Художественные факторы развития креативности

Найдено 1 определение
Художественные факторы развития креативности
к ним относятся:
1. Полифункциональность искусства. Выделяют: социально–преобразующую, эстетическую, эвристическую, художественно–концептуальную, прогностическую, суггестивную, гедонистическую, терапевтическую, мотивационную функции художественного творчества. Искусство, по словам Л. С. Выготского, действует как «землетрясение», «расчищает дорогу» для самосовершенствования.
2. Интерогенность. Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев относят искусство к интерогенному типу деятельности, т. е. к деятельности, направленной на изменение субъекта. Сфера позитивного влияния искусства — весь спектр параметров личности: мотивация, эмоциональные, эстетические, интеллектуальные, экзистенциальные, коммуникативные свойства.
3. Многоплановость содержания, многообразие «моделей мира», воплощенных в художественных системах. Искусство затрагивает и моделирует весь спектр социальных отношений: внутренний мир человека, динамику социальных процессов, фиксирует специфику социокультурной ситуации конкретной страны, национальные и индивидуальные особенности. Вся история художественной культуры представляет собой эволюционную смену стереотипов и картин мира. Каждое направление в искусстве — это своего рода философия бытия, новое мировоззрение. Искусство обогащает экзистенциальный мир ребенка.
4. Приоритет индивидуальности. Основными критериями оценки результатов художественного творчества являются категории — новизна, оригинальность, уникальность. Художественная деятельность лишена фонда жестких стандартов. Семантика художественного текста — многозначна, художественно–творческая деятельность предполагает свободу интерпретаций и индивидуальных проявлений ребенка.
5. Творчество, свобода преобразований. Сам процесс творчества в искусстве трактуется как преобразование наблюдений, впечатлений, фактов действительности и создание новой, художественной реальности. Автор перерабатывает жизненный опыт и строит новую реальность — «художественный мир». Освоение разнообразных способов преобразования художественного материала позволяет ребенку увидеть неочевидное в привычном, открыть новые возможности «соединения материи», неожиданные качества явлений, оригинальные сочетания и, в конечном итоге, овладеть универсальными «технологиями» творческой деятельности.
6. Эмоционально–экспрессивная доминанта. В искусстве эмоции как явления психики и эмоциональность как свойство личности занимают особое место. Это определяется спецификой искусства, которое, по словам С. Моэма, является «манифестацией чувств». Эмоциональный мир человека смоделирован в искусстве во всем богатстве, динамике и многообразии. Искусство — уникальная история, «энциклопедия» человеческих отношений. Таким образом, общение ребенка с искусством открывает перед ним возможности духовного сотворчества, постижения сложнейших процессов духовной жизни.
7. Потенциальная возможность трансцендентного переживания. В момент переживания художественного смысла произведения искусства человек испытывает катарсис и выходит
на новый виток развития благодаря включению нового духовного опыта в свой экзистенциальный мир. Это происходит благодаря аналогичности и резонантности семантики художественного языка и семантики бессознательных структур человека.
8. Коммуникативная направленность. Коммуникативная функция получает специфическое отражение в структуре художественного текста и имеет «собственные средства кодирования». Художественная коммуникация разворачивается как творческое общение, смысл которого — «обратная связь», «эмоционально–смысловое сотворчество». Кроме этого, восприятие искусства предоставляет ребенку возможность «услышать самого себя». (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014