Креативное мышление

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Креативное мышление
creative thinking). Процесс установления новых связей между идеями или событиями, на первый взгляд несвязанными.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Мышление креативное
(творческое) / Мысленне крэатиыўнае (творчае) / Creative thinking. Существующие в науке подходы к этому вопросу определяют творческое М. либо через результат (продукт) М., либо через перечисление особенностей мыслительного процесса. Наиболее популярным примером первого подхода является определение, предложенное Г. Линдсеем, К. С. Халлом, Р. Ф. Томпсоном: «Творческое мышление– мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи». Однако для анализа самого М. такое определение ничего не дает, и авторы дополнили его сравнением с критическим М. По их мнению, критическое М. представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое М. направлено на создание новых идей, критическое– выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида М., хотя используются они раздельно: творческое М. является помехой для критического, и наоборот. Другие сторонники этого подхода сравнивают творческое М. с репродуктивным– М. на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. В этом случае творческое М. признается отличающимся от процессов применения готовых знаний и умений и отождествляется с продуктивным. Наиболее известным примером второго подхода к определению творческого М. является определение Дж. Гилфорда. Он считал, что «творческость» М. связана с доминированием в нем четырех особенностей. Это: 1) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; 2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; 3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. В дальнейшем психологи не раз составляли подобные списки. Уже П. Торранс предложил в качестве критериев творческого М. следующие: 1) беглость– этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий; 2) гибкость– этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому; 3) оригинальность– этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных; 4) разработанность– способность детально разрабатывать возникшие идеи; 5) сопротивление замыканию– это способность не следовать стереотипам и длительное время оставаться открытым для разнообразной поступающей информации при решении проблем; 6) абстрактность названия– это понимание сути проблемы того, что действительно существенно, процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму. Многие ученые сомневаются в необходимости выделения творческого М. в отдельную категорию. С. Д. Смирнов отметил, что «разделение мышления на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе… “Творческое”, или “продуктивное”, мышление является устойчивым словосочетанием для обозначения мыслительных актов, в которых порождающая, генеративная сторона имеет как бы больший удельный вес, доминирует над исполнительной и контрольной частями по своей значимости». Т. е. мыслительная деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и является творческим, или комбинирующим, поведением. Мозг не только сохраняет и воспроизводит наш прежний опыт, он также комбинирует, творчески перерабатывает и создает из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Кроме того, при специальном анализе творческого М. исчезает один из основных критериев творчества– ценность полученного результата не только для данного человека, но и для других. Если человек открыл нечто новое для себя, но уже известное другим, это не означает, что процесс М. не был творческим. Поэтому многие исследователи считают творческое М. высшей формой М. Признаками (показателями) творческого М. в этом случае являются следующие: 1) получение субъективно нового результата, нового продукта; 2) субъективная новизна процесса получения известного продукта; 3) невозможность получения нового продукта случайно, путем простого неэвристического перебора, простым логическим выводом или действиями по алгоритму; 4) преодоление логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению; 5) связь не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; 6) наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения; 7) устойчивая и длительная или более кратковременная, но очень сильная мотивация.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.61 кб

Креативность мифологического мышления

Борко Татьяна Иосифовна
Статья посвящена специфике человеческого мышления на разных исторических стадиях существования.
Читать PDF
236.11 кб

Формирование креативного мышления молодежи

Хашаева А. Б.
В настоящее время молодые люди России в большей степени стремятся быть креативными(творческими), создавать новые идеи в различных областях человеческой деятельности.
Читать PDF
1.77 мб

О проблемах исследования креативного мышления

Баранова Л. В.
Читать PDF
837.83 кб

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Ремезова А.С.
В статье определяется значимость формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров вузов культуры. Даются примеры его формирования.
Читать PDF
380.42 кб

Креативное мышление: основные направления исследования

Боровинская Дарья Николаевна
Определены онтологические и эпистемологические основания в исследовании креативного мышления на современном этапе развития научного знания.
Читать PDF
379.07 кб

Особенности селекции информации при креативном мышлении

Разумникова Ольга Михайловна
Выполнен анализ частотно-пространственной организации активности коры головного мозга при креативном мышлении и проведено ее сопоставление с функциями систем внимания.
Читать PDF
184.26 кб

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рындак Валентина Григорьевна, Москвина Альфия Валеевна, Лабзина Полина Глебовна
Обоснована необходимость развития у будущих инженеров креативного мышления на основе работы с профессионально ориентированной литературой на иностранном языке, что осуществляется посредством определенных педагогических средств и т
Читать PDF
126.28 кб

Воображение как фактор креативного (творческого) мышления

Тимонов М. А., Тимонова Е. М.
В статье показана связь воображения и творческого мышления. Благодаря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результат труда.
Читать PDF
368.01 кб

Креативность мышления как элемент информационной культуры

Овчинникова К.Р.
Читать PDF
1.61 мб

Дизайн - мышление как средство развития креативности учащихся

Кротова Анастасия Сергеевна, Баркова Анастасия Алексеевна
В статье рассматривается дизайн мышление, как средство развития творческого потенциала учащихся. Авторы рассматривают поэтапное использование дизайн мышления в рамках урока
Читать PDF
181.14 кб

Особенности образного креативного мышления в юношеском возрасте

Баранова Л. В.
различных специальностей. В ходе исследований было выявлено, что в мышлении креативных студентов интуиция выступает как самостоятельный высокозначимый компонент.
Читать PDF
375.96 кб

Решение логических задач как способ развития креативного мышления

Нефедьева Марина Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы развития креативного мышления через решение логических задач. Предполагается, что процесс должен быть системным от простых задач к сложным.
Читать PDF
1,001.26 кб

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Печенежская Валентина Николаевна
В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении русскому языку и литературе.
Читать PDF
522.63 кб

Развитость креативного мышления в структуре музыкальной одаренности

Гетманенко Анастасия Олеговна
Статья посвящена проблеме структуры детской музыкальной одаренности. Особое внимание уделяется креативности как одному из элементов музыкальной одаренности, представляющему ее творческий компонент.
Читать PDF
1.46 мб

Развитие креативного мышления учащихся на уроках химии в средней школе

Климакова Валентина Валерьевна
В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении химии в средней школе. Приводятся варианты заданий, которые могут использоваться на современных уроках химии.

Похожие термины:

  • Цветок лотоса (техника креативного мышления)

    автор техники креативного мышления — Ясуо Мацумуро (Япония). Техника разработана на основе ассоциативной стратегии Т. С. Элиота. Стратегия состоит в том, чтобы начать с основной проблемы (темы), раз