранние проявления и первичные источники творческих способностей ребенка. Первичная креативность отражает принципиальную возможность ребенка творчески
  • Эмоциональная креативность

    эмоционально-креативное свойство личности, которое в комплексе с другими креативными свойствами (мотивационными, интеллектуальными, эстетическими, экзистенциальными) определяет творческую сти
  • Социальная креативность

    способность личности к восприятию, пониманию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в современном мире. Понятие «С.к.» появилось в науке относительно недавно и потому само это явлени
  • Визуальная креативность

    (лат. visualis — зрительный) — творческая способность личности к восприятию, преобразованию и созиданию визуальной информации, созданию новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку. (Барышева Т.
  • Цветок лотоса (техника креативного мышления)

    автор техники креативного мышления — Ясуо Мацумуро (Япония). Техника разработана на основе ассоциативной стратегии Т. С. Элиота. Стратегия состоит в том, чтобы начать с основной проблемы (темы), раз
  • Креативное мышление

    creative thinking). Процесс установления новых связей между идеями или событиями, на первый взгляд несвязанными.
  • Я КРЕАТИВНОЕ (Я ТВОРЧЕСКОЕ)

    (в теории личности А. Адлера)-первичный источник поведения, внутреннее стремление человека к совершенствованию, которое придает определенный смысл его жизни. Я к. также означает способность челов
  • Креативное отношение

    «эмоциональный взгляд» на окружающий мир с позиции творчества. Как и другие отношения личности, отражает прежде всего поисково–преобразовательную сущность и потребность личности. Отношение про
  • Бред креативности

    лат. creatio – созидание) - общее название для всех видов бреда, при которых пациенты осуществляют и иногда тем или иным образом распространяют свои мнимые научные открытия, изобретения, социальные ре
  • Меры креативности

    creativity measures) Креативность (творчество) - это область когнитивного функционирования, играющая важную роль в широком разнообразии решаемых человеком задач, причем не только в области иск-ва, но также
  • ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ

    средство диагностики способностей творческих индивида. Представляет собой списки ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характерных для творческих личностей. Опросники могут адресоваться
  • ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ

    от лат. creatio - сотворение, создание) - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.
  • Эмпатия в структуре креативности

    предположения о взаимосвязи процессов эмпатии и творчества впервые сформулированы в работах А. Валлона, Е. Я. Басина, К. Роджерса. В дальнейшем гипотеза получила подтверждение в экспериментальных
  • Художественные факторы развития креативности

    к ним относятся: 1. Полифункциональность искусства. Выделяют: социально–преобразующую, эстетическую, эвристическую, художественно–концептуальную, прогностическую, суггестивную, гедонистическу
  • Компетентность в структуре креативности

    в психолого–педагогическом контексте понятие «компетентность» не имеет однозначного толкования, прежде всего в виду сложности данной категории как отражения личностных качеств, моделей поведе
  • Концепция креативности Дж. Гилфорда и Е. П. Торранса

    основанием концепции явилась разработанная Дж. Гилфордом кубическая модель структуры интеллекта. Он указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций — конвергенцией
  • Модель креативности в системе нейро–лингвистического программирования (НЛП)

    одна из современных моделей креативности разработанна на принципах и понятиях нейролингвистического программирования (Дж. Гриндер, Р. Бэнтлер, Р. Дилтс и др.). Ключевые понятия: модель мира, иннова
  • Социальные факторы развития креативности

    развитие креативности в социуме обусловлено макро–мезо–микро–факторами. Амплитуда влияния каждого фактора носит вероятностный характер. Макросоциум (общество, культура, СМИ, принадлежность к