Модель креативности в системе нейро–лингвистического программирования (НЛП)

Найдено 1 определение
Модель креативности в системе нейро–лингвистического программирования (НЛП)
одна из современных моделей креативности разработанна на принципах и понятиях нейролингвистического программирования (Дж. Гриндер, Р. Бэнтлер, Р. Дилтс и др.). Ключевые понятия: модель мира, инновации, креативный процесс, креативное состояние, мечтатель, реалист, критик, синестезия, символизация, метафора, дополнение, перенос, координация. НЛП интегрирует три различные научные области — неврологию, лингвистику, когнитологию, а также принципы компьютерного программирования и теорию систем. Креативность с позиции НЛП — многоуровневый, естественный, непрерывный процесс, который на протяжении истории человечества являлся решающим фактором выживания и успеха. По существу креативность есть «управление переменами и одновременно инициируется переменами и приводит к ним». Креативность — результат неосознаваемых процессов, которые ведут к инсайту, а также осознаваемых процессов, которые требуют пошаговых действий и усилий. Согласно НЛП, творчество является результатом выполнения нервной системой определенных программ. Креативность есть функция восприятия мира, результат расширения и обогащения восприятия, интерпретации событий и гибкости когнитивных процессов. В основе карты мира человека лежит сенсорный опыт, информация, полученная органами чувств (зрение, слух и т д.). Человек постоянно связывает сенсорные репрезентации, чтобы с их помощью строить и обновлять карты реальности. Базовое предположение НЛП — чем шире и богаче карта мира человека, тем больше возможностей для творчества. Основными типами креативности, по НЛП, являются инновации, открытие и изобретение. Структура креативного процесса определяется взаимодействием между когнитивными картами и поведенческими паттернами. Творческий процесс состоит из трех фаз — «Мечтатель» (ЦЕЛЬ), «Деятель» (ДЕЙСТВИЕ), «Критик» (РЕЗУЛЬТАТ). Эти фазы универсальны. Но вместе с тем, в теории НЛП утверждается, что одного единственного способа проявлять креативность не существует. Напротив, есть множество индивидуальных стратегий креативности. Например, А. Эйнштейн крайне редко прибегал к словам или математике при создании теории относительности, а в первую очередь использовал визуальные стратегии и именно этому типу мышления, по утверждению А. Эйнштейна, обязан всеми своими открытиями. В сферу изучения НЛП входит не только широкий спектр категорий продуктивных для теории креативности, но сделана попытка смоде лировать эффективные стратегии развития и управления креативностью. Система повышения эффективности и управления включает: актуализацию креативных состояний (физиологических и психологических), синестезию (использование различных сенсорных модальностей), символизацию и метафоры и три ключевых процесса: дополнение (Что я могу усовершенствовать?), перенос эффективной стратегии в другой контекст и координацию (Каким образом можно скоординировать собственный стиль креативности со стилем другого человека?). К уровням креативности в теории НЛП относят:
– идентификацию (Кто я сам? — миссия, самосознание);
– ценности, значения, систему убеждений (Почему? — мотивация);
– стратегии, состояния, возможности (Как?); – конкретные поведенческие проявления (Что?); – внешние факторы (Где? Когда?).
Креативный процесс эффективен, если получает поддержку на всех уровнях. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014